ТК "Отрабатываем разбор слова по составу"

  • docx
  • 23.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТК Отрабатываем разбор слова по составу 4 класс.docx

Технологическая карта урока русского языка в 4 «В» классе

Учитель: Булавина Эдуарда Ильмуратовна

Учебник: Русский язык 4 класс, автор В.П. Канакина

1. Тема урока: «Отрабатываем разбор слова по составу»

2. Цель урока: совершенствование умения безошибочно выполнять разбор слова по составу.

3. Задачи урока:

  • Обучающая: закрепить умение отличать приставки и суффиксы от других частей слова; отработать алгоритм морфемного разбора на практике.
  • Развивающая: развивать внимание, языковую догадку, аналитическое мышление; формировать умение работать в паре и группе по заданным правилам, проводить само- и взаимоконтроль.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к языку как к системе, культуру учебного труда, взаимное уважение и умение сотрудничать.

4. Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся уверенно выделять в словах приставки и суффиксы, применяя алгоритм разбора; безошибочно записывать текст, применяя правила орфографии.
  • Метапредметные:
    • Познавательные: анализировать слова с целью выделения морфем, устанавливать причинно-следственные связи.
    • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять само- и взаимоконтроль.
    • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Личностные: формирование мотивации к обучению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Оборудование: Учебник, интерактивная доска/проектор, карточки с заданиями, листы А4, маркеры, документ-камера, магнитная доска, фигурка пчёлки Фони, «замки» из бумаги, таблички с шагами алгоритма.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Освобождение «Пчёлки Фони»

1. Орг. момент. Создание проблемной ситуации.

Слово учителя: «Добрый день, уважаемые гости. Ребята, прошу проверить ваше рабочее место. Ребята, посмотрите на доску. Нашу помощницу пчёлку Фоню запутали в сети сложных слов! Она не может выбраться, пока мы не докажем, что умеем видеть состав слов. Каждое верно выполненное задание будет освобождать Фоню от одной ленты. Сможем ли мы помочь Фоне к концу урока?»
Обращает внимание на слова-ловушки на доске (школьный, порадовать). «Из каких значимых частей состоят эти слова? Сегодня мы будем экспертами, которые виртуозно разбирают любое слово на части! И спасём Фоню!»

Включаются в диалог, демонстрируют готовность к уроку. Высказывают предположения о составе слов школьный и порадовать. Определяют тему и цель урока.

Регулятивные: принятие и удержание учебной задачи.
Коммуникативные: умение слушать.

Мотивационный этап. Персонаж представлен, цель ясна.

2. Актуализация знаний. Пробное учебное действие.

«Чтобы открыть первый замок, давайте вспомним наш главный инструмент — алгоритм разбора слова по составу. Однако он рассыпался! Ваша задача — восстановить его».
Инструкция: «Первая группа выходит к доске и расставляет этапы алгоритма в правильной последовательности. Остальные работают с Карточкой №1, чтобы проверить свою бдительность».
После выполнения: «Справились? Где возникли сложности? (например, слова чеснокналим)».

Группа у доски коллективно восстанавливает последовательность алгоритма.
Остальные учащиеся индивидуально выполняют задание на карточке. Фиксируют вопросы.

Познавательные: анализ, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: контроль и коррекция.

Открыт 1-й замок! За верное восстановление алгоритма и активную работу.

3. Открытие нового знания. Групповая работа.

«Чтобы Фоне, нам нужна работа настоящих исследователей языка! Объединитесь в группы. Ваша задача: проанализировать текст (упр. 95), Будьте готовы доказать свой выбор!»
Координирует работу, оказывает консультативную помощь.

Объединяются в группы, распределяют роли. Совместно разбирают слова, доказывают выбор друг другу, оформляют результаты на листе А4. Готовят краткое выступление.

Коммуникативные: умение договариваться, приходить к общему решению.
Познавательные: анализ языкового материала.

Открыт 2-й замок! За слаженную работу и правильное выполнение задания в группах.

4. Физкультминутка «Части слова»

«Фоня предлагает нам немного отдохнуть! Встаньте возле своих парт. Я буду называть части слова, а вы в паре с соседом по плечу выполняете движения, показывая часть слова:
Корень — приседаем, крепко стоим на месте.
Приставка — шаг вперёд, вытягиваем руки.
Суффикс — поднимаем руки вверх, изображая крышу дома.
Окончание —показываем квадрат руками.
Молодцы!

Учащиеся выполняют движения, повторяя за учителем, оставаясь на своих местах.

Личностные: снятие мышечного напряжения.
Познавательные: кинестетическое закрепление состава слова.

Открыт 3-й замок! За активное участие и точность.

5. Закрепление. Самостоятельная работа и взаимопроверка.

«Теперь каждый проведет самостоятельное исследование. Возьмите текст из упр. 95. Вставьте пропущенные буквы и выделите приставки в глаголах».
После выполнения: «Проведем взаимопроверку в парах. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу по эталону (на экране). Карандашом на полях поставьте «+» за верно выполненное задание».

Самостоятельно работают с текстом. Обмениваются тетрадями, проверяют работу товарища по эталону, тактично исправляют ошибки. Одна группа объясняет разбор 2-3 сложных слов.

Регулятивные: самоконтроль и коррекция.
Коммуникативные: умение адекватно оценивать работу одноклассников.

Открыт 4-й замок! За успешную самостоятельную работу и честную проверку.

6. Итог. Рефлексия. Домашнее задание.

«Наша миссия выполнена! Все замки открыты, и пчёлка Фоня свободна и благодарит вас!

Видео с пчёлкой Фоней.

Давайте подведем итоги.

Комментирует и хвалит работу класса.

Озвучивает отметки за урок.

Объясняет домашнее задание.

Выбирают подходящий смайлик, показывают учителю. Аргументируют свой выбор (1-2 предложения). Записывают домашнее задание.

Регулятивные: самооценка, осознание результатов деятельности.

Пчёлка Фоня полностью освобождена!

 

Дидактические материалы к уроку:

Карточка №1

  1. Задание: В каких словах выделенная часть является ПРИСТАВКОЙ?
    • Согреть, поехали, награда.
  2. Задание: В каких словах выделенная часть является СУФФИКСОМ?
    • Чеснок, майка, садик.

Алгоритм разбора слова по составу (для сборки у доски):

  1. Изменить форму слова, найти окончание и основу.
  2. Подобрать однокоренные слова, выделить корень.
  3. Выделить приставку.
  4. Выделить суффикс.

Домашнее задание:

  1. Упр. ... (по учебнику) — тренировочное на разбор слова по составу.
  2. Творческое: составить и разобрать по составу 5 слов, которые можно встретить в осеннем лесу.

 

Скачано с www.znanio.ru