ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Программа: Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология».
Предмет: технология.
Класс: 3.
Тема урока: Изготовление куклы из мочала.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: создание благоприятных условий для ознакомления со способом изготовления куклы из мочала.
Задачи урока:
Дидактические:
- познакомить с творчеством народных мастеров;
- научить работать с природным материалом, мочалом;
- научить изготавливать куклу из мочала.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и внимательность;
- воспитывать ответственность за результаты учебного труда.
Планируемые результаты:
Личностные:
- показывают внутреннюю готовность к работе на уроке;
- формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
- чувствовать удовлетворённость от сделанного или созданного ребёнком самостоятельно для родных, друзей, других людей, себя.
Предметные:
- наблюдают разнообразие природных материалов в творческих работах мастеров;
- исследуют свойства мочала как материала для изготовления игрушек;
- знакомятся с образцами игрушек из мочала;
- осваивают способ соединения деталей с помощью резинки;
- изготавливают изделие с соблюдением этапов технологического процесса.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
- формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов
и способов выполнения задания.
Регулятивные УУД:
- анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;
- оценивать результат своей деятельности;
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и несущественных признаков;
- восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- изготавливать изделие с опорой на рисунки и план.
Основные понятия: природный материал, мочало, кружева, тесьма.
Методы и приемы работы: беседа, рассказ, объяснение, указания, пояснения, инструктаж, демонстрация презентации, показ приемов выполнения работы, самостоятельная работа.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование для учителя: пока не знаю….
Оборудование для ученика: пока не знаю….
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
I. Организационный этап. (1-2 минуты) |
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Виктор Владиславович, сегодня я проведу у вас урок технологии. Присаживайтесь. Слайд 1. Громко прозвенел звонок, Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. Слайд 2. - Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должны лежать ножницы и файлы с заготовками. |
Слушают учителя.
Присаживаются.
Проверяют готовность к уроку. |
|
II. Познавательно-информационная беседа. Открытие нового знания. (8 минут) |
Слайд 3. - Внимание на слайд. Перед вами картина Василия Максимовича Максимова «Бабушкины сказки». - Рассмотрите ее. Что изображено на картине? - Крестьянские дети проводили зимние долгие вечера возле бабушки, слушая её сказки… - А как вы думаете, как ещё могли развлекаться дети в то время? (Как только дети ответили слайд 4) - Правильно, они могли играть в игрушки, но в те времена в крестьянских семьях игрушки делали из других материалов, как вы думаете из каких? Подсказка есть на слайде. Слайд 5. - Правильно, игрушки делали из подручных материалов: тряпочек, глины, дерева. А еще куклы изготавливались из мочала. Повторите слово «мочало». Мочало - это природный материал, светло-коричневого цвета. Мочало получают из внутренней стороны коры липы. Чтобы получить мочало, кору липы кладут в горячую воду, а потом разбивают деревянной палкой, до тех пор, пока не получат вот такие волокна. - Сегодня на урок я принес куклы из мочала. (Учитель показывает куклы из мочала) Перед вами «Рождественская коза». Коза - кукла радости, веселья. Своими колокольчиками она отгоняет беду и печаль. Следующая кукла «Десятиручка». Считалось, что она будет помогать хозяйке с домашними делами. Третья кукла «Лошадка» символизирует весеннее солнце. Привлекает в дом удачу и счастье. - Дети, как вы думаете, что мы будем сегодня изготавливать на уроке? - Правильно, сегодня на уроке мы будем изготавливать куклу из мочала, а чему мы научимся на уроке? Слайд 6. |
Смотрят картину.
- Дети, которые собрались послушать бабушку.
- Играть в игрушки.
- Из дерева, глины, ткани.
- Мы будем изготавливать игрушку из мочала. - Мы научимся изготавливать игрушку из мочала. |
|
III. Анализ задания. Открытие нового знания и умения. (3 минуты) |
Слайд 7. - Посмотрите на образец. Какой материал используется для ее изготовления? - На сколько частей мы можем разделить куклу? - Назовите их. - Для какой части нам потребуется больше мочала? - Хорошо, дети, а с помощью чего скрепляются детали у куклы? - Раньше игрушки скреплялись нитками, потому что это был самый доступный для этого материал. Но сегодня мы будем использовать резинки. - Правильно. - Какие материалы еще нужны для работы? - Что мы будем делать из ткани? - Какие инструменты нам потребуются? |
- Мочало.
- На две, туловище и руки.
- Для туловища.
- С помощью ниток.
- Ткань. - Передник и поясок. - Ножницы. |
|
IV. Планирование самостоятельной практической работы учащихся. (5 минут) |
Слайд 8. - Перед вами картинный план. Рассмотрите картинки. Восстановите последовательность этапов работы. - Как вы думаете, что будем делать сначала? (После того, как ответят слайд 9) - Хорошо, а что мы сделаем потом? (После того, как ответят слайд 10) - А потом? (После того, как ответят слайд 11) - А что мы сделаем потом? (После того, как ответят слайд 12) - Хорошо, а дальше? (После того, как ответят слайд 13) - Что мы делаем в конце? (После того, как ответят слайд 14) |
- Сначала мы сложим мочало пополам. - Потом мы закрепим голову у игрушки ниткой. - Мы возьмём заготовку рук из мочала. - Вставляем ручки в куклу. - Закрепляем ручки с помощью резинки. - Мы разделяем мочало снизу на две части и фиксируем ноги нитками, если мы хотим сделать мальчика. |
|
V. Физкультминутка (2 минуты) |
- А сейчас, перед началом самостоятельной работы, давайте немного разомнёмся. Вставайте со своих рабочих мест Дети
выполняют движения по тексту. - Хорошо, можете присаживаться за свои места. |
Встали со своих рабочих мест.
Топают ногами. Хлопают руками. Мигают глазами. Поднимают и опускают плечи.
Выполняют повороты вправо, влево. Повернулись кругом.
Присели и встали.
Руки вверх подняли. Сели и встали 2 раза.
Присели за свои рабочие места. |
|
VI. Самостоятельная работа. (20 минут) |
- Сегодня на уроке вы будете работать вместе со мной. Я буду показывать этапы выполнения работы, вы наблюдаете, потом повторяете за мной. - Возьмите файл и достаньте все материалы. Перед собой положите большой пучок мочала. Остальное отложите на край парты.
Потрогайте мочало руками. Опишите его. Какое оно? Положите мочало перед собой. Внимание на меня. - Беру большой пучок мочала, проглаживаю его рукой. При необходимости выравниваю по длине волокна. Перекручиваю его и складываю пополам. Отступаю 3-4 пальца от сгиба и фиксирую это место резинкой. Делаю резинкой несколько витков. Таким образом я обозначил голову. - Приступаем к работе. (Учитель показывает правильное выполнение работы, наблюдает за работой детей.) - Отложили все из рук. Внимание на меня. Разделяю заготовку на две равные части. Вставляю ручки. Фиксирую руки с помощью резинки. Ровняю ножницами край юбки. - Приступаем к работе. - Отложили все из рук. Внимание на меня. Кукла девочка готова. Осталось расправить юбку. Если мы хотим сделать мальчика, то разделяем юбку на две части и формируем ножки с помощью резинки. - Теперь украсим наши игрушки. Для девочки сделаем из кружева передник. Мальчику из тесьмы завязываем поясок. - Для того, чтобы прикрепить поясок, оберните его часть под резинку. Если вы решили сделать мальчика, то завяжите тесьму на уровне пояса. - Игрушки из мочала готовы. |
Берут файл и достают все необходимые материалы. Достают большой пучок мочала, остальное откладывают на край парты. Трогают мочало. - Мочало лёгкое, мягкое и легко гнётся.
Берут большой пучок мочала в руки. Выравнивают по длине волокна. Перекручивают и складывают мочало пополам. Делают резинкой несколько витков
Делят заготовку на две равные части. Вставляют и фиксируют руки.
Разделяют юбку на две части и формируют ножки с помощью резинки. Завязывают мальчику из тесьмы поясок
|
|
VII. Оценка результатов деятельности учащихся на уроке. (5 минут) |
- Дети, а сейчас вы можете придумать имя, для своей куклы и историю, связанную с этой куклой. (Учитель вызывает несколько учеников выйти к доске, рассказать историю) - Наш урок подходит к концу. - Вспомните, какая была тема урока? - Дети, а что такое мочало?
- Что нового для себя вы сегодня узнали, чему научились? - Хочу поблагодарить вас за активное участие на уроке. Давайте сейчас оценим нашу деятельность на уроке, у вас столах лежат карточки с мишенью, вам нужно поставить точку в каждом секторе это мишени оценивая результат своей деятельности на уроке от двух до пяти. - Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, спасибо урок! - Можете приступать к уборке своего рабочего места. |
Придумывают имя для своей куклы и историю.
Выходят к доске рассказать историю с куклой.
- Изготовление игрушки из мочала - Мочало – природный материал, добываемый из коры липы. - Мы узнали о новом материале изготовления игрушек, научились изготавливать куклы из мочала. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.