Ткрытый урок на тему: Отделы скелета человека
Оценка 4.6

Ткрытый урок на тему: Отделы скелета человека

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
21.12.2020
Ткрытый урок на тему: Отделы скелета человека
открытый урок 8 класс.docx

Предмет: Биология

Раздел VI: Опорно-двигательный аппарат

Тема: Отделы скелета человека

(урок № 21)

Анарская средняя школа

Дата:

ФИО учителя: Ковганюк Любовь Петровна

Класс: 8

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

 

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Будут знать  -   значение и функции опорно-двигательной системы, отделы скелета человека;   

Будут уметь -   работать с текстом учебника,  анализировать и обобщать информацию, работать в группе;

Цели урока:

Все учащиеся смогут:

ü  Назвать функции и основные отделы скелета человека ;

       Большинство учащихся смогут:

ü  Объяснить значение скелета, для жизни человека, выявлять  особенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;

Некоторые учащиеся смогут:

ü   Сравнивать  отделы скелета человека, объяснять особенности строения отделов скелета в связи с выполняемыми функциями;

Языковая цель

Учащиеся могут: используя новые термины и понятия рассказать об отделах скелета,  давать определение новым терминам;

Ключевые слова и фразы:  опорно-двигательный аппарат, скелет, отделы скелета, скелет туловища, скелет головы – череп, пояс верхних конечностей, пояс нижних конечностей, лицевая часть, мозговая часть, позвонки, фаланги пальцев, кисть, запястье, пястье,  стопа, предплюсна, плюсна, способность к передвижению и т.д  ;

Предыдущее обучение

Учащиеся знают  -  строение и функции костной и хрящевой тканей, физиологические системы органов человека, знают об усложнении скелета в процессе эволюции;

План

 

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

Начало урока

(1-3 мин)

1.       Организационный момент (приветствие, посещаемость)

2.       Позитивный настрой –  мультфильм о важности команды

3.       Деление на группы - (цветные пазлы с изображением части скелета, которую будет изучать группа) – готовим спикера.

4.       Карта ожиданий - Ты ожидаешь, что урок будет:

Видеоролик, телевизор/ ноутбуки

Рисунки отделов скелета, распечатанные и разрезанные на количество учащихся

См. приложение 1

Карта ожиданий – по числу учащихся

Основная часть  урока: (20-25 мин)

 

 

(2-3мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(10-12мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4-5мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(2-3 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

(1-2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5-7 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1-2 мин)

 

 

1.       Определение - темы урока  с использованием «подсказок»

   На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более легким и надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Вы  уже  догадались о теме нашего урока? (ответы детей) “Движение – это жизнь”, -  как заметил Вольтер.

Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения! На этот  проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

Запишите тему сегодняшнего урока в рабочих листах: «Отделы скелета человека»

- цели урока через постановку открытых вопросов:

(ЧТО  Я  УЖЕ  ЗНАЮ  ПО  ЭТОЙ  ТЕМЕ)

- Скажите, что вы уже знаете о скелете?

- Вспомните, пожалуйста, какие органы образуют ОДС?

- Что же такое  скелет? Скелет- единое целое, а какие части в нем можно выделить? Вы знаете их курса зоологии

 определение  цели – (совместно с детьми) – предположительно- знать - значение и функции опорно-двигательной системы, отделы скелета человека;

уметь -  сравнивать  отделы скелета человека, объяснять особенности строения отделов скелета в связи с выполняемыми функциями;

 

2.       Работа в группах –  (каждая группа получает карточку с заданием для работы с новым материалом ) 

Каждой группе предлагает выполнить задание -

Используя материал на страницах 76 параграфа 22 учебника под редакцией Р. Алимкуловой и приложение № 1, изучить строение и функции отдела обсудите его в группе, выполнить задания в маршрутном листе,  выступить перед классом:

1 группа- Скелет головы

 

Используя материал на страницах 76-79 параграфа 22 учебника под редакцией Р. Алимкуловой и приложение № 1, изучить строение и функции отдела обсудите его в группе, , выполнить задания в рабочем листе,  выступить перед классом:

2 группа- Скелет туловища

 

Используя материал на страницах 79-81 параграфа 22 учебника под редакцией Р. Алимкуловой и приложение № 1, изучить строение и функции отдела обсудите его в группе, , выполнить задания в рабочем листе,  выступить перед классом:

3 группа- Пояс и скелет верхней конечности

 

Используя материал на страницах 81 параграфа 22 учебника под редакцией Р. Алимкуловой и приложение № 1, изучить строение и функции отдела обсудите его в группе, , выполнить задания в рабочем листе,  выступить перед классом:

4 группа- Пояс и скелет нижней конечности

 

По окончании работы спикеры групп выступают перед классом, объясняя новый материал. Учащиеся по ходу выступления каждой группы заполняют таблицу в  рабочих листах.

 

3.       Совместная работа учитель- ученики – (фронтальная работа)

А сейчас давайте сделаем вывод, для чего же нужен скелет и каковы его функции. Запишем функции скелета в рабочих листах (задание 2) - дано описание выполняемой функции, а на доске вы видите название функций, которые выполняет скелет,  сопоставьте функцию и её описание.

 

      Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые  части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются  мышцы.   

Функции скелета  человека

Двигательная (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).

Защитная   (защита внутренних органов).

Формообразующая  (определяет форму и размеры тела).

Опорная      (опорный остов организма).

Кроветворная   (красный костный мозг – источник клеток крови).

Обменная   (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).

 

4.      Физминутка  -  Встали – я называю кость, а вы её показываете на себе или на соседе: позвоночник, лобная кость, ребро, нижняя челюсть, плечевая кость, кисть, стопа.

5.       Для закрепления освоения новой информации учащиеся выполняют задание 2 в рабочем листе:

Проверочная работа по теме Отделы скелета

  1. Закончите предложения:

А. Скелет человека составляет более  ………… костей.

Б.  В скелете человека выделяют …….. отдела:  скелет…………………, скелет………………..……, скелет ……………………………………, скелет……………………….………. .

В.  К поясу нижних конечностей относят ……………..……….… и …………………..….. .

Г.  К поясу верхних конечностей относят …………….……….… и ………………….……. .

  1. Установите соответствия:

1. Мозговой отдел черепа

2. Скелет туловища

3. Скелет верхних конечностей

4. Скелет нижних конечностей 

5. Лицевой отдел черепа                                         

А. Включает бедренную кость, 2 кости голени и стопу.

Б. Состоит из верхней и нижней челюстей, носовых, скуловых и др. костей.

В. Включает кости плеча, предплечья, кости кисти

Г. Включает 12 пар ребер, грудину и позвоночник

Д. Включает лобную, теменные, височные, затылочную кости.

Взаимопроверка по шаблонам:

Ключ:

1. Закончите предложения:

А. Скелет человека составляет более 200 костей.

Б.  В скелете человека выделяют 4 отдела:  скелет головы, скелет туловища,  скелет верхних конечностей, скелет нижних конечностей .

В.  К поясу нижних конечностей относят  2 тазовые кости и крестец.

Г.  К поясу верхних конечностей относят 2 лопатки и 2 ключицы.

2. Установите соответствия:

   1- Д,  2- Г ,  3- В,  4- А,  5- Б

 Взаимооценивание   по предложенным критериям:

Критерии оценивания:

За каждый верный ответ 1 балл (максимум 10 баллов)

«5»  -  10 баллов

«4»  - 8-9 баллов

«3»  - 6-7 баллов

6.       А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?

Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

 

 

На доске учебная таблица «Строение скелета человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

См. приложение 2- рабочий лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник "Биология" 8класс "Мектеп" 2016г/2012г

Е.А. Очкур;  

Ноутбуки, видеоролик, 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мр3 файл

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов (5 мин)

Карта ожиданий – оправдались твои ожидания от урока

Д/з  -  Параграф 21 -   

А- изучить параграф 21 + таблица заполнить в тетради

Б – составить по параграфу 3 простых/тонких (Что? Сколько?) и 3 сложных/толстых вопроса ( Почему?)

В- Выделить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудом (кластер)

Рефлексия  - «Плюс – минус - интересно»

Карта ожиданий

Дневники

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Рабочий лист к уроку № 21

Ф.И ученика (цы)________________________________________________________________

Тема урока: «Отделы скелета человека»

Цель урока: ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения! На этот  проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

I.                    Изучение нового материала

1.       - Используя материал на страницах 76-81  параграфа 22 учебника под редакцией Р. Алимкуловой и приложение № 1, изучить строение и функции отдела обсудите его в группе, заполнить таблицу  в рабочем  листе,  выступить перед классом:

Части тела/ скелета

Отделы скелета

Кости составляющие отдел скелета

Функции отдела

Скелет головы- череп

Мозговой

Парные-

Непарные-

 

Лицевой

 

 

Скелет туловища

Позвоночник

 

 

Грудная клетка

 

 

Скелет верхних конечностей

Плечевой  пояс

 

 

Свободная верхняя конечность –рука

 

 

Скелет нижних конечностей

Тазовый пояс

 

 

Свободная нижняя конечность - нога

 

 

 

2.        Функции скелета  человека

1)______________________________  - (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).

2) _______________________________ - (защита внутренних органов).

3)_________________________________- (определяет форму и размеры тела).

4) __________________________________-  (опора организма).

5) ___________________________________- (красный костный мозг – источник клеток крови).

6)____________________________________ - (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).

 

II.                  Закрепление изученного материала:

Проверочная работа по теме Отделы скелета

  1. Закончите предложения:

А. Скелет человека составляет более  ………… костей.

Б.  В скелете человека выделяют …….. отдела:  скелет…………………, скелет………………..……, скелет ……………………………………, скелет……………………….………. .

В.  К поясу нижних конечностей относят ……………..……….… и …………………..….. .

Г.  К поясу верхних конечностей относят …………….……….… и ………………….……. .

  1. Установите соответствия:

 

1. Мозговой отдел черепа

2. Скелет туловища

3. Скелет верхних конечностей

4. Скелет нижних конечностей 

5. Лицевой отдел черепа                                         

А. Включает бедренную кость, 2 кости голени и стопу.

Б. Состоит из верхней и нижней челюстей, носовых, скуловых и др. костей.

В. Включает кости плеча, предплечья, кости кисти

Г. Включает грудную клетку и позвоночник

Д. Включает лобную, теменные, височные, затылочную кости.

____________________________________________________________________________________________________

III.             Критерии оценивания:

За каждый верный ответ 1 балл (максимум 10 баллов)

«5»  -  10 баллов

«4»  - 8-9 баллов

«3»  - 6-7 баллов

А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?

IV.               Рефлексия  - «ПЛЮС — МИНУС - ИНТЕРЕСНО»

В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной .

В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 

ПЛЮС

МИНУС

ИНТЕРЕСНО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Определение - темы урока с использованием «подсказок»

Определение - темы урока с использованием «подсказок»

Определение - темы урока с использованием «подсказок»

Определение - темы урока с использованием «подсказок»

Определение - темы урока с использованием «подсказок»

Определение - темы урока с использованием «подсказок»

Скелет нижних конечностей

Скелет нижних конечностей

Ткрытый урок на тему: Отделы скелета человека

Ткрытый урок на тему: Отделы скелета человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2020