Предмет: Биология Раздел VI: Опорно-двигательный аппарат Тема: Отделы скелета человека (урок № 21) |
Анарская средняя школа |
||||
Дата: |
ФИО учителя: Ковганюк Любовь Петровна |
||||
Класс: 8 |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих:
|
|||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке |
Будут знать - значение и функции опорно-двигательной системы, отделы скелета человека; Будут уметь - работать с текстом учебника, анализировать и обобщать информацию, работать в группе; |
||||
Цели урока: |
Все учащиеся смогут: ü Назвать функции и основные отделы скелета человека ; |
||||
Большинство учащихся смогут: ü Объяснить значение скелета, для жизни человека, выявлять особенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью; |
|||||
Некоторые учащиеся смогут: ü Сравнивать отделы скелета человека, объяснять особенности строения отделов скелета в связи с выполняемыми функциями; |
|||||
Языковая цель |
Учащиеся могут: используя новые термины и понятия рассказать об отделах скелета, давать определение новым терминам; |
||||
Ключевые слова и фразы: опорно-двигательный аппарат, скелет, отделы скелета, скелет туловища, скелет головы – череп, пояс верхних конечностей, пояс нижних конечностей, лицевая часть, мозговая часть, позвонки, фаланги пальцев, кисть, запястье, пястье, стопа, предплюсна, плюсна, способность к передвижению и т.д ; |
|||||
Предыдущее обучение |
Учащиеся знают - строение и функции костной и хрящевой тканей, физиологические системы органов человека, знают об усложнении скелета в процессе эволюции; |
||||
План |
|
||||
Планируемые сроки |
Планируемые действия |
Ресурсы |
|||
Начало урока (1-3 мин) |
1. Организационный момент (приветствие, посещаемость) 2. Позитивный настрой – мультфильм о важности команды 3. Деление на группы - (цветные пазлы с изображением части скелета, которую будет изучать группа) – готовим спикера. 4. Карта ожиданий - Ты ожидаешь, что урок будет: |
Видеоролик, телевизор/ ноутбуки Рисунки отделов скелета, распечатанные и разрезанные на количество учащихся См. приложение 1 Карта ожиданий – по числу учащихся |
|||
Основная часть урока: (20-25 мин)
(2-3мин)
(10-12мин)
(4-5мин)
(2-3 мин)
(1-2 мин)
(5-7 мин)
(1-2 мин)
|
1. Определение - темы урока с использованием «подсказок» На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более легким и надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Вы уже догадались о теме нашего урока? (ответы детей) “Движение – это жизнь”, - как заметил Вольтер. Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока. Запишите тему сегодняшнего урока в рабочих листах: «Отделы скелета человека» - цели урока через постановку открытых вопросов: (ЧТО Я УЖЕ ЗНАЮ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ) - Скажите, что вы уже знаете о скелете? - Вспомните, пожалуйста, какие органы образуют ОДС? - Что же такое скелет? Скелет- единое целое, а какие части в нем можно выделить? Вы знаете их курса зоологии определение цели – (совместно с детьми) – предположительно- знать - значение и функции опорно-двигательной системы, отделы скелета человека; уметь - сравнивать отделы скелета человека, объяснять особенности строения отделов скелета в связи с выполняемыми функциями;
2. Работа в группах – (каждая группа получает карточку с заданием для работы с новым материалом ) Каждой группе предлагает выполнить задание - Используя материал на страницах 76 параграфа 22 учебника под редакцией Р. Алимкуловой и приложение № 1, изучить строение и функции отдела обсудите его в группе, выполнить задания в маршрутном листе, выступить перед классом: 1 группа- Скелет головы
Используя материал на страницах 76-79 параграфа 22 учебника под редакцией Р. Алимкуловой и приложение № 1, изучить строение и функции отдела обсудите его в группе, , выполнить задания в рабочем листе, выступить перед классом: 2 группа- Скелет туловища
Используя материал на страницах 79-81 параграфа 22 учебника под редакцией Р. Алимкуловой и приложение № 1, изучить строение и функции отдела обсудите его в группе, , выполнить задания в рабочем листе, выступить перед классом: 3 группа- Пояс и скелет верхней конечности
Используя материал на страницах 81 параграфа 22 учебника под редакцией Р. Алимкуловой и приложение № 1, изучить строение и функции отдела обсудите его в группе, , выполнить задания в рабочем листе, выступить перед классом: 4 группа- Пояс и скелет нижней конечности
По окончании работы спикеры групп выступают перед классом, объясняя новый материал. Учащиеся по ходу выступления каждой группы заполняют таблицу в рабочих листах.
3. Совместная работа учитель- ученики – (фронтальная работа) А сейчас давайте сделаем вывод, для чего же нужен скелет и каковы его функции. Запишем функции скелета в рабочих листах (задание 2) - дано описание выполняемой функции, а на доске вы видите название функций, которые выполняет скелет, сопоставьте функцию и её описание.
Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы. Функции скелета человека Двигательная (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве). Защитная (защита внутренних органов). Формообразующая (определяет форму и размеры тела). Опорная (опорный остов организма). Кроветворная (красный костный мозг – источник клеток крови). Обменная (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).
4. Физминутка - Встали – я называю кость, а вы её показываете на себе или на соседе: позвоночник, лобная кость, ребро, нижняя челюсть, плечевая кость, кисть, стопа. 5. Для закрепления освоения новой информации учащиеся выполняют задание 2 в рабочем листе: Проверочная работа по теме Отделы скелета
А. Скелет человека составляет более ………… костей. Б. В скелете человека выделяют …….. отдела: скелет…………………, скелет………………..……, скелет ……………………………………, скелет……………………….………. . В. К поясу нижних конечностей относят ……………..……….… и …………………..….. . Г. К поясу верхних конечностей относят …………….……….… и ………………….……. .
Взаимопроверка по шаблонам: Ключ: 1. Закончите предложения: А. Скелет человека составляет более 200 костей. Б. В скелете человека выделяют 4 отдела: скелет головы, скелет туловища, скелет верхних конечностей, скелет нижних конечностей . В. К поясу нижних конечностей относят 2 тазовые кости и крестец. Г. К поясу верхних конечностей относят 2 лопатки и 2 ключицы. 2. Установите соответствия: 1- Д, 2- Г , 3- В, 4- А, 5- Б Взаимооценивание по предложенным критериям: Критерии оценивания: За каждый верный ответ 1 балл (максимум 10 баллов) «5» - 10 баллов «4» - 8-9 баллов «3» - 6-7 баллов 6. А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения? Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы. |
На доске учебная таблица «Строение скелета человека»
См. приложение 2- рабочий лист
Учебник "Биология" 8класс "Мектеп" 2016г/2012г Е.А. Очкур; Ноутбуки, видеоролик,
Мр3 файл
|
|||
Подведение итогов (5 мин) |
Карта ожиданий – оправдались твои ожидания от урока Д/з - Параграф 21 - А- изучить параграф 21 + таблица заполнить в тетради Б – составить по параграфу 3 простых/тонких (Что? Сколько?) и 3 сложных/толстых вопроса ( Почему?) В- Выделить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудом (кластер) Рефлексия - «Плюс – минус - интересно» |
Карта ожиданий Дневники
|
|||
Приложение 2
Рабочий лист к уроку № 21
Ф.И ученика (цы)________________________________________________________________
Тема урока: «Отделы скелета человека»
Цель урока: ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.
I. Изучение нового материала
1. - Используя материал на страницах 76-81 параграфа 22 учебника под редакцией Р. Алимкуловой и приложение № 1, изучить строение и функции отдела обсудите его в группе, заполнить таблицу в рабочем листе, выступить перед классом:
Части тела/ скелета |
Отделы скелета |
Кости составляющие отдел скелета |
Функции отдела |
Скелет головы- череп |
Мозговой |
Парные- Непарные- |
|
Лицевой |
|
|
|
Скелет туловища |
Позвоночник |
|
|
Грудная клетка |
|
|
|
Скелет верхних конечностей |
Плечевой пояс |
|
|
Свободная верхняя конечность –рука |
|
|
|
Скелет нижних конечностей |
Тазовый пояс |
|
|
Свободная нижняя конечность - нога |
|
|
2. Функции скелета человека
1)______________________________ - (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).
2) _______________________________ - (защита внутренних органов).
3)_________________________________- (определяет форму и размеры тела).
4) __________________________________- (опора организма).
5) ___________________________________- (красный костный мозг – источник клеток крови).
6)____________________________________ - (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).
II. Закрепление изученного материала:
Проверочная работа по теме Отделы скелета
А. Скелет человека составляет более ………… костей.
Б. В скелете человека выделяют …….. отдела: скелет…………………, скелет………………..……, скелет ……………………………………, скелет……………………….………. .
В. К поясу нижних конечностей относят ……………..……….… и …………………..….. .
Г. К поясу верхних конечностей относят …………….……….… и ………………….……. .
1. Мозговой отдел черепа 2. Скелет туловища 3. Скелет верхних конечностей 4. Скелет нижних конечностей 5. Лицевой отдел черепа |
А. Включает бедренную кость, 2 кости голени и стопу. Б. Состоит из верхней и нижней челюстей, носовых, скуловых и др. костей. В. Включает кости плеча, предплечья, кости кисти Г. Включает грудную клетку и позвоночник Д. Включает лобную, теменные, височные, затылочную кости. |
____________________________________________________________________________________________________
III. Критерии оценивания:
За каждый верный ответ 1 балл (максимум 10 баллов)
«5» - 10 баллов
«4» - 8-9 баллов
«3» - 6-7 баллов
А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?
IV. Рефлексия - «ПЛЮС — МИНУС - ИНТЕРЕСНО»
В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной .
В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
ПЛЮС |
МИНУС |
ИНТЕРЕСНО |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.