ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА – ЗАЛОГ БУДУЩЕГО КОМПЕТЕНТНОГО ПЕДАГОГА.
А.Б. Сарсенгалиева преподаватель дошкольных дисциплин.
Высшего педагогический колледжа им.Ж.Досмухамедова.
Толерантность - есть качество личности, выражающееся в понимании, принятии и признании всего многообразия мира.
Воспитание толерантности рассматривается как необходимое условие формирования гармоничной личности, которое основывается не только на теоретическом, но и практическом воспитательном процессе. Воспитание толерантности выступает единственным способом бесконфликтного сосуществования людей, не смотря на их различия. Воспитание толерантности наиболее эффективно у студентов в связи с активным формированием индивидуального стиля деятельности, абстрактного мышления, мировоззрения, самосознания и формированием образа «Я». В студенческий период завершается личностное развитие: завершается формирование основных черт характера и особенностей личности (темперамент, общая направленность). Студенчество -центральный период становления человека, личности в целом, проявление самых разнообразных интересов. Именно в этом возрасте необходимо вложить в человека основу для дальнейшего развития толерантной личности. Толерантность выступает как профессионально важное качество будущего учителя, которое гарантирует успешность педагогической деятельности и заключается в терпимом отношении к обучаемым, быстрой приспособляемости к смене окружения в связи с преподаванием в разных классах. Педагогическая деятельность во многих моментах связана с общением, исходя из этого, у будущих учителей следует развивать эмпатию, гибкость и критичное мышление. Толерантность педагога также предусматривает навыки воспитания этого качества у воспитанников, их родителей, коллег и т.д. Фактором формирования толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека. Как отмечает С.Д Щеколдина: «В развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребности сравнивать себя с другими. Толерантность личности способствует формированию реального представления о себе и окружающих. Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус». Изучение предметов психологии, самопознания способствуют формированию и воспитанию толерантности у студентов. Само содержание тем по предметам рассматривает формирование и развитие качеств толерантности. Изучение тем по психологии (темперамент, характер, способности, формирование личности, деятельность, общение, группа и ее виды) способствует формированию толерантности. Темы по самопознанию, направленные на воспитание толерантных качеств : мой духовный мир, культура общения, взаимопонимание и взаимоуважение, взаимопонимание и дружба, наши понятия о семье и т.д.
Для воспитания у будущих педагогов толерантности, терпимости, снисходительности к чужим недостаткам и особенностям на занятиях психологии, самопознания, внеаудиторных мероприятиях проводятся различные тренинги, упражнения, творческие задания. Ниже приведены примеры, проведенных тренинговых упражнений, игр, творческих заданий.
Упражнение «Пожалуйста»
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.
Ход упражнения:
Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.
Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.
Примечание: с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.
Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Обсуждение:
*Какие эмоции испытывали во время упражнения?
*Что нового узнали о других?
*Что интересное узнали?
Игра: «Поднимите руку, у кого...»
Но в чём же мы похожи? Давайте поиграем в такую игру: «Поднимите руку, у кого...»
– русый цвет волос;
– день рождения зимой;
– в имени есть буква А;
- карие глаза;
- фамилия заканчивается на –ов;
- длинные волосы;
- хорошо развита зрительная память;
Игра «Атомы и молекулы»
Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.
Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.
Упражнение «Постройтесь по росту!»
Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.
Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.
Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.
Обсуждение:
*Удалось ли группе это сделать?
*Что помогало? Поддерживало?
*Какие эмоции испытывали во время упражнения?
Упражнение «Печатная машинка»
Цель: Выработка навыков сплоченных действий.
Ход упражнения: Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы - ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
Обсуждение:
*Что помогало справиться?
*Что поддерживало?
*Трудно ли было?
Упражнение «Путанка»
Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.
Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»
Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?
Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее . Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:
*Что с вами происходило?
*Если не получилось, то почему?
*Какую стратегию вы выбрали?
*Что происходило с вами, вызвало ли у вас дискомфорт это упражнение?
Эмблема толерантности.
У каждой страны есть свой герб, а у нашей планеты будет своя эмблема.
Давай попробуем создать ее, на столе бумага и краски, ваша задача создать за короткое время эмблему «Толерантность» и объяснить ее.
Сказка о любви.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь.
Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет... Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. Вот выбирай, - сказал волшебник, одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы детей.)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы студентов.)
Стихотворение «Доброта души»
Прикоснитесь ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороно
Озарится душа красотой.
Воспитание толерантности студентов - это целенаправленный процесс. На основе новых целей и задач современного общественного развития важнейшими составляющими воспитательного процесса являются три взаимосвязанных явления: сознание, поведение, деятельность. В связи с этим особое значение приобретает формирование толерантного сознания у студентов.
Список использованной литература:
1. Булгакова М.Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №8.
2. Гревцева И.В. Классный час "Что такое толерантность?" / И. В. Гревцева // М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.
3. Васильева Ф.И., Васильева Е.А. Толерантность как способ социальной адаптации личности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.