ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА – ЗАЛОГ БУДУЩЕГО КОМПЕТЕНТНОГО ПЕДАГОГА.
Оценка 4.6

ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА – ЗАЛОГ БУДУЩЕГО КОМПЕТЕНТНОГО ПЕДАГОГА.

Оценка 4.6
Научные работы
doc
воспитательная работа
Взрослым
01.02.2020
ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА – ЗАЛОГ БУДУЩЕГО КОМПЕТЕНТНОГО ПЕДАГОГА.
доклад о толерантности молодежи, которая будет служить залогом того, что мы сумеем создать компетентного специалиста
Доклад Толерантность САРСЕНГАЛИЕВА.doc

        

ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА – ЗАЛОГ БУДУЩЕГО КОМПЕТЕНТНОГО ПЕДАГОГА.

А.Б. Сарсенгалиева преподаватель дошкольных дисциплин.

Высшего педагогический колледжа им.Ж.Досмухамедова.

      

        

 

        Толерантность - есть качество личности, выражающееся в понимании, принятии и признании всего многообразия мира.

                                                   

 

         Воспитание толерантности рассматривается как необходимое условие формирования гармоничной личности, которое основывается не только на теоретическом, но и практическом воспитательном процессе. Воспитание толерантности выступает единственным способом бесконфликтного сосуществования людей, не смотря на их различия.  Воспитание толерантности наиболее эффективно у студентов в связи с активным формированием индивидуального стиля деятельности, абстрактного мышления, мировоззрения, самосознания и формированием образа «Я». В студенческий период завершается личностное развитие: завершается формирование основных черт характера и особенностей личности (темперамент, общая направленность). Студенчество -центральный период становления человека, личности в целом, проявление самых разнообразных интересов. Именно в этом возрасте необходимо вложить в человека основу для дальнейшего развития толерантной личности. Толерантность выступает как профессионально важное качество будущего учителя, которое гарантирует успешность педагогической деятельности и заключается в терпимом отношении к обучаемым, быстрой приспособляемости к смене окружения в связи с преподаванием в разных классах. Педагогическая деятельность во многих моментах связана с общением, исходя из этого, у будущих учителей следует развивать эмпатию, гибкость и критичное мышление. Толерантность педагога также     предусматривает навыки воспитания этого качества у воспитанников, их родителей, коллег и т.д. Фактором формирования толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека. Как отмечает С.Д Щеколдина: «В развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребности сравнивать себя с другими. Толерантность личности способствует формированию реального представления о себе и окружающих. Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус». Изучение предметов психологии, самопознания способствуют формированию и воспитанию толерантности у студентов. Само содержание тем по предметам рассматривает формирование и развитие качеств толерантности. Изучение тем по психологии (темперамент, характер, способности, формирование личности, деятельность, общение, группа и ее виды) способствует формированию толерантности. Темы по самопознанию, направленные на воспитание толерантных качеств : мой духовный мир, культура общения, взаимопонимание и взаимоуважение, взаимопонимание и дружба, наши понятия о семье и т.д.                              

      Для воспитания у  будущих педагогов толерантности, терпимости, снисходительности к чужим недостаткам и особенностям на занятиях  психологии, самопознания, внеаудиторных мероприятиях проводятся различные тренинги, упражнения, творческие задания. Ниже приведены примеры, проведенных тренинговых упражнений, игр, творческих заданий.

 

Упражнение «Пожалуйста»

Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

Примечание: с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).

 

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

*Какие эмоции испытывали во время упражнения?

*Что нового узнали о других?

*Что интересное узнали?

 

Игра: «Поднимите руку, у кого...»

Но в чём же мы похожи? Давайте поиграем в такую игру: «Поднимите руку, у кого...»

– русый цвет волос;

– день рождения  зимой;

– в имени есть буква А;

-  карие глаза;

-  фамилия заканчивается на –ов;

- длинные волосы;

- хорошо развита зрительная память;

 

Игра «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

 

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Обсуждение:

*Удалось ли группе это сделать?

*Что помогало? Поддерживало?

*Какие эмоции испытывали во время упражнения?

 

Упражнение «Печатная машинка»

Цель: Выработка навыков сплоченных действий.

Ход упражнения: Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы - ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Обсуждение:

*Что помогало справиться?

*Что поддерживало?

*Трудно ли было?

 

Упражнение «Путанка»

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

 

 

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее . Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

*Что с вами происходило?

*Если не получилось, то почему?

*Какую стратегию вы выбрали?

*Что происходило с вами, вызвало ли у вас дискомфорт это упражнение?

 

Эмблема толерантности.

У каждой страны есть свой герб, а у нашей планеты будет своя эмблема.

Давай попробуем создать ее, на столе бумага и краски, ваша задача создать за короткое время эмблему «Толерантность» и объяснить ее.

 

                               

 

Сказка о любви.

          Жила-была на земле девушка по имени Любовь.

Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет... Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. Вот выбирай, - сказал волшебник, одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

 

                                 

 

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы детей.)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы  студентов.)

Стихотворение «Доброта души»

Прикоснитесь ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороно

Озарится душа красотой.

 

                        

 

      Воспитание толерантности студентов  - это целенаправленный процесс. На основе новых целей и задач современного общественного развития важнейшими составляющими воспитательного процесса являются три взаимосвязанных явления: сознание, поведение, деятельность. В связи с этим особое значение приобретает формирование толерантного сознания у студентов. 

                                    Список использованной литература:

1.   Булгакова М.Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №8.

2.   Гревцева И.В. Классный час "Что такое толерантность?" / И. В. Гревцева // М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.

3.   Васильева Ф.И., Васильева Е.А. Толерантность как способ социальной адаптации личности.

 


Скачано с www.znanio.ru

ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА –

ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА –

Педагогическая деятельность во многих моментах связана с общением, исходя из этого, у будущих учителей следует развивать эмпатию, гибкость и критичное мышление

Педагогическая деятельность во многих моментах связана с общением, исходя из этого, у будущих учителей следует развивать эмпатию, гибкость и критичное мышление

Кто ошибется, выбывает из игры

Кто ошибется, выбывает из игры

Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы

Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы

Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий)

Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий)

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020