ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Оценка 4.9

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Оценка 4.9
Лекции +5
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
01.10.2019
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
В наше время современная школа переживает сложный период как в духовной, так и нравственной сфере. Наша статья посвящена одному из главных качеств современного педагога – толерантности. Понятие «толерантность» можно встретить в философии, в медицине, в психологии и с недавних пор в педагогике. По мнению многих исследователей она является одним из главных качеств учителя, ведь необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, каким он есть.
Толерантность.docx
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ­ ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ Д. С. Майтова А.Е. Напольская Государственное учреждение образования  «Вороновская средняя школа Витебского района» Формирование   личности   ребенка   невозможно   без   создания соответствующей   среды,   благоприятной   для   развития   школьника.  В образовательной сфере толерантность учителя имеет особое значение: она выступает и как ценностная установка, и как необходимость, и как норма социального действия. Каждый учитель должен помнить ­ чтобы воспитывать   толерантность   у   других,   надо   самому   быть   примером толерантности. В наше время современная школа переживает сложный период как в духовной,   так   и   нравственной   сфере.   Наша   статья   посвящена   одному   из главных качеств современного педагога – толерантности. Понятие «толерантность» можно встретить в философии, в медицине, в психологии и с недавних пор в педагогике. По мнению многих исследователей она является одним из главных качеств учителя, ведь необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, каким он есть. Так что же такое педагогическая толерантность?  Понятие толерантности учителя исследователи трактуют по­разному. По   мнению   А.В.   Петровского,   толерантность   ­   это   педагогическая устойчивость   при   наличии   стрессоров,   сформировавшаяся   в   результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию.  С   точки   зрения   Г.М.   Шеламова,   это   способность   к   диалогической форме межличностных отношений.  А.Г.Асмолова утверждает, что [3; с.7], толерантность ­ это не правило или   готовый   к   употреблению   рецепт,  а   свободный   и  ответственный   выбор человека. Г.В.   Безюлева,   М.А.   Перепелицына,   О.Г.   Шаврина,   Г.М.   Шеламова трактуют   это   понятие   как   способность   и   готовность   к   сотрудничеству   с участниками образовательного процесса на основе понимания, признания и принятия их индивидуальных социально­психологических особенностей. Другими словами, это умение понимать и принимать другого человека. Толерантность проявляется в терпении, сочувствии, отсутствии бестактности и неприязни, доброте, сдержанности, внимательности.  Педагогическая   толерантность   проявляется   в   следующих взаимоотношениях:  учитель­учитель, учитель­ученик,  учитель­родитель,  учитель, который влияет на отношения родителей и детей. Учитель может считать себя толерантным когда    успешно достигает поставленные перед собой цели;   понимает,   что   его   ученики     реализовали   свои   потенциальные возможности в процессе осуществления деятельности;   оказался способен своевременно реагировать на новые запросы учащихся, родителей, коллег и администрации;  безболезненно   изменяет   свою   деятельность   в   ситуации «изменения условий»;  у него получается организовать внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты среди детей и взрослых;  при   помощи   отметки   у   учителя   получается   стимулировать учащихся, а не наказывать. Любое явление имеет свои границы и педагогическая толерантность – не   исключение,   но   ее   границы   вещь   достаточно   спорная.   Некоторые исследователи пытаются их определить, манипулируя понятиями терпение и терпимость, делая упор все же на терпение.  Опыт и работы В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко легли в основу формирования «педагогики сотрудничества». Педагогика сотрудничества как научное направление появилась в 80­х годах и способствовало формированию педагогической   толерантности   и   формированию   толерантной   личности ребенка.  Педагогика   сотрудничества   ­   это   новый   подход   в   воспитании   и обучении, в основе которого лежит сотрудничество во всех сферах учебной и внеурочной деятельности ­ сотрудничество учителей, учащихся, родителей и администрации образовательного учреждения.  Ш лва   Алекс ндрович   Амонашв ли, (советский,   грузинский   и российский педагог и психолог), писал, что идея педагогики сотрудничества состоит   в   том,   чтобы   «сделать   ребенка   нашим   (взрослых   ­   учителей, воспитателей,   родителей)   добровольным   и   заинтересованным   соратником, сотрудником,   единомышленником   в   своем   же   воспитании,   образовании, обучении,   сделать   его   равноправным   участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты».    становлении, иа аа аа   еа иа оа   С мон   Льв вич   Солов йчик,   советский   и   российский   публицист, преподаватель,   теоретик  педагогики,   журналист,    в  своих   книгах   обращал внимание   на   особенности   педагогического   общения,   в   основе   которых   – любовь,   внимание   и   терпение   к   ребенку.   Он   выделял   главные   правила толерантности учителя: 1. «Чтобы ребенок научился чувствовать другого, надо и в нем этого другого признавать» — принимаем ребенка таким, какой он есть. 2. «Нет,  счастье – когда тебя  принимают.  Мы любим  лишь  тех, кто принимает нас» — принимая ребенка таким, какой он есть – создаем условия для конструктивного взаимодействия. 3. «Сильное великодушие производит такое же шоковое действие, как и сильное наказание. Но результаты противоположны» — в основе общения не насилие, а сопереживание и сотрудничество. 4. «Изобличая или, того хуже, подозревая ребенка во лжи, мы внушаем ему,   что   он   лжец,   –   он   и   становится   лжецом   навсегда»   –   стремление разобраться в ситуации, поддержка, сочувствие. 5. Мы освоили педагогику требования, наказания, уговоров, поощрений –   педагогику   борьбы   с   недостатками;   мы   порой   так   яростно   боремся   с недостатками   ребенка,  что   и   достоинств   его   не   видим.   А   может,  не   надо бороться?   Может,   все­таки   вести   себя   по­другому,   увидеть   и   развивать   в ребенке все лучшее? – эмпатия, поддержка, оптимизм. Таким образом, мы считаем, что толерантность учителя имеет особое значение   в   образовательной   сфере.   Она   выступает   и   как   ценностная установка, и как необходимость, и как норма социального действия. Каждый учитель должен помнить ­ чтобы воспитывать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. Если Учитель не проявит терпения к первым шагам ученика, он не будет Учителем… Чуждо сердцу Учителя каждое притеснение. Он наблюдает опыт ученика и лишь тихонько отведет руку, если она коснется огня. Терпение есть камень «Венца» Н.К. Рерих Литература 1.  Введение в педагогику  толерантности:  учеб.  пособие для ст—тов  пед. вузов /  Н. М. Борытко,  И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд­во ВГИПК РО, 2006.— 80 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 9). 2. Карманова Ж.А.,  Шкутина Л.А.,  Маженова Р.Б., Конхашева У.М.,  Алшинбаева Ж.Е. толерантность – профессиональное   качество   современного   педагога   //   Международный   журнал   экспериментального образования.  – 2013. –  № 10­1. –  С. 33­35;  URL:  http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4116 (дата обращения: 18.05.2019).  3.   Соловейчик   С.   Л. Педагогика   для   всех  https://www.litmir.me/br/?b=592804&p=1 3.   Крутецкий В.А.,   Балбасова Е.Т.   Педагогические   способности   и   структура,   диагностика,   условия формирования 1991.—112с. 4.   Педагогическая   толерантность   как   профессионально   важное   качество   педагога   //   Личность,   семья   и общество:   вопросы   педагогики   и   психологии:   сб.   ст.   по   матер.   XXI   междунар.   науч.­практ.   конф.   – Новосибирск: СибАК, 2012. 5.Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. —с. 5—7.   ЛитМир   ­   Электронная   Библиотека;   —   2000. Прометей,    URL:   и   развития. М.:   — // М.,

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2019