Только дайте ему светить» (по рассказу А.А. Сабяниной «Пианист»)
Оценка 5

Только дайте ему светить» (по рассказу А.А. Сабяниной «Пианист»)

Оценка 5
docx
20.12.2020
Только дайте ему светить» (по рассказу А.А. Сабяниной «Пианист»)
Только дайте ему светить» (по рассказу А.А. Сабяниной «Пианист»).docx

Только дайте ему светить» (по рассказу А.А. Сабяниной «Пианист»)

                                                                           «В каждом человеке есть солнце.

                                                               Только дайте ему светить»

Сократ

Цель: вызвать интерес к теме урока, рассмотреть решение нравственных  проблем  в  рассказе  «Пианист», интерпретировать художественный смысл произведения.

Учитель. Тема сегодняшней нашей встречи взята из фразы великого мыслителя прошлого Сократа, и звучит она так: «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить». Что в этих словах? Как эти слова соотнести с сегодняшним днем?

Предлагаю вашему вниманию рассказ «Пианист». О чём может рассказать произведение с таким заголовком? 

(чтение рассказа)

Учитель.

 Каким вам представляется пианист? Что говорится о нем в рассказе? Интересна ли его личность экзаменационной комиссии? Зачем автору понадобилось сравнение игры пианиста (сравнение рояля с деревянной шхуной) с морскими волнами, с океаном?

Ученики.

 Он живет музыкой (описание игры на рояле в начале рассказа и сожаление  четвертого экзаменатора в конце), а «громовые звуки морских волн»   - это отзвук мятежной души («А он, мятежный, просит бури…»).  Но комиссия не принимает это во внимание: «проблема – отсутствие среднего музыкального образования», заведение принимает на бюджет учеников с красными дипломами, «мы не учим с нуля, мы делаем  из уже готовых учеников мастеров за четыре года»,  «вы, молодой человек, уже упустили свое». Вердикт комиссии для пианиста как приговор: «поник», «медленно встал и с каменным лицом вышел из кабинета». 

Учитель.

Что значит жить музыкой? А чем живут члены экзаменационной комиссии? Охарактеризуйте их? Аргументируйте свой ответ.

Ученики.

Чувствуется, что комиссия из четырех человек безразлична к игре пианиста: «Один из них…, смачивая кончики пальцев слюной, с полным удовлетворением читал какой-то журнал; вторая — дама …втягивала щёки, дула губки и внимательно глядела на летающие пальцы пианиста;третий — старикан …развалился на стуле и нагло дрых; четвертый  же…стоял у огромного окна и смотрел на мокрые осенние улицы города…показалось бы, что он тоже заснул». 

- Автор  использует  эмоциональную  лексику,  которая выражает  отрицательную оценку  членов комиссии: очочки, старикан,  развалился на стуле и нагло  дрых,  прогнусавила, журнальчик, Лялечка, скоко, не пора ли закругляться, прохрипел.

Учитель.

Экзаменаторы равнодушны не только к чужой жизни, но и к собственной тоже. Ведь «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» Любят ли члены комиссии свое дело? Любят ли музыку? Подтвердите примерами из текста.

Ученики.

Из готового ученика не составит труда выпустить в свет мастера. «Служители искусства» не беспокоятся о духовной наполненности (значит, равнодушие и к собственной жизни), их более привлекает материальная сторона жизни («мужчина с журнальчиком» – скорее всего читает желтую прессу; «Лялечка  утку делает» - чревоугодие).

Учитель.

Что слышится в словах: «…это просто немыслимо, чтобы к нам

приходить без красного диплома, да ещё и на бюджет претендовать!»? 

Ученики.

В словах «пружинистой учительницы»  не учтивость, а упрёк,  желание принизить того, кто не уложился в прокрустово ложе.

Учитель.

Как  поняли следующие строчки: «Выйдя из школы, он посмотрел на светлеющее небо, расправил белоснежные крылья и взлетел навстречу расступающимся облакам»?

Ученики.

Самое ужасное позади: встреча с человеческим безразличием. И становится ясно, что перед пианистом открываются новые просторы. Облака неудач расступаются, потому что впереди обязательно светлая полоса, полоса удачи.

Учитель.

«Четвертый член комиссии вообще стоял у огромного окна и смотрел на мокрые осенние улицы города…» Почему он у окна? Что чувствуется в его реплике? Разделяете ли вы его точку зрения?

Ученики.

- Он другой, уставший от  компании «служителей искусства». Потому и последняя реплика – его. В ней сожаление.

-Многоточие в конце реплики  помогает передать душевное состояние героя, прерванность его мысли, вызванной эмоциональным напряжением.

- Никто после пианиста не оправдал  ожиданий четвертого члена комиссии. Чувствуется авторская ирония в сочетании «толпа талантов».

Учитель.

Обратимся к эпиграфу нашего урока.  Как он соотносится с нашим рассказом?

Ученики.

В социуме должна быть необходимость внимательного отношения к человеку, его внутреннему миру, судьбе. Интересным может быть мир самого простого, обычного жителя земли.

Может, это ещё один пример того, «что при жизни не даем светить, а после смерти…».

Рефлексивный этап    

На доске собирается  «солнечная» методика.  Каждый ученик предлагает свою версию второй части высказывания Сократа: «В каждом человеке есть солнце. Только…» (каждая концовка обязательно зачитывается автором, потому что сама интонация содержательна, играет роль и акцент, и пауза, и искренность произнесения своей фразы).

   Предполагаемые ответы:

-надо постараться им быть;

-не надо его затенять облаками неудач;

-его надо увидеть, понять и оценить;

-иногда оно закрыто тучками: нужен порыв ветра, чтобы эти тучки разогнать,— и   оно засветит

-надо помочь его лучикам пробиться сквозь тернии социума;

-нужно создать условия для самосовершенствова­ния того, что ему дано природой;

-только часто люди закрывают его насмешками, непониманием, критикой,  поэтому так важно, чтобы в человека кто-то поверил…

 

 Домашнее задание (по выбору): Выбирая задание, ученики должны представить свою интерпретацию темы урока и её развитие.

-подобрать фортепианную  музыку, которую мог бы исполнять пианист перед экзаменационной комиссией (можно предложить для домашнего прослушивания бетховенскую сонату №17);

-творческая работа по теме урока «В каждом человеке солнце…» (на примере художественных произведений или жизненного опыта)

-анализ стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…» (аудиофайл можно предложить для домашнего прослушивания)

- отзыв о рассказе  Ю. Буйды «Химич»;

- написать продолжение рассказа, в котором будет представлен  диалог пианиста и  его друга после экзамена.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Только дайте ему светить» (по рассказу

Только дайте ему светить» (по рассказу

Автор использует эмоциональную лексику, которая выражает отрицательную оценку членов комиссии: очочки, старикан, развалился на стуле и нагло дрых, прогнусавила, журнальчик,

Автор использует эмоциональную лексику, которая выражает отрицательную оценку членов комиссии: очочки, старикан, развалился на стуле и нагло дрых, прогнусавила, журнальчик,

В социуме должна быть необходимость внимательного отношения к человеку, его внутреннему миру, судьбе

В социуме должна быть необходимость внимательного отношения к человеку, его внутреннему миру, судьбе
Скачать файл