Только дайте ему светить» (по рассказу А.А. Сабяниной «Пианист»)
«В каждом человеке есть солнце.
Только дайте ему светить»
Сократ
Цель: вызвать интерес к теме урока, рассмотреть решение нравственных проблем в рассказе «Пианист», интерпретировать художественный смысл произведения.
Учитель. Тема сегодняшней нашей встречи взята из фразы великого мыслителя прошлого Сократа, и звучит она так: «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить». Что в этих словах? Как эти слова соотнести с сегодняшним днем?
Предлагаю вашему вниманию рассказ «Пианист». О чём может рассказать произведение с таким заголовком?
(чтение
рассказа)
Учитель.
Каким вам представляется пианист? Что говорится о нем в рассказе? Интересна ли его личность экзаменационной комиссии? Зачем автору понадобилось сравнение игры пианиста (сравнение рояля с деревянной шхуной) с морскими волнами, с океаном?
Ученики.
Он живет музыкой (описание игры на рояле в начале рассказа и сожаление четвертого экзаменатора в конце), а «громовые звуки морских волн» - это отзвук мятежной души («А он, мятежный, просит бури…»). Но комиссия не принимает это во внимание: «проблема – отсутствие среднего музыкального образования», заведение принимает на бюджет учеников с красными дипломами, «мы не учим с нуля, мы делаем из уже готовых учеников мастеров за четыре года», «вы, молодой человек, уже упустили свое». Вердикт комиссии для пианиста как приговор: «поник», «медленно встал и с каменным лицом вышел из кабинета».
Учитель.
Что значит жить музыкой? А чем живут члены экзаменационной комиссии? Охарактеризуйте их? Аргументируйте свой ответ.
Ученики.
Чувствуется, что комиссия из четырех человек безразлична к игре пианиста: «Один из них…, смачивая кончики пальцев слюной, с полным удовлетворением читал какой-то журнал; вторая — дама …втягивала щёки, дула губки и внимательно глядела на летающие пальцы пианиста;третий — старикан …развалился на стуле и нагло дрых; четвертый же…стоял у огромного окна и смотрел на мокрые осенние улицы города…показалось бы, что он тоже заснул».
- Автор использует эмоциональную лексику, которая выражает отрицательную оценку членов комиссии: очочки, старикан, развалился на стуле и нагло дрых, прогнусавила, журнальчик, Лялечка, скоко, не пора ли закругляться, прохрипел.
Учитель.
Экзаменаторы равнодушны не только к чужой жизни, но и к собственной тоже. Ведь «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» Любят ли члены комиссии свое дело? Любят ли музыку? Подтвердите примерами из текста.
Ученики.
Из готового ученика не составит труда выпустить в свет мастера. «Служители искусства» не беспокоятся о духовной наполненности (значит, равнодушие и к собственной жизни), их более привлекает материальная сторона жизни («мужчина с журнальчиком» – скорее всего читает желтую прессу; «Лялечка утку делает» - чревоугодие).
Учитель.
Что слышится в словах: «…это просто немыслимо, чтобы к нам
приходить без красного диплома, да ещё и на бюджет претендовать!»?
Ученики.
В словах «пружинистой учительницы» не учтивость, а упрёк, желание принизить того, кто не уложился в прокрустово ложе.
Учитель.
Как поняли следующие строчки: «Выйдя из школы, он посмотрел на светлеющее небо, расправил белоснежные крылья и взлетел навстречу расступающимся облакам»?
Ученики.
Самое ужасное позади: встреча с человеческим безразличием. И становится ясно, что перед пианистом открываются новые просторы. Облака неудач расступаются, потому что впереди обязательно светлая полоса, полоса удачи.
Учитель.
«Четвертый член комиссии вообще стоял у огромного окна и смотрел на мокрые осенние улицы города…» Почему он у окна? Что чувствуется в его реплике? Разделяете ли вы его точку зрения?
Ученики.
- Он другой, уставший от компании «служителей искусства». Потому и последняя реплика – его. В ней сожаление.
-Многоточие в конце реплики помогает передать душевное состояние героя, прерванность его мысли, вызванной эмоциональным напряжением.
- Никто после пианиста не оправдал ожиданий четвертого члена комиссии. Чувствуется авторская ирония в сочетании «толпа талантов».
Учитель.
Обратимся к эпиграфу нашего урока. Как он соотносится с нашим рассказом?
Ученики.
В социуме должна быть необходимость внимательного отношения к человеку, его внутреннему миру, судьбе. Интересным может быть мир самого простого, обычного жителя земли.
Может, это ещё один пример того, «что при жизни не даем светить, а после смерти…».
Рефлексивный этап
На доске собирается «солнечная» методика. Каждый ученик предлагает свою версию второй части высказывания Сократа: «В каждом человеке есть солнце. Только…» (каждая концовка обязательно зачитывается автором, потому что сама интонация содержательна, играет роль и акцент, и пауза, и искренность произнесения своей фразы).
Предполагаемые ответы:
-надо постараться им быть;
-не надо его затенять облаками неудач;
-его надо увидеть, понять и оценить;
-иногда оно закрыто тучками: нужен порыв ветра, чтобы эти тучки разогнать,— и оно засветит
-надо помочь его лучикам пробиться сквозь тернии социума;
-нужно создать условия для самосовершенствования того, что ему дано природой;
-только часто люди закрывают его насмешками, непониманием, критикой, поэтому так важно, чтобы в человека кто-то поверил…
Домашнее задание (по выбору): Выбирая задание, ученики должны представить свою интерпретацию темы урока и её развитие.
-подобрать фортепианную музыку, которую мог бы исполнять пианист перед экзаменационной комиссией (можно предложить для домашнего прослушивания бетховенскую сонату №17);
-творческая работа по теме урока «В каждом человеке солнце…» (на примере художественных произведений или жизненного опыта)
-анализ стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…» (аудиофайл можно предложить для домашнего прослушивания)
- отзыв о рассказе Ю. Буйды «Химич»;
- написать продолжение рассказа, в котором будет представлен диалог пианиста и его друга после экзамена.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.