английский поэт и филолог, автор Элегии, написанной на сельском кладбище, Стал известным благодаря «Элегии, написанной на сельском кладбище», опубликованной в 1751 году. Стихов Томас Грей опубликовал всего несколько, так как был очень самокритичным поэтом, хотя уже довольно известным. Ему предлагали почетное звание «Поэт-лауреат», но он отказался.
Томас Грей родился 26 декабря 1716 года в Корнхилле, Лондон. Его отец, Филипп Грей, был писцом; мать, Дороти Антробус, - шляпником. В их семье было 12 детей, Томас родился пятым. После того как его мать ушла от психически неуравновешенного мужа, Грей остался жить с ней.
Мать заплатила за его обучение в Итон-колледже, где работали двое его дядей – Роберт и Уильям Антробус. Роберт стал первым учителем будущего писателя и привил ему любовь к ботанике. Уильям был наставником Томаса. Эти времена Грей называл счастливыми. Об этом свидетельствует «Ода виду издали на колледж в Итоне». Томас Грей очень много читал. Он жил не в колледже, а в доме у своего дяди. В Итон-колледже у мальчика было трое друзей: Гораций Уолпол – сын премьер-министра, Томас Эштон и Ричард Уэст – сын лорда-канцлера Ирландии. Ребят называли «четверным союзом».
При увлеченности литературой и историей изучение математики и философии оказалось для Грея столь тягостным, что он отказался от мысли получить ученую степень. В 1739 он отправился в большое путешествие по Европе вместе с Х.Уолполом. К концу поездки друзья рассорились, и в 1741 Грей вернулся в Англию.
Хорас Уолпол
Некоторое время он жил с матерью и двумя ее сестрами в Стоук-Поджесе (графство Бекингемшир). Здесь он написал свои первые значительные стихотворения – Оду виду издали на колледж в Итоне (Ode on a Distant Prospect of Eton College), Гимн невзгодам (Hymn to Adversity), Оду весне (Ode to Spring), здесь же он мог начать свое величайшее творение – Элегию, написанную на сельском кладбище (Elegy Written in a Country Churchyard).
В октябре 1742 Грей возвратился в Питерхаус-колледж и год спустя был удостоен степени бакалавра гражданского права. Еще до отъезда за границу он вступил в юридическую корпорацию «Мидл Темпл», но адвокатская практика в Лондоне его не привлекала. Спокойная жизнь при колледже более отвечала его склонностям, и Кембридж стал ему домом до конца его дней. Университет как поле деятельности значил для Грея очень мало, и на протяжении долгих лет он обходился без какого бы то ни было академического статуса; его устраивало уже то, что у него был досуг и никто не мешал его затворничеству.
В 1750 Грей послал рукопись Элегии Уолполу, с которым в 1745 помирился. Стихотворение было опубликовано в 1751 и сразу же завоевало широкого читателя: в 1751 вышло пять изданий, в последующие 20 лет – еще восемь. Это развернутое, в 32 песнях размышление о человеческой участи.
Согласно письмам писателя, Томас Грей имел игривое чувство юмора. Он не пропагандирует невежество, но с ностальгией размышляет о юном времени, когда ему было позволено быть невежественным.
Грей всю жизнь оставался холостяком, и в числе его близких друзей была лишь одна женщина, Генриетта Джейн Спид, которую он всегда навещал, когда приезжал в Лондон. Грей много путешествовал по всей Британии в таких местах, как Йоркшир, Дербишир, Шотландия и особенно в Озерном крае (он описал наблюдения в своем «Журнале посещения Озерного края» в 1769 году) в поисках живописных пейзажей и древних памятников.
В 1769 он познакомился с гостившим в Англии молодым швейцарцем Ш.В.де Бонстеттаном. Знакомство перешло в доверительную дружбу, и талантливый юноша до возвращения в Швейцарию три месяца квартировал в Кембридже.
По возвращении из Лондона Грей заболел и скоропостижно скончался в своей университетской квартире 30 июля 1771.
Надгробие Томаса Грея.
ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ «СЕЛЬСКОГО КЛАДБИЩА»
В 1742 году Томас Грей начал работать над своим шедевром «Элегией, написанной на сельском кладбище» на могильнике приходской церкви Св. Джайлса в Сток-Погесе, Бакингемшир. Завершил он его в 1750 году. Произведение стало литературной сенсацией, когда было опубликовано Робертом Додсли в феврале 1751 года. Оно все еще является одним из самых популярных и часто цитируемых произведений на английском языке. «Элегия» всем понравилась из-за красоты написания и мастерства. Томас Грей в «Сельском кладбище» затрагивает такие темы, как смерть и загробная жизнь. Предполагается, что Грей нашел вдохновение для своего стихотворения, посетив могилу тети Мэри Антробус. Она была похоронена на кладбище у церковного двора
Святого Джайлса, который Томас посещал вместе
со своей матерью. Впоследствии здесь похоронят
и самого Грея.
Поэт написал оду «На смерть любимой кошки,
утонувшей в сосуде с золотыми рыбками» в память
о коте Горация Уолпола.
«Элегия, написанная на сельском кладбище» - размышление о жизни и человеческой судьбе перед лицом вечного. Главный герой произведения – поэт; место совершения действия – сельское кладбище. В «Элегии» противопоставляется повседневная счастливая жизнь крестьянина и лживая жизнь богачей и чиновников. Поэт считает, что среди простых людей были и гении, просто их материальное состояние и бедность не позволила им раскрыть себя миру и таланты остались непризнанными.
«Элегия» открывается картиной вечерней природы и описанием кладбища, куда приходит главный герой:
Уже бледнеет день, скрываясь за горою;
Шумящие стада толпятся над рекой;
Усталый селянин медлительной стопою
Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой.
В туманном сумраке окрестность исчезает...
Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;
Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,
Лишь слышится вдали рогов унылый звон.
Лишь дикая сова, таясь под древним сводом
Той башни, сетует, внимаема луной,
На возмутившего полуночным приходом
Ее безмолвного владычества покой.
(Пер. В. А. Жуковского)
Автор показывает, как постепенно вместе с наступлением ночи сужается пространство, в центре которого находится лирический герой, как все тоньше становятся звуки окружающей реальности — на смену шуму стад приходит жужжание жука, которое только подчеркивает охватившую мир тишину, как останавливается движение. Кладбище — место, где
безмолвие, отсутствие движения
воспринимаются как нечто
вполне естественное.
Здесь словно бы останавливается
сама жизнь, само время,
здесь человек оказывается
ближе к вечности.
Эта сопричастность вечному усиливается перспективой ночного неба. Упоминание о нем отсутствует, но оно непременно возникает в воображении читателя. Такой статичный фон делает более заметным и ощутимым любое душевное движение лирического героя. Он размышляет о судьбах крестьян, которые лежат под могильными плитами:
Ах! может быть под сей могилою таится
Прах сердца нежного, умевшего любить,
И гробожитель-червь в сухой главе гнездится,
Рожденной быть в венце иль мыслями парить!
По просвещенья храм, воздвигнутый веками,
Угрюмою судьбой для них был затворен,
Их рок обременил убожества цепями,
Их гений строгою нуждою умервщлен.
Как часто редкий перл, волнами сокровенный,
В бездонной пропасти сияет красотой;
Как часто лилия цветет уединенно,
В пустынном воздухе теряя запах свой.
Быть может, пылью сей покрыт Гемнден надменный,
Защитник сограждан, тиранства смелый враг;
Иль кровию граждан Кромвель необагренный,
Или Мильтон, немой, без славы скрытый в прах.
В стихотворении Грея получает дальнейшее развитие тема, которая была популярна в пасторальной поэзии: противопоставление добродетельных селян нравственно испорченным горожанам. С течением времени она закрепится и в сентиментальной литературе, правда, с некоторыми изменениями: вместо горожан в этом противопоставлении чаще будут использоваться представители высших сословий.
В «Элегии» просматривается становление новых этических критериев. Человек оценивается уже не по месту, которое он занимает в социальной иерархии, не по масштабу событий, участником которых он был, а с помощью иных норм. Они еще не определись достаточно четко, но автор отмечает, что среди поселян, лежащих на кладбище, могли быть личности незаурядные и талантливые, просто жизненные обстоятельства не позволили раскрыться их способностям. И потому судить о них нужно не по внешним признакам, а необходимо попытаться проникнуть в глубины их внутреннего мира, где и таятся их таланты.
Появляется у Грея и тот тип героя, который станет популярным в литературе сентиментализма и даже перейдет в литературу романтическую. Это поэт, обладающий кротким сердцем, склонный к меланхолической задумчивости и предпочитающий уединение на лоне природы:
Прискорбный, сумрачный, с главою наклоненной
Он часто уходил в дубраву слезы лить,
Как странник, родины, друзей, всего лишенный,
Которому ничем души не усладить.
Лирический герой неотделимый от личности автора, сквозь целую плеяду соединений философских мыслей и бурных эмоций приходит к окончательному выводу – все смертны, после уже не будет так важен твой статус и чин, обретут смысл лишь праведные и великие дела, за которые тебя будут помнить еще долгие годы:
На всех ярится смерть — царя, любимца славы,Всех ищет грозная… и некогда найдет;Всемощныя судьбы незыблемы уставы:И путь величия ко гробу нас ведет!
Неотвратимость смерти ( «Ничто не вызовет почивших из гробов») заставляет человека острее чувствовать нынешний момент воспринимать ,казалось бы, незаметную красоту окружающего мира:
Лишь дикая сова, таясь, под древним сводомТой башни, сетует, внимаема луной,На возмутившего полуночным приходомЕе безмолвного владычества покой.
Печаль сентиментальных героев нередко связывают с разочарованием в идеалах Просвещения. Утрата иллюзий почти всегда сопровождается иечалыо. Однако следует учитывать еще одну традицию, которая сложилась в эпоху Возрождения. Современники Шекспира различали два типа меланхолии: черную и белую. Первая считалась болезнью, разрушающей психику человека; вторая же была следствием напряженной духовной жизни и, по мнению итальянского мыслителя эпохи Возрождения Фичино, всегда отличала талантливых людей. Поэтому меланхолию героя «Элегии» можно воспринимать
и как знак его богатой внутренней жизни.
Грей слывет самым образованным из английских поэтов после Мильтона, его стиль отличается академичностью, традиционализмом и тщательностью отделки. Увлечение Средневековьем и тонкое восприятие пейзажей Альп и Озерного края позволяют видеть в нем предтечу поэтов-романтиков 19 в.
В элегии «Сельское кладбище», написанной в 1802 году, Жуковский смог воплотить лучшие черты такого литературного направления как романтизм. При этом, автор сохранил самобытность творчества. Красной нитью через все поэтические произведения Василия Андреевича проходят тематика жизни и смерти, противопоставление серости бытия
контрастам духовного мира.
Фоном для событийности
является сумеречный
пейзаж, так любимый всеми
романтистами за контраст
настроений и красок, за
выразительность.
Перевод элегии Грея, сделанный Жуковским в 1802 г. стал знаменательным событием в русской литературе. Впитав опыт предыдущих переводов, В. А. Жуковский осуществил перевод, который оказался ближе тексту оригинала; автор сумел сохранить характерные черты и особенности элегии Т. Грея, его жанровую специфику. Заслуга В. А. Жуковского в том, что он не только передал основные идеи и мысли, заложенные в тексте оригинала, он сумел воспроизвести последовательно развивающийся аудиовизуальный лирический сюжет, сохранить пространственно- временные характеристики, временные наречия, анафорические повторы, создающие иллюзию постепенного наступления сумерек. Перевод Жуковского получил всеобщее признание в России и был включен в зарубежные сборники русских сочинений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.