Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)
Оценка 4.8

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
17.06.2019
Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа №140" города Нижний Новгород имеет свою историю и сложившуюся организационную культуру. Благодаря малокомплектности школы и территориальной собранности имеет огромные преимущества среди школ города, позволяющие эффективно выстраивать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей, подростков, и коллектива в целом
для статьи.docx
Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно­нравственного воспитания школьников  (из опыта работы МБОУ «Школа № 140 г. Нижнего Новгорода) Возраст детей: 7­18 лет Авторский коллектив: Широкова   Татьяна   Вениаминовна, директор   Марина   Владимировна, Миронова   руководитель   школьного   музея   им.   Ф.И. Шаляпина Ракова   Елена   Викторовна, начальных классов Малых Юлия Валентиновна, заместитель директора   учитель Нижний Новгород 2019 Содержание Введение 1. Историческая справка 2.   Реализация     системы   работы   МБОУ   «Школа   №   140»   по   духовно­ нравственному воспитанию школьников 2.1 Первый в России паспортизированный музей им. Шаляпина  2.2 Образовательные квесты  2.3 «Шаляпинские вечера»  2.4  «Шаляпинский   имидж»:  корпоративной философии  создание   корпоративной   культуры   и Введение МБОУ   «Школа   №   140»   уже   более   100   лет   выполняет   свою историческую   миссию   в   микрорайоне   Дубенки   г.   Нижнего   Новгорода   с учетом   его   специфики.   По   сравнению   с   другими   школами   района,   МБОУ «Школа   №   140»   имеет   следующие   преимущества,   позволяющие   ей эффективно   выстраивать   систему   работы   по   духовно­нравственному воспитанию детей: 1.   Школа   имеет   свою   историю   и   сложившуюся   организационную культуру. Здание МБОУ «Школа № 140» было построено для детей крестьян на деньги М.А. Горького и Ф.И. Шаляпина (См. «Историческая справка»). В Нижнем Новгороде школа известна как «Шаляпинская». 2.   Малокомплектность   школы   позволяет   педагогам   хорошо   изучить особенности   учащихся   и   их   семей   и   учитывать   их   в   образовательном   и воспитательном процессе. Школа № 140 ­ единственная школа в микрорайоне. Жители проживают в основном в частном секторе, общая численность населения 17600 человек, большую часть из них составляют рабочие и служащие предприятий района. Учреждения культуры в микрорайоне практически отсутствуют.  Здесь, как и во всём обществе, существует ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие личности. Это недостаточный уровень благосостояния населения, превалирование рыночных отношений над духовными интересами, неспособность   родителей   педагогически   овладеть   ситуацией   развития собственного ребёнка и выстроить отношения. Анализ социального паспорта свидетельствует о снижении влияния и воспитательного воздействия семьи в социальной адаптации учащихся. За время своего существования школа получила признание у населения микрорайона. Многие ее выпускники приводят сюда своих детей и внуков, посещают   мероприятия   в   школе.   Храма   в   микрорайоне   нет,   возможность послушать священника некоторые категории населения получают только на базе культурно­просветительского центра им. Ф.И. Шаляпина. Таким образом, школа   занимает   исторически   сложившуюся   нишу   и   отвечает   требованиям родителей и детей. Описанная   в   работе   система  духовно­нравственного   воспитания, реализуемая в школе, имеет модульную структуру, включающую в себя пять основных   направлений.   На   сегодняшний   день   достигнутые     результаты свидетельствуют о том, что проводимая работа не ограничивается стенами школы, а выходит на районный уровень. Основной целью нашей работы является объединение усилий Церкви, образования,   культуры,   административного   ресурса   школы   и   района   в формировании и развитии системы духовно­нравственного воспитания детей и молодежи в традициях православной культуры.  1. Историческая справка В начале прошлого века вместо густонаселенного ныне района находилась небольшая   деревня  Александровка.   Здание   Александровской    школы (начального   училища),   построенное   по   проекту   П.П.   Малиновского,   было закончено в 1907 году. Создание этой школы имеет интересную предысторию.  Проживающий   в   деревне   Александровке   близ   Н.   Новгорода   отставной штабс­капитан Григорий Николаевич Степанов, задумав открыть в деревне школу,   обратился   за   содействием   в   Нижегородское   уездное   земство,   но получил отказ. Тогда Степанов решил попросить помощи у А.М. Горького. Алексей   Максимович   дал   Степанову   крупную   сумму   денег,   которая позволила начать дело. Горький предложил назвать школу  "Шаляпинской", рассказать   об   этом   замысле   великому   артисту.   Идея   Горького   была поддержана   друзьями   ­   нижегородской   интеллигенцией,   и   решение   об утверждение   "Шаляпинской"   школы   было   оглашено   Н.Н.   Иорданским   на концерте Шаляпина в Народном доме, который был построен на народные пожертвования, в том числе и на  деньги, собранные за счёт концертов Ф.И. Шаляпина.     С того времени начала свою деятельность Шаляпинская школа, с которой великий   артист   долгие   годы   поддерживал   отношения.   Всё   то   время,   что Шаляпин был вдалеке от Н. Новгорода, он поддерживал школу материально, писал   Степанову.   В   1906   году   певец   прислал   свой   портрет   с   надписью: "Искренние пожелания милым деткам Шаляпинской школы. Да здравствует солнце, да скроется тьма".  14   октября   1907   года   новая   школа   была   открыта.    Она   была деревянная и состояла всего из трёх классных комнат. На центральной стене одной из классных комнат висел портрет Ф.И. Шаляпина, присланный год тому   назад.   По   тому   времени   школа   была   замечательно   оборудована: библиотека,   подаренная   Г.Н.Степановым,   учебные   пособия,   «волшебный фонарь» позволяли организовать учебный процесс на высоком уровне; цветы, картины,     бюсты   писателей   украшали   классы.   В   одном   из   кабинетов   на маленькой сцене стояло пианино: школа задумывалась А.М.Горьким и Ф.И. Шаляпиным как культурный центр не только для детей, но и для  взрослых. В школе   проходили   различные   мероприятия,   ставились   спектакли.   На традиционные   рождественские   ёлки   от   Шаляпина   из   Москвы   приходили посылки с подарками. Дважды Ф.И. Шаляпин приезжал в свою школу: в 1909 и в 1910 годах. В 1909 г. певец приехал в Н. Новгород специально для того, чтобы побывать в   Встреча   надолго   запомнилась   жителям Александровской   школе. Александровки:   всемирно   известный   певец   пел   для   них   на   сцене   школы. Последняя встреча великого артиста с жителями Александровки состоялась в августе   1910   года.   Он   пригласил   всех   желающих   посетить   его   концерт   в Ярмарочном театре.  На   долгие   годы   сохранилась   в   памяти   нижегородцев   история возникновения и деятельности Шаляпинской школы в Александровке. В 1963 году одноэтажное здание было снесено, на его месте построена современная школа, где сейчас учится свыше шестисот человек.  14 февраля 1965 года в школе № 140 был открыт первый в СССР музей Ф.И.   Шаляпина,   созданный   совместными   усилиями   учителей,   учеников, родителей,   бывших   учеников   Шаляпинской   школы,   Общества   старых нижегородцев­горьковчан,   сотрудников   Государственного   литературного музея А.М. Горького и дочери певца И.Ф. Шаляпиной. 2. Реализация  системы работы МБОУ «Школа № 140» по духовно­ нравственному воспитанию школьников 2.1. Первый в России паспортизированный музей им. Шаляпина Школьный музей Ф.И. Шаляпина был открыт 14 февраля 1965 г. долгие годы это был единственный музей певца. Он создан в память о Шаляпинской школе в деревне Александровке, построенной на средства А.М. Горького и Ф.И.   Шаляпина   и   подаренной   певцу.     Создание   музея   преследовало   цель сохранить  в  памяти  будущих   учеников  благородную   деятельность   великих соотечественников в деле распространения образования в народной среде и приобщить их к гуманистическим ценностям, положенным в основу школы. За   многие   десятилетия   через   музей   прошли   сотни   учеников   школы, приобщаясь   к   истории,   культуре,   осваивая   навыки   работы   экскурсовода, лектора.  Цель работы по данному направлению: организовать систему работы по воспитанию, образованию и развитию личности на примере жизни и творчества Ф.И. Шаляпина, приобщать детей  к культурному и историческому наследию страны, создать условия для  творческой деятельности учащихся. Задачи работы:  образовательные:   познакомить   учащихся   с   историей   Шаляпинской школы, работой школьного музея, жизнью и творчеством Ф.И. Шаляпина и его благотворительной деятельностью в Н. Новгороде. Воспитательные:   воспитание   учащихся   в     духе   любви   к   истории   и культуре родного края, в духе традиций Шаляпинской школы. Развивающие: развитие творческих способностей детей в рамках работы школьного музея. Актуальность работы:   Сегодня   на   первый   план   выдвигаются   задачи   развития   личности школьника.  В   практику   внедряются   более   эффективные   методы   и  приёмы психологические работы, учитывающие   полнее     закономерности познавательной   деятельности.   Поэтому   сегодня   общество нуждается в школе, которая может подготовить современный национальный воспитательный   идеал   ­   высоконравственного,   творческого,   компетентного гражданина   России,   принимающего   судьбу   Отечества   как   свою   личную, осознающего   ответственность   за   настоящее   и   будущее   своей   страны, укоренённого в духовных и нравственных ценностях российского народа. Проблема духовно­нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду “связи   времён”,   чувства   сопричастности   к   истории   своей   родины. Восстановить эту сопричастность помогает работа в школьном музее.    № 1 2 3 Реализация: Ключевые мероприятия Достигнутые результаты: Работа школьного музея Ф.И.  Шаляпина  2015­2016 уч. год – проведено 12  экскурсий, 215 экскурсантов 2016­2017 уч. год – 15 экскурсий,  221 экскурсант,  2017­2018 уч. год – 15 экскурсий,  234 экскурсанта. Городской смотр музеев 2018 г – 1 место Работа кружка «Юный  экскурсовод». Подготовка экскурсоводов по  школьному музею Ф.И.Шаляпина. Создание временных выставок и  проведение экскурсий по ним для  учеников школы: 2016 г. – «Остановись, мгновенье!»  (из истории фотографии),  2017 г. – «А музыка звучит» (из  истории звукозаписывающей  техники), «Его имя носит улица»  (улица Героя Советского Союза  Б.А.Юрина), 2018 г. – «Два бойца» (об учатниках  Великой Отечественной войны  В.А.Яшине и И.Ф.Мареечеве),  «Учитель – это навсегда» (о Конкурс «Юный  экскурсовод» Конкурс «Юные хранители  славы нижегородцев» Работа с театром оперы и  балета кавалере орденов Ленина и  Трудового Красного знамени  Поповой Т.Н.) 2016­2017  уч. год – два 1­ых места в районе, два 3­их места в городе;  2017­2018  уч. год – 1­ое место в  районе, 1­ое место в городе.  2018­2019 уч. год – два 1­ых места в  районе, 2­ое место в районе, 1­ое  место в городе, 3­е место в городе  Посещение театра оперы и балета  по абонементам  в течение 5 лет (8­ 11 классы) Участие в конкурсе «История обычных вещей» 2016­2017  уч. год – 1­ое место в  районе, 3­е место в городе; Всероссийский конкурс  «Лучший гид России» 2018­2019 уч. год – 1 место в районе Участие 4 учениц и руководителя  кружка «Юный экскурсовод  Мироновой М.В. 4 5 6 7 8 Участие   в   Международном   грантовом   конкурсе   "Православная инициатива"   имеет   очень   важное   значение   в   деле   духовно­нравственного просвещения   не   только   детей   и   молодежи,   но   и   взрослых   ­   родителей, педагогов,   психологов,   руководителей   образовательных   учреждений.   Люди знакомятся с нашими православными, исконно русскими традициями, видят положительный эффект от проведения таких мероприятий и с удовольствием участвуют в них. Таким   образом,   происходит   постепенное   повышение   общего   уровня культуры детей и молодёжи района. 2.2  Образовательные квесты В рамках новой образовательной парадигмы системно­деятельностного обучения   в   приоритете   находится   целостное   развитие   личности обучающегося, его способность к рефлексии и самостоятельности в принятии решений.   В   этих   условиях   познавательный   интерес   становится   мощным средством активизации образовательного процесса, использование же новых инновационных   образовательных   технологий   в   обучении   становится важнейшим   инструментом.   К   числу   инноваций   в   организации   учебно­ воспитательного   процесса   сегодня   можно   смело   отнести   набирающую популярность квест­технологию.  Основными   дидактическими   принципами,   лежащими   в   основе организации образовательного квеста, являются: – деятельностный принцип: участник самостоятельно добывает знания, а не получает их в готовом виде; – принцип целостности: формируется обобщенное системное представление об определённых сферах окружающей действительности; –   принцип   психологической   комфортности: организуется   диалогическое общение,   создаётся   доброжелательная   атмосфера,   ориентированная   на реализацию основных идей педагогики сотрудничества; –   принцип   творчества   – ориентация   на   творческое   начало   всех участников. Для   усовершенствования   процесса   преподавания,   повышения   его эффективности и качества, необходимо, на наш взгляд, осуществлять такие педагогические   цели   как:  развитие   личности   обучаемого,   подготовка ребёнка   к   комфортной   жизни   в   условиях   информационного   общества; развитие   мышления,   эстетическое   воспитание,     развитие   коммуникативных способностей;   формирование   умений   принимать   оптимальное   решение   или предлагать   варианты   решения   в   сложной   ситуации,     развитие   умений осуществлять   экспериментально­исследовательскую   деятельность, формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.  Таким   образом,   образовательный   квест,   как   вид   интерактивных технологий, позволяет решить следующие задачи:  образовательную  ­   вовлечение   каждого   ребёнка   в   активный познавательный   процесс   (организация   индивидуальной   и   групповой деятельности   школьников,   выявление   умений   и   способностей   работать самостоятельно по какой­либо теме);  развивающую  ­   развитие   интереса   к   предмету,   творческих способностей,   воображения   учащихся;   формирование   навыков исследовательской   деятельности,   умений   самостоятельной   работы   с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;  воспитательную ­ воспитание личной ответственности за выполнение задания,   воспитание   уважения   к   культурным   традициям,   истории, краеведению.  Актуальность работы: Реформы в сфере образования и модернизация современного общества заставляют педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды   технологии   при   организации и   искать   новые   формы,   приемы, образовательного   процесса   с   детьми   и   взаимодействии   с   родителями.   Так   который   стремительно   набирает появился   образовательный   квест, популярность   не   только   у   школьников,   но   и   у   взрослых   (родителей   и   и   позволяет   индивидуализировать   процесс   обучения, педагогов), задействовать все образовательное пространство и создать наилучшие условия для   развития   и   самореализации   участников   образовательных   отношений. Актуальность использования квестов сегодня наглядна. Образование нового поколения   требует   использования   в   образовательном   процессе   технологий деятельностного типа. Преимуществом   образовательного   квеста   является   использование активных   методов   обучения.   Квест   может   быть   предназначен   как   для групповой, так и для индивидуальной работы.              Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в   происходящее,   получают   заряд   положительных   эмоций   и   активно включаются   в   деятельность,   ведь   что   может   быть   увлекательнее   хорошей игры?   Использование   квестов   позволяет   уйти   от   традиционных   форм обучения   детей   и   значительно   расширить   рамки   образовательного пространства. Часть   коллектива   авторов   нашей   работы   (Миронова   Марина Владимировна, Ракова Елена Викторовна),     являясь выпускниками средней школы   №140,     выросли   на   традициях   родной   школы,   пропитаны   духом Шаляпиского   творчества,   вернулись   после   института   в   родную   школу,   с целью   воспитания   подрастающего   поколения   на   основе   исторически   продолжить   работу   школьного   музея   и сложившихся   традиций, распространения опыта своей работы.   Из   опыта   работы   хочется   поделиться   своими   наработками использования     новейших   технологий  для   распространения   и   сохранения сформировавшихся     школьных   традиций   среди   подрастающего   поколения. Традиция Шаляпинских вечеров в нашей школе   связана с учебной работой школьников, с их общественной жизнью, с их отношениями друг к другу. Эта традиция создаёт подчас тот неуловимый «дух школы», который формирует и моральный облик учеников. На это указывал в свое время еще Л.Н. Толстой: «есть, ­ говорил он, ­ в школе что­то неопределенное, почти не поддающееся руководству учителя, что­то совершенно неизвестное в науке ­ педагогике и вместе с тем составляющее сущность успешности учения ­ это дух школы… Этот   дух   школы   есть   что­то   быстро   сообщающееся   от   одного   ученика   к другому…   что­то   весьма   осязательное,   необходимое   и   драгоценнейшее   и поэтому   долженствующее   быть   целью   каждого   учителя».     Поэтому   мы считаем,   что   современный   педагог   должен   уметь   создавать   квесты,   чтобы привести   обучающихся   к   результатам,   соответствующим   данному     этапу изучения   истории   родного   города,   страны,   знаменательных   событий. Ежегодно, с помощью нашего образовательного  квеста,  мы вводим   наших первоклассников   и   их   родителей   в   особый   мир   Шаляпинской   школы, знакомим с нашими традициями, призываем к сотрудничеству и активному образу жизни.  Методическая разработка квеста представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 1 Для   проведения   нашего   квеста     необходима   образовательная   среда, насыщенная   информацией.   Такой   средой   является   школьный   музей Ф.И.Шаляпина и определенная историческая часть Нижнего Новгорода. Идея и общая логика квеста заключается в преодолении участниками квестового   маршрута   и   одновременном   получении   новых   знаний.     Путь маршрута   изначально   неизвестен   и   участникам   необходимо   постепенно открывать   его.   Для   этого   надо   отгадывать   загадки,   выполнять   задания   и находить в пространстве музея и города необходимые объекты. Все задания квеста являются тематическими. Достоинство нашего квеста мы видим и в том, что большую роль в ней играют старшеклассники: они  участвуют в разработке заданий, оформляют и рассылают эти задания по электронной почте, проводят экскурсию в музее, выходят на классные часы с виртуальными экскурсиями по городу, входят в состав жюри.  Ценность   данного   проекта   и   в   привлечении   семьи:   совместная творческая работа сплачивает родителей и детей и вовлекает семью в орбиту школьной жизни, знакомя их с богатыми традициями. Важно   и   то,   что   дети   с   первых   дней   в   школе   получают   опыт самостоятельного получения знаний. Таким образом, повышается мотивация участников, за счет соревновательной формы квеста добавляется азарт, что позволяет   получить незабываемые и яркие эмоциональные переживания от участия в нём. Реализация: № Ключевые мероприятия 1 «Шаляпинские чтения» 2 Областной   этап Всероссийского конкурса учебных   и   методических материалов Работников     пед. ОО 3. 4. Нижегородской области Квест отданные людям» «Богатства,     Квест отданные людям» «Богатства, Достигнутые результаты: Сбор   материала, создание   альбома   для шк. музея Диплом за 2 место Награждение Шаляпинском вечере   на Издана   книга   «Так начинаются   школьные годы»         5. Участие   в   проекте Диплом   за   участие   в См. Фото­1 Всероссийской   школьной летописи конкурсе   буктрейлеров проекта   «Всероссийская 6. Распространение   опыта среди школ района школьная летопись» Использование  квеста   за пределами школы 2.3 «Шаляпинские вечера» Каждый год в феврале в школе № 140 проходит Шаляпинский вечер, он приурочен к дню рождения Ф.И. Шаляпина.  Эта традиция началась в 1965 году, в день открытия первого в стране музея   певца,   школьного   музея   Ф.И.   Шаляпина.   На   вечере   присутствовали ученики   и   учителя   школы,   представители   общественных   организаций     и творческой   интеллигенции   города,   руководители   Приокского   района. Присутствовала и старшая дочь певца И.Ф. Шаляпина.  Такие вечера стали ежегодными. Каждый вечер посвящен какой­либо теме:   оперное   творчество   Ф.И.   Шаляпина,   мировое   признание   певца,   его реформаторская деятельность, история Шаляпинской школы, дружба с А.М. Горьким   и   т.д.   В   1­ом   отделении   вечера   выступают   ученики   школы, нижегородские  писатели, поэты, артисты, творческие коллективы города.  В   разные   годы   участниками   вечеров   были   поэты   Ю.   Адрианов   и   А. Шемшурин, писатель В. Елисеев, артист театра драмы В. Вихров, хоровая капелла мальчиков им. Л. Сивухина, хор студии «Жаворонок», журналист, режиссер­документалист,   автор   фильмов   о   Шаляпине   Ю.   Беспалов,   хор   и оркестр духовых инструментов школы искусств №7 и многие другие.  Второе отделение вечера – концерт ведущих солистов Нижегородского академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. Основателем этой традиции   является   заслуженный   артист   РФ,   лауреат   международного конкурса им. П.И. Чайковского, солист театра оперы и балета А.С. Правилов. на концерте артисты исполняют произведения из репертуара Ф.И. Шаляпина, арии   и   дуэты     из   опер   русских   и   зарубежных   композиторов,     романсы   и русские народные песни. Шаляпинские вечера привлекают не только учеников и учителей школы, но     и   родителей,   и   жителей   микрорайона   и   города,   почитателей   таланта великого   певца.   Эти   вечера   являются   очень   важным   моментом   в   системе духовно­нравственного воспитания. 2.4  «Шаляпинский имидж»: создание корпоративной культуры и корпоративной философии Традиции   обеспечивают   преемственность   между   поколениями персонала и учащихся учреждения и позволяют передавать традиции через символы в неформальной, отличной от будничных дней обстановке. В школе №140 традициями являются не только празднование различных культурных событий.  Структура корпоративной культуры школы №140: Первый уровень (артефакты):  1) Внешний вид школы.  2) Внешний вид педагогов.  3) Наличие особого стиля школы: логотип, символика, их применение в оформлении рабочих мест и в оформлении документов. Наличие логотипа школы,  гимна   определяют   узнаваемость   в  узких   кругах   общественности,  а также   показывают   основные   цели   образовательного   учреждения,   его философию. Логотип вывешен в помещениях школы, изображен на бейджах каждого педагога, а также находится на сайте школы.  Первый   уровень   воплощает   духовные   ценности   корпоративной культуры и позволяет создать индивидуальность школы №140, отличающую ее от других образовательных учреждений.  Второй уровень (ценности).  Организация   рабочих   мест,   современное   оборудование   школы, доступность   работы   с   ним   и   обеспечение   сотрудников   необходимыми материалами делают труд педагога комфортным, облегчает его. В результате установившегося   стиля   руководства   эти   специфические   ценности   крепко закрепляются среди коллектива и передаются новым сотрудникам. Создание этического   кодекса   и   правильный   выбор   стиля   руководства   создают   у сотрудников чувство принадлежности к школе, чувство гордости за нее. Из разрозненных   людей   сотрудники   превращаются   в   единый   коллектив   – команду.  Программа мероприятий по созданию «Шаляпинского» имиджа МБОУ «Школа № 140» представлен в таблице  и включает следующие этапы: Направление работы № 1. Мероприятия Сроки Поиск   и   изучение   нормативных февраль   – документов,   регламентирующих   порядок присвоения   почетных   наименований апрель 2017 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Деятельность   по присвоению имени   Ф.И. Шаляпина школе Разработка единой «Шаляпинской» муниципальным организациям Поиск свидетельствующих сбор     о     и документов,   согласии родственников   Ф. присвоение школе его имени Консультации с юристами   Шаляпина   на Составление   ходатайства   ОО   перед директором   департамента   образования администрации г. Нижнего Новгорода  Согласование и подача документов Доработка пакета документов Разработка   единого   стиля   школьной атрибутики Организация изготовленных по собственному эскизу Разработка   дизайна   и   приобретение   дневников, закупки   апрель­июнь 2017 сентябрь­ ноябрь 2017 январь 2018 январь­май 2018 август   2018 –   январь 2019 август 2016 с июня 2016 август 2016 баннера для фотозоны на торжественные мероприятия Разработка   дизайна   и   приобретение сентябрь № Направление работы символики Мероприятия Сроки информационных   стендов   в   едином 2016 – 2019 «шаляпинском» стиле 11. Выпуск   сувенирной   продукции   со школьной атрибутикой (по   мере финансиров ания) декабрь 2018

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Традиции как инструмент построения эффективной системы духовно-нравственного воспитания школьников  (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2019