Традиционная каменная логика основана на слове «есть», которое ведет нас к понятиям «что есть предмет», «истина», «противоречие» и «логика». Математика основана на знаке «равно», который позволяет нам следовать правилам «игры» в математической вселенной. В основе водной логики — словосочетание «в направлении к» и концепция «потока». В рамках определенных систем поток ведет к стабильным петлям. Стабильная петля — это не то же, что есть «истина». Это нечто, что мы можем научиться использовать, точно так же как нас в свое время научили пользоваться истиной.
Традиционная каменная логика
Традиционная каменная логика основана на слове «есть», которое ведет
нас к понятиям «что есть предмет», «истина», «противоречие» и «логика».
Математика основана на знаке «равно», который позволяет нам следовать
правилам «игры» в математической вселенной. В основе водной логики —
словосочетание «в направлении к» и концепция «потока». В рамках
определенных систем поток ведет к стабильным петлям. Стабильная петля —
это не то же, что есть «истина». Это нечто, что мы можем научиться
использовать, точно так же как нас в свое время научили пользоваться
истиной.
На рис. 79 символами показана разница между тремя системами: каменной
логикой, математикой и водной логикой. Это, конечно, упрощенный взгляд, но
он позволяет увидеть различия.
На самом деле нам сложно мыслить в духе водной логики, поскольку сам
наш язык и привычки мышления слишком прочно основаны на каменной
логике. Нас может отчасти заботить прагматизм и то, «куда» ведет та или
иная ситуация, но все равно наше сознание прочно привязано к каменной
логике, и мы постоянно возвращаемся к ней, когда задаем такой вопрос, как:
«Верно ли это?»
Как я уже отмечал, материал данной книги изложен очень просто. Я хотел
предоставить метод, который люди могли бы использовать для своих
собственных нужд, а не просто почитали бы о нем для ознакомления. Водная
логика гораздо более глубока и обширна, чем то, что я описал в этой книге, но
я не хотел отпугнуть читателя более сложными вещами. Надеюсь вернуться к
этому предмету в своих следующих работах.
Есть две основные теоремы, и обе они чрезвычайно просты.
1. В любой системе с конечным числом состояний и фактором усталости,
откуда ни начни, всегда рано или поздно установится стабильная петля.
2. В рамках заданного контекста X, А всегда ведет к В.
В книге я показал, что нейронные комплексы в мозге ведут себя как
самоорганизующиеся системы, благодаря чему восприятия могут
структурироваться в стабильные состояния. Здесь нет ничего таинственного.
Это простое фундаментальное поведение самоорганизующихся систем,
вполне соответствующее тому, что нам известно о нейронных комплексах.
Несмотря на то что это поведение является простым, оно чрезвычайно
эффективно. Я рассматриваю его более подробно в своей книге «Я прав — ты
нет» («I am Right — You are Wrong»). Данный тип мышления является
общепризнанным среди многих ученых, изучающих поведение мозга, хотя он
был далек от общепризнанного, когда я писал о нем в 1969 году в своей книге
«Механизм разума» («Mechanism of Mind»).Меня не интересует простой анализ и описание поведения мозга, как меня
не интересует и конструирование компьютеров, которые мыслят по подобию
человеческого мозга. В чем я заинтересован, так это в способах
совершенствования человеческого мышления.
Поэтому у этой книги есть практическая сторона — метод потокограмм. Он
получает в книге подробное описание, снабженное большим количеством
примеров.
Составление потокограммы — дело незатейливое. Имеется список потока
сознания, или базовый список. Каждому элементу списка присваивается связь
с другим элементом. Результат построения связей изображается графически в
виде схемы. Теперь мы имеем возможность посмотреть на то, какую «форму»
имеют наши восприятия.
Восприятия глубоко индивидуальны, и нельзя считать их верными или
ложными, за исключением случая, когда вы строите потокограмму за другого
человека, лишь догадываясь о его восприятиях. Потокограмма — это всегда
лишь гипотеза, которую мы изучаем, с тем чтобы исследовать собственные
восприятия. В ходе такого исследования мы можем выявить точки-
коллекторы, или стоки, которые «притягивают» к себе другие элементы
потокограммы. Такие точки очень часто играют доминирующую роль в
восприятии.
Кроме того, в потокограмме имеются стабильные петли, которые выполняют
функцию стабилизаторов восприятия.
С помощью потокограмм мы имеем возможность вникнуть в суть наших
восприятий и даже заглянуть глубже в то, что происходит вокруг.
Потокограмма помогает нам понять, что некоторые моменты более важны, а
другие — менее, чем мы предполагали.
Мы также имеем возможность вмешаться и посмотреть, как наши
восприятия можно было бы изменить. Хотя мы осуществляем вмешательство
во внутренний мир восприятий, нас при этом могут посетить идеи, которые
можно с успехом применить во внешнем мире. Таким образом, основываясь на
потокограммах, мы в состоянии строить стратегии поведения. Такие
стратегии подсказаны нам потокограммой, но проверять их состоятельность
следует иным способом. Это же касается и любой гипотезы.
Можно строить потокограммы за других людей. Поможет вам в этом
обсуждение, как в случае групповой работы. Другая возможность состоит в
том, чтобы строить потокограмму, основываясь на том, что другой человек
написал или произнес. И наконец, можно попытаться построить
потокограмму, просто предполагая, каково мировосприятие у данного лица.
Такие потокограммы также способны подсказать нам стратегию или план
действий.
В книге я подчеркиваю огромное значение контекста в водной логике. Я
также рассказываю о том, что концепции обеспечивают подвижность и
гибкость мышления. Концепции не всегда должны быть точными, поскольку
мы ведем речь о водной логике, а не о каменной, которой необходимыопределенность и точность. Если мы не научимся обращаться с концепциями,
то рискуем увязнуть в мелких фактах бытия. Концепции также важны при
составлении базового списка для потокограммы.
Контекст имеет огромное значение в водной логике. Меняется контекст —
меняются потоки-переходы от одного состояния к другому. Любая связь,
осуществляемая потоком-переходом, должна рассматриваться в
определенном контексте. Хотя контекст столь важен, это не усложняет
задачи составления потокограммы при условии, что речь идет об одном
конкретном моменте времени. Контекст в рассматриваемый момент времени
станет определяющим для всей потокограммы, которая становится картиной
восприятия, имеющего место на данный момент времени. Большинство
разногласий на самом деле основаны на различиях в контексте. Вместе с тем
мы направляем свое мышление на поиск различий в «истине», отстаиваемой
сторонами в споре.
В последних главах книги я рассказываю о потоке внимания и его связи с
эстетикой и искусством. На поток внимания в какой-то мере оказывает
влияние ситуация во внешнем мире, частично — модели восприятия
внутреннего мира, а также механизмы управления вниманием, которые мы
развили в себе.
Имеется тесная связь между восприятием и потоком внимания. Объекты
внешнего мира, привлекая наше внимание, приводят в действие механизмы
восприятия, которые мы используем для того, чтобы «видеть» окружающий
мир. Как и другие аспекты восприятия, данный аспект заслуживает
дальнейшего исследования.
Посредством данной книги я хотел достигнуть трех целей:
1. Познакомить читателя с водной логикой.
2. Показать читателю, что в основе водной логики восприятия лежит
самоорганизующаяся природа нейронных комплексов мозга.
3. Предложить практический метод, позволяющий визуально представить
потоки нашего восприятия, благодаря чему мы можем видеть «форму» наших
мыслей, — речь идет о методе потокограмм.
Вы можете применять метод потокограмм, даже если не принимаете — или
не понимаете — того, что лежит в его основе. Назначение любой
концептуальной модели состоит в том, чтобы предложить нечто полезное и
практически применимое. И уже это само по себе является примером водной
логики: «Куда это нас ведет?»
Я отдаю себе отчет, что жесткие каноны каменной логики, прочно засевшие
в умах людей, не позволят многим из них адекватно воспринять данную
книгу. В то же время многим, безусловно, понравится гибкость, которую
можно найти в водной логике, поскольку они давно уже заметили, что
каменная логика совершенно неуместна, когда мы имеем дело с
восприятиями. А восприятия имеют такое большое значение!