Так что же меняется сегодня?
Главное изменение — впервые в истории мы можем
пойти дальше слов и описаний и заняться исследованием
поведения информационной системы самого мозга. Это
означает, что мы можем понять сущность творчества и
спроектировать творческие инструменты. Это означает,
что мы можем понять, как образуются паттерны.
С этим изменением связано еще одно — мы можем по
нять восприятие (паттерны) и его огромную важность. Мы
начинаемпонимать,чтовосприятиеявляетсяпрактически
самой важной частью мышления. Следовательно, мы мо
жем проектировать инструменты для его усовершенство
вания.
традиционная манера мышления
Так что же меняется сегодня?
Главное изменение — впервые в истории мы можем
пойти дальше слов и описаний и заняться исследованием
поведения информационной системы самого мозга. Это
означает, что мы можем понять сущность творчества и
спроектировать творческие инструменты. Это означает,
что мы можем понять, как образуются паттерны.
С этим изменением связано еще одно — мы можем по
нять восприятие (паттерны) и его огромную важность. Мы
начинаемпонимать,чтовосприятиеявляетсяпрактически
самой важной частью мышления. Следовательно, мы мо
жем проектировать инструменты для его усовершенство
вания.
Поскольку мы начинаем понимать важность химиче
ских препаратов мозга, мы можем проектировать процес
сы, такие какпараллельное мышление «Шести Шляп», где
разные способы мышления отделены друг от друга.
Еще одно изменение — все больше людей начинают по
нимать важность «проектирования». Нам необходимо
учиться проектировать пути в будущее, а не заниматься
обычным решением проблем и ожиданием прогресса, осу
ществляемого эволюцией.
Нам необходимо проектирование для того, чтобы наи
лучшим образом использовать происходящие изменения.
Суждения недостаточно. Суждение годится для принятия
или отрицания чего-то, но не для проектирования спосо
бов производства ценностей.
Наконец, возрастающийопытиспользованияновыхметодовмышления(программыCoRT,латеральногоипарал
Свекамиконцепциииценностименялись,ноосновной
метод мышления оставался неизменным.
лельного мышления) свидетельствует, что они и эффек
тивны и практичны.
Нет больше причин жаловаться на несоответствие тре
бованиям традиционного мышления. Мы можем изобре
тать и использовать все новые и новые методы.
ИТАК?
ИТАК - ЧТО?
ИТАК, ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ?
ИТАК, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?
ИТАК, ЧТО БУДЕТ СДЕЛАНО?
1. Необходимо понять, что мышление — самый главный
человеческий навык. Качество нашего будущего зависит
непосредственно от качества нашего мышления. Это тре
буетдолжногопризнания.
2. Мышление — навык, которому можно учить, учиться
и который можно совершенствовать. Дело не в интеллекте.
Бывают очень умные люди, которые являются плохими
мыслителями, как бывают и менее умные, являющиеся
мыслителями хорошими. Связь между мышлением и ин
теллектом подобна связи между лошадиными силами ав
томобиля и мастерством водителя. Можно иметь самый
мощный автомобиль и водить его плохо, а можно иметь
менее мощный, но водить хорошо.
3. Навыкумышленияможнообучатьлюдейлюбоговоз
раста, любых способностей, происхождения и культуры .
Я обучал мышлению четырехлетних детей (в Сингапуре,в школе Лоу) и девяностолетних стариков (в университете
Рузвельта). Я обучал мышлению нобелевских лауреатов и
подростков с синдромом Дауна. Я обучал мышлению глав
корпораций. Мои коллеги, такие как Сьюзен Маки, обуча
ли мышлению неграмотных южноафриканских шахтеров.
Другие, в частности Норман Демайо, обучали заключен
ных — и добивались очень хороших результатов.
4. Мы не обсуждаем философию мышления и не анали
зируем его природу.
Нам нужны простые, практичные инструменты, кото
рыми можно пользоваться в повседневной жизни. У моло
дых людей это укрепляет веру в собственные способности.
Не помешали бы такие инструменты и демократии.
5. Изобретенные мною новые методы прошли основа
тельное испытание в реальном мире. Тем не менее они —
только начало, и, когда мы воспримем «мышление» всерь
ез, сделано будет гораздо больше. Существует программа
CoRT, которую используют в школах по всему миру. Она
совершенствует восприятие. Существуют инструменты
латерального мышления, которые позволяют сделать
творчество сознательным процессом.
Ими пользуются в бизнесе и во многих других организа
циях, так же как в школах и университетах. Создан метод
«Шести Шляп», параллельного мышления, который дает
возможностьисследоватьобъектгораздолучше,чемтради
ционная дискуссия. Им пользуются все чаще и чаще. Соз
данметод«течения»дляотображенияразноговидавоспри
ятий. Создан метод «Шести пар обуви образа действия» —
для определения нужного вида деятельности. А также метод «Шести медалей оценки» — структура для исследова
ния ценности. Созданы коды для прояснения сложных си
туаций. Но сделать нужно гораздо больше.
6. Необходимо провести различие между художествен
ным творчеством и идейным. Творчество, подразумеваю
щее генерирование идей, является навыком мышления,
которому можно научиться при помощи методов лате
рального мышления. Ему нужно учиться — как обязатель
ной части мышления в целом.
7. Необходимо понять, что большинство ошибок обыч
ного мышления — это ошибки не логики, а восприятия
(см. работыДэвида Перкинса). Этоочень важно, посколь
ку умение избегать логических ошибок не оказывает боль
шого влияния на восприятие.
8. Изменения в восприятии разительно повлияют на
эмоции и поведение. Применение логики такого эффекта
не даст.
9. Важнеевсегопонять,чтонашитрадиционныеметоды
мышления, основанные на анализе, суждении, узнавании,
ячейках, категориях и логике, совершенно замечательны.
Замечательны, но не соответствуют требованиям.
10. Необходимо понять, что мышление, подразумеваю
щеевыяснение«того,чтоесть»(истины),—этонетожеса
мое, что мышление, подразумевающее создание «того, что
может быть» (ценности).
11. Мне хотелось бы, чтобы мышление стало обязатель
ным курсом обучения во всех школах, по всему миру. Пока
образовательная система его не введет, она будет продол
жать губить две трети талантливых людей. Молодые люди,не преуспевающие в учебе, закончив школу, чувствуют се
бяглупцами,которыениначтонеспособны.Ноонинаса
мом деле могут быть прекрасными мыслителями — если
дать им шанс.
12. Критическое мышление является важной частью
мышления и должно играть свою роль. Но обучать только
ему одному — недостаточно. Суждение не обладает ника
кой конструктивной силой.
13. Мне хотелось бы, чтобы в каждом университете бы
ли факультет «мышления» и кафедра «мышления». Они
должны быть практическими по своей сути — и отделен
ными от философии и психологии.
14. Как в школах, так и в университетах обучение «про
ектированию» должно занять гораздо более достойное
место. Анализа, суждения и критики для прогресса недос
таточно.
15. Мне хотелось бы, чтобы конструктивный и творче
ский ум оценивали выше критического ума.
16. Мне хотелось бы, чтобы метод параллельного мыш
ления «Шести Шляп» использовали на деловых совещани
ях, в суде (на заседаниях присяжных) и даже в парламенте.
Его нужно вводить в употребление в школах вместо обыч
ной «полемики».
17. Перед любыми переговорами необходимо прово
дить «проектные» совещания. Цель таких совещаний —
создание новых альтернатив, новых возможностей, новых
концепций и новых путей в будущее. После них появляет
ся гораздо больше тем для обсуждения на переговорах. Во
время переговоров выдвигать новые идеи очень сложно,потому что их немедленно воспринимают как позиции,
выгодные той стороне, которая их предложила. Во время
«проектного» же совещания их просто высказывают, не
требуя воплощения. Такие совещания явно очень нужны в
ситуациях, подобных той, что сложилась на Ближнем Вос
токе.
18. Существует реальная необходимость создания Все
мирного Центра Нового Мышления, который взял бы на
себя те мыслительные функции, какие никогда не возьмет
представительная организация, вроде ООН. Этот Центр
генерировал бы новые альтернативы, возможности и кон
цепции, способствующие проектированию путей в буду
щее. Центр проводил бы и помогал организовывать «сове
щания в духе нового мышления» по любым спорным
вопросам. Он участвовал бы в разрешении конфликтов.
Такой Центр ныне учреждается на Мальте, в одном из ста
ринных зданий, принадлежавших некогда мальтийским
рыцарям.
19.Наконец-то—впервыевистории—мыможемпойти
дальше описаний и игр со словами и представить себе че
ловеческое мышление как поведение мозга. Мозг, как са
моорганизующаяся информационная система, позволяет
поступающей информации организовывать себя в «пат
терны». Они весьма полезны и позволяют нам жить в
сложном мире. Паттерны также определяют и выбирают
восприятие. Они «асимметричны», что делает возможны
ми юмор и творчество.
20. Все ценные творческие идеи задним числом оказы
ваются «логичными». В асимметричной системе это не означает, что с помощью логики к таким идеям можно было
прийти изначально. Это необходимо понять.
21. История важна для общества, но «проектирование»
важно для него не менее. Университеты же уделяют значи
тельно больше времени первой, чем второму. Требуется
установить равновесие. Мы должны жить в будущем, а не
в прошлом.
22. Средстваммассовойинформации,вчастностипрес
се, следовало бы играть гораздо более конструктивную
роль в развитии у общества навыкамышления. Предлагае
мой ими пищи для ума — постоянных придирок, критики и
периодическойлжи—можетбытьнедостаточно.Этапища
может быть и вовсе не тем, чего хотят читатели.
23. Американский педагог Уильям Максвелл, который
обучал моим методам в школах на Фиджи, основал Меж
дународную конференцию по мышлению. С годами она
все более разрастается и пользуется все большим успехом.
То,чтоподобнаяконференцияпоявиласьтакнедавно,яв
ляется показателем общего пренебрежения «темой» мыш
ления.
24. Нам нужно быть осторожнее с «истиной», которой
можно оправдать почти все. Существуют истины, логиче
скиоснованныена произвольном восприятии, допущении
или мнении. Существуют «игровые» истины, которые че
ловек устанавливает сам, создавая игру, и просит принять
остальных. Существуют «круговые истины» — движение
по кругу обратно к исходной точке, истинность которой
никем не была доказана.
25. Нам нужно быть осторожнее с языком, который загоняет нас в рамки прежнего восприятия, нуждающегося в
изменении. Не следует бояться его авторитета. В нем пол
но пробелов, которые совершенно необходимо заполнить
новыми словами. Существующие слова объединяют по
смыслу вещи, которые на самом деле являются разными
(творчество — один из примеров).
26. Требуетсязнатьвсеновыепроцессымышления.На
шасуществующаясистемамышленияникогданепозволи
ла бы, к примеру, процесса «провокации». Провокация тем
не менее является математической необходимостью в лю
бой самоорганизующейся системе (такой как мозг). Про
вокация породила новое слово «по» — для обозначения
процесса. Провокация породила новый мыслительный
процесс — «движение», при котором мы исследуем идею
не для того, чтобы вынести суждение, а для того, чтобы
найти в ней «движение вперед».
27. Однажды я написал для Бразилии книгу «Руково
дство по позитивной революции» (Penguin, 1992). Суть ее
заключалась в том, что, совершая конструктивные дейст
вия, нового добиться легче, чем выступая против старого.
Мне говорили, что теперь в этой стране каждому посту
пающему в школу ученику руководство выдает экземпляр
моей книги.
28. Будучи председателем совета организации «Моло
дой предприниматель Европы», я видел, сколько удоволь
ствия получали молодые люди, ставя перед собой задачу
и решая ее. Чувство достижения значило для них больше,
чем суждение учителя. Задачи, которые они перед собой
ставили, заключались в открытии и поддержании мини-бизнеса. Мне кажется, что эта потребность в действии и
достижении может распространяться не только на бизнес.
Поэтомуяучреждаюновуюорганизацию,Young Energy for
Action and Help (YEAH) («Энергия молодых для действия
и помощи»). Там я буду предлагать молодым людям созда
вать небольшие команды. Команды должны будут выби
рать себе задачу — помочь другим или выполнить проект.
Сначала они «обдумают», как это сделать, а потом примут
ся за работу.
29. Намдействительнонуженязыквысшегопорядкадля
описаниясложныхситуаций.Первымшагомвэтомнаправ
лении являются два кода, которые я предложил. Я сознаю,
насколько трудно бывает поначалу принять что-то, на
столько радикальное. Но для прогресса это необходимо.
30. Мой брат Питер провел прекрасную работу, обучая
моим методам в столь разных местах, как Сибирь, Китай,
Аргентина и Доминиканская Республика. О силе простого
мышления узнают все больше и больше стран.
31. Весьма полезным средством сообщения становится
Интернет. С моими работами вы можете непосредственно
ознакомиться на двух сайтах — www.edwarddebono.com и
www.edwdebono.com.
32. Возможно, важнее всего — суметь понять тот факт,
что самоорганизующиеся системы достигают «точек рав
новесия». Любая попытка выхода из таких точек кажется
поначалу негативной — поэтому мы стараемся оставаться
в них. Но мы должны быть готовы отринуть их удобство и
привлекательность. Существует много концепций, про
цессов и установлений, которые можно основательно усовершенствовать—еслимыготовывнихусомниться.Наша Page 111
Почему мы такие тупые?
традиционная манера мышления — всего лишь один из
примеров.