Традиционные и инновационные формы и методы работы учителя-логопеда с семьей
Оценка 4.7

Традиционные и инновационные формы и методы работы учителя-логопеда с семьей

Оценка 4.7
doc
14.04.2020
Традиционные и инновационные формы и методы работы учителя-логопеда с семьей
Традиционные и инновационные формы и методы работы.doc

Традиционные и инновационные формы и методы работы учителя-логопеда с семьей

 

Стиль взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи

 

Выстраивание работы с семьей на основе партнерских от­ношений, диалога взаимного доверия и понимания, безуслов­но, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педаго­гической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с други­ми специалистами (педагог-психолог, воспитатель, музыкаль­ный руководитель, заведующий детским учреждением и др.) основные задачи в работе с родителями, т.е.:

устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

повышает психолого-педагогическую компетентность роди­телей в вопросах речевого развития ребенка;

оказывает помощь родителям в выполнении ими воспита­тельных и коррекционных функций, поддерживает их уве­ренность в собственных педагогических возможностях;

обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.

Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обя­зательно должны принимать во внимание социальные факто­ры семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия. Стиль взаимодействия складывается постепенно. Задача его форми­рования становится приоритетным направлением в работе учи­теля-логопеда с родителями и определяется рядом факторов:

субординацией и соблюдением границ компетентности в принятии решений и ответах на вопросы родителей;

общением с родителями только по вопросам развития детей и их проблем;

соблюдением речевого этикета в общении с родителями:
обращение на «Вы», по имени-отчеству независимо от воз­раста;

—      современным, деловым стилем одежды учителя-логопеда.
Существуют несколько принципов, в соответствии с которы­ми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителя­ми детей имеющими недостатки речи. Вот некоторые из них.

1.  Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему гла­зами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.

2.  Слушая вопросы и высказывания родителей, важно об­ращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улав­ливать» подтекст.

3.  Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.

4.  Строить общение на основе диалога, равенства партнер­ских отношений.

5.  Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.

6.  Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от кри­тики собеседника.

7.  Сохранять конфиденциальность информации.

8.  Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких роди­телей.

9.  В условиях коллективного общения с родителями ис­пользовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

10.  Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседо­вать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и ува­жение к нему.

11.  Использовать яркие примеры и убедительные аргумен­ты, приводить научно-достоверную информацию с точки зре­ния психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий -и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям, далеким от логопедагогики, и создадут барьер в общении.)

12. Избегать использования в беседе таких слов, как «де­фект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными:
«трудности », « проблемы », «недостатки ».

13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности.

Эффективность общения с родителями в значительной сте­пени зависит от коммуникативной компетентности и личност­ных качеств самого учителя-логопеда Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителям. Использо­вание при проведении встреч с родителями опорных конс­пектов, всевозможных карточек, схем, таблиц и других вспо­могательных материалов, безусловно, предпочтительнее чте­ния текста «по бумажке», что часто вызывает у родителей «сон с открытыми глазами». Современный родитель не захо­чет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, и, по возможности, при­влекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.


Традиционные и инновационные формы и методы работы учителя-логопеда с семьей

Традиционные и инновационные формы и методы работы учителя-логопеда с семьей

Слушая вопросы и высказывания родителей, важно об­ращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улав­ливать» подтекст

Слушая вопросы и высказывания родителей, важно об­ращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улав­ливать» подтекст
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020