Традиционные и инновационные формы и методы работы учителя-логопеда с семьей
Стиль взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи
Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.
Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, заведующий детским учреждением и др.) основные задачи в работе с родителями, т.е.:
—устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
—объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
—создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
—повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
—оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;
—обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.
Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия. Стиль взаимодействия складывается постепенно. Задача его формирования становится приоритетным направлением в работе учителя-логопеда с родителями и определяется рядом факторов:
—субординацией и соблюдением границ компетентности в принятии решений и ответах на вопросы родителей;
—общением с родителями только по вопросам развития детей и их проблем;
—соблюдением речевого этикета в общении с
родителями:
обращение на «Вы», по имени-отчеству независимо от возраста;
— современным,
деловым стилем одежды учителя-логопеда.
Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду
следует строить свой разговор с родителями детей имеющими недостатки речи. Вот
некоторые из них.
1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.
2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.
3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.
4. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.
5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.
6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
7. Сохранять конфиденциальность информации.
8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.
9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.
10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.
11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий -и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям, далеким от логопедагогики, и создадут барьер в общении.)
12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект»,
«нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как
следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более
нейтральными:
«трудности », « проблемы », «недостатки ».
13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.
14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности.
Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителям. Использование при проведении встреч с родителями опорных конспектов, всевозможных карточек, схем, таблиц и других вспомогательных материалов, безусловно, предпочтительнее чтения текста «по бумажке», что часто вызывает у родителей «сон с открытыми глазами». Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.