Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
План-конспект занятия по теме
«Традиционные русские народные игры»
Составитель:
Максимова Светлана Геннадиевна
Педагог дополнительного образования
Участники: обучающиеся 1 года обучения по программе «Ритмика и танец»
Возраст: 7-10 лет
Форма проведения: игровая программа
Тема: «Традиционные русские народные игры»
Цель: формирование бережного отношения к традиционной национальной культуре
· познакомить с национальными особенностями русского народа;
· развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, координацию движений, способность к импровизации;
· закрепить ранее пройденный танцевальный материал;
· формировать целеустремленность, умение работать в команде
Технологии обучения: игровые
Оборудование: музыкальная аппаратура, мешочек, платочек, шапочка.
1. Организационный (приветствие, введение в тему занятия, целеполагание)
2. Информационный (рассказ об особенностях русского народа и их играх)
Русские народные подвижные игры: история возникновения, их значение и особенности.
Русские народные подвижные игры имеют свою историю возникновения. Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.
Кроме этого, культура Руси развивалась на основе жесточайшей эксплуатации трудового народа. Главным образом крестьянства. Всё это отразилось в играх, которые являлись частью жизни русского народа.
Игрою пронизаны в разной
степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы —
своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым
поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно
найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки,
Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д.
Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации
хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла.
Игра развивала все человеческие способности: сообразительность,
наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так,
как этого требуют обстоятельства.
Русские народные подвижные игры представляют собой сознательную инициативную
деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами
игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает
культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном
аспекте деятельности
Русские народные подвижные игры имеют воспитательное, оздоровительное и
образовательное значения.
3. Основной (на этом этапе проводятся игры с объяснением правил, происходит закрепление проученного ранее танцевального материала, приветствуется танцевальная импровизация)
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Мотивация к деятельности.
Здравствуйте дети! Здравствуйте гости!
Добры молодцы и красны девицы!
Приглашаем всех на нашу полянку поиграть, свою удаль показать!
Как вы думаете, почему я так к вам обращаюсь «добры молодцы и красны девицы»? Правильно, потому что тема нашего занятия русские народные игры. Игры, которые пришли к нам из далёких времён, которые сохранили для нас наши мамы, бабушки, прабабушки. И поэтому они самые интересные.
Прежде чем начнём играть – дружно мы начнём считать:
За морями, (движения пловца)
за горами (руки вверх)
За железными столбами (кулак на кулак)
На пригорке теремок,(руки над головой в форме крыши)
На дверях висит замок,(руки в замок)
Ты за ключиком иди и замочек отомкни.
Вот мы размялись, но этого недостаточно, чтобы начать игру. Кто нам нужен в каждой игре? (Ведущий, вода)
- Давайте вспомним, что необходимо выполнять, чтобы игра прошла интересно?
Нужно знать ещё и правила игры и правила играющих.
Составим правила играющих:
1) выслушать правила игры;
2) строго следовать данным правилам;
3) во время игры помнить о русской пословице:
Доброе братство лучше богатства.
Что обозначает это пословица? Не ссориться, уважать интересы всех играющих;
Как весна идёт, вся земля гудёт!
Как весна пришла, вся земля расцвела!
Весна-весна! Красным – красна!
Ты погляди туда – сюда! А это что за голоса?
Все: Играет детвора!
2. Актуализация знаний.
У меня есть волшебный мешочек. Что же в нём?
Давайте проверим? Кто хочет посмотреть? А как же нам выбрать кого-то одного, и чтоб никому не было обидно? Правильно, нужно посчитаться.
Выбирается ведущего.
Ведущий выбирает игру. (в мешочке предметы: ремешок, ленточки (солнце и луна), маска волка, коврик, повязка на глаза)
Гуси и волк (маска волка)
Заинька; Дед Мазай
Ремешок: прячу, прячу ремешок
Повязка: сиди Яша или
ленточки (солнце и луна)
Игра-веснянка. Дети становятся в круг, ведущий обходит круг снаружи, говоря слова:
Прячу, прячу ремешок,
Под калиновый кусток,
А кто зореньку проспит –
Того бить и колотить.
После этих слов все открывают глаза. У кого оказывается ремешок, догоняет убегающего водящего. Водящий стремится убежать и занять место того, кто его догоняет.
-Как вы понимаете слова: «А кто зореньку проспит –
Того бить и колотить»?
(Ответы детей)
(Проведение игры, соблюдая правила.)
Спасибо! Хорошая игра. Учит быть внимательным. Игра про тех, кто рано встает, успевает много сделать. Весной спать было некогда. Лежебокой быть стыдно. Уже с детства дети помогали своим родителям, учились различным ремеслам. А в свободное время играли в интересные игры, которые придумывали сами.
Игра «Пирог»
Правила игры: дети стоят в
двух шеренгах напротив друг друга. В середине водящий – «пирог». Все произносят
следующие слова:
Вот какой высокий он,
Вот какой широкий он,
Вот какой он мягонький,
Режь его да ешь.
После слов «режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой
шеренги. Кто первым коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник
остается изображать «пирог». Выигрывает та команда, которая наберет больше
«пирогов».
Отправимся в гости к дедушке Мазаю
Здравствуй, дедушка Мазай!
Из коробки вылезай.
Где мы были, мы не скажем,
А что делали, покажем
(играющие сговариваются, какое движение показывать)
Игра с Солнцем.
В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.
«Сиди, Яша».
Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.
Все идут по кругу и поют.
Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,
Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,
Ядра золочёные.
Далее говорят, хлопая в ладоши.
Чок, чок, пятачок.
Вставай Яша – дурачок!
Где твоя невеста, и в чём она одета?
Как её зовут и откуда привезут?
Яша в это время крутится на месте, по окончании
Идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в
Середину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя.
«Золотые ворота»
Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Когда через «ворота» идет последний, они «закрываются». Попавшегося тихо спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната. Дети, изображающие «ворота», говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается она перетягиванием каната.
Игра «Жмурки с колокольчиком»
Ход игры. По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которого он будет искать. «Жмурке» завязывают глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. Затем выбирается новая пара игроков. «Жмурок» может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»
«Жмурки».
Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:
-Где стоишь?
-На мосту.
-Что продаёшь?
-Квас.
-Ищи три года нас.
Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.
3. Рефлексия. Оценка результатов деятельности.
«Дерево дружбы»
А вот прощальная игра…
Игру заканчивать пора…
Зови, игра, всех наших друзей,
Играть с друзьями веселей!
Все берутся за руки. Один ученик – «дерево». Он стоит на месте, а педагог с другого края ведет всех учащихся по кругу, постепенно закручивая учащихся вокруг «дерева». Таким образом, вырастив большое «Дерево дружбы»
-Вам понравилось сегодня играть? Что нового узнали? Какая игра понравилась больше?
Оцените себя в играх, свое настроение: (поднять руку)
* Я отлично играл, уважал игроков, получил удовольствие!
**Я хорошо играл, но в следующий раз буду внимательнее в игре!
***Я недоволен собой на занятии, но в следующий раз обязательно все будет хорошо!
-Спасибо ребята!
-Узнайте у своих близких и разучите народные игры, в которые будем играть на следующем занятии.
Старинные игры веками живут.
В них сила и мудрость их любят и ждут.
Все игры нас учат честными быть
Добрыми быть, дружбу ценить.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.