"Трагедия Беслана.
Помним и скорбим."
классный час во 2 классе
Кл. руководитель-
Мазепина А.Е
Цель: дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист»;
развить в школьниках сострадание и сочувствие к жертвам
терроризма; вызвать отрицание терроризма как явления; привести к
осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности
страны и собственной безопасности; научить пользовать памяткой по
безопасности.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор; презентация «Трагедия Беслана»
кроссворд, воздушные шары, рисунки голубей.
Ход классного часа
I. Орг. момент.
II. Хронология событий.
Рассказ учителя по теме классного часа.
- 1 сентября – это день, которого вы, дети, вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.
- Расскажите, как вы готовитесь к этому празднику?
- Как готовятся ваши родители?
-С каким настроением вы идете на школьную линейку?
- С какими мыслями идете в школу?
- Давайте выясним, что для вас значит 1 сентября? Начните свое высказывание с незаконченного тезиса:
“1 сентября - это…..” (ответы детей)
- 1 сентября – это День Знаний. Этот день отмечает вся наша страна. 89 субъектов Российской Федерации. Северная Осетия тоже готовилась к празднику. Это маленькая республика на юге нашей огромной страны. Столица – город Владикавказ. Во всей республике проживает чуть больше 712 тысяч человек. А в городе Беслане (показать на карте), о котором сегодня будет идти речь, проживает 37 тысяч человек. Именно об этом городе 1 сентября 2004 года узнал весь мир.
- Точно так же 1 сентября, как и все города и села нашей страны, город Беслан готовился к началу учебного года. Дети пришли на праздник в свою родную школу.
- В 9 часов утра дети со 2-го по 11-ый класс уже выстроились на торжественную линейку на спортплощадке школы. Ожидался торжественный выход трех первых классов. Многие родители собрались вблизи школьного крыльца с фототехникой в руках в надежде запечатлеть первые школьные шаги своих детей.
Промчалось лето синей птицей,
И мамы юной детворы,
Блеснув слезинкой на ресницах,
С детьми покинули дворы.
Они сегодня встали рано,
С волненьем трепетным в душе,
И в школу города Беслана
Вели за ручку малышей.
Большая, пахнущая краской,
Сияя яркой белизной,
Она казалась детям сказкой,
Прекрасной, светлою страной!
- Ровно двадцать лет назад, 1 сентября около 9:00 по московскому времени группа вооруженных людей захватила школу №1 в городе Беслан в Северной Осетии, расположенную в Правобережном районе города, в 30 км от Владикавказа. Школу захватили 34 террориста, среди которых были мужчины и женщины, снабженные поясами смертников. Захват учащихся школы произошел сразу после торжественной линейки, когда школьники зашли в помещение. Угрожая автоматами, они заставляли всех забегать в спортивный зал школы. Для запугивания людей главарь банды хладнокровно расстрелял двух жителей города Беслана. Больше тысячи людей попали в заложники. Среди них оказались в основном дети. ( На их глазах террористы минировали спортзал, взрывными устройствами опутывали потолок и стены.
- Школьница Сонета Сабанова позднее рассказывала: “ Первого сентября 2004 года мы с сестрой и дедушкой пошли в школу... Мы оказались в заложниках. Первое время никто не понимал, что происходит, но после того как террористы начали минировать зал, стрелять в потолок и расстреливать людей на наших глазах, мы поняли, что с нами случилась беда”.
- В первые часы захвата террористы убили 17 человек. Чтобы не допустить штурма, террористы выставляли в окна школы детей, отказываясь вести переговоры. А в случае начала штурма угрожали взорвать захваченную школу. Время в Беслане остановилось.
-
И только через два часа после захвата школы боевики выдвинули свои требования -
личное присутствие президента республики для переговоров.
“…Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек. Если ранят любого из нас,
убьем 20 человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все взорвем. Если отключат
свет, связь на минуту мы расстреляем 10 человек.” Так звучали их угрозы.
- Теракт в Беслане был спланирован тщательнейшим образом. Целью террористов был вывод российских войск из Чеченской республики и признание Чечни независимым государством.
- По данным следствия, в школе террористы удерживали 1128 заложников.
3 дня… без еды… без воды…
- При проведении спецоперации было спасено 918 человек. В результате теракта с 1-го по 3-е сентября 2004 года погиб и позднее скончался от ранений 331 человек, в том числе 317 заложников, среди которых 186 детей, 15-учителей. Более 900 человек получили ранения.
- Беслан стал “Городом ангелов”
-Это кладбище в Беслане называют “Детским”, “Школьным переулком”, а последние 4 года уже официально именуют “Городом ангелов”. Здесь покоятся дети, их родители и учителя, погибшие при теракте в школе №1.
- Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская. Там похоронены тела тех, кого не удалось опознать.
-На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: “Город ангелов”. Фигурки ангелочков в белоснежной одежде здесь повсюду: выставлены вдоль невысокой ограды, восседают на постаментах между могилами.
- У каждой могилы — бутылки с минеральной водой, которой так не хватало детям, ставшим заложниками террористов.
- Дата смерти у всех одна — 3 сентября 2004 года.
- Трагедия в Беслане потрясла всех… Погибли люди… погибли невинные, беззащитные дети!!!
То, что случилось с детьми 1 сентября, мы никогда не забудем…
- Кто мог подумать, что этот день, 1 сентября 2004 года, станет для многих детей и взрослых последним!!!!
Учитель зажигает свечу.
- Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.
III. Беседа с учащимися.
Учитель: Ребята, вы услышали историю бесланской трагедии.
- Какие чувства у вас вызывает эта трагедия?
- О чём вы задумываетесь, когда слышите слова «Беслан…1 сентября 2004»?
- Попробуйте объяснить смысл слова «милосердие».
Учитель: Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия; это сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку.
IV. Кроссворд (работа в группах)
- Ребята, попробуйте отгадать кроссворд, в основе которого лежит слово «ДОБРОТА».
Вопросы:
1) Она может быть настоящая и мнимая. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии. (Дружба).
2) Готовность помочь, отозваться на чужие нужды.(Отзывчивость).
3) Это чувство необходимо каждому человеку. Чувство сердечной привязанности.(Любовь).
4) Между друзьями должно быть взаимопонимание и…(Доверие).
5) Столкновение противоположных интересов.(Конфликт).
6) Доброе, отзывчивое отношение к людям. (доброта)
7) Заботливое отношение к людям.(Внимание)
Приложение 1
1Д |
|
|
|
|
|
|
||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
3 |
|
Б |
|
|
|
|
||||||
4 |
|
|
|
Р |
|
|
|
|||||
5 |
О |
|
|
|
|
|
|
|
||||
6 |
|
|
|
|
Т |
|
|
|||||
7 |
|
|
|
А |
|
|
|
|
||||
V. Знакомство с историей терроризма, определениями понятий.
Учитель: - А знаете ли вы, что означают слова «террор», «терроризм»,
«террорист».
- Сочетаются ли слова «дети» и «теракт»?
- Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия.
- Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.
- Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).
- События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года.
Терроризм - угроза обществу.
Статистика.
Только
в 2000 году в мире было совершено |
За
десять лет совершено
|
Учитель. Сейчас мы с вами поговорим об основных правилах поведения в условиях угрозы террористических актов, мы сегодня с вами и поговорим.
1) Как же не стать жертвой теракта?
(Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение терактов, Такой регион, например, Северный Кавказ. Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.)
2) Что такое гражданская бдительность?
(Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.)
3) Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?
(Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.)
4) Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (Ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).
5) Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо..
(Ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).
6) Если рядом прогремел взрыв, ваши действия?
(Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).
7) Если вы оказались в числе заложников?
(Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать).
8) Если у вас есть информация о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям.
Телефоны:
Пожарная служба – 01
Милиция – 02
Скорая помощь – 03
VI. Подведение итогов.
- Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не повторилось. Не дай Бог увидеть нам то, что пережили дети Беслана 10 лет назад!
- В знак того, что мы с вами хотим жить мирно и спокойно, что мы против терроризма, мы приклеим на воздушные шары голубя мира и запустим в небо. (приложение 2)
Литература:
1. Алешина Н.В. Классный час "Мы помним...", посвященный дню
солидарности в борьбе с терроризмом и памяти всех жертв терактов // Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок». - Классное руководство [Электронный
ресурс] – Режим доступа:
http://festival.1september.ru/
articles/533215 (Дата обращения: 30.08.2014).
2. Нижник Г.В., Печерина Г.М. Классный час "Эхо Бесланской печали", 4-й класс // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Классное руководство[Электронный ресурс] – Режим доступа: -http://festival.
1september.ru/articles/519046 (Дата обращения: 30.08.2014).
Инструктаж по антитеррористической
и личной безопасности учащихся.
1. Если увидели подозрительного человека, сообщите об этом родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов.
2. Никогда не берите в руки, не открывайте, не разворачивайте подозрительные бесхозные сумки, пакеты, кейсы, чемоданы, портфели. Не наносите по ним удары.
3. Не предпринимайте попытку самостоятельно обезвредить подозрительный предмет или доставить его в отделение милиции.
4. Не пытайтесь проникнуть в отцепленную, огражденную, охраняемую зону.
5. Постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести из нее сверстников.
6. Если у вас есть информация о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям.
Телефоны:
Пожарная служба – 01
Милиция – 02
Скорая помощь – 03
Приложение1
КАРТОЧКИ. Работа в группах.
- Ребята, попробуйте отгадать кроссворд, в основе которого лежит слово «ДОБРОТА».
Вопросы:
1)Она может быть настоящая и мнимая. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
2)Готовность помочь, отозваться на чужие нужды.
3)Это чувство необходимо каждому человеку. Чувство сердечной привязанности.
4)Между друзьями должно быть взаимопонимание и…
5)Столкновение противоположных интересов.
6)Доброе, отзывчивое отношение к людям.
7)Заботливое отношение к людям.
1Д
|
|
|
|
|
|
|
||||||
2
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
3
|
|
Б |
|
|
|
|
||||||
4
|
|
|
|
Р |
|
|
|
|||||
5
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
||||
6
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|||||
7
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.