Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности
Оценка 4.9

Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации
10 кл
03.02.2018
Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности
Предлагаемый материал может быть использован для подготовки к школьному педагогическому совету, методическому совещанию или мастер-классу. В статье даётся методическое толкование понятий "передовой опыт" и "новаторство", анализируются уровни, методы и формы распространения передового педагогического опыта. Представленная информация может быть дополнение презентацией.
Выступление на педсовете.docx
Выступление на педагогическом совете. Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности Важным   условием   создания   инновационной   образовательной   среды   является использование   учителями,   педагогическими   коллективами   и   методическими службами гимназии   достижений   педагогического   опыта.   В   условиях   продолжающегося процесса   адаптации   педколлектива   к   образовательным   стандартам   РФ   актуальной становится   и   проблема   создания   четкой   системы   выявления,   изучения,   обобщения и внедрения   практических   результатов   профессиональной   деятельности   – индикатора творчества педработника. Приходится констатировать, что на уровне МО эта работа зачастую носит формальный, стихийный и бессистемный характер. Таким образом постепенно   педагогический   опыт   постепенно   превращается   в   некое   абстрактное, философское понятие.  Не способствует решению проблемы и то, что в современной педагогической науке нет однозначного подхода   к   определению   понятий   «педагогический опыт»,   «передовой педагогический   опыт»,   «новаторский   опыт», «рационализаторский опыт» и т. п.  А между тем, в процессе улучшения практических результатов   профессиональной   деятельности   учителей,   повышения   их   квалификации, важнейшая роль принадлежит именно новаторам. Как раз их мастерство, их «секреты» покажут   учителям,   образно   говоря,   воплощение   идеала,   педагогику   как   искусство   в действии.    «инновационный   опыт», А кроме того, вопрос о формах и методах транслирования передового педагогического опыта,   его   практических   результатов,   особых   трудностей   не   вызывает   –   они   хорошо известны,   методики   их   отработаны   и   регулярно   применяются   на   различных   уровнях. Более того, каждое методическое объединение нашей гимназии обладает собственным богатым опытом организации и проведения подобных мероприятий. Но вот какой опыт необходимо транслировать в первую очередь? Что из используемых нами приемов можно предложить коллегам? Кого из нас можно назвать новатором? Вот на этот аспект обсуждаемой проблемы хотелось бы обратить ваше внимание в первую очередь. Итак,   передовой   опыт   ­   более   широкое   понятие, новаторство ­   составная   часть передового   опыта,   его   основа.   Не   каждая   форма   работы,   даже   успешная,   является передовым опытом и не каждое новаторство ­ передовой опыт. Передовой опыт ­ это то, что можно передать, использовать в работе других учителей. Новаторство не всегда можно передать. Есть и индивидуальное творчество, которое дает высокоэффективные результаты у данного учителя, но другие учителя вряд ли смогут так работать. 1 Это все равно, что спросить у великого художника, как ему удается написать такой замечательный  пейзаж? Всем все понятно. Но другой художник так не напишет, хоть будет повторять все, что делал мастер. Так и в учительской работе: механически перенять ничего нельзя. Но выработанные выдающимися учителями приемы помогут найти свои подходы к решению той же проблемы и достичь успеха. Передовой   опыт ­   это   воспроизводимые   методы,   приемы   и   способы   обучения   и воспитания, практически осуществлены в деятельности отдельных учителей и так, чтобы обеспечить высокие результаты без дополнительных затрат времени (т.е. только время работы).   Передовой   опыт   может   быть   новаторским,   когда   учитель   предлагает   что­то оригинальное, новое, чего не было раньше Это может быть целая система работы, как, например, у А. Макаренко, В. Сухомлинского, С. Шацкого, Л. Занкова, когда вопросы обучения   и   воспитания   решались   комплексно,   осуществлялись   различными   методами, приемами Но новаторство может иметь и ограниченный характер, когда предлагаются отдельные формы  занятий   или  особые  методы обучения  Если, например, речь  идет о работе В. Шаталова, Е. Ильина, С. Лысенковой, прежде всего, подразумевается урок. Они мастера­новаторы   в   использовании   особенных   методов   объяснения,   обратной   связи, самостоятельной работы учащихся. А бывает ли передовой опыт, но не новаторского характера? Такой направленности, чтобы он «заиграл новыми красками», стал более эффективным, результативным? Где действительный успех, там всегда новаторство в той или иной форме. Педагогический успех невозможен без поиска, искусств и мук творчества. Но одно дело, когда учитель вырабатывает   нужные   навыки   у   себя,   с   учетом   своего   характера,   подготовки,   опыта; другое, если он предложил приемы работы или усовершенствовал старые так, что они дают   высокие   результаты   и   их   можно   распространять   и   использовать.   Новаторство приобретает характер передового опыта, который надо распространять и внедрять. Не все,   однако,   подлежит   распространению.   Изучая   приемы   работы   новатора,   директору важно выяснить главное, ведущее, общее, то, что можно посоветовать всем, и то, что присуще только личности, талантливому человеку, чем можно восхищаться без конца как произведением искусства, но нельзя не только копировать, но и приближенно перенимать, так как в другом исполнении это будет неэффективно, порой карикатурно и смешно, а нередко и вредно. В.   Сухомлинский   проводил   уроки   мышления   Ученики   сидели   и   думали   их   лица сосредоточены,   они   погружены   в   поиск.   Но   разве   кто­то,   кроме   В.   Сухомлинского, сможет это сделать? Разве есть другой С. Шацкий или иной В. Шаталов? Положительный опыт может быть комплексным, когда результат деятельности учителя (высокий уровень знаний, трудовой подготовки и воспитанности учащихся) проявляется в конце учебного года или по окончании школы: выпускники успешно поступают в вузы, хорошо трудятся на производстве, примерно ведут себя в обществе. Положительный   опыт   может   быть   промежуточным,   частным.   Учитель   проявляет особые способности в организации учебного процесса: четко проводит уроки, тщательно 2 их   готовит,   активизирует   усилия   детей.   Изучается   именно   эта,   наиболее   заметная   и эффективная часть работы учителя. Положительный опыт может быть конкретным, узко направленным, когда срабатывает какой­либо   один   метод,   прием,   отдельный   элемент   учебного   или   воспитательного процесса Таким образом, педагогический опыт ­ явление широкое, неоднозначное, требующее всесторонней и целенаправленной деятельности не только руководителей школы, но и всего педагогического коллектива. Однако,   просто   выявить   этот   опыт   недостаточно.   Важно   сделать   его   всеобщим достоянием. И тут мы выходим на необходимость решения задач обобщения, а потом и трансляции передового педагогического опыта. Обобщение   педагогического   опыта,  его   описание,   уровни  (практический,   научный, методический). Соотнесение уровней и формы обобщения:  1. Практический, формы обобщения: открытый урок, семинар­практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.   2. Методический,   формы   обобщения:  педагогические   чтения,   мастер­классы, авторская школа, видео, другое. 3. Научный,   формы   обобщения:  публикации,   статьи,   тезисы,   в   сборниках   научно­ практических конференций, монографии, другое. Распространение   опыта   проводится   в   различных   формах   и   осуществляется   на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д. Методы распространения:  Выступление   на   педагогическом   совете,   может   сопровождаться   демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);   Коллективный просмотр;   Школа   передового   опыта   (ШПО),   которая   организуется   у   педагога,   имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил  так,  а не  иначе,  чем руководствовался  в своих  действиях,  показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В   конце   года   руководитель   ШПО   посещает   слушателей   и   анализирует,   в   какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3­ 4 человека;  3  Мастер­класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ   педагога   о   своей   творческой   лаборатории   и   показ   на   детях   или моделирование  на  взрослых  использования  отдельных  инновационных  приёмов  и способов организации детей;   Показ­панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или   сходных   учебно­воспитательных   задач,   демонстрируемых   последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;   Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы   по   определённому   вопросу   и   знакомится   с   опытом   коллег,   после   чего проводятся обсуждение и оценка материала;   Представление материалов в методическом кабинете. Формы распространения ППО:  Семинар­практикум,  Педагогическая мастерская,  Мастер­класс,  Аукцион «педагогических идей»,  Банк педагогического опыта,  Творческий отчёт,  Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, брошюры и т.п.),  Общественная презентация опыта,  Информационная выставка,  Стендовый доклад,  Педагогический совет,  Заседания методического объединения,   Различные   конкурсы   педагогического   мастерства   («Педагог   года»,   «Урок   года», «Конкурс методических разработок» и др.), разработка авторских спецкурсов  (мастер­классов), стажировочных площадок, конференция, научно­практический семинар, авторский сайт, блог, брошюры, плакаты  с методической направленностью, видеоматериалы  (фильм  методической направленности), круглый стол, пакет документов (методические рекомендации), портфолио  с приложениями, информационное сопровождение  деятельности  ОУ­партнеров, создание консультационного пункта, диск, выставка (виртуальная или реальная). И,  заканчивая   свое   выступление,  хочу   заметить,  что   каждый   метод,   каждая   форма транслирования   педагогического   опыта   играет важную   роль,   поскольку   способствует 4 повышению   профессионального   мастерства   педагогических   работников   гимназии,   их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. 5

Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности

Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности

Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности

Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности

Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности

Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности

Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности

Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности

Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности

Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2018