Трансляция обобщенного личного опыта. Проведение мастер-класс по теме: "Анализ эффективности образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе «Тайны зеленого леса».
Оценка 4.7

Трансляция обобщенного личного опыта. Проведение мастер-класс по теме: "Анализ эффективности образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе «Тайны зеленого леса».

Оценка 4.7
Семинары
docx
другое
СCУЗ, ВУЗ
13.02.2022
Трансляция обобщенного личного опыта. Проведение мастер-класс по теме: "Анализ эффективности образовательного процесса  по дополнительной общеобразовательной программе  «Тайны зеленого леса».
Трансляция обобщенного личного опыта. Проведение мастер-класс по теме: "Анализ эффективности образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе «Тайны зеленого леса».
Эффективность Тайны зеленого леса.docx

Анализ эффективности образовательного процесса

 по дополнительной общеобразовательной программе

 «Тайны зеленого леса».

 

Для определения результативности обучения по данной программе в конце каждого тематического раздела и в конце учебного года проводились контрольные опросы: викторины, тестирование, письменные или устные опросы. При изложении оценки  отмечала недостатки выполненной работы, но основной акцент делала на её достоинства, чтобы у учащегося сложилось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.

Оценивалось по десятибалльной системе

 «8-10» - хорошо знает лес родного края; умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение, делать проектные работы. Свободно ориентируется в различных источниках информации. Умеет оказать первую доврачебную помощь, правильно использует правила поведения на природе. Активно участвует в массовых мероприятиях.

 «5-7» - знает лес родного края; умеет выступать перед сверстниками,  делать проектные работы. Ориентируется в различных источниках информации. Умеет оказать первую доврачебную помощь, правильно использует правила поведения на природе.

«3-4» - слабо знает лес родного края. Ориентируется в различных источниках информации с помощью руководителя. Неуверенно выступает перед сверстниками. Умеет оказать первую доврачебную помощь, знает правила поведения на природе.

 

По разделу «Основные сведения о лесе и лесном хозяйстве».

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов, знают основные сведения о лесе и лесном хозяйстве; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов, хорошо знают основные сведения о лесе и лесном хозяйстве.

 

По разделу «Значение леса в природе и в жизни человека».

 

 

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов, знают значение леса в природе и в жизни человека; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов, хорошо знают значение леса в природе и в жизни человека.

 

По разделу «Лесные почвы».

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов, знают лесные почвы; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов, хорошо знают лесные почвы.

 

По разделу «Животный мир леса».

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов, знают животный мир леса; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов, хорошо знают животный мир леса.

 

По разделу «Я – исследователь».

 

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов,  справились с разделом «Я – исследователь»; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов за данный раздел.

 

По разделу  «Вредители леса».

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов, знают вредителей леса; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов, хорошо знают вредителей леса.

 

По разделу  «Основные хвойные и лиственные породы».

 

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов, знают основные хвойные и лиственные породы; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов, хорошо знают основные хвойные и лиственные породы.

 

По разделу  «Охрана леса».

.

 

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов, знают вопросы по охране леса; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов, хорошо знают вопросы по охране леса.

 

По разделу  «Уход за лесом».

Вывод: большая часть обучающихся набирают 8-10 баллов, добросовестно отнеслись к трудовой деятельности.

 

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. О результатах необходимо судить по двум группам показателей (методика Буйловой Л.Н., Кленовой Н.В.):

Учебным - фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;

Личностным - выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в детском объединении.

Ниже представлена таблица, которая была использована при проведении мониторинга. Данная таблица позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы.

Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (оптимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов).   В качестве методов могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др.

 

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе.

 

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

Методы

диагностики

1.Теоретическая подготовка ребенка:

1.1.Теоретические знания (по  основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний,

предусмотренных программой);

1

наблюдение,

тестирование,

 контрольный опрос и др

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

5

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

10

1.2.Владение специальной  терминологией

Осмысленность и правильность

 использования

 специальной

терминологии

минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает  употреблять специальные термины);

1

собеседование

средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

5

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

10

2. Практическая подготовка ребенка:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные

 программой

Соответствие практических умений и навыков программным

требованиям (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

1

Контрольное

 задание

средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);

5

максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

10

2.2. Владение специальным оборудованием и

оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального

оборудования и

оснащения

минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

1

Контрольное

 задание

средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

5

максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не

испытывает особых трудностей).

10

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

1

Контрольное

 задание

репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

5

 

творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

10

3. Общеучебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

3.1.1.Умение подбирать и  анализировать

специальную

 литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

Анализ

исследовательской  работы

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает

особых трудностей)

10

3.1.2. Умение пользоваться компьютерными

источниками

информации

Самостоятельность в пользовании

компьютерными источниками

 информации

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

Анализ

исследовательской  работы

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую

 работу

 (писать рефераты, проводить

самостоятельные учебные

 исследования)

Самостоятельность

 в учебно-исследовательской

 работе

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения

при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

 

1

Анализ

исследовательской  работы

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает

особых трудностей)

10

3.2. Учебно-коммуникативные умения:

3.2.1. Умение слушать и слышать

 педагога

Адекватность

 восприятия

информации, идущей от педагога

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

наблюдение

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

3.2.2. Умение

выступать перед  аудиторией

Свобода владения и подачи

обучающимся подготовленной информации

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения

при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

 

1

наблюдение

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

3.2.3. Умение вести полемику,

 участвовать в

дискуссии

Самостоятельность

 в построении

дискуссионного

 выступления, логика в построении

 доказательств

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения

при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

 

1

наблюдение

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает

особых трудностей)

10

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.3.1.Умение

Организовать

 свое рабочее (учебное) место

Способность

самостоятельно

готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

 

1

наблюдение

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

3.3.2.Навыки соблюдения в процессе деятельности  правил безопасности

Соответствие

реальных навыков

соблюдения правил безопасности

 программным

 требованиям

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков

соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

1

наблюдение

средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½);

5

 

 

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

10

 

3.3.3. Умение аккуратно

выполнять работу

Аккуратность и

ответственность в

работе

удовл. хорошо отлично

 

наблюдение

Вывод: проведенный мониторинг среди обучающихся 11-15 лет детского объединения «Юный натуралист» дал следующие результаты:

- Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы); степень выраженности оцениваемого качества - максимальный и средний уровень.

- Владение специальной терминологией; степень выраженности оцениваемого качества - максимальный и средний уровень.

- Практические умения и навыки, предусмотренные программой; степень выраженности оцениваемого качества - максимальный и средний уровень.

- Владение специальным  оборудованием и оснащением; степень выраженности оцениваемого качества - максимальный и средний уровень.

- Творческие навыки; степень выраженности оцениваемого качества - творческий и репродуктивный уровень.

- Умение подбирать и  анализировать специальную литературу; степень выраженности оцениваемого качества - максимальный и средний уровень.

- Умение пользоваться  компьютерными источниками информации; степень выраженности оцениваемого качества - максимальный и средний уровень.

- Умение осуществлять учебно-исследовательскую  работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные  исследования); степень выраженности оцениваемого качества - максимальный и средний уровень.

- Умение слушать и слышать педагога; степень выраженности оцениваемого качества - максимальный и средний уровень.

 - Умение выступать перед       аудиторией; степень выраженности оцениваемого качества - максимальный и средний уровень.

- Умение вести полемику, участвовать в дискуссии; степень выраженности оцениваемого качества - максимальный и средний уровень.

- Умение организовать свое рабочее (учебное) место; степень выраженности оцениваемого качества - максимальный и средний уровень.

- Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; степень выраженности оцениваемого качества - максимальный и средний уровень.

- Умение аккуратно выполнять работу; степень выраженности оцениваемого качества – разный у обучающихся (отлично, хорошо, удовлетворительно).

 

 

Для учащихся детского объединения «Юный натуралист» (9-10 лет) была проведена диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустина)

 

 

Я оцениваю себя

Меня оценивает

 учитель

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

- мне интересно заниматься в кружке

- я всегда выполняю домашнее задание

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

 

 

 

  1. Прилежание:

- я старателен на занятиях

- я внимателен

- я старателен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание  дома

 

 

 

  1. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

 

 

 

  1. Я и дом детского творчества:

- я выполняю правила для учащихся

- я участвую в делах детского объединения и Учреждения

- я добр в отношениях с людьми

- я справедлив в отношениях с людьми

 

 

 

  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

      - у меня нет вредных привычек

 

 

 

  1. Как я отношусь к себе

- я управляю собой

- я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой                                            - у меня нет вредных привычек

 

 

 

Оценка результатов:

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

5 – всегда                                                                                         

4 – часто                                                                                          

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

 

Нормы оценок

5 - 4,5 – высокий уровень

4,4 – 4 – хороший уровень

3,9 – 2,9 – средний уровень

2,8 – 2 – низкий уровень

 

1 шкала. Любознательность

5 - занимается с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать поощрения.

4 - на занятиях работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.

3 - интерес к занятию проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашним заданием.

2 - интереса к занятию не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание.  К оцениванию проявляет безразличие.

1 - заниматься не хочет. 

2 шкала. Прилежание

5 - старателен, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству.

4 - старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству.

3 - редко проявляет старание к занятиям. На занятиях бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству.

2 - заниматься не старается, внимание  рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства  избегает.

1 - заниматься не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит  только под присмотром учителя.

3 шкала. Отношение к природе
5 - с удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.

4 - любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.

3 - к растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.

2 - за растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.

1-      проявляет негативное отношение ко всему живому.

4 шкала. Отношение к учреждению

5 - полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах.

4 - правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах выражена в малой степени.

3 - требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от  одной группы детей к другой. В делах участвует по настоянию учителя.

2 - пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах  не участвует.

1-часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.

5 шкала. Прекрасное в моей  жизни

5 - аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.

4 - чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

3 - чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.

2 - нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.

1 - неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.

6 шкала. Отношение к себе

5 - хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.

4 - умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.

3 - часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.

2 - редко управляет собой, не сдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.

1 - не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.

 

Вывод: проведенный мониторинг среди обучающихся 9-10 лет детского объединения «Юный натуралист» дал следующие результаты:

-  степень выраженности оцениваемых качеств варьируется от 4 до 5; хороший  и высокий уровень.

Вывод.

Для эффективности реализации образовательного процесса, есть необходимость проводить внутренний мониторинг, используя различные методики. Данный контроль, или проверка результатов обучения помогает детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого обучающегося.


 

Анализ эффективности образовательного процесса по д ополнительной общеобразовательной программе «Тайны зеленого леса»

Анализ эффективности образовательного процесса по д ополнительной общеобразовательной программе «Тайны зеленого леса»

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов, знают значение леса в природе и в жизни человека; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов, хорошо знают значение леса в…

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов, знают значение леса в природе и в жизни человека; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов, хорошо знают значение леса в…

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов, знают животный мир леса; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов, хорошо знают животный мир леса

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов, знают животный мир леса; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов, хорошо знают животный мир леса

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов, знают вредителей леса; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов, хорошо знают вредителей леса

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов, знают вредителей леса; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов, хорошо знают вредителей леса

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов, знают вопросы по охране леса; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов, хорошо знают вопросы по охране леса

Вывод: часть обучающихся набирают 5-7 баллов, знают вопросы по охране леса; отдельные учащиеся получают 8-10 баллов, хорошо знают вопросы по охране леса

Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени…

Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени…

Владение специальным оборудованием и оснащением

Владение специальным оборудованием и оснащением

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); 1

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); 1

Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Умение аккуратно выполнять работу

Умение аккуратно выполнять работу

Любознательность: - мне интересно заниматься в кружке - я всегда выполняю домашнее задание - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

Любознательность: - мне интересно заниматься в кружке - я всегда выполняю домашнее задание - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

Помогает другим в делах и сам обращается за помощью

Помогает другим в делах и сам обращается за помощью

Вывод. Для эффективности реализации образовательного процесса, есть необходимость проводить внутренний мониторинг, используя различные методики

Вывод. Для эффективности реализации образовательного процесса, есть необходимость проводить внутренний мониторинг, используя различные методики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022