Анализ эффективности образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе «Экология родного края»
Оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе «Экология родного края» осуществлялась по показателям предметных и метапредметных результатов.
В предметные результаты входят знания и умения по теории и практике, а в метапредметные – регулятивные, коммуникативные и познавательные умения. На основании результатов оформлялась «Диагностическая карта».
Подтверждающие документы.
Приложение 13. Диагностическая карта результатов освоения дополнительной образовательной программы «Экология родного края» (2019-2020 учебный год) детского объединения «Юный натуралист», группа №1, первый год обучения.
Приложение 14. Диагностическая карта результатов освоения дополнительной образовательной программы «Экология родного края» (2019-2020 учебный год) детского объединения «Юный натуралист», группа №2, первый год обучения.
Приложение 15. Диагностическая карта результатов освоения дополнительной образовательной программы «Экология родного края» (2020-2021 учебный год) детского объединения «Юный натуралист», группа №1, второй год обучения.
Приложение 16. Диагностическая карта результатов освоения дополнительной образовательной программы «Экология родного края» (2020-2021 учебный год) детского объединения «Юный натуралист», группа №2, второй год обучения.
Оценка результатов освоения дополнительной образовательной программы осуществлялась на основании таблицы №1.
Таблица №1
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Методы диагностики |
||
максимальный уровень (9-10 баллов) |
средний уровень (5-8 баллов) |
минимальный уровень (1-4 балла) |
|||
Предметные результаты |
|||||
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) |
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период, специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием |
объем усвоенных знаний составляет более ½, обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой |
обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой, как правило, избегает употреблять специальные термины |
наблюдение, тестирование, контрольный опрос, собеседование и др. |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
практические задания выполняет в соответствии с поставленной целью, обучающийся работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей |
объем усвоенных умений и навыков составляет более ½, работает выполняется на основе образца, с помощью педагога |
обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога |
практические занятия, выставка работ, проектные работы, выступления, участие в конкурсах и соревнованиях (турнирах) |
Метапредметные результаты |
|||||
Регулятивные |
Умение контролировать и оценивать свои действия при работе в сотрудничестве педагога и товарищей; умение использовать полученную информацию; умение соблюдать правила поведения на занятии для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища |
Умения проявляются во всех видах деятельности |
Умения проявляются частично в видах деятельности |
Умения не проявляются |
наблюдение |
Коммуникативные |
Умение вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре; умение слушать собеседника и вести диалог; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе) |
Умения проявляются во всех видах деятельности |
Умения проявляются частично в видах деятельности |
Умения не проявляются |
наблюдение |
Познавательные |
Умение осуществлять поиск нужного материала и анализировать его; умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Умения проявляются во всех видах деятельности |
Умения проявляются частично в видах деятельности |
Умения не проявляются |
наблюдение |
Анализ диагностической карты результатов освоения дополнительной образовательной программы «Экология родного края» (2019-2020 учебный год) детского объединения «Юный натуралист», группа №1, первый год обучения.
Вывод.
По предметным результатам все обучающиеся имеют максимальный уровень (9-10 баллов); освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой, специальные термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием; практические задания выполняют в соответствии с поставленной целью, работают самостоятельно, не испытывают особых трудностей.
По метапредметным результатам часть обучающихся имеют максимальный уровень (9-10 баллов), умения проявляются во всех видах деятельности; часть обучающихся имеют средний уровень (8-8,5 баллов), умения проявляются частично в видах деятельности.
Анализ диагностической карты результатов освоения дополнительной образовательной программы «Экология родного края» (2019-2020 учебный год) детского объединения «Юный натуралист», группа №2, первый год обучения.
Вывод.
По предметным результатам часть обучающихся имеют максимальный уровень (9-10 баллов), освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой, специальные термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием, практические задания выполняют в соответствии с поставленной целью, работают самостоятельно, не испытывают особых трудностей; часть обучающихся имеют средний уровень (6-8 баллов), объем усвоенных знаний составляет более ½, обучающийся сочетают специальную терминологию с бытовой, объем усвоенных умений и навыков составляет более ½, работают и выполняют на основе образца, с помощью педагога
По метапредметным результатам часть обучающихся имеют максимальный уровень (9,5 баллов), умения проявляются во всех видах деятельности; часть обучающихся имеют средний уровень (6-8 баллов), умения проявляются частично в видах деятельности.
Анализ диагностической карты результатов освоения дополнительной образовательной программы «Экология родного края» (2020-2021 учебный год) детского объединения «Юный натуралист», группа №1, второй год обучения.
Вывод.
По предметным результатам часть обучающихся имеют максимальный уровень (9-10 баллов), освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой, специальные термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием, практические задания выполняют в соответствии с поставленной целью, работают самостоятельно, не испытывают особых трудностей; часть обучающихся имеют средний уровень (8 баллов), объем усвоенных знаний составляет более ½, обучающийся сочетают специальную терминологию с бытовой, объем усвоенных умений и навыков составляет более ½, работают и выполняют на основе образца, с помощью педагога
По метапредметным результатам часть обучающихся имеют максимальный уровень (9-10 баллов), умения проявляются во всех видах деятельности; часть обучающихся имеют средний уровень (8-8,9 баллов), умения проявляются частично в видах деятельности.
Анализ диагностической карты результатов освоения дополнительной образовательной программы «Экология родного края» (2020-2021 учебный год) детского объединения «Юный натуралист», группа №2, второй год обучения.
Вывод.
По предметным результатам часть обучающихся имеют максимальный уровень (9 баллов), освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой, специальные термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием, практические задания выполняют в соответствии с поставленной целью, работают самостоятельно, не испытывают особых трудностей; часть обучающихся имеют средний уровень (7-8 баллов), объем усвоенных знаний составляет более ½, обучающийся сочетают специальную терминологию с бытовой, объем усвоенных умений и навыков составляет более ½, работают и выполняют на основе образца, с помощью педагога
По метапредметным результатам часть обучающихся имеют максимальный уровень (9-9,2 балла), умения проявляются во всех видах деятельности; часть обучающихся имеют средний уровень (7-8,2 баллов), умения проявляются частично в видах деятельности.
С целью определения уровня воспитанности учащихся один раз в два года в Учреждении проводится анкетирование:
· 7-10 лет (1-4 кл.) – по методике Н.П. Капустиной (Приложение 1);
· 11-13 лет – по методике по Э.Туриэлю, в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой – анкета «Оцени поступок» (Приложение 2);
· 14-17 лет – по методике Н.Е. Щурковой – тест «Размышляем о жизненном опыте» (Приложение 3).
По итогам проведения тестирования определяется уровень воспитанности учащегося:
· Высокий,
· Средний
· Низкий
Выводится средний уровень воспитанности учащихся детского объединения в процентном соотношении.
Итоговые результаты оформляются в таблицу.
|
Детское объединение «Юный натуралист», 1 группа, 12 учащихся |
Детское объединение «Юный натуралист», 2 группа, 12 учащихся |
высокий |
50 % |
50 % |
средний |
33 % |
50 % |
низкий |
17 % |
0 % |
В детском объединении «Юный натуралист», 1 группа - 12 учащихся, из них с высоким уровнем -6 учащихся, со средним 4 - учащихся и с низким – 2 учащихся.
6*100:12=50% - учащихся с высоким уровнем воспитанности,
4*100:12=33 % (средний уровень),
2*100:12=17 % (низкий уровень).
В детском объединении «Юный натуралист», 2 группа - 12 учащихся, из них с высоким уровнем -6 учащихся, со средним 6 - учащихся и с низким –0 учащихся.
6*100:12=50% - учащихся с высоким уровнем воспитанности,
6*100:12=50 % (средний уровень),
0*100:12=0 % (низкий уровень).
Подтверждающий документ. Приложение 17.
Вывод: продолжить воспитательную работу с обучающимися.
1) Побуждать детей соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
2) Использовать воспитательные возможности содержания занятия через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в детском объединении.
3) Применять на занятиях интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию детей; дидактического театра, где полученные на занятии знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими детьми.
4) Включать в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в детском объединении, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия.
5) Организовать наставничества мотивированных и талантливых учащихся над сверстниками или детьми более младшего возраста, дающего учащимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
Воспитание на занятиях детского объединения осуществляется преимущественно через:
- вовлечение учащихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- создание в детском объединении традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детском объединении учащихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение детских инициатив.
Приложение 1
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов
(методика Н.П. Капустиной), 9-10 лет (3 – 4-е классы)
|
Я оцениваю себя вместе с родителями |
Меня оценивает учитель |
Итоговые оценки |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: - мне интересно заниматься в кружке - я всегда выполняю домашние задания - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы |
|
|
|
2. Прилежание: - я старателен на занятиях - я внимателен - я старателен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание дома |
|
|
|
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: - я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу |
|
|
|
4. Я И Дом детского творчества: - я выполняю правила для учащихся - я участвую в делах детского объединения и Учреждения - я добр в отношениях с людьми - я справедлив в отношениях с людьми |
|
|
|
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ: - я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек |
|
|
|
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ: - я управляю собой - я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой - у меня нет вредных привычек |
|
|
|
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень
Приложение 2
Анкеты для учащихся 11-13 лет
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных 1 и моральных 2 норм, по Э. Туриэлю,
в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм (Пояснение: 1 Конвенциональные нормы - совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения. Большой юридический словарь. — М., А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева, 2003). 2 Моральные нормы - стандарты обычаев или поведения, принятые в данном обществе. Психология. А - Я. Словарь справочник / Пер. с англ К.С. Ткаченко. - М.). Нарушение моральных норм оценивается как более серьѐзное и недопустимое по сравнению с конвенциальными нормами)
Форма: фронтальное анкетирование
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка
Инструкция: Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл Прочитайте и оцените поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то поставьте 1 балл. Если вы считаете, что так делать иногда можно — 2 балла. Если вы считаете, что так делать нельзя — 3 балла. Если вы считаете, что так делать нельзя ни в коем случае — 4 балла.
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла
|
Так делать можно
|
Так делать иногда можно |
Так делать нельзя
|
Так делать нельзя ни в коем случае |
1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде
4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.
5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол
9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком
11. Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.
12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.
Всего в предложенной анкете представлено:
- семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2,4, 7,10,12,14,17);
- семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9,11,13,16);
- четыре нейтральные ситуации, нe предусматривающие моральной оценки (5,15, 8,18),
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм. Интерпретация: высокий уровень: сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, показывающих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4 балла; базовый уровень: суммы равны (± 4 балла); низкий уровень: сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, показывающих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4 балла.
Нарушение моральных норм оценивается как более серьёзное и недопустимое по сравнению с конвенциальными нормами.
Приложение 3
Для учащихся 14-17 лет.
Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н. Е. Щуркова)
Цель: выявить нравственную воспитанность подростков.
Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» – юноша, «д» девушка).
Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
Номер вопроса |
Буква ответа |
||
а |
б |
в |
|
1 |
* |
|
|
2 |
|
* |
|
3 |
|
|
* |
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком*.
Опросник:
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
а) обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
а) ничего, какое мое дело;
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
3. Вы опаздываете на занятия. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
а) тороплюсь на урок;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они пожилые. Что делаете?
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.
5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.
6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного.
7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
а) они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе.
8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
а) на шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;
б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
в) на свои знания.
9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
а) выберу учебное заведение рядом с домом;
б) поищу специальности, которые обеспечат высокооплачиваемую работу;
в) выберу специальность по желанию, чтобы создавать нечто ценное на земле.
10. Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?
а) по России;
б) по экзотическим странам;
в) по странам Западной Европы или в США.
11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
в) отказываюсь решительно.
13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.
14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
а) еду на дачу согласно плану;
б) не еду, остаюсь, конечно;
в) жду, что скажет мой товарищ.
17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?
а) бездомный щенок;
б) взрослый пес с известным Вам нравом;
в) дорогой щенок редкой породы.
18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
а) напомню о праве на отдых;
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения;
в) разрываю связь.
20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
а) играю, конечно;
б) разумеется, не играю;
в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
21. Вы хотите пригласить гостей. Какой вариант Вы предпочтете?
а) самому (самой) приготовить что-нибудь хорошее;
б) куплю готовые салаты и блюда в магазине «Кулинария»;
в) приглашу гостей на чай.
22. Вдруг узнаете, что Ваше учебное заведение закрыли по каким-тo особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен тем, что отстанем от учебной программы и придется наверстывать;
в) буду ожидать новых сообщений.
23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) я, как все, аплодирую.
24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На перемене к Вам подходят два рослых одноклассника и требуют отдать им подарок. Что делаете?
а) отдаю – здоровье дороже;
б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.
25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?
а) о новогодних подарках;
б) о каникулах и свободе;
в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
26. Какова роль музыки в Вашей жизни?
а) она мне нужна для танцев;
б) она доставляет мне радость и украшает жизнь;
в) она мне просто не нужна.
27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
а) снятся родные места;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал (не замечала).
28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
а) нет, если мои дела идут хорошо;
б) да, в настоящее время довольно часто;
в) не замечал (не замечала).
29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?
а) отбираю интересное и приношу;
б) ненужных мне книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?
а) да, безусловно, могу;
б) нет, на свете много интересного;
в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.
31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.
Обработка полученных данных.
Количество выборов, сделанных учащимися в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать* на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.
Графа б. Сосчитать* на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23. 28.
Графа в. Сосчитать* на вопросы 2, 3, б, 8, 9, 11, 12, 19, 24. 31.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать* на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.
Графа б. Сосчитать* на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.
Графа в. Сосчитать* на вопросы 14, 15.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
Дальнейшая деятельность по эффективности образовательного процесса.
На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.
В дальнейшем планирую использовать методики:
1) Технология определения личностных качеств
2) Педагогический мониторинг
«Технология определения личностных качеств», которая предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности. В совокупности, приведенные в таблице №1, личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов.
Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.
Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью необходимо оформлять карточку учета динамики личностных качеств развития обучающихся. Таблица №2
Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года.
Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.
К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.
Таблица №1 «Технология определения личностных качеств»
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Возможное кол-во баллов |
Методы диагностики |
1. Организационно-волевые качества |
||||
1.1. Терпение
|
Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. |
- терпения хватает меньше чем на ½ занятия |
1 |
Наблюдение |
- терпения хватает больше чем на ½ занятия |
5 |
|||
- терпения хватает на все занятие |
10 |
|||
1.2. Воля
|
Способность активно побуждать себя к практическим действиям.
|
-волевые усилия ребенка побуждаются извне |
1 |
Наблюдение |
- иногда – самим ребенком |
5 |
|||
- всегда – самим ребенком |
10 |
|||
1.3. Самоконтроль |
Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). |
- ребенок постоянно находится под воздействием контроля из вне |
1 |
Наблюдение |
- периодически контролирует себя сам |
5 |
|||
- постоянно контролирует себя сам |
10 |
|||
2. Ориентационные качества |
||||
2.1. Самооценка
|
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.
|
- завышенная
|
1 |
Анкетирование |
- заниженная
|
5 |
|||
- нормальная
|
10 |
|||
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении
|
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы |
- интерес к занятиям продиктован ребенку извне |
1 |
Тестирование |
- интерес периодически поддерживается самим ребенком |
5 |
|||
- интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно |
10 |
|||
3. Поведенческие качества |
||||
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия
|
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации
|
- периодически провоцирует конфликты
|
0 |
Тестирование, метод незаконченного предложения
|
- сам в конфликтах не участвует, старается их избежать
|
5 |
|||
- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты
|
10 |
|||
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) |
Умение воспринимать общие дела, как свои собственные |
- избегает участия в общих делах
|
0 |
Наблюдение |
- участвует при побуждении извне
|
5 |
|||
- инициативен в общих делах |
10 |
Таблица №2 «Карточка учета динамики личностных качеств развития обучающихся».
Ф. И. ученика |
|
|
|
||||
Показатели |
Начало учебного года |
Конец учебного года |
Начало учебного года |
Конец учебного года |
Начало учебного года |
Конец учебного года |
|
1. Организационно-волевые качества: 1.1.Терпение 1.2.Воля 1.3.Самоконтроль |
|
|
|
|
|
|
|
2. Ориентационные качества: 2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении |
|
|
|
|
|
|
|
3. Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность 3.2. Тип сотрудничества |
|
|
|
|
|
|
|
Для успешной реализации программы необходимо непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка, при этом можно использовать педагогический мониторинг.
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) - 3 балла; средний (С) - 2 балла; низкий (Н) - 1 балл.
Параметры |
Критерии |
1. Образовательные результаты. (Освоение детьми содержания образования)
|
1.1. Разнообразие умений и навыков. 1.2. Глубина и широта знаний по предмету. 1.3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности. 1.4. Разнообразие творческих достижений (конкурсы их масштаб). 1.5. Развитие общих познавательных способностей (воображение, память, речь, внимание). |
2.Эффективность воспитательных воздействий |
2.1. Культура поведения ребенка. 2.2. Характер отношений в коллективе. |
3.Социально-педагогические результаты |
3.1. Забота о здоровье. |
1. Мониторинг образовательных результатов
1.1.Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
1.2.Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
1.3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
1.4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
1.5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл):не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.
2. Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
2.1. Культура поведения ребенка
Высокий (3 балла):имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
2.2. Характер отношений в коллективе
Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
3. Мониторинг социально-педагогических результатов
3.1. Забота о здоровье
Высокий уровень (3 балла): ребенок с определенной долей ответственности выполняет физ. минутки, гимнастику, следит за своим физическим состоянием.
Средний (2 балла): ребенок следит за своим физическим состоянием, но физ. минутки, гимнастику выполняет не ответственно.
Низкий (1 балл): воспитанник выполняет физ. минутки, гимнастику только под нажимом педагога.
Вывод.
Для эффективности реализации образовательного процесса, есть необходимость проводить внутренний мониторинг, используя различные методики. Данный контроль, или проверка результатов обучения помогает детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого обучающегося.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.