Травля в классе. Что делать учителю
Оценка 4.6

Травля в классе. Что делать учителю

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
5 кл—9 кл
27.10.2024
Травля в классе. Что делать учителю
Травля в классе. что делать учителю.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Кардымовская средняя  школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

 Кардымовского района Смоленской области

 

 

 

 

Сообщение по теме: «Травля в классе: что делать учителю»

 

 

Подготовила:

Серкова Е. П.,

учитель математики,

1-я квалификационная категория

 

 

 

П. Кардымово

 

 

Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников.

Подростковая жестокость – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков. Часто действия юношей и девушек просто непонятны, настолько они выходят за рамки разумного.

По утверждениям социологов, за последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом. Хамство - стало нормой, теперь нецензурные выражения от подростков слышны на каждом шагу, а «послать» могут любого, невзирая на возраст и положение.

Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества. «Неблагополучные» семьи, окружение, в котором пребывает подросток, общение в школе, СМИ. Эти причины являются основными в формировании подростковой жестокости.

С травлей в школах сталкиваются около 35% учеников по всему миру. В России эта цифра составляет 27,5%. Статистика поражает. В наших силах освещать проблему буллинга, агрессии и травли со всех сторон, привлекая к ней всеобщее внимание.

Психолог, президент АНО «Территория безопасности», куратор школы безопасности интернет-издания «Мел», Анастасия Беренова отмечает: «Часто травля начинается с шуток, которые кого-то ранят. Поэтому важно разбираться с детьми, как правильно шутить и не допускать оскорбительных подколов или фраз в адрес членов коллектива».

Важным условием создания комфортной среды в классе являются надёжные и прочные отношения между учителем и детьми. 

При этом отношение ко всем членам детского коллектива должно быть одинаковым. В классе не может быть любимчиков, а соревнования среди подростков с неокрепшей психикой и вовсе недопустимы.

Но сначала разберёмся в терминологии…

Травля — это насилие. Насилие может быть как физическим, так и психологическим. Если группа детей постоянно обзывает и дразнит одного — это травля. Если группа детей постоянно высмеивает одного — это травля. Травля — это когда несколько детей постоянно обижают одного.

Школьная травля — почему это серьезно

Наверное, каждый из нас имел опыт столкновения со школьной травлей. Кто-то побывал жертвой, кто-то активно участвовал, кто-то оказался свидетелем. Это были не лучшие моменты нашего детства, связанные с чувством страха, стыда, бессилия, и, возможно, мы очень старались о них забыть. Но когда мы выросли, стали родителями и профессионалами, тема школьной травли снова встает перед нами, когда нужно защитить от нее наших детей или учеников. В этот момент мы обнаруживаем, как это непросто.

Русское слово «травля», очень точное, однокоренное со словом «отравлять», заставляет нас подумать о последствиях. Травля буквально способна отравить ребенку детство, сделать школьные годы вовсе не «чудесными», а ужасными. Более того, она способна отравить личность, исказить представление человека о себе, о других, о том, как устроен мир.

Буллинг (от англ. bullying – запугивание) — это систематическая травля более слабого ученика одноклассником или коллективно. И если ребёнок становится объектом психологического или физического насилия, это может привести к серьёзным последствиям. Жертвы агрессии всегда испытывают сильный стресс, это может отразиться на их здоровье.

Буллинг — это направленное осознанное агрессивное поведение одного человека против другого. И если мы говорим «осознанное агрессивное поведение», то это точно не дошкольники. Хотя, конечно, нет исключений из правил. Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет. 

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва. 

Кто же эти агрессоры? Первое, что приходит на ум, это дети с патологией нервной системы, заболеваниями психики. И это будет правильно. Во- вторых, это дети, систематически наблюдающие агрессию в своей жизни. Т.е. когда пьяный отец систематически бьет мать, мать кричит на парализованную бабушку, когда побои — легализированный способ наказания. Но инициаторами буллинга могут быть и совершенно обычные дети, с нормальной самооценкой и без проблем в семье. Да, это дети в данный момент могут переживать какое-то свое личное горе (мама во второй раз вышла замуж, смерть близкого).

Особое место занимают дети, пережившие материнскую депривацию (отсутствие заботы о ребенке). Это дети с враждебностью вообще ко всему миру. Не получив теплоты, любви и принятия в раннем возрасте, такие дети считают людей вокруг изначально опасными.

Действия классного руководителя при обнаружении буллинга среди учеников

 1. Проинформировать педагогический коллектив. Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

2. Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга:

 • Выслушайте и поддержите ребенка.

 • Скажите ребенку: Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз. Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы пытаетесь понять его чувства). Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления). Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Ребенок нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость: «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».

 3. Разговор с классом. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение. 

В ходе разговора с классом следует:

 • Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию.

• Вместе обсудить имеющиеся правила противодействия и профилактики буллинга или выработать новые правила общения и поведения. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.

• Обозначить травлю как «болезнь группы».

• Установить твёрдые рамки и ограничения нежелательного поведения.

• Ввести «санкции» за подобное поведение.

 • Обеспечить последовательное введение и осуществление «санкций»

 

1. Сообщите директору школы о случае буллинга или подозрении на него.

Директор в течение первых суток от получения уведомления должен обязательно сообщить об инциденте:

·  полиции;

·  родителям учеников;

·  службе по делам несовершеннолетних для того, чтобы выяснить причины буллинга и устранить их, а также для социальной защиты детей, ставших жертвами буллинга;

·  центру социальной службы для семьи и молодёжи. Этот центр должен оценить потребности сторон буллинга, определить методы социальной работы, обнаружить и затем предоставить социальные услуги, обеспечить психологическую поддержку.

Важно! Если произошёл случай, из-за которого ребёнок нуждается в медицинской помощи, то директор обязательно должен вызвать скорую.

Ещё более важно! Директор должен созвать заседание комиссии по рассмотрению случая буллинга в течение трёх рабочих дней со дня получения заявления или сообщения. В состав комиссии должен входить школьный психолог. Если школьные психологи не справляются, можно пригласить специалистов по медиации (школьные службы примирения, те, кто проводит антибуллинговые программы в школах).

2. Поговорите с агрессорами.

Необходимо, чтобы каждый участник травли понял, какова роль каждого в ней и что можно сделать, чтобы дело не дошло до усугубления конфликта. Опыт работы школьных психологов показывает, что восстановительные круги медиации, при которых ситуация обсуждается с учителями, родителями и самими детьми, помогают изменить ситуацию в лучшую сторону, не доводя до глубокого конфликта между школой и семьями. Травля — явление ужасное и порой приводящее к трагическим последствиям. Но можно ли любую агрессию в свой адрес отнести к травле? Конечно, нет.

Богатая фантазия подростков может привести к тому, что взрослые будут введены в заблуждение. А причин у такого явления может быть несколько:

·  непонимание, что такое травля, а что есть обычная невоспитанность или грубое поведение. Здесь важна роль родителя, который должен научить ребёнка отличать эти понятия друг от друга;

·  желание навредить или отомстить обидчику, вызвав в его сторону всеобщий гнев. Необходимо научить подростка правильно реагировать на различное поведение и поступки окружающих, не впадая в крайности.

Полностью искоренить кибер-буллинг, так-же как и другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно. Но это не значит, что взрослые могут игнорировать это явление, отстраняться от защиты своих детей и регулирования подростковых конфликтов. Взрослым следует держать в курсе проблемы школьных педагогов — это позволит им внимательнее отслеживать конфликты в реальной жизни, сочетание которых с кибер-буллинг является особенно опасным. В некоторых случаях стоит поговорить с психологом.

Задача родителей — не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

   Важно понимать наверняка в чём проблема. Прежде всего, поговорите по душам со своим ребёнком, если и после этого ситуация не прояснилась, попробуйте узнать насколько рассказы про буллинг соответствуют действительности у одноклассников сына или дочери, а также у школьных учителей. В любом случае всегда правильнее сохранять спокойствие и анализировать ситуацию вместо того, чтобы бить тревогу или же не обращать внимание на жалобы ребёнка.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке

Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке

При этом отношение ко всем членам детского коллектива должно быть одинаковым

При этом отношение ко всем членам детского коллектива должно быть одинаковым

Жертвы агрессии всегда испытывают сильный стресс, это может отразиться на их здоровье

Жертвы агрессии всегда испытывают сильный стресс, это может отразиться на их здоровье

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга: •

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга: •

Обсудить с ребятами в классе случай буллинга

Обсудить с ребятами в классе случай буллинга

В состав комиссии должен входить школьный психолог

В состав комиссии должен входить школьный психолог

Взрослым следует держать в курсе проблемы школьных педагогов — это позволит им внимательнее отслеживать конфликты в реальной жизни, сочетание которых с кибер-буллинг является особенно опасным

Взрослым следует держать в курсе проблемы школьных педагогов — это позволит им внимательнее отслеживать конфликты в реальной жизни, сочетание которых с кибер-буллинг является особенно опасным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2024