МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
Сообщение по теме: «Травля в классе: что делать учителю»
Подготовила:
Серкова Е. П.,
учитель математики,
1-я квалификационная категория
П. Кардымово
Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников.
Подростковая жестокость – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков. Часто действия юношей и девушек просто непонятны, настолько они выходят за рамки разумного.
По утверждениям социологов, за последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом. Хамство - стало нормой, теперь нецензурные выражения от подростков слышны на каждом шагу, а «послать» могут любого, невзирая на возраст и положение.
Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества. «Неблагополучные» семьи, окружение, в котором пребывает подросток, общение в школе, СМИ. Эти причины являются основными в формировании подростковой жестокости.
С травлей в школах сталкиваются около 35% учеников по всему миру. В России эта цифра составляет 27,5%. Статистика поражает. В наших силах освещать проблему буллинга, агрессии и травли со всех сторон, привлекая к ней всеобщее внимание.
Психолог, президент АНО «Территория безопасности», куратор школы безопасности интернет-издания «Мел», Анастасия Беренова отмечает: «Часто травля начинается с шуток, которые кого-то ранят. Поэтому важно разбираться с детьми, как правильно шутить и не допускать оскорбительных подколов или фраз в адрес членов коллектива».
Важным условием создания комфортной среды в классе являются надёжные и прочные отношения между учителем и детьми.
При этом отношение ко всем членам детского коллектива должно быть одинаковым. В классе не может быть любимчиков, а соревнования среди подростков с неокрепшей психикой и вовсе недопустимы.
Но сначала разберёмся в терминологии…
Травля — это насилие. Насилие может быть как физическим, так и психологическим. Если группа детей постоянно обзывает и дразнит одного — это травля. Если группа детей постоянно высмеивает одного — это травля. Травля — это когда несколько детей постоянно обижают одного.
Школьная травля — почему это серьезно
Наверное, каждый из нас имел опыт столкновения со школьной травлей. Кто-то побывал жертвой, кто-то активно участвовал, кто-то оказался свидетелем. Это были не лучшие моменты нашего детства, связанные с чувством страха, стыда, бессилия, и, возможно, мы очень старались о них забыть. Но когда мы выросли, стали родителями и профессионалами, тема школьной травли снова встает перед нами, когда нужно защитить от нее наших детей или учеников. В этот момент мы обнаруживаем, как это непросто.
Русское слово «травля», очень точное, однокоренное со словом «отравлять», заставляет нас подумать о последствиях. Травля буквально способна отравить ребенку детство, сделать школьные годы вовсе не «чудесными», а ужасными. Более того, она способна отравить личность, исказить представление человека о себе, о других, о том, как устроен мир.
Буллинг (от англ. bullying – запугивание) — это систематическая травля более слабого ученика одноклассником или коллективно. И если ребёнок становится объектом психологического или физического насилия, это может привести к серьёзным последствиям. Жертвы агрессии всегда испытывают сильный стресс, это может отразиться на их здоровье.
Буллинг — это направленное осознанное агрессивное поведение одного человека против другого. И если мы говорим «осознанное агрессивное поведение», то это точно не дошкольники. Хотя, конечно, нет исключений из правил. Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
Кто же эти агрессоры? Первое, что приходит на ум, это дети с патологией нервной системы, заболеваниями психики. И это будет правильно. Во- вторых, это дети, систематически наблюдающие агрессию в своей жизни. Т.е. когда пьяный отец систематически бьет мать, мать кричит на парализованную бабушку, когда побои — легализированный способ наказания. Но инициаторами буллинга могут быть и совершенно обычные дети, с нормальной самооценкой и без проблем в семье. Да, это дети в данный момент могут переживать какое-то свое личное горе (мама во второй раз вышла замуж, смерть близкого).
Особое место занимают дети, пережившие материнскую депривацию (отсутствие заботы о ребенке). Это дети с враждебностью вообще ко всему миру. Не получив теплоты, любви и принятия в раннем возрасте, такие дети считают людей вокруг изначально опасными.
Действия классного руководителя при обнаружении буллинга среди учеников
1. Проинформировать педагогический коллектив. Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
2. Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга:
• Выслушайте и поддержите ребенка.
• Скажите ребенку: Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз. Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы пытаетесь понять его чувства). Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления). Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Ребенок нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость: «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».
3. Разговор с классом. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.
В ходе разговора с классом следует:
• Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию.
• Вместе обсудить имеющиеся правила противодействия и профилактики буллинга или выработать новые правила общения и поведения. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.
• Обозначить травлю как «болезнь группы».
• Установить твёрдые рамки и ограничения нежелательного поведения.
• Ввести «санкции» за подобное поведение.
• Обеспечить последовательное введение и осуществление «санкций»
1. Сообщите директору школы о случае буллинга или подозрении на него.
Директор в течение первых суток от получения уведомления должен обязательно сообщить об инциденте:
· полиции;
· родителям учеников;
· службе по делам несовершеннолетних для того, чтобы выяснить причины буллинга и устранить их, а также для социальной защиты детей, ставших жертвами буллинга;
· центру социальной службы для семьи и молодёжи. Этот центр должен оценить потребности сторон буллинга, определить методы социальной работы, обнаружить и затем предоставить социальные услуги, обеспечить психологическую поддержку.
Важно! Если произошёл случай, из-за которого ребёнок нуждается в медицинской помощи, то директор обязательно должен вызвать скорую.
Ещё более важно! Директор должен созвать заседание комиссии по рассмотрению случая буллинга в течение трёх рабочих дней со дня получения заявления или сообщения. В состав комиссии должен входить школьный психолог. Если школьные психологи не справляются, можно пригласить специалистов по медиации (школьные службы примирения, те, кто проводит антибуллинговые программы в школах).
2. Поговорите с агрессорами.
Необходимо, чтобы каждый участник травли понял, какова роль каждого в ней и что можно сделать, чтобы дело не дошло до усугубления конфликта. Опыт работы школьных психологов показывает, что восстановительные круги медиации, при которых ситуация обсуждается с учителями, родителями и самими детьми, помогают изменить ситуацию в лучшую сторону, не доводя до глубокого конфликта между школой и семьями. Травля — явление ужасное и порой приводящее к трагическим последствиям. Но можно ли любую агрессию в свой адрес отнести к травле? Конечно, нет.
Богатая фантазия подростков может привести к тому, что взрослые будут введены в заблуждение. А причин у такого явления может быть несколько:
· непонимание, что такое травля, а что есть обычная невоспитанность или грубое поведение. Здесь важна роль родителя, который должен научить ребёнка отличать эти понятия друг от друга;
· желание навредить или отомстить обидчику, вызвав в его сторону всеобщий гнев. Необходимо научить подростка правильно реагировать на различное поведение и поступки окружающих, не впадая в крайности.
Полностью искоренить кибер-буллинг, так-же как и другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно. Но это не значит, что взрослые могут игнорировать это явление, отстраняться от защиты своих детей и регулирования подростковых конфликтов. Взрослым следует держать в курсе проблемы школьных педагогов — это позволит им внимательнее отслеживать конфликты в реальной жизни, сочетание которых с кибер-буллинг является особенно опасным. В некоторых случаях стоит поговорить с психологом.
Задача родителей — не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.
Важно понимать наверняка в чём проблема. Прежде всего, поговорите по душам со своим ребёнком, если и после этого ситуация не прояснилась, попробуйте узнать насколько рассказы про буллинг соответствуют действительности у одноклассников сына или дочери, а также у школьных учителей. В любом случае всегда правильнее сохранять спокойствие и анализировать ситуацию вместо того, чтобы бить тревогу или же не обращать внимание на жалобы ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.