Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир истории» составлена на основании Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов: Авторы программы И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Издательство «Просвещение», 2010 г. и ориентирована на учебник «Мир истории. 6 класс» : учебник для спец. (коррекц.) образоват.учреждений VIII вида, И.М. Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.
Цели курса определяются необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование.
Основные задачи изучения предмета «Мир истории» (пропедевтика):
-обобщение имеющихся знаний у обучающегося с ОВЗ (домашнее обучение) с нарушением интеллекта разрозненных сведений для формирования новых понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории Отечества;
-помощь в развитии чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
-развитие исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
-овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающегося специфических нарушений.
При проведении уроков используются методы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; с ИКТ-сайтами;
Наглядные - наблюдение, демонстрация; презентация; онлайн-тестирование, работа на сайте «Учи.ру».
Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами, онлайн-карточками.
При проведении урока применяются ИКТ: фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУНов обучающегося применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы, онлайн-конкурсы.
Важной составной частью курса «Мир истории» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.
Программа рассчитана на 34 часа, (1час в неделю).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предлагает собственный подход к структурированию учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также путей формирования, систему знаний, умений и навыков.
Основные требования к знаниям и умениям обучающегося:
Ученик должен знать:
Историю своей семьи, своего имени, фамилии;
Государственное устройство РФ: герб, флаг и гимн РФ;
Исторические памятники;
Современные религии и как они появились.
Обучающийся должен уметь:
пользоваться учебником, ИКТ-сайтами, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; онлайн-заданиях;
пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту;
соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; правильно и точно употреблять исторические термины, понятия.
Учебно-методический комплекс:
1. Мир истории.6 класс : учеб.для спец. ( коррекц.) образоват. учреждений 8 вида / И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение,2014.
2. Мир истории. Рабочая тетрадь. 6 класс: Пособие для учащихся специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, Е.Н.Фёдорова. – М.: Просвещение, 2011
Содержание программы
1.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ, ОБ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЯХ, О ПРОСТРАНСТВЕ ВОКРУГ НАС - 11часов
История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России (2-3 примера). История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. Дом, в котором ты живёшь. Где находится твой дом (регион, город, посёлок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях. История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа. Местность, где мы живём (город, село). Название местности, происхождение названия. Край (область, республика), в котором мы живём, главный город края. Национальный состав. Основные занятия жителей края, города. Страна, в которой мы живём. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Республика, в составе РФ. Главный город страны. Понятие о государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Руководство страны, республики. Понятия о большой и малой родине. Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живём. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна. Понятия: человечество, Отечество, страна, парламент, президент.
2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ - 5 часов
Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Приборы для отсчёта времени. Понятие об астрономическом времени: солнечное время, лунное время. Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Меры времени. Новые сведения. Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), «лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через день, через месяц, через год-будущее. Части века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события 20 в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (21 в.).
История – наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения. Историческая память России (3-4 примера). Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах). Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор). Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте. Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.
3.ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА - 5 часов
Человек – житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания. Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века. Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований. Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.
Время и место появления. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятие о семье, общине, роде, племени.
4.ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ И ДЕЛ ЧЕЛОВЕКА - 8 часов
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления). Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанных с освоением энергии и водных ресурсов.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.
Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для её изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанных с изготовлением мебели.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы выживания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека. История хлеба и хлебопечения. Способы хранения продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями. Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 – 4 примера). Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3 – 4 примера). Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 – 3 примера). Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
5. ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА - 5 часов
Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи. Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления). Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества.
Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2-3 примера). Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки. Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления). Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).
Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятие о гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах). Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве. Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Имя, отчество, семья, родословная человека. |
3 |
3. |
Отчий дом. Наша Родина – Россия. |
7 |
4. |
О том, что такое время и как его изучают. |
3 |
5. |
Что изучает наука история. |
2 |
6. |
История Древнего мира. |
5 |
7. |
История вещей. Занятия человека на Земле. |
8 |
8. |
Человек и общество. |
5 |
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
|
№ п\п |
Тема урока |
Тип урока |
Цель урока |
Основные знания |
Основные термины и понятия |
Практическая часть |
Домашнее задание |
|
||||||||||
|
1 четверть – 8 часов Введение – 1 ч. |
|
|||||||||||||||||
|
1. |
Введение. Почему надо изучать историю. |
Вводный урок |
Введение в курс истории. Работа С ИКТ, платформой «Учи.ру». |
Знать,что изучает история. |
Наука, Конфуций. |
Выполнение заданий к текстам в учебнике, на сайте «Учи.ру». |
С. 3-4 знать правила, ответить на вопросы. |
|
||||||||||
|
«Имя, отчество, семья, родословная человека» -3ч. |
|
|||||||||||||||||
|
2. |
История имени, отчества и фамилии. |
Сообщение новых знаний |
Знакомство учащихся с историей появления ФИО. |
Знать происхождение ФИО человека. |
Значение имен. Полное и неполное имя. Понятие о тезках. Святцы. Прозвище, Отчизна. Отечество. |
Составление полных ответов на вопросы с помощью текста. |
С. 6-15 пересказ, выполнить карточку по теме. |
|
||||||||||
|
3. |
Семья. |
Комбинированный |
Формирование представлений учащихся о семье. |
Умение составлять правильно предложения.
|
Поутру, Семья. |
Составление письменных и устных рассказов о себе, друзьях, родственниках, членах семьи. |
С. 16-18 составить рассказ о семье. |
|
||||||||||
|
4 |
Биография. Поколения людей. |
Контрольно-обобщающий урок. |
Формирование представлений учащихся о биографии, о поколениях людей. |
Называть свою дату рождения; составлять краткую автобиографию. объяснять значение слов «предки», «потомки», «родственники»
|
Биография,
поколения людей |
Творческое задание-составление родословного древа семьи. |
С. 18-28 составить рассказ о своей родословной, фото-презентация. |
|
||||||||||
|
«Отчий дом. Наша Родина – Россия» - 7часов |
|
|||||||||||||||||
|
5 |
Что такое дом. Русская изба. Какие бывают дома. |
Урок изучения нового материала. |
Формирование представлений о видах жилья. |
Правильно составлять предложения. |
Дом,
изба, |
Работа в тетради (составление рассказа «Мой дом»), работа в альбоме (рисование рисунка «Мой дом»). |
С. 30 – 36 пересказ краткий, выполнить задания на карточках по теме на сайте «Учи.ру». |
|
||||||||||
|
6. |
Названия городов и улиц. |
Комбинированный |
Формирование представлений о появлении и названиях городов и улиц. |
Расширение словарного запаса. |
Основатель, |
Умение самостоятельно работать с информацией. |
С. 37-40 составить рассказ об истории с. Мошенское, используя ИКТ |
|
||||||||||
|
7 |
Родник
«Двенадцать ключей». |
Комбинированный |
Знакомство учащихся с историей родника. |
Составление сложных предложений. |
Слобода,
русло, |
Умение самостоятельно работать с информацией. |
С. 41 – 46, таблицы, ИКТ-презентация, составить рассказ о родном крае. |
|
||||||||||
|
8 |
Наша Родина-Россия.
|
Сообщение новых знаний |
Формирование знаний учащихся о нашей Родине-России. |
Называть страну, в которой живём, давать полное название нашего государства. |
Гражданин, территория, патриот. |
Работа в тетради (запись словарных слов в словарь исторических терминов), картой (показ границ Российской Федерации), работа с символами, цветами карты. |
С.47-51 ответить на вопросы, составить рассказ о России. |
|
||||||||||
|
2 четверть – 8 часов |
|
|||||||||||||||||
|
9 |
Как
устроено государство. Символы России. |
Комбинированный |
Формирование знаний о том, как устроено государство, кто управляет государством.
|
Называть основной закон государства; называть главу государства. |
Конституция, |
Работа в тетради (запись словарных слов в словарь исторических терминов). |
С. 51-57 ответить на вопросы, выполнить задания на карточках. |
|
||||||||||
|
10. |
Москва-столица России. |
Сообщение новых знаний |
Формирование знаний учащихся о столице нашего государства. |
Пересказ текста по плану. |
Кремль, летопись. |
Просмотр презентации. |
Стр. 58 – 61, карта, Презентация. Выполнить задания к карточкам на «Учи.ру». |
|
||||||||||
|
11. |
Мы - жители планеты Земля.
|
Обобщающий урок. |
Формирование представлений учащихся о планете Земля. |
Называть планету, на которой живём; уметь называть имя первого космонавта Земли. |
Планета, космос, атмосфера. |
Пересказ частей текста с использованием новых слов. |
С. 62- 66 знать основные термины, ответить на вопросы.
|
|
||||||||||
|
«О том, что такое время и как его изучают» - 3 часа |
|
|||||||||||||||||
|
12. |
Что такое время. |
Сообщение новых знаний |
Формирование представлений учащихся о времени. |
Знать, какое время называется прошлым, настоящим, будущим; ориентироваться в понятиях сегодня, завтра, вчера. |
Хронология,
настоящее, |
Составление цепочки единиц времени с опорой на текст учебника, умение применить имеющиеся знания на практике. |
С. 68 – 72 ответить на вопросы и задания, работать на сайте «Учи.ру». |
|
||||||||||
|
13. |
История
календаря. |
Комбинированный |
Формирование представлений учащихся о том, как появился календарь. |
Знать, что такое календарь; приводить примеры названий месяцев . Знать отличия земледельческого календаря от календаря. |
Календарь. Названия месяцев земледельческого календаря у русских. |
Работа в тетради, чтение дополнительной литературы об истории календаря. |
С. 72 – 77 краткий пересказ, знать обычаи предков в связи со сменой времен года. |
|
||||||||||
|
14. |
Счёт
лет в истории. Историческое время. |
Комбинированный |
Формирование представлений учащихся о времени в истории. |
Знать, какое время называется историческим; уметь работать с «Лентой времени». |
Дата, век, столетие, « лента времени». |
Работа в тетради, работа с «Лентой времени». |
С. 77 – 82 пересказ, выполнить задания с.82 |
|
||||||||||
|
«Что изучает наука история» - 2 часа |
|
|||||||||||||||||
|
15. |
Что такое история. Какие науки помогают истории. Как работают археологи. |
Урок новых знаний |
Дать учащимся представление об истории как науке. |
Знать, что такое история. Рассказывать о работе археологов. |
История
– наука о прошедшем и настоящем времени. Исторические факты. Археология,
геральдика, нумизматика. Полевые работы, |
Работа в тетради, игра «Путешествие в страну Историю». |
С. 84 – 90 краткий пересказ. Рассказ об археологических находках нашего края. |
|
||||||||||
|
16. |
Исторические памятники. Историческая карта
|
Контрольно-обобщающий. |
Формирование представлений учащихся об исторических памятниках. |
Соотносить различия между вещественными и невещественными историческими памятниками. |
Исторические
источники: письменные, вещественные, устные. Историческое пространство, |
Работа в тетради (составление таблицы «Исторические памятники»), ознакомление с историческими памятниками (иллюстрациями). ИКТ. |
С. 90 – 95 выполнить задания к теме, онлайн-тестирование. |
|
||||||||||
|
3 четверть – 10 часов «История Древнего мира» - 5 часов |
|
|||||||||||||||||
|
17. |
Земля
и космос. |
Сообщение новых знаний |
Формирование представлений учащихся о происхождении Земли. |
Рассказывать о происхождении Земли; называть отличия Земли от других планет. |
Религия,
фантастика, |
Работа в тетради, в альбоме. |
С. 98 - 99 |
|
||||||||||
|
18. |
От кого произошёл человек. Человек
умелый. |
Комбинированный |
Формирование представлений учащихся о происхождении человека. |
Рассказывать, от кого произошёл человек, как жили древнейшие люди. |
Первобытный
период, |
Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации, работа на сайте «Учи.ру». |
С. 99 -104 краткий пересказ,ответить на вопросы. |
|||||||||||
19. |
Следующее поколение людей каменного века. |
Сообщение новых знаний. |
Формирование представлений учащихся о людях каменного века. |
Называть поколения людей каменного века. |
Человек
прямоходящий, разумный, |
Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. |
С. 104-106 пересказ |
|
|||||||||||
20 |
Наступление ледников. Как жили охотники, кочевники и собиратели |
Сообщение новых знаний. |
Формирование представлений учащихся о ледниковом периоде. |
Рассказывать об изменениях в жизни людей в ледниковый период. |
Ледниковый
период Кочевники, |
Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. |
С. 107 – 112 ответить на вопросы, выполнить задания. |
|
|||||||||||
21 |
Новые занятия людей. |
Сообщение новых знаний. |
Знакомство учащихся с новыми занятиями людей. |
Перечислять новые занятия людей.
|
Приручение животных, земледелие, скотоводство. Цивилизация. |
Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. |
С. 113 – 116 подготовить рассказ о происхождении человека |
|
|||||||||||
«История вещей. Занятия человека на Земле» -8 часов |
|
||||||||||||||||||
22. |
Огонь
в жизни древнего человека. |
Сообщение новых знаний |
Формирование представлений учащихся о том, как добывали огонь. |
Рассказывать о значении огня в жизни человека.
|
Природные источники огня. Гончар, керамика |
Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. |
С. 118-123 краткий пересказ, выполнить задания на сайте «Учи.ру». |
|
|||||||||||
23. |
Огонь
открывает новую эпоху в жизни людей. |
Комбиниро ванный |
Формирование представлений учащихся о том, как огонь и медь изменили жизнь человечества. |
Рассказывать, как огонь и медь изменили жизнь человечества. |
Медь, сплав, олово, кузнец. Бронзовый век |
Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. |
С. 124 – 126 подготовить рассказ о бронзовом веке. |
|
|||||||||||
24. |
Вода,
её значение в жизни человека. |
Комбиниро ванный |
Формирование представлений учащихся о значении воды в жизни человека.
|
Рассказывать о значении воды в жизни человека. |
Снасти,
|
Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. |
С. 126 –134 пересказ, ответить на вопросы. |
|
|||||||||||
25. |
Вода как источник энергии. |
Комбиниро ванный |
Формирование представлений учащихся о воде как источнике энергии.
|
Рассказывать о воде как источнике энергии. |
Гидротурбина. |
Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. |
С. 134 – 137 |
|
|||||||||||
26. |
Какие
дома строили древние люди. |
Комбинированный урок. |
Формирование представлений учащихся о видах домов древних людей.
|
Перечислять виды домов древних людей. |
Искусственные материалы. |
Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. |
С. 138 – 140 Пересказ, ответить на вопросы. |
|
|||||||||||
4 четверть – 8 часов |
|
||||||||||||||||||
27. |
Как появилась мебель, каша и хлеб, картошка.
|
Сообщение новых знаний |
Формирование представлений учащихся о появлении мебели.
|
Рассказывать о появлении мебели, перечислять профессии, связанные с изготовлением мебели. |
Ларь,
бархат, |
Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. |
С. 141-149 ИКТ-презентация. Подготовить рассказ о хлебе и картошке. |
|
|||||||||||
28. |
О керамике, фарфоре и деревянной посуде, одежде.
|
Комбиниро ванный |
Формирование представлений учащихся о материалах, используемых для изготовления посуды. |
Называть виды деревянной посуды и домашней утвари. |
Глазурь,
Мода,
|
Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. |
С. 149 – 157 Краткий пересказ |
|
|||||||||||
29. |
Одежда
и положение человека в обществе. |
Комбинированный |
Формирование представлений учащихся о влиянии видов одежды на положение человека в обществе. |
Учиться определять по одежде положение человека в обществе. |
Знать,
|
Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. |
С. 157 – 164 выполнить задания на сайте «Учи.ру» по теме. |
|
|||||||||||
«Человек и общество» - 5 часов |
|
||||||||||||||||||
30. |
О далёких предках – славянах и родовом строе. Как люди понимали мир природы в древности |
Комбиниро ванный |
Формирование представлений учащихся о жизни древних славян. |
Называть основные занятия славян. Называть веру в природных богов |
Община,
вече, |
Работа в тетради, с иллюстрациями, «Лентой времени». ИКТ |
С. 168– 176 Краткий пересказ |
|
|||||||||||
31 |
Современные религии, как они появились. |
Сообщение новых знаний |
Формирование представлений учащихся о появлении мировых религий. |
Называть мировые религии. |
Будда,
|
Работа в тетради, с иллюстрациями, «Лентой времени». ИКТ-сайты |
С. 176-182, Доп. лит – ра Ответить на вопросы |
|
|||||||||||
32 |
Искусство
и культура. |
Сообщение новых знаний |
Формирование представлений учащихся об искусстве и культуре на Руси. |
Приводить примеры народных промыслов. |
Искусство,
|
Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. |
С. 182 – 187 Подготовить рассказ о народных промыслах. |
|
|||||||||||
33 |
Письмо и первые книги. Изобретения . |
Сообщение новых знаний |
Формирование представлений учащихся о появлении письменности на Руси. |
Называть, когда и кем был создан первый алфавит. |
Пиктография,
|
Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. |
С. 188-196 Ответить на вопросы, выполнить задания на карточках. |
|
|||||||||||
34 |
Человечество
стремится к миру. |
Контрольно-обобщающий урок. |
Формирование представлений учащихся о стремлении человечества к миру.
|
Объяснять, почему народы многих государств не хотят войн. |
Конфликт,
надел, |
Работа в тетради, с иллюстрациями, «Лентой времени». Онлайн-тестирование. |
С. 197 – 203. |
|
|||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.