Доклад на тему:
«Требования к современному уроку в рамках
реализации ФГОС ООО»
Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения
неопровержимо показывают, что существующее образование не
удовлетворяет актуальным запросам общества. Современность диктует новые требования как к человеку, так и к образованию. Лозунг «Образование на всю жизнь» остался в прошлом. «Образование в течение жизни» - вот девиз сегодняшнего дня.
Сегодня основным фактором, преобразующим нашу жизнь является информация. Темпы получения, накопления и передачи информации обеспечены развитием и широким внедрением во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Из задач, которые общество ставит перед школой, вытекают требования к современному уроку.
Эти требования можно разделить на 4 группы:
- воспитательные; - дидактические; - психологические; - гигиенические.
1. Воспитательные требования к уроку :
- формирование научного мировоззрения, любви к Родине, высших
моральных качеств, трудолюбия;
- формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения
с жизнью;
- формирование активного отношения к жизни;
- формирование высокой гражданственности.
2. Дидактические требования к уроку :
- четкая организация проведения урока, рациональное использование
каждой минуты;
- правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока;
- эти требования выполняются па основе хорошо продуманного
тематического и поурочного планирования;
- обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное
сочетание словесно-наглядных, практических методов с проблемными;
- связь данного урока с предыдущим;
- вооружение учащихся новыми способами выполнения действий;
- формирования на их основе навыков и умений;
3. Психологические требования к уроку :
- учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке
психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти,
узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания,
воображения, воли;
- психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты
урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и
самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;
- на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям.
4. Гигиенические требования к уроку :
- соблюдение температурного режима, норм освещения;
- учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически,
ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно
быть чередование слушания с практическими работами.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока ) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока .
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке , создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Использование современных ИКТ - технологий увеличивает объем учебного материала, создает возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Использование элементов анимации, компьютерного конструирования, интерактивных программ позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета. ИКТ -технологии дают возможность организация различных видов самостоятельной работы учащихся, в том числе с поисковыми системами в Интернете, печатными и электронными источниками информации, наглядными материалами.
На уроках в информационно-образовательной среде есть
возможность использовать лабораторные комплексы с удаленным доступом. Работа в информационно-образовательной среде на уроках занимает все большее место в деятельности школы. Учителя-предметники используют электронные учебники, интерактивные пособия которые помогают в изучении и закреплении нового материала. С их помощью может быть организовано итоговое повторение и произведен контроль. Живые, интересные наглядные уроки развивают интерес к предмету и познавательную активность учащихся.
Успешность современного урока зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях.
Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.
В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход ,лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.