Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 19.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для тренировки пальцев можно выполнять и такие упражнения, как "пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробуйте "поздороваться" пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух руках. "Человечек" - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу. "Слоненок" (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу. Покажите малышу и такое упражнение: выпрямите кисть, плотно сомкните пальцы и медленно сжимайте их в кулак. Поочередно выполняйте его каждой рукой вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее. Да вы и сами знаете, как изобразить зайчика, лисичку, собаку. Научите этому своего малыша. Но кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Иконка файла материала Памятка для родителей первоклассника.doc
Памятка для родителей первоклассника Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка Экипировка будущего первоклассника Нвыки первоклассника Развитие моторики Игры и упражнения для развития моторики Игры для развития внимания Игры для релаксации Игры, развивающие волевую регуляцию Экипировка будущего первоклассника. Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников - как экипировать своего ребёнка. Что необходимо приобрести родителям первоклассников: ручка синяя (с тонко пишущим стержнем)- 2 шт. пенал (на одной молнии) в пенале: простой карандаш ТМ - 2 шт. линейка 20 см - 1 шт. ластик - 1 шт. цветные карандаши - 12 цветов или 24 цветов точилка закрытая - 1 шт. тетрадь в обычную клетку - 5 шт. тетрадь в крупную клетку - 2 шт. обложки для тетрадей обложки для учебников для урока труда: пластилин - 6-8 цветов дощечка для пластилина - А 4 цветная бумага (6-7 цветов) - 2 шт. (А 4) цветной картон (7-10 цветов) - 2 шт. (А 4) клей-карандаш - 1 шт. ножницы с тупыми концами - 1 шт. линейка 30 см - 1 шт. конструктор для урока рисования: альбом - 40 листов краски акварельные - 12-14 цветов кисти беличьи-№1, №3 . футболка для урока физкультуры: спортивные брюки (тёмные)3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные. 4. Умение отвечать на вопросы и задавать их. 5. Умение составлять рассказы (по плану, предложенному 6. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему взрослыми). он лишний. словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, 7. Уметь правильно употреблять предлоги в без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.) 8. Иметь представление о сезонных явлениях природы. 9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.). 10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество шорты (тёмные) спортивная обувь (лёгкая, с легко сгибаемой подошвой) Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка 1. Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух. 2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу. Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к родителей. Уважаемые родители! обучению. МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК: 1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок? 2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне...»? 3. Понимать смысл того, о чём ему читают? 4. Чётко выговаривать своё имя? 5. Запомнить свой адрес и номер телефона? 6. Писать карандашами или мелком на бумаге? 7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено? 8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям? 10. Слушать и следовать полученным указаниям? 11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает? 12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание? 13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории? 14. Проявлять интерес к окружающим предметам? 15. Ладить с другими людьми? К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно: - мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой; - умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном; - причёсываться (своей расчёской); - мыть ноги перед сном тёплой водой; - утром и вечером чистить зубы; - при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу; - пользоваться носовым платком; - быстро одеться, раздеться, убрать постель; - содержать в чистоте и порядке игрушки и книги; - содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ; - при входе в помещение вытирать обувь; - переодеваться в домашнюю одежду и обувь; - при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью. Развитие моторики Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие мелкой моторики. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. Существует много игр и упражнений для развития моторики. 1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причем лепить можно не только из пластилина и глины.Если на дворе зима, - что может быть лучше снежной бабы или игры в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. 2. Рисование, раскрашивание картинок - любимое занятие дошкольников. Обратить внимание нужно на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолеты, девочка - похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребенка. Родителям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искаженным. 3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. 4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. 5. Конструирование. 6. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. веревке. пузырьков. 7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на 8. Завинчивание и развинчивание крышек банок и 9. Всасывание пипеткой воды. 10. Открывание и закрывание дверцы или шкатулки. 11. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, из семян тыквы и огурцов, мелких плодов. 12. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. 13.Все виды ручного творчества: для девочек - вязание, вышивание и т.д., для мальчиков - чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т.д. Научите Ваших детей всему, что умеете сами. 14. Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие. 15. «Показ» стихотворения. Пусть ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенкулучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками. 16. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещенной настольной лампой стене появится указательный палец и оттопырить мизинец, на стенке попугай. Если расправить ладонь, а затем загнуть появится собака. 17. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом, возрасте, и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие интеллекта. Игры и упражнения для развития моторики Развивайте руки ребенка: давайте ребенку больше рисовать, раскрашивать. Упражнения: «Игра на «пианино», «эспандер», игра в мяч, перекатывание орехов между ладонями, лепка из глины. Развивайте внимание, память, речь через воображение. Упражнения: «Продолжи сказку,   рассказ»,   «Придумай   сказку,   рассказ»,   и   т.д.   Заучивайте   маленькие   стихи     о природе Фета, Тютчева, Кольцова. Развивайте   воображение   ребенка.  Через   воображение   развивается   творчество детей.   Прививайте   аккуратность,   усидчивость,   терпение.   Приучайте   ребенка   к самообслуживанию.   Корректно   относитесь   к   ребенку:   «А   как   ты   думаешь?»,   «Как   ты считаешь?», «Не пора ли тебе заниматься?» т.к. это приучает ребенка к развитию мыслей, логики, формируется «Я­концепция». Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они не были вам симпатичны или наоборот. Будьте   последовательны   в   своих   требованиях.   С   пониманием   относитесь   к   тому,   что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным. Запаситесь терпением и помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно   повторять?   Что   же   ты   такой   неумелый,   глупый?».   Кроме   раздражения   с   обеих сторон ничего не вызовут.   I. Упражнения для развития тонкой моторики руки и зрительно­двигательных координаций. 1. Срисовывание   графических   образцов   (геометрических   фигур   и   узоров   разной сложности). 2. Обведение   по   контуру   геометрических   фигур   разной   сложности   с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).  3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).4. Раскрашивание и штриховка (этот наиболее известный прием совершенствования моторных   навыков   обычно   не   вызывает   интереса   у   детей   младшего   школьного возраста и поэтому используется преимущественно только как учебное задание на уроке. Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время). 5. Различные   виды   изобразительной   деятельности   (рисование,   лепка,   аппликация   и пр.). 6. Конструирование и работа с мозаикой.  7. Выкладывание фигур из спичек (палочек). 8. Выполнение фигурок из пальцев рук. 9. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).  II. Игры и упражнения для развития крупной моторики  (силы, ловкости, координации движений). 1. Игры с мячом (самые разные). 2. Игры с резинкой. 3. Игры   типа   «Зеркало»:   зеркальное   копирование   поз   и   движений   ведущего   (роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения). 4. Игры   типа   «Тир»:   попадание   в   цель   различными   предметами   (мячом,   стрелами, кольцами и пр.). 5. Весь спектр спортивных игр и физических упражнений. 6. Занятия танцами. Аэробика. Наверное   (и   многие   родители   с   этим   согласятся),   первоклашке   труднее   всего приходится на уроках русского языка. Слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Задача пап и мам ­ помочь ручкам малыша. Для   тренировки   пальцев   можно   выполнять   и   такие   упражнения,   как   "пальчики здороваются"   ­   кончик   большого   пальца   правой   руки   поочередно   касается   кончиков указательного,   среднего,   безымянного   и   мизинца.   Потренировавшись,   попробуйте "поздороваться"   пальчиками   и   на   левой   руке,   а   затем   одновременно   на   двух   руках. "Человечек" ­ указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки ­ "бегает" по столу. "Слоненок" (средний палец выставлен вперед ­ хобот, а указательный и безымянный ­ ноги) "идет" по столу. Покажите малышу и такое упражнение: выпрямите кисть, плотно сомкните пальцы и медленно сжимайте их в кулак. Поочередно выполняйте его каждой рукой   вначале   медленно,   а   потом   все   быстрее   и   быстрее.   Да   вы   и   сами   знаете,   как изобразить   зайчика,   лисичку,   собаку.   Научите   этому   своего   малыша.   Но   кроме пальчиковой   гимнастики   существуют   и   различные   графические   упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Игра "Я самый меткий" Ребенок   должен   проводить   линии   карандашом,   точно   попадая   в   мишени   (руку   не отрывать). Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен. Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель. Попади мячом в баскетбольную корзину. Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).Найди выход из пещеры. Проследи путь бабочки. Задания вы можете придумать и сами, но старайтесь, чтобы ребенок проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие. Игра "Узнай, кто я" Ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано. "В этих точках кто­то или   что­то   спрятано,   обведи   контур   каждого   рисунка   по   точкам,   и   ты   узнаешь   это. Старайся не отрывать руку". Таким образом по точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, машинки (так, чтобы не было слишком сложно и знакомо ребенку). Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и  списывать  или  срисовывать  задание.  Поэтому­то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. Многим малышам подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем   с   натуры.   В   последнем   случае   внимание   у   детей   раздваивается   и   они   не   могут скоординировать действия глаза и руки. На   листе   бумаги   нарисуйте   постепенно   усложняющиеся   фигуры   и   предложите ребенку   как   можно   точнее   их   срисовать.   Или   же   нарисуйте   домик,   отдельные   детали которого составлены из элементов прописных букв. Это задание позволит вам выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Эта   методика   может   использоваться   на   собеседованиях   при   определении готовности детей к школьному обучению. По ходу выполнения задания обратите внимание на следующее:         какой рукой малыш рисует (правой или левой);          как   он   работает   с   образцом,   часто   ли   смотрит   на   него,   проводит   ли воздушные линии над рисунком­образцом, сверяет ли с ним сделанное или, мельком взглянув на образец, рисует по памяти;         быстро или медленно проводит линии;         отвлекается ли во время работы;         высказывается ли и задает ли вопросы во время рисования;         сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него   верно.   Если   он   увидит   неточности   в   своем   рисунке,   он   может   их исправить. Игра "Буратино учится" Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш. Буратино   начал   рисовать   и   не   закончил   узор,   помоги   ему   выполнить   задание. Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская ошибок.  В тетрадях в клеточку можно выполнять и такие задания: вы по клеточкам рисуете, например, кораблик, домик, грибок, робота, а малыш должен точно повторить ваш рисунок.И в заключение "теппинг­тест", упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки. Начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). В этих квадратах ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд, через каждые 3 секунды ребенок переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд. Для работы используйте простой мягкий карандаш. Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты   работы   (максимального   темпа),   а   изменение   количества   точек   в   последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если   ребенок   вначале   работает   быстрее,   а   затем   идет   снижение   темпа,   это   говорит   о быстрой   утомляемости.   Наоборот,   повышение   темпа   работы   или   равномерное   его выполнение   свидетельствует   о   высокой   работоспособности   и   хорошей   выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук.  Обязательным условием  упражнения является работа в максимальном темпе без остановки. Кроме того, скажите  ребенку, что точки нужно стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их потом подсчитать.  Упражнение на развитие произвольного внимания. Ребенку   дают   лист   бумаги,   цветные   карандаши   и   просят   нарисовать   в   ряд   10 треугольников.   Когда   эта   работа   будет   завершена,   ребенка   предупреждают   о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь   внимательным,   заштрихуй   красным   карандашом   третий,   седьмой   и   девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить ­ пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания. Упражнение на развитие наблюдательности. Предложите  ребенку игру:  "Внимательно  осмотри комнату и найди предметы,  в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы ­ часы, основание карандаша, выключатель,   ваза,   столик:   Можно   провести   эту   игру   в   соревновательной   форме   для группы детей, придумать аналогичные задания. Игра на развитие памяти. В  эту  игру   можно  играть   с   ребенком,   например,   во   время   длительных   поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что­нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий   игрок   повторяет   всю   фразу   и   добавляет   что­нибудь   от   себя.   Можно   просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту. Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать? " Предложите   ребенку   игру   ­   найти   как   можно   больше   вариантов   использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как   его   можно   использовать   ­   писать,   рисовать,   использовать   как   палочку,   указку, градусник для куклы, удочку и т.д. Детям любого возраста нравится игра " Мешочек ". Сшейте   или   подберите   симпатичный   мешочек   из   мягкой   ткани,   проденьте   в горловину затягивающийся шнурок и положите внутрь десятка полтора мелких игрушекили вещичек. Затем предложите ребенку сунуть руку в мешочек, взять один предмет на ощупь определите, что это такое . Игры на развитие памяти «Букет» Покажите ребенку изображение большого букета цветов. На листе бумаги напишите название   цветов,   изображенных   на   картинке,   и   еще   двух­трех   растений,   которых   нет. Закройте   рисунок   и   попросите   ребенка   показать,   что   в   перечисленных   названиях соответствует рисунку, а что нет. Кстати, для усложнения задачи можно «забыть» внести в список название одного ­ двух Цветков с картинки. «Спички» Вы раскладываете  на столе спички в виде  своеобразного узора. Ребёнок должен   внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде. Игры для развития внимания "Последний из могикан" Эту игру хорошо проводить после рассказа об индейцах, а еще лучше после того, как   ребенок   посмотрел   фильм   или   прочитал   книгу   об   индейцах.   Обсудите   основные характеристики   индейцев:   близость   к   природе,   умение   слышать   и   видеть   все,   что происходит   вокруг.   Особенно   внимательны,   должны   быть   индейцы,   отправившиеся   на охоту или "откопавшие топор войны". От того, заметят ли они вовремя различные шумы, может зависеть их благополучие. Теперь, когда игровая мотивация создана, предложите ребенку побыть таким индейцем. Пусть он закроет глаза и постарается услышать все звуки в комнате и за ее пределами. Спросите его о происхождении этих звуков. Примечание. Чтобы   было   интереснее,   можно   специально   организовать   некоторые   шумы   и   звуки. Постучите по различным предметам в комнате, хлопните дверью, прошуршите газетой и т. д.                                              "Корректор"           Эту игру дети обычно любят за то, что она дает им возможность почувствовать себя взрослыми   и   важными.   Для   начала   нужно   объяснить   им   смысл   непонятного   слова "корректор". Вспомните с ребенком его любимые книги и детские журналы. Встречал ли он в   них   когда­нибудь   ошибки   и   опечатки?   Конечно   нет,   если   речь   идет   о   хорошем издательстве.   А   ведь   авторы   тоже   могут   допускать   ошибки.   Кто   же   занимается   их исправлением и не пропускает в печать разные "очепятки"? Этот важный человек и есть корректор. Предложите ребенку поработать на такой ответственной должности. Возьмите старую книгу или журнал, где есть большие тексты. Договоритесь с ребенком о том, какая буква сегодня будет условно "неправильной", то есть какую букву он будет вычеркивать. Затем выберите  фрагмент текста  или  засеките  время работы  (не более  десяти  минут). Когда пройдет это время или будет проверен весь выбранный отрывок, проверьте текст сами. Если ваши сын или дочь действительно отыскали все нужные буквы, то обязательно похвалите их. Такому корректору можно даже выдать премию (например, в виде сладостей или маленьких сюрпризов)! Если же вашим корректором были допущены пропуски или ошибки, то тоже не огорчайтесь ­ ему есть в чем совершенствоваться! Возьмите листок в клеточку и начертите на нем систему координат. Вверх по вертикальной оси отложите столько клеточек, сколько ошибок допустил ребенок. Когда будете проводить эту игру повторно,   то   на   этом   же   чертеже   правее   отложите   следующее   количество   ошибок. Соедините полученные точки. Если кривая поползла вниз, значит, ваш ребенок сегодня работает более внимательно, чем раньше. Порадуйтесь вместе с ним этому событию!Примечание.   Описанную   игру   желательно   проводить   с   невнимательными детьми систематически. Тогда она станет эффективным инструментом, способным исправить этот недостаток. Если же ваш ребенок уже без труда справляется с заданием, то   можно   его   усложнить   следующими   способами.   Во­первых,   можно   предложить корректору вычеркивать не одну букву, а три, причем разными способами. Так, например, букву "М" нужно вычеркивать, букву "С" подчеркивать, а "И" обводить в кружок. Во­ вторых, можно вносить шумовые помехи, которые будут отвлекать ребенка от работы над заданием. То есть в отведенное для "корректуры" время вы вместо того, чтобы хранить молчание и помогать ребенку сосредоточиться, будете играть роль "вредного" родителя: шуметь,   шуршать,   рассказывать   истории,   ронять   предметы,   включать   и   выключать магнитофон и выполнять прочие действия в стиле старухи Шапокляк.                                                       "Дрессированная муха" Для этой игры вам потребуется взять лист бумаги и расчертить его на 16 клеток (квадрат из четырех клеток по вертикали и четырех по горизонтали). Изображение мухи можно сделать самим на отдельном маленьком листке или взять пуговку (игровую фишку), которая будет просто символизировать это насекомое. Поместите вашу "муху" на какую­ либо клетку игрового поля. Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребенок должен представить себе мысленно эти передвижения.   После   того   как   вы   отдали   мухе   несколько   приказаний   (например,   одна клеточка  вверх,   две  вправо,   одна  вниз),  попросите  сына   (дочь)  показать  то  место,   где теперь   должна   быть   хорошо   дрессированная   муха.   Если   место   указано   верно,   то передвиньте муху на соответствующую клеточку. Продолжайте быть "повелителем мух". Примечание.   Если,   следя   мысленным   взором   за   движениями   мухи,   ваш   ребенок увидит, что она, выполняя ваши инструкции, выползла за пределы клеточного поля, то пусть он немедленно даст вам знать об этом. Договоритесь, каким образом он может это сделать: кому­то достаточно встать с места или поднять руку, а кто­то предпочитает   более   выразительные   действия,   например,   вскрикнуть   или подпрыгнуть, что помогает снять напряжение и усталость от пристального внимания.                                                               "Зоркий Глаз" Для   того   чтобы   стать   победителем   в   этой   игре,   ребенку   нужно   быть   очень внимательным   и  уметь   не   отвлекаться   на  посторонние   предметы.   Выберите   маленькую игрушку   или   предмет,   который   ребенку   предстоит   найти.   Дайте   ему   возможность запомнить, что это такое, особенно если это новая вещь в доме. Попросите ребенка выйти из комнаты. Когда он выполнит эту просьбу, поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза. В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, за шкаф и тому подобные места. Игрушка должна стоять так, чтобы играющий мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая. Примечание.   Если   ваши   сын   или   дочь   сумели   найти   игрушку,   то   они   достойны похвалы. Можно даже сказать им о том, что, родись они в племени индейцев, их, возможно, назвали бы гордым именем типа Зоркий Глаз.Игры для релаксации "Прикосновение" Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что­нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.  Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными. "Насос и мяч" Если ваш ребенок хоть раз видел, как сдувшийся мяч накачивают насосом, то ему легко будет войти в образ и изобразить изменения, происходящие в этот момент с мячом. Итак, встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадутая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса "мяч" становится все более накаченым. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, "мяч" сдуется настолько, что даже упадет на пол. Примечание. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод. Игры, развивающие волевую регуляцию  "Молчу ­ шепчу ­ кричу" Как вы наверняка заметили, гиперактивным детям трудно регулировать свою речь ­ они   часто   говорят   на   повышенных   тонах.   Эта   игра   развивает   способность   осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь натот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда   вы   прикладываете   палец   к   губам,   то   ребенок   должен   говорить   шепотом   и передвигаться  очень медленно. Если  вы положили  руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.  Примечание.  Эту  игру  лучше  заканчивать  на  этапе   "молчу"  или  "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.                                            "Час тишины" и "час можно" Эта   игра   дает   возможность   ребенку   в   награду   за   приложенные   волевые   усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому ­ управлять   его   поведением   и   получать   иногда   такой   желанный   при   общении   с гиперактивными детьми "час тишины". Договоритесь с ребенком, что когда он занимается каким­то важным  делом  (или  вам необходимо спокойно поработать), то в вашем доме будет "час тишины". В это время ребенок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать еще что­нибудь очень тихо. Зато потом наступит "час можно", когда ему будет позволено делать все, что угодно. Пообещайте не одергивать ребенка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.  Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от "часа можно", лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.                                                        "Найди отличие" Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске   какой­либо   рисунок   и   отворачиваются   (при   этом   возможность   движения   не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.                                                          "Ласковые лапки" Цель:   снять   напряжение,   мышечные   зажимы,   снизить   агрессивность,   развить чувственное   восприятие,   гармонизировать   отношения   между   ребенком   и   взрослым. Взрослый подбирает 6­7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный это выкладывается   на   стол.   Ребенку   предлагается   оголить   руку   по   локоть;   воспитатель объясняет,  что  по  руке   будет  ходить  "зверек"  и   касаться   ласковыми   лапками.   Надо  с закрытыми   глазами   угадать,   какой   "зверек"   прикасается   к   руке   ­   отгадать   предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.    флакон,   Все бусы,   т.   д.     вату   и   Вариант   игры:   "зверек"   будет   прикасаться   к   щеке,   колену,   ладони.   Можно поменяться с ребенком местами.