Тренинг для родителей Мой ребенок подросток
Оценка 4.9

Тренинг для родителей Мой ребенок подросток

Оценка 4.9
Работа с родителями +1
docx
воспитательная работа
6 кл—8 кл
04.04.2024
Тренинг для родителей Мой ребенок подросток
Подростковый период – трудный возраст, где родителям легко потерять контакт с детьми, войти в непродуктивные конфликты. Цели: исследование психоэмоционального состояния родителей; определение самосознания и направленности личности родителей; определение стиля и причин воспитания в семье, характера внутрисемейных отношений, положения каждого члена семьи в системе взаимоотношений, уточнение имеющиеся нарушений межличностного взаимодействия, способствующих появлению конфликтного поведения подростков; формирование положительного эмоционального состояния и позитивного мышления. Время: 1 академический час.
Тренинг Мой -ребенок подросток.docx

Тренинг для родителей

«Мой ребенок – подросток»

Педагог-психолог

 МОУ «Лицей №26»

го Саранск

Носова Елена Алексеевна

 

Подростковый период – трудный возраст, где родителям легко потерять контакт с детьми, войти в непродуктивные конфликты. С другой стороны, недостаток родительской требовательности – попустительство – чревато будущими проблемами.

Это время, когда родители обязаны готовить их к взрослой жизни, где необходима ответственность и самоконтроль. Если вы перестанете это делать и махнете рукой - не надейтесь, что все разрешиться само собой, это приведет только к тому, что через какое-то время вам придется решать с вашими детьми-подростками уже более серьезные проблемы. Как бы ни было трудно, подростков нужно учить. Чему?

В отношении к делам - нужно учить организованности, умению ставить собственные цели и делать то, что сам же себе наметил. В отношении к сверстникам и взрослым - учить мягкости, внимательности и выдержке. В отношении к самим себе - подростков нужно учить позитиву и конструктиву. Чем быстрее подростки научатся не ругаться на себя, а делать выводы и спокойно двигаться вперед по жизни, тем легче будет и им самим, и взрослым.

Сегодня на нашей встрече мы с вами обсудим то, как вы видите современных подростков, в чем их проблемы, возможно попробуем поставить себя на их место…

v    Давайте попробуем составить портрет современного подростка

Предлагаю вам небольшой список качеств личности. Прочитайте и выберите для себя пять тех качеств, которые вы в первую очередь хотели бы видеть у своего ребенка, отложите их для себя.

Работа в группе- выберите 4 качества, которые набрали наибольшее число выборов.

Давайте озвучим, попробуем доказать почему именно эти качества так необходимы ребенку.

 

Прочитать еще раз. Вопрос Получился какой-то идеальный киборг (об аккуратности, дисциплинированности…)

Я за всю свою богатую трудовую жизнь ни разу не видела такого ребенка. Давайте примерим эти качества на себя, а всегда ли вы настолько хороши. Вот честно говоря, у меня нет половины этих прекрасных качеств, я ленива, не всегда аккуратна, иногда нарушаю дисциплину… Почему мы не хотим видеть детей жизнерадостными, веселыми?

Да и за всю свою богатую трудовую жизнь, не видела таких детей.

 

Подросток отличается как раз выпячиванием различных сторон личности.  Давайте, назовем те, которые сразу приходят на ум. Представим автобус, в котором едут два подростка. На что мы сразу обращаем внимание. Это демонстративное поведение, громкие разговоры и смех, одежда, выбивающаяся из общепринятых норм и т.д.

Им действительно не хватает мягкости и выдержки, и учить этому лучше всего на своем примере. Подростки склонны к негативизму: самообвинения, самоедство, большие переживания по поводу собственных маленьких ошибок и по поводу своей внешности. Попробуйте, вспомнив подростков, которые вас окружают, какие еще особенности вы видите.

Обсуждение. Подведение итогов.

Составив портрет подростка, можно сделать вывод, что время это нелёгкое как для ребёнка, так и для родителей. Если  же родители, столкнувшись с проблемным поведением ранее послушного ребенка, реагируют либо неконтролируемой агрессией, либо сдаются и сами впадают в переживания, - тут не только кончается воспитание, тут начинается негативная петля во взаимоотношениях: проблемное поведение подростка вызывает проблемное поведение родителей, которое в свою очередь провоцирует подростков на еще более вызывающие реакции.

Если подростковый возраст сопровождается частыми конфликтами со взрослыми, это называет кризисом подросткового возраста. В это время подростку хочется доказать, что он может все сам, без родителей, ему важно чтобы никто не вмешивался в его жизнь, подростку хочется независимости от родительского контроля. Важно понимать, что биологической основы у кризиса подросткового возраста - нет. Попытаемся выявить особенности подросткового возраста..

Упражнение “Светофор” (по теме “Особенности подросткового возраста”).

Участники садятся за столы, расставленные полукругом. Всем раздаются красные и зелёные карточки. Ведущий зачитывает некоторые утверждения по теме “Особенности подросткового возраста”. Если участники считают, что утверждение справедливо - поднимают зелёные карточки. Если утверждение ошибочно - красные.

Спорные ответы обсуждаются.

Высказывания:

1. Ваш ребёнок запустил учёбу и где-то допоздна гуляет. Заставить его учиться, можно только, заперев его дома.

2. Крик - самый лучший и быстрый способ добиться своего.

3. Подросток раним, хотя и пытается скрыть это за маской безразличия, высокомерия и т.п.

4. Многочасовые гулянки, болтовня с друзьями - пустое времяпрепровождение.

5. Подросток должен быть эмоционально уравновешен и стабилен.

6. Подросток не склонен к самоанализу.

7. Подростки эгоистичны и совсем не думают о других.

8. Чрезмерное общение со сверстниками вредит подростку.

9. Самовоспитание и саморегуляция доступны подростку.

10. Подростка больше интересует окружающий его мир, нежели он сам.

11. Подростковый возраст в большинстве случаев сопровождается скандалами, ссорами.

12. В стремлении подростков к красоте возможны нелепости и перегибы (злоупотребление косметикой у девочек и т.п.).

13. Если подросток стремится к уединению - значит у него депрессия.

14. Если подросток игнорирует родителей, им следует ответить ему тем же.

15. Подростковый возраст - время, когда начинается половое созревание.

16. Подросток ещё не готов серьёзно думать о своём будущем.

17. Подросток уникален и непредсказуем.

18. Подростковый кризис непременно сопровождается протестом “против отцов”.

 

      В подростковом возрасте происходят заметные психологические изменения, которые являются необходимой составляющей процесса взросления. Личность в подростковом возрасте Формирующееся собственное «Я» чаще всего воспринимается самим подростком как неизбежный этап взросления. Он чувствует себя взрослым и одновременно стремится доказать это всем окружающим – и родителям, и сверстникам.

      Особенность психологии подросткового возраста – достаточно сильная зависимость от мнения определенной группы значимых лиц. Отмечено, что для мальчиков подростков больше характерно опираться на мнение сверстников, тогда как девочки подростки тяготеют к установленному в их собственной семье привычному укладу жизни. Однако авторитет родителей и в том, и в другом случае становится существенно ниже, и на первый план выходит общение со сверстниками. Если для подростка допустимо схитрить перед взрослым, например, придумать какую-то причину для ухода с урока, то соврать своим друзьям считается недопустимым поведением подросткового возраста. Важным моментом в психологии подросткового возраста является повышенная критичность к собственным недостаткам и поиск способов их устранения. Недовольство собой, касающееся как внешних проявлений, так и внутренних черт, характерно для абсолютного большинства подростков, поэтому размышления о себе становятся постоянными спутниками в этот период. Поведение подросткового возраста Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится интимно-межличностное общение, в ходе которого подросток получает необходимый материал для формирования собственной картины мира, системы ценностей и образа собственного «Я». Такая смена интересов может негативно повлиять на успехи в учебе, и именно поэтому многие родители совершают ошибку, начиная ограничивать подростков в общении. Этого делать не следует, поскольку без достаточного общения невозможно полноценное психологическое развитие в подростковом возрасте. Изменения, происходящие как в психике, так и в физиологии подростка, накладывают отпечаток на его поведение.

 

Упражнение «Конфликт»

Цель: получение представления об особенностях собственного поведения в конфликтных ситуациях.

Инструкция. Вспомните конфликт, который произошёл в вашей жизни за последнее время. С каким животным вы можете сравнить своё поведение в этот момент? Покажите, пожалуйста, это животное.

Рефлексия. Как вы чувствуете себя в образе изображённого животного? Каким животным хотелось бы быть в данной ситуации?

Ведущий. Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу, в одних случаях они кончаются открытым спором, в других - затаённой обидой, а бывает, что и настоящим «сражением». Как же конструктивно решать проблемы? Вспомним, как и почему возникают конфликты между родителями и детьми? Что создаёт конфликтную ситуацию? Какие чувства при этом вы испытываете? А какие чувства испытывают ваши дети? (обсуждение).

Очевидно, что причиной является столкновение интересов сторон. Возможны следующие варианты исхода конфликта:

Первый вариант – выигрывает только родитель. Что происходит с ребенком? Он сломлен, побеждён. Ему показан пример поведения: «Всегда добивайся того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого».

Есть и другой способ - мягко, но настойчиво требовать от ребёнка выполнения своего желания. Это действие сопровождать объяснениями. Тогда усвоится другое правило - «Мои личные интересы не в счет, все равно придётся делать то, что хотят родители».

Второй вариант - выигрывает только ребенок. «Мир любой ценой». Родители избегают конфликта. Проигрывают родители и «образец неправильного» поведения на лицо.

Третий вариант - лучше найти компромиссное решение, которое станет «сотрудничеством» между удовлетворением потребностей двух сторон.

Какой бы вариант решения споров вы не выбрали, всегда должны помнить, что дети «впитывают» как «губки» тип поведения. В своей дальнейшей жизни они вероятно поступят так же, как вы их научили.

Упражнение «Как надо говорить?»

Очень важным в общении с подростком является то, как мы разговариваем с ним. Попробуйте на минуту представить себя подростком. Какие слова он слышит чаще всего в школе и дома? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!»,

«Ты должен слушаться учителей и родителей!», «Опять ты врешь!», «Чтобы в 10 часов был дома!»

Такие высказывания надо свести к минимуму. Лучше вместо «Делай, как я сказал», использовать фразу: «Может быть, ты сделаешь так, как я предложу?»

Как надо говорить?

Типичная фраза

Как надо говорить

Ты должен хорошо учиться!

Я уверена, что ты можешь хорошо учиться.

Ты должен думать о будущем!

Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?

Ты должен уважать старших!

Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека.

Ты должен слушаться учителей и родителей!

Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться.

Опять ты врешь!

Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду. Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать.

Чтобы в 10 часов был дома!

Я бы хотела видеть тебя к 10 часам вечера дома, но знаю, что не могу тебя заставить сделать что-либо.

 

Однако в подростковом возрасте абсолютное послушание и отсутствие собственного мнения негативно влияет на психику ребенка и может говорить о недостаточной зрелости. В таком случае необходимо помогать ребенку, принимать новые социальные роли, заинтересовывать его чем-то новым и оказывать разумную поддержку. Оставлять подростка в этот период наедине с собственными размышлениями необходимо, но далеко не всегда, ведь родители и атмосфера в семье по-прежнему очень важны. Как вести себя родителям? Как вести себя родителям подростка в период кризиса? Психологи рекомендуют принять тот факт, что ребенок взрослеет, а соответственно, требует другого отношения. При этом проявлять агрессию и силу означает лишь демонстрировать собственное бессилие, к тому же такие реакции явно не способствуют формированию доверительной атмосферы. Следующие советы помогут вам наладить общение с подростком в период кризиса: Относитесь к своему ребенку искренне. Подростки очень чувствительны к фальши и отвечают тем же. Примите как факт то, что подростку требуется много времени для общения с друзьями, и не обижайтесь на его занятость и невнимание. Не устраивайте допросов с пристрастием. Если хотите узнать что-то, подождите, пока подросток придет в спокойное состояние. Рассказывайте ему о своих планах, советуйтесь, как с равным – так вы дадите ему понять, что принимаете его взросление и перемены. Поддерживайте, хвалите и одобряйте. Конечно, критика должна присутствовать, но в разумных пределах – помните, что подростки довольно ранимы. Интересуйтесь самочувствием ребенка. Физические перемены в подростковом возрасте могут быть интенсивными и не всегда понятными самому ребенку, тем самым вызывая страх и усугубляя психологический дискомфорт. Эти несложные рекомендации могут помочь избежать конфликтов и сделают атмосферу в семье в период кризиса комфортнее.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тренинг для родителей «Мой ребенок – подросток»

Тренинг для родителей «Мой ребенок – подросток»

Если подростковый возраст сопровождается частыми конфликтами со взрослыми, это называет кризисом подросткового возраста

Если подростковый возраст сопровождается частыми конфликтами со взрослыми, это называет кризисом подросткового возраста

Поведение подросткового возраста

Поведение подросткового возраста

Упражнение «Как надо говорить?»

Упражнение «Как надо говорить?»

При этом проявлять агрессию и силу означает лишь демонстрировать собственное бессилие, к тому же такие реакции явно не способствуют формированию доверительной атмосферы

При этом проявлять агрессию и силу означает лишь демонстрировать собственное бессилие, к тому же такие реакции явно не способствуют формированию доверительной атмосферы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2024