Тренинг-игра «Возвращение уверенности в себе после пережитых бытовых неудач»
Оценка 4.7

Тренинг-игра «Возвращение уверенности в себе после пережитых бытовых неудач»

Оценка 4.7
docx
25.07.2024
Тренинг-игра «Возвращение уверенности в себе после пережитых бытовых неудач»
Игра про неудачи.docx

Тренинг-игра «Возвращение уверенности в себе после пережитых бытовых неудач»

 

Цель работы: помочь подросткам справиться с негативными эмоциями, которые могут возникнуть после бытовых или карьерных неудач.

 

Ожидаемый результат: участники смогут самостоятельно корректировать своё состояние, научатся эффективному общению и проведут диагностику группы.

 

Раздаточный материал: текст стихотворения «Музыкальный дождик» (И. Соковня), карточки с названиями ролей. Ведущий должен иметь простейший музыкальный инструмент, например, ксилофон или губную гармошку, либо просто пропевать каждую ноту.

 

Личностная цель: снижение негативного воздействия пережитой неудачи на психику каждого участника.

 

Алгоритм игры:

Постановка цели. Ведущий предлагает участникам вспомнить эпизод из жизни, когда они испытали досаду из-за сорвавшегося дела по независящим от них обстоятельствам. Например, вы собирались в поход с друзьями, но начался сильный ураган, и вы были вынуждены остаться дома.

 

На обдумывание даётся 1-2 минуты. Затем ведущий просит одного из подростков поделиться своим воспоминанием. Обычно это тот участник, который уже справился с последствиями пережитой неудачи. Тем, у кого психологический дискомфорт сохранился, может потребоваться больше времени, чтобы открыться. Однако обсуждение чужих неприятных историй даёт надежду на то, что они тоже смогут справиться со своими проблемами.

 

2. Объяснение метода

 

Участники должны понять, почему им предлагается игра. Вот основные идеи:

 

·                    Ролевая игра позволяет делать ошибки, анализировать их и отстаивать свою точку зрения, даже если она кажется странной или расходится с общепринятой.

·                    Возможность побыть в чужой роли даёт нам время отдохнуть от самих себя и наших переживаний.

 

3. Раздача литературного материала

 

Озорной скрипичный ключ

 

Сел среди мохнатых туч.

 

Вместе с ним сидел на тучах

Нот весёлых хор певучий.

 

Тучи ливнем пролились,

Полетели ноты вниз.

 

Мчит по лужицам такси,

Важно едет нота Си.

 

«Си», — свистит сирена, —

«Дайте путь мгновенно!»

 

Ну а где же нота Ля?

Забрала её земля.

 

И поют колосья

«Ля» многоголосьем.

 

Ноту До суров и строг

Пароходный взял гудок.

 

«До!» — ревут у входа

В гавань пароходы.

 

Озорная нота Ре

Шумно плещется в ведре.

 

Фа поймал огромный кот.

 

«Фа!» — шипит он у ворот.

 

Соль нельзя найти нигде.

Соль растаяла в воде.

 

Выйдет солнышко гулять,

Станет землю согревать,

Просохнет сад да улица,

И соль кристаллизуется.

 

Соль пойдёт в присядку

Прыгать без оглядки!

 

Ноту Ми взяла синица,

Отнесла её сестрицам.

 

Прежде чем воды напиться

Иль к кормушке опуститься,

Дружно «Ми» кричат синицы.

 

Ну а ключ пошёл лечиться.

Он купался в лужах

И теперь простужен.

 

Скоро ключ поправится,

Нот соберёт.

 

Всё у тех наладится,

Кто хочет, верит, ждёт.

 

Роли:

 

·                    скрипичный ключ,

·                    До,

·                    Ре,

·                    Ми,

·                    Фа,

·                    Соль,

·                    Ля,

·                    Си,

·                    такси,

·                    кот,

·                    два парохода,

·                    тучи (несколько карточек),

·                    колосья (несколько карточек),

·                    главная синица,

·                    синицы (несколько карточек),

·                    ведро,

·                    дождинки,

·                    Земля,

·                    Солнце.

 

4. Чтение вслух текста.

 

5. Представление ситуации

 

Было запланировано хорошее дело, но что-то пошло не так, и оно сорвалось. Однако это не должно рассматриваться как непоправимое несчастье. Участники могут снова собраться вместе и начать всё сначала.

 

Но у каждого участника свой характер, и нам важно понять, захотят ли они вернуться, и как каждый из них переживает эту ситуацию. При проведении рефлексии с детьми до 12 лет не стоит задавать слишком много вопросов, достаточно просто попросить ребёнка, исполняющего ту или иную роль, описать свои чувства. С подростками можно провести более глубокую рефлексию.

 

6. Постановка задачи

 

Входя в игру, человек берёт на себя роль персонажа, соглашаясь на время соответствовать его полу, возрасту и облику. Задача игроков — соответствовать общим представлениям об образе, используя речевые, пластические, мимические и другие приёмы.

 

7. Раздача карточек

 

Карточки нужно перемешать и раздать случайно выбранным участникам. В группе должно быть не менее 14 и желательно не более 30 человек.

 

8. Ролевая игра по тексту

 

Каждый участник должен «отречься от своего имени» и принять на себя роль, например, ноты, парохода или колоска. После этого отношение ведущего к участникам меняется. Он видит перед собой не учеников, а ноты, пароходы, колосья и так далее. Можно начать обращаться к каждому ребёнку на «вы», чтобы поднять значимость игрока в его собственных глазах.

 

Участники должны показать, как выглядит их персонаж. Например, как выглядит пароход, какая из себя туча, каков собой кот и так далее.

 

После этого начинается рефлексия ситуации. Предупредите участников, что они не должны особенно обращать внимание на мнение окружающих, а могут высказывать своё личное видение ситуации.

 

Вопросы, которые могут быть использованы во время игры:

 

— Зачем ноты расселись на тучи? Это был легкомысленный поступок?

— Скажите, нота..., что вы чувствовали, когда неслись на землю вместе с каплями дождя? Вам было холодно? Вас беспокоила влажность? Это был холодный или жаркий день?

— Что вы ощутили, когда... (далее по ситуации стихотворения)?

— Вы уверены, что то, что произошло, вам не нравится? Может быть, вас просто тревожит новизна ситуации?

— Вы хотите вернуться? У вас есть такая возможность.

 

9. Общегрупповая рефлексия и выход из ролей

 

После того как участники вышли из ролей, можно задать им следующие вопросы:

— Вам досталась та роль, которую вы бы хотели получить? Чем вас устроила роль? Чем не устроила?

— Что бы вы хотели изменить в вашей ситуации (ноты, кота, ведра, колосья, синицы...)? Измените и покажите нам.

 

10. Резюме группы

 

Общий вывод может быть самым необычным. Главное — не спешите закончить игру, дайте всем высказаться.

 

11. Рефлексия ведущего

 

Ведущий разбирает вслух работу каждого игрока, отмечает достоинства при исполнении ролей, благодарит игроков и всю группу.

 

12. Рабочая рефлексия ведущего

 

После игры ведущий более «выпукло» видит личностные проблемы игроков, обдумывает возможность коррекции (индивидуальной, групповой), оценивает состояние группы (диффузная, группа-корпорация, группа-коллектив).

 


 

Тренинг-игра «Возвращение уверенности в себе после пережитых бытовых неудач»

Тренинг-игра «Возвращение уверенности в себе после пережитых бытовых неудач»

Ля» многоголосьем. Ноту До суров и строг

Ля» многоголосьем. Ноту До суров и строг

Земля, ·

Земля, ·

Общегрупповая рефлексия и выход из ролей

Общегрупповая рефлексия и выход из ролей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2024