Тренинг личностного роста для старшеклассников
Социально-психологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества. Способность осуществлять это соединение К. А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной “стратегии жизни” старшеклассников является главной целью тренинга личностного роста для старшеклассников.
Методические цели и задачи:
Наглядность: Таблица с правилами поведения на занятиях по психологии.
Оборудование: Карандаши, бумага, магнитофон, аудиокассета, мяч.
Время проведения: 60 минут
План.
Ход занятия
Занятие начинается с взаимного приветствия всех членов группы (например, сказать соседу что-то приятное; подарить “подарок”, передать прикосновением свои добрые чувства и т.п.).
Время: 5 минут.
Упражнение 1. “Самопрезентация”.
Цель:
- выявление представлений слушателей о себе;
- формирование установки о значимости своей личности;
- создание условий для самораскрытия.
Время: 5 минут.
Процедура: Психолог просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личных качествах. Задача может быть уточнена, например, назвать 5 наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах (“Самопрезентация”).
Все члены группы и ведущий тренинга могут задавать вопросы типа:
- Твое главное достоинство?
- Есть ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?
Второй вариант данного упражнения: Члены группы разбиваются по парам, расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по очереди коллегу.
Упражнение 2. “Обсуждение правил работы в группе”.
Назначение: формирование представлений о правилах и методах работы в группе.
Время: 5 минут.
Процедура: Психолог объясняет участникам основные принципы и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к обсуждению правил работы в группе.
Основные правила работы в группе. Правило персонификации обращения и высказывания “Я предлагаю…”, “Я думаю…”; правило “здесь и теперь”; правило “обратной связи”; правило недопустимости непосредственных оценок человека (оценивать действия человека), правило конфиденциальности и правило “стоп”
Упражнение 3 “Торг”
Цель: рефлексия собственных положительных и отрицательных качеств.
Время: 15 минут.
Ход работы: Участникам тренинга предлагается в течение 3 минут написать свои сильные и слабые качества. Затем проводится торг.
Упражнение 4 “Чистка луковицы”.
Время: 5 минут.
Цель: четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое внутреннее “Я” и осознавать свои цели и желания.
Технология выполнения: Закройте глаза, расслабьтесь.
Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее “Я”. Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое “Я”. Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него.
Упражнение 5 “Три года” (см. Дж. Рейнуотер).
Цель: осознание как построить свою жизнь.
Время: 15 минут.
Технология выполнения:
Упражнение 6. “Представление о достигнутом успехе”.
Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.
Время: 5 минут
Психологическая сущность упражнения: Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.
Задание:
Упражнение 7. “Рефлексия”.
Время: 5 минут
Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.