Ошибки по критерию № 1 «Соответствие теме»:
непонимание формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса (в сочинениях 2014–2017 гг. школьники часто расширяли содержание работы до уровня тематического направления, размышляли о войне, времени, доме, любви, чести и бесчестии, опыте и ошибках и т.п. без учета конкретного аспекта рассуждений, заявленного в теме);
неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения;
нечеткое понимание терминов или нравственно-психологических понятий в формулировке избранной темы.
Ошибки по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»:
неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания;
неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, его неумелое включение в работу;
искажение литературных текстов и фактические ошибки.
Ошибки по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения»:
непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки;
отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.
Нельзя начинать писать текст, не обдумав его структуру. Для этого в черновике нужно составить примерный план сочинения или перечислить смысловые фрагменты рассуждения, которые потом следует расположить в соответствии со своим замыслом.
Неумение редактировать собственный текст, продумывая его структуру, ведет к погрешностям в композиции сочинения.
!
Поэтому необходимо продумать структуру работы, содержание ее смысловых частей и проблемы, которые нужно сформулировать во вступлении, определить, какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут решены проблемы, поставленные во вступлении, а также какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью. Неумение выделить содержание смысловых частей сочинения, как правило, ведет к структурным, композиционным и логическим ошибкам.
Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключении следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения.
Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между ними является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
Нужно следить за соразмерностью частей сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать не более трети всего объема работы, 30 а основная часть – примерно две трети. Не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение очень кратким.
Логические ошибки
Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
7) нарушение причинно-следственных связей;
8) нарушение логико-композиционной структуры текста.
Вид ошибки | Примеры |
Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте | На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; |
Нарушение причинно-следственных отношений | В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. |
Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». | Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка. |
Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению) | Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать? |
Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица) | Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин. | |
Сопоставление логически несопоставимых понятий | Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. | |
Композиционно-текстовые ошибки | ||
Неудачный зачин | Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… | |
Ошибки в основной части | а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. | |
Неудачная концовка | Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. |
Ошибки по критерию № 4 «Качество письменной речи»:
низкое качество речи и речевые ошибки;
ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения
Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:
употребление слова в несвойственном ему значении;
употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;
неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксическихконструкций;
немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
смешение лексики разных исторических эпох;
нарушение лексической сочетаемости;
употребление лишнего слова (плеоназм);
речевые повторы, т.е. повторение или двойное употребление близких по смыслу словили синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
необоснованный пропуск слова;
порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Вид ошибки | Примеры |
Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел. |
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других. |
Неудачное употребление местоимений | Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; |
Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов | По задумке автора, герой побеждает; |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом | В таких случаях я взглядываю в словарь. |
Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте | Были приняты эффектные меры; |
Нарушение лексической сочетаемости | Автор использует художественные особенности. |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Молодой юноша; очень прекрасный. |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им. |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Употребление лишних слов, лексическая избыточность | Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин. |
Робкий человек способен совершить смелый или даже героический поступок…(начало сочинения)
По моему мнению, в литературном творчестве тема робкости встречается довольно часто. И такие книги довольно часто показывают неоднозначность русского народа (конец сочинения)
Робкий человек способен совершить смелый или даже героический поступок…(начало сочинения)
По моему мнению, в литературном творчестве тема робкости встречается довольно часто. И такие книги довольно часто показывают неоднозначность русского народа (конец сочинения)
Произведение Шолохова «Тихий Дон» великолепно отражает жизнь людей в годы гражданской войны, их нравы, занятия, быт и самое главное – горе и страдания народа в годы гражданской войны.
Произведение Шолохова «Тихий Дон» великолепно отражает жизнь людей в годы гражданской войны, их нравы, занятия, быт и самое главное – горе и страдания народа в годы гражданской войны.
В качестве первого примера приведу великий образец русской литературы, а именно роман «Отцы и дети». В нем автор показывает Аркадия, сына семьи Кирсановых.
Излишняя пафосность, неточность в употреблении слов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.