Тренинг стрессоустойчивости
Пояснительная записка.
Тренинг стрессоустойчивости нужен всем без исключения. Согласитесь, в современном мире возникает все больше причин, ведущих к стрессовому состоянию. В результате сегодня практически невозможно встретить полностью уравновешенного человека, а ведь постоянное напряжение пагубно воздействует на психику и здоровье. Управление эмоциями – это большой труд и регулярная работа над собой, поэтому практически невозможно обучиться этому самостоятельно. Сила воздействия стрессоров зависит от пола человека и его возраста, восприимчивости к различным ситуациям, поведенческих особенностей, времени суток и времени года. В любом случае, стрессоры воздействуют на всех без исключения и каждому из нас требуются свои определенные способы защиты от стресса.
Ликвидировать стрессовое состояние каждый пытается по-своему. Это может быть общение с близким человеком, физические нагрузки, вышивка и вязание, массаж. Но подобные занятие снимают лишь следствие, не устраняя причину. Да и польза не всегда очевидна. В этой связи возникает необходимость использовать иные способы воздействия на стрессовые ситуации. Наиболее продуктивным и действенным является тренинг стрессоустойчивости.
Цели тренинга:
• Повышение уровня стрессоустойчивости
• Развитие навыков концентрирования внимания в сложных стрессовых ситуациях
Задачи тренинга:
1. Познакомить участников с понятием «стресс», влиянием стресса на организм и психику человека.
2. Рассказать о видах и стадиях развития стресса.
3. Познакомить с различной техникой преодоления стресса, помочь овладеть навыками их применения.
4. Развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.
5. Научиться управлять своим стрессом, легко изменяя его уровень под текущую задачу.
6. Научиться управлять своим психическим состоянием, если избежать стресса все-таки не удалось.
7. Уметь быстро восстанавливаться после перегрузок.
8. Повысить свою стрессоустойчивость – научиться «держать удар».
Форма организации: мастер-класс.
Наглядный и раздаточный материал: листы белой бумаги, мелки, карандаши, распечатанные приложения.
Участники: участники смены (группа до 10 человек), социальный педагог.
Продолжительность мероприятия: 2 часа.
Правила тренинга:
Здесь и сейчас
Конфиденциальность
Тактичное и доброжелательное отношения ко всем участникам группы
Правило «стоп»
Искренность и открытость
Недопустимость оценочных суждений членов группы
Упражнение № 1. Способствует мобилизации внимания, дает возможность участникам осознать их регулятивные ресурсы, создает условия для их тренировки.
Участники садятся по кругу. «Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: один, два, три и т. д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).
Если кто-то из нас ошибется, то он выбывает из игры, но при этом остается сидеть в кругу. И мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть».
Итак, наш тренинг направлен на развитие навыков стрессоустойчивости.
Хотелось бы у вас узнать:
Упражнение № 2. «Презентация и ожидания»
Цель. Знакомство участников друг с другом, развитие
партнерских взаимоотношений.
Содержание. Группа делится на пары, каждая из которых, выбрав
удобное спокойное место, в течение 10 минут (5+5) проводит взаимное интервью.
Затем пары возвращаются в круг и каждый представляет своего партнера. После
презентации можно спросить у представляемого, хочет ли он добавить что-либо к
сказанному и корректно ли прозвучал рассказ о нем.
Упражнение
№ 3 «Я и стресс»
Цель. Помощь участникам в осознании и вербализации
своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену.
Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий
момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.
Содержание. Тренер готовит заранее бумагу формата А4
(почислу участников), цветные фломастеры. Участники тренинга располагаются
комфортно (в кругу или за кругом). Ведущий предупреждает их о том, что данное
упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения
упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов. Инструкция тренера
группе. «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок „Я и стресс". Он может быть
выполнен в любой форме - реалистической, абстрактной, символической, художественной.
Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить
свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как
вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении
всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся
ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При
необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное
право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите». Участники
рисуют в течение 4- 5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые
участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не
произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40
секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.
Вопросы,
которые может задать тренер.
Посмотрите
внимательно на свой рисунок.
1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой
цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?
2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.
3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры,
конкретного человека?
4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько —
стресс. Почему?
5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?
6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где
оказалась ваша фигура?
7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы
держите в руках саблю, зонт или что-то еще?
ели вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить
вас от стресса.
8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в
воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в
вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке — дорисуйте их.
9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы
могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы
чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться
успеха?
10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое
состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы
мешают вам улучшить его?
11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него?
Нарисуйте их, пожалуйста.
Обсуждение. После того как участники ответят на последний
вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Как правило,
создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся
восприятия понятия «Стресс», стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В
каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих
ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные
слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не
критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в
ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и
основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы.
Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они
хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.
Все участники возвращаются в круг. Тренер
предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу
своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер
разъясняет участникам, над какими проблемами возможна
работа на тренинге.
Теория
Знаменитый канадский исследователь Ганс Селье рассматривал стресс как реакцию на изменение обстоятельств. В своем развитии стресс проходит определенные стадии, которые Селье объединял в три основные группы. Первая (стадия тревоги) в преддверии сложной ситуации характеризуется общим возбуждением, мобилизацией имеющихся ресурсов. Сердце в такие моменты начинает биться чаще, интенсивнее поставляя в мышцы кровь, в которую для дополнительной энергии вбрасывается сахар. Пищеварение временно сдерживается. Может участиться мочеиспускание. В состоянии «предстартовой готовности», как правило, человек не может находиться долго, так как устает.
По мере развития и продолжения стрессовой ситуации наступает вторая стадия — стадия сопротивления (резистентности), когда человек, адаптируясь к обстоятельствам, функционирует в оптимальном режиме. Эта стадия может продолжаться сравнительно долго. Однако способность организма приспосабливаться к стрессовой ситуации не безгранична.
По мере сокращения адаптационных ресурсов (если стресс слишком силен или продолжителен) наступает третья стадия — стадия истощения. Ее признаки начинают проявляться в эмоциональной, поведенческой и соматической сферах. К эмоциональным признакам стресса относятся тревога, апатия, раздражительность, психическая усталость. К поведенческим — уклонение от ответственности и взаимоотношений, экстремальное поведение, пренебрежение к себе. К соматическим — ухудшение здоровья, истощение, чрезмерное употребление лекарств. Потеря возможности сопротивления приводит к заболеванию, возникновению психологической травмы.
В повседневной жизни стресс чаще возникает из-за прессинга, психологического давления, действующего на человека в течение определенного времени (дети — не исключение).
Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем - то нужна, так же как человеку необходима способность испытывать физическую боль, голод или холод.
Как вы думаете, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния? (обсуждение)
· Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься.
· Страх сигнализирует об опасности.
· Грусть побуждает нас задуматься.
· Апатия даёт «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на неё со стороны.
Парадокс заключается в том, что чем дальше мы гоним стресс, тем сильнее в него погружаемся. Поэтому страшен не сам стресс, а отношение к нему.
Упражнение №4 «Смятый лист»
Участников просят вспомнить о какой-либо проблеме, решение которой они хотят найти, которая вызывает тревожные мысли, подумать о ней 2 — 3 минуты, после чего кратко, в одном — двух предложениях, описать ее суть. Затем каждый участник берет лист бумаги, сильно сминает его, а потом опять разглаживает. Участников просят внимательно рассмотреть узор, образованный линиями, по которым лист был смят, и разглядеть какой-либо рисунок (2 — 3 минуты). Потом участники обводят карандашом тот рисунок, который им удалось разглядеть в узоре (5 — 7 минут).
Когда изображение готово, участников просят внимательно
присмотреться к нему, еще раз перечитать выполненное ранее описание проблемы, а потом выдвинуть и записать как можно больше идей (ассоциаций) о том, как выполненный рисунок может быть связан с поставленной проблемой и возможными способами ее решения. Фиксируется все, что приходит в голову (4 — 6 минут).
Описанные выше этапы работы выполняются индивидуально.
Далее участники объединяются в подгруппы по 4 — 5 человек, где поочередно демонстрируют свои рисунки, комментируют, что именно на них изображено, кратко рассказывают суть поставленной проблемы и делятся возникшими идеями о том, как изображение может быть связано с этой проблемой и способами ее решения. Если у участников, выступающих в роли слушателей, возникают еще какие-то идеи по этому поводу, они тоже делятся ими. Время работы 4 — 6 минут на человека.
Техника носит проективный характер: как правило, после размышления о проблеме и описания ее сути человек «видит» в хаотичном наборе линий, возникших при смятии листа, нечто связанное с этой проблемой и возможными способами ее решения. Осознание этой связи может позволить разглядеть проблему в новом, непривычном ракурсе, обнаружить неожиданный способ ее решения.
Обсуждение
Каждого из участников просят высказаться, что дала эта
техника лично ему, и в каких реальных жизненных ситуациях ее целесообразно применять.
Упражнение №5 «А я счастлив»
Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у... (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала.
Обсуждение. Какой из предложенных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?
Упражнение № 6 Релаксация
А вы знаете как в Австралии идёт дождь? Я вам сейчас покажу, повторяйте за мной:
· В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
· Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
· Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
· Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
· А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
· Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
· Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
· Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
· Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
· Солнце! (Руки вверх).
Обратная связь. Наш классный час закончился и прежде чем распрощаться с вами, мне бы хотелось получить от вас обратную связь. Для меня это очень важно. Поделитесь своими впечатлениями от проведенного занятия: что понравилось, что показалось неактуальным, какие вопросы остались у вас. Давайте в заключение в двух словах пожелаем что-то себе и группе. Большое спасибо за работу! До свиданья!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.