Тренинг - Практикум
«Психологическое просвещение вожатых в вопросах работы с детьми с ОВЗ»
Задачи:
1. Способствовать созданию положительного эмоционального настроя у участников тренинга.
2.Развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ и позитивного отношение к себе.
Ход мероприятия: Аня. Социальный педагог
Добрый день, уважаемые участники! Надеемся на нашу плодотворную работу и на то, что каждый уйдет с определенным багажом информации.
Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с ограниченными возможностями здоровья, об отношении к ним, методах и приемах работы с ними.
Слайд №2 Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок.
(Л.С. Выготский)
Именно поэтому, мы посчитали данную тему важной и совместно попытаемся понять те трудности детей данной категории, с которыми они могут столкнуться в стенах нашего Центра и которые мы должны учитывать при работе с ними.
1. Приветствие.
Упражнение «Аплодисменты».
Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать нашу встречу с упражнения «Аплодисменты».
Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой. Прислушайтесь к этим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя, четырьмя – аплодисменты стали ярче. А сейчас поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, Вы почувствовали Вашу энергию, поддержку, что так необходимо в общении с детьми.
Педагог-психолог.
ИГРА
«Психологическая зарядка».
Предлагается выполнить определенные движения, если они согласны с данными
высказываниями:
- Если в вашей группе время от времени возникают “приступы непослушания” -
похлопайте в ладоши.
-
Если вы считаете, что самым эффективным приёмом для усмирения шаловливых детей
является похвала детей, которые хорошо ведут себя – кивните головой.
- Если вы детей чаще хвалите, чем делаете замечание и журите - дотроньтесь
до кончика носа.
- Если вы считаете себя хорошим педагогом - постучите кулачком в грудь.
- Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание с детьми - моргните
правым глазом.
- Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
- Если вы делаете все возможное, чтобы вашим воспитанникам было комфортно в
Центре - погладьте себя по голове.
Такая несложная зарядка помогла нам лучше узнать друг друга.
Я предлагаю сегодня обсудить основные проблемы, возникающие при взаимодействии педагогов с детьми с ОВЗ и попытаться найти пути их решения.
Педагог-психолог:
Подумайте и напишите на цветных стикерах все трудности, с которыми вы столкнулись при работе со своими воспитанниками. Отвечать можно по принципу «поп-корна», кто первым готов, тому и слово.
(стикеры зачитывают и приклеивают на доске)
Посмотрите, сколько проблем и трудностей возникает у нас, здоровых, полноценных людей.
Как вы думаете, кому в тандеме «ученик-педагог» легче? (выслушиваем несколько мнений) Я предлагаю вам испытать лишь некоторые трудности, с которыми всю свою жизнь живут эти дети.
Мне нужны участники.
- Первым двум участникам предлагаю надеть боксерскую перчатку,(1-на левую руку,2-на правую) взять ручку и написать на листе свою фамилию.
- Третий участник должен вырезать из бумаги прямоугольник, пользуясь только одной рукой.
-Четвертому участнику даем наушники, надев которые, он должен выполнить мою просьбу.
Пятый участник надевает маску для сна и наощупь читает слово, выложенное на магнитной доске магнитными буквами.
(Далее идут рефлексивные вопросы к участникам)
• Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
• Что было самым трудным при выполнении упражнения?
• Что помогало выполнять данное упражнение?
• Что вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?
Игра «Белая ворона»
Вожатые становятся в круг спиной к центру. Прикрепляем каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки (образуются группы, а с белой прищепкой – один).
Обсуждение: Что почувствовал, когда понял, что один, не такой, как все? Попадал ли в подобную ситуацию? Испытывал такое чувство?
Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу? Что вы чувствуете к одинокому человеку? Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?
– Но ты не один. Мы с тобой, давайте возьмем его за руку. Пусть он почувствует, что мы с ним. Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди.
Не только ОВЗ, дети - инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе.
Инклюзивное образование дает такую возможность детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.
Социальный педагог: Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Согласно ст. 2 «Закона об образовании» и «Концепции развития инклюзивного образования», к обучающимся с ОВЗ относятся «физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные надлежащим образом медико-социальной экспертной комиссией и (или) психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Ограниченные возможности здоровья обусловлены врожденными или приобретенными нарушениями. Врожденные дефекты вызваны внутриутробным нарушением питания, гормональными расстройствами, ресурсной несовместимостью групп крови матери и ребенка, вредным влиянием на плод генетических факторов, интоксикаций, инфекций, травм, влиянием медицинских препаратов, алкоголя, наркотических и ядовитых веществ в период вынашивания ребенка матерью.
Приобретенные нарушения, обусловлены, преимущественно, разнообразными вредными воздействиями на организм ребенка во время рождения и в последующие периоды развития (механическими повреждениями плода, тяжелыми родами, родовой асфиксией, кровоизлияниями в мозг, инфекционными заболеваниями и др.).
Слайд №3
Итак, Обучающиеся с ОВЗ - физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий при получении образования.
Педагог-психолог.
Слайд №4 Обучающиеся с ОВЗ, в зависимости от особенностей психофизического развития, разделяются по следующим категориям:
Дети с нарушениями слуха - к этой категории относятся глухие дети, а также те, кто слышит плохо (слабослышащие) и позднооглохшие
Дети с нарушениями зрения – к данной категории относятся слепые дети и те, которые видят очень плохо (слабовидящие)
Дети с нарушениями речи - дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – (4 вид)
Дети с нарушениями опорно - двигательного аппарата (НОДА)
Дети с умственной отсталостью – легкая, умеренная, тяжелая и глубокая (8 вид).
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) (7 вид)
Нарушение поведения - нарушения эмоционально - волевой сферы:
- агрессивность
- гиперактивность
- тревожность
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) - диагноз «аутизм» сегодня у всех на слуху. Но не все понимают, что обозначает этот термин и чего ожидать от ребенка - аутиста. Расстройства аутистического спектра характеризуются дефицитом социального взаимодействия, трудностями при контакте с другими людьми, неадекватными реакциями при общении, ограниченностью интереса и склонностью к стереотипии (повторяющимся действиям, схемам).
Комплексное нарушение психофизического развития - к этой категории причисляют слепоглухонемых, а также глухие и слепые умственно отсталые.
Но к особым людям, детям нужно относиться так же, как и к нормально-развивающимся, чтобы они не чувствовали себя особыми, не такими как все. Именно такой подход позволит им проще адаптироваться к окружающему миру, научит самостоятельности, заложит веру в себя и в свои силы, что особенно важно для дальнейшего развития.
Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.
Слайд №5
Упражнение «Солнце способностей»
Цель: осознание собственных способностей.
Задача участников создать солнце своих способностей.
Каждому участнику раздаются лучики. Участники пишут на них свои сильные стороны: качества, способности, умения, которые им помогают в работе с детьми.
Задача участников сложить лучики в одно солнце своих сильных умений и способностей. Участники приклеивают свой лучик к общему солнцу, объединяясь в одно общее солнце.
Вопросы для обсуждения
— Кто испытывал неловкость, затруднения?
— Узнали ли вы что-то новое о своих коллегах?
Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. После того, как вы приняли себя со всеми своими недостатками, а тем более способностями можно двигаться дальше. Пусть это солнце греет нас всё занятие и помогает в работе. Какие-то стороны взаимоотношений предлагают задуматься, какие-то еще не достигли нужных способностей.
Слайд №6 Педагог-психолог
Обратите внимание: у нас гость и зовут его ОсобОВоЗейка! Он нас будет сегодня сопровождать в течение нашей встречи.
Схематичная фигура ребёнка, который олицетворяет всех детей с ограниченными возможностями здоровья.
Упражнение «Трудности»
Каждый из вас наверняка сталкивался с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Попадая в школу, в лагерь, они испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются нормированные дети.
Следующее упражнение поможет нам представить и перечислить трудности детей с ОВЗ связанные, с общением со сверстниками и взрослыми.
Каждый по очереди называет определённую трудность, доброволец в столбик записывает все предлагаемые варианты ответов.
Предполагаемые ответы: в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения:
1. постоянная нужда в помощи взрослого;
2. отсутствие мотивации к познавательной деятельности;
3.низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
4. низкий уровень развития речи, мышления
7. нарушения координации движений;
8. низкая самооценка и повышенная тревожность;
9. высокий уровень психомышечного напряжения;
10. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
Обсуждение .
Слайд №7 Социальный педагог. Сложные ситуаци.
Кейс 1
1. Вы обнаружили у обучающегося электронную сигарету (табачные изделия). Какие Ваши дальнейшие действия?
2. При общении с обучающимся (в комнате) Вы чувствуете запах табака. Как Вы поступите в данной ситуации.
Кейс 2
Как Вы будете реагировать, если обучающейся/обучающаяся проявляют повышенное внимание к вам, излишне тактильны, просят их часто обнимать, сами первые обнимают вас.
Кейс 3
Обучающейся с ОВЗ начинает Вам задавать вопросы о вашей личной жизни, спрашивает интимные подробности. Какой будет Ваша реакция?
Кейс 4
В экипаж зачислен обучающейся/обучающаяся из детского дома (интерната/ детского дома семейного типа/ приёмной семьи). На что следует обратить внимание в поведение у данных обучающихся?
Слайд №8 Разминка. Упражнение «Цветок в ладошках»
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
«Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках, и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он - точно подскажет, как почувствовать себя счастливым». Открывайте глаза. Пора возвращаться.
Видео «Мир глазами аутиста»
Слайд№ 9 Рефлексия.
Вернемся к нашему ОВЗейке. Подумайте, и запишите на розовых стикерах, что может дать ему каждый из вас, а на голубых стикерах напишите свое предложение, пожелание этому ребенку.
Собираются все стикеры. Зачитываются и наклеиваются на фигуру ребенка в виде одежды. Также наклеивается «улыбка».
Посмотрите, ОВЗейка улыбается, столько всего доброго и необходимого вы пожелали. Ему приятно, что его принимают, его любят и поддерживают.
Упражнение «Котенок».
Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.
В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но
если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми.
Упражнение «Поблагодари себя»
Ведущий: Молодцы! Хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу. И погладим себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, можно погладить себя по макушке, здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. И будьте здоровы!
Слайд №10. Спасибо Вам за внимание и за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.