Тема занятия: Что такое исследование?
Форма проведения: тренинг
Цель: формирование у учащихся представления об исследовании.
Задачи: содействовать формированию положительной мотивации у учащихся к исследовательскому поиску,
развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы,
проявлять самостоятельность в поиске решения.
Оборудование: карточки с изображением предметов быта; кусочки мела.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный этап.
2. Актуализация имеющегося опыта.
Порою вопросы,
Как будто занозы,
Надолго в тебе застревают.
И жалят вопросы,
Как злющие осы,
И боль эта не остывает.
Избавиться можно
От ос и заноз,
Но если в тебе
Но если в тебе застреват ВОПРОС…
То как ни старайся,
Спасения нет,
Пока на вопрос
Не отыщешь … (ОТВЕТ!)
-Ребята, а бывало ли с вами так, как с героем этого стихотворения? (Учащиеся приводят примеры из собственного опыта).
- Как вы поступали в таком случае?
3. Введение в тему занятия.
- Действительно, нужно провести … (на доске открывается запись):
ИССЛЕДОВАНИЕ
- А кто из вас уже слышал это слово и знает что оно обозначает? Что значит, по-вашему, исследовать?
В ходе беседы приходим к выводу, что исследовать – это значит, выяснить что-либо, найти ответ на интересующий вопрос.
- Приходилсь ли вам самим проводить исследования? (Примеры учащихся).
-Для чего человек проводит исследования? (Чтобы узнать что-то новое, сделать открытие, изобрести что-либо и т.д.)
Ответы фиксируются на доске: узнать, открыть, изобрести.
- Попробуем в этом убедиться.
Детям предлагаются картинки с изображением современных предметов быта и тх, которые использовали люди в прошлых веках, - пера, утюга, водяных часов, магнитофона, газовой плиты, компьютера.
- Попробуйте узнать предметы, изображённые на картинка, и назовите те, которыми человек пользуется в наши дни.
- Какие современные предметы вы узнали?
- Как вы думаете, для чего использовались оставшиеся предметы? (Учитель выслушивает версии детей, сообщает правильные).
- Выходит, современный человек не использует в своей жизни предметы, которые нужны для письма, глажения белья, измерения времени? (Использует, только сейчас они по-другому называются и выглядят).
- А почему они изменились? (Выслушиваются версии учеников).
- Изучая окружающий мир, человек стремился найти ответы на все возникающие у него вопросы, проводил исследования, которые затем приводили к новым открытиям, изобретениям.
Таким образом, мы доказали, что исследовать – значит искать ответ на интересующий вопрос.
4. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы – юные исследователи. Как вы понимаете эти слова “юные” и “исследователи”?
- Действительно, “юные”, потому что вы ещё маленькие. А “исследователи”, потому что вы будете проводить исследования. Исследовать можно всё, что угодно. К примеру, мел, который у меня в руках. Вот я и предлагаю вам задание: исследуйте мел.
У детей появляется вопрос: “А как исследовать?”, который фиксируется на доске.
На доске открывается результат исследования мела учащимися 5 класса.
Ø Мел – белое, рыхлое, тонкозернистое, пачкающее (оставляет след при лёгком касании) вещество осадочного происхождения.
Ø Мел легко добывается и прерабатывается при относительно небольших затратах.
Ø Прочнгость мела во многом зависит от влажности. При увлажнении прочность мела начинает снижаться.
Ø Если мел несколько раз заморозить и разморозить, он распадётся на отдельные кусочки размером 1-3 мм.
Ø Мел используют в производстве бумаги и при варке стекла, потому что он придаёт стеклу термическую стойкость, механическую прочность.
Ø Мел широко используют в строительстве: при изготовлении красок, шпатлёвок, цемента, для побелочных работ.
Ø Кроме того, мелом можно отпугнуть муравьёв, отполировать металл, замедлить потускнение ювелирных изделий, удалить жирные пятна, покрасить потолок, защитить поверхность от ржавчины.
Сравниваются результаты исследований первоклассников и пятиклассников.
- Чтобы провести исследование, нужно знать, как это делать. И этому надо учиться.
5. Подведение итогов.
- Что нового узнали?
- Что значит исследовать?
6. Рефлексия
- Продолжите фразу: “Чтобы провести исследование, нужно знать, как это … (делать), этому надо… (учиться).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.