Тренинг «Наказание в семье» (2 класс)
Цель: повышение сензитивности к ребенку
Задачи:
1. Осознание родителями причин наказание и их влияние на развитие ребенка
2. Проведение дискуссии
Вводная часть
Приветствие друг друга.
1. Разминка «Молекулы»
Ход работы
Инструкция: «Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так:
согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно
двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в
молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом,
которое я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате,
и время от времени я буду называть какоенибудь число, например три. И
тогда атомы должны объединяться в молекулы — по три атома в каждой.
Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга
предплечьями».
Основная часть
Обсуждение домашнего задания
2. Упражнение «Погружение в детство».
Психолог просит вспомнить родителей, какой то конкретный эпизод в
жизни, связанный с наказанием.
Вопросы:
Кто и за что вас наказывал?
Какие чувства вы испытывали в этот момент?
Разберитесь, что вы чувствуете и какое влияние эти воспоминания оказывают
на вас сейчас? Дискуссия: плюсы и минусы наказания
Мини – лекция о наказании
Все родители мечтают вырастить "хорошего ребёнка". В действительности же,
очень часто под словом "хороший" мы имеем в виду "послушный,
исполняющий любые требования, проявляющий ответственность в тех
заданиях, которые поручил ему взрослый. Проблема в том, что многие
качества, которые родители хотят видеть в своём ребёнке (способность
творчески мыслить, смелость, целеустремлённость и настойчивость), в
повседневной жизни мешают общению с малышом.
Что такое семья для ребёнка? Семья это мощная эмоциональная
защита. Ребёнку нужна ласковая, внимательная и заботливая мама, к которой
он может прижаться в трудную минуту, рассказать о своих переживаниях,
поделиться своими секретами.
Всегда ли мы внимательны к своему маленькому человечку? Всегда ли
мы сразу реагируем на его просьбы и обращения? Всегда ли уделяем ему
должное внимание?
Как Вы думаете, если ребёнок не получает в какойто мере любовь, внимание,
ласку в семье, то как он станет себя вести?
Если ребёнок занят интересной игрой или хочет узнать чтото новое, а
родители начинают чтото требовать, то какое поведение будет у ребёнка?
Да, свой протест он будет выражать непослушанием, неподчинением
требованиям взрослых. И если это происходит часто, ребёнок привыкает
вести себя подобным образом. Поэтому, нам, взрослым, прежде всего надо
проанализировать себя, свой образ жизни, чтобы найти причины непослушания
ребёнка. Ведь дети нас копируют, с нас они берут пример, нам они
подражают. И вот, когда мы не справляемся с ситуацией, то, бываем,
вынуждены применять наказания.
Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы
наказания существуют.
К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует
отнести физическое воздействие. Устойчивость применения физических
наказаний связана с достаточно сильной внешней эффективностью этого
метода. Подобным способом можно оказать влияние на кого угодно, а не
только на маленького и беззащитного человечка. Но эффективность данного
вида воспитательного воздействия есть всетаки эффективность со знаком "минус". Почему так происходит? Если родители использовали физическое
наказание тогда, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное
воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения.
Нельзя применять физическое наказание ещё и потому, что обычно эта форма
воздействия выбирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии
слабого сознательного контроля собственного поведения. Нет более
нелогичной картины, чем мама, шлёпающая своего ребёнка со
словами:"Драться нехорошо!" Маловероятно, что малыш может понять, что
агрессия не есть лучший способ установления связей с миром, если этим
способом пользуются родители, пытаясь доказать ребёнку его неправоту или
добиваясь послушания. Не следует прибегать к физическому наказанию ещё и
потому, что изменение поведения ребёнка после него происходит, как
правило, только в присутствии человека, который наказал ребёнка.
Речевая агрессия (ругань, оскорбления), так же как и физические
наказания, малоэффективна и ведёт лишь к аналогичным способам поведения
ребёнка со сверстниками в результате действия механизма подражания.
Весьма распространённой формой являются так называемые
сепарационные наказания, лишающие ребёнка части родительской любви
(игнорирование ребёнка, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к
изменению привычного для ребёнка стиля отношений с родителями (ребёнок
теряет привычную долю внимания, но вся забота о нём остаётся). Это
чрезвычайно сильно действующая форма, и применять её нужно с крайней
осторожностью и на очень короткое время. Нельзя допускать в адрес малыша
угрозы, что мама уйдёт из дома, оставит его одного, тем более применять
такое наказание, как уход родителей из дома.
Запрет. Довольно часто в силу ограниченности собственного опыта
ребёнка родители вынуждены запрещать ему выполнять какието действия,
прежде всего из соображений безопасности. Необходимо, чтобы запрет
совпадал или опережал совершение неправильного поступка. Очень важно в
таких случаях контролировать речевые высказывания, ограничиваясь кратким
замечанием: "Нельзя!", отказываясь при этом от развёрнутой аргументации
запрета. Лучше показывать своё недовольство мимикой, жестом, выражением
лица. Тогда постепенно ребёнок научится понимать, какие поступки вызывают
эмоциональную поддержку родителей, а какие нет.
Довольно распространенным наказанием в семье является наказание
"естественными последствиями", состоящее в лишении ребёнка за
провинность чеголибо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.)
Такой метод может привести к успеху только в том случае, если ребёнок
воспринимает ограничение как справедливое, если в большей степени решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора.
Применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с
определённого возраста, когда ребёнок в принципе способен установить связь
между своим проступком и наказанием. Применяя наказание по принципу
"естественных последствий", нельзя лишать ребёнка того, что необходимо для
его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.
Хорошо, если данный тип наказания в семье принимает вид узаконенного и
распространяемого на всех правила: намусорил сам убери, испачкал сам
приведи в порядок и т.п.
В каких же сферах жизни ребенка запреты просто необходимы:
Они должны касаться здоровья ребенка. Необходимо запрещать те действия
малыша, которые могут повредить его здоровью или несут угрозу его жизни.
Физическая и личная безопасность других людей. Под запретом здесь те
действия ребенка, которые угрожают жизни, здоровью или являются актом
неуважения в отношении другого человека.
Сохранность материальных, культурных и духовных ценностей. Необходимо
запрещать ребенку любые разрушающие действия в отношении природной и
культурной среды.
Проигрывание ситуаций:
ребенок не убрал игрушки;
ребенок кричит в магазине;
Вопросы:
Что было легко выполнить?
Какие сложности испытали?
Какими способами справились с ситуацией?
Домашнее задание: попробуйте провести один день без слов критики и
упреков в адрес вашего ребенка. Замените их фразами одобрения по любому
подходящему поводу или без повода, Посмотрите на реакцию ребенка.
III.Заключительная часть
Обратная связь в форме шеренги чувств.
Тренинг для родителей «Наказание в семье» (2 класс)
Тренинг для родителей «Наказание в семье» (2 класс)
Тренинг для родителей «Наказание в семье» (2 класс)
Тренинг для родителей «Наказание в семье» (2 класс)
Тренинг для родителей «Наказание в семье» (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.