Цель: формирование навыков эффективного взаимодействия в конфликтных ситуациях.
Задачи:
1. Снижение эмоциональной напряженности в группе;
2. Формирование навыков взаимодействия участников группы;
3. Ознакомление участников с понятием конфликт, его составляющими;
4. Ознакомление участников с разными видами стратегий поведения в конфликтных ситуациях;
5. Формирование навыков передачи информации о сложной ситуации;
6. Систематизация и закрепление полученных знаний и навыков.
ТРЕНИНГ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 710 КЛАССОВ ПО ТЕМЕ
«Конфликты»
Комментарий: в данный тренинг могут добавляться различные игры и упражнения,
этот вариант рассчитан на случай, когда необходимо провести занятие за 1 час.
формирование навыков эффективного взаимодействия в конфликтных
Цель:
ситуациях.
Задачи:
1.
2.
3.
4.
Снижение эмоциональной напряженности в группе;
Формирование навыков взаимодействия участников группы;
Ознакомление участников с понятием конфликт, его составляющими;
Ознакомление участников с разными видами стратегий поведения в
конфликтных ситуациях;
Формирование навыков передачи информации о сложной ситуации;
Систематизация и закрепление полученных знаний и навыков.
5.
6.
Количество участников:1015 человек
Время проведения: 1 час
Необходимый материал: рисункикарточки, листы А3, фломастеры, доска, маркеры
для доски, клейкие листочки (стикеры), нитка (3м), клейкая лента.
РАЗМИНКА
Знакомство.
Цель: снижение эмоциональной напряженности в группе.
Продолжительность упражнения: 3 минуты
Инструкция: «Давайте с вами познакомимся. Сделаем это необычным способом –
«по типу снежного кома». Сначала представляется один человек, затем рядом
сидящий называет имя первого участника, а затем свое. И т.д. то есть участники по
кругу называют имена всех предыдущих участников, а потом свое».
(Желательно, чтобы начинал один доброволец – для того, чтобы участники группы
запомнили его имя, а затем заканчивал второй доброволец – для того, чтобы добровольцы
запомнили имена всех участников).
Ознакомление участников с правилами групповой работы.
Продолжительность упражнения: 3 минуты
Для того что бы наше с вами занятие прошло успешно и все остались довольны
его результатами, давайте обсудим правила успешного проведения тренинга, которые
написаны на доске.
каждый активно участвует в происходящем;
каждый называет друг друга по имени;
каждый уважает других участников группы, внимательно выслушивает и не
перебивает других;
каждый участник «говорит сам за себя»;
при обсуждении происходящего в группе каждый оценивает не участников, а их
действия, и использует «явысказывания» (например, не «ты меня обидел», а «я
обиделась»).
каждый участник группы постарается быть искренним. Вопросы для обсуждения:
Все ли согласны с правилами? Возможно, ктото хочет добавить какие
либо правила?
Тогда давайте начнем.
Упражнение «Скала»
Цель: снятие напряжения и формирование положительного настроя на будущую
совместную деятельность.
Продолжительность упражнения:10минут
Процедура проведения: Группа встаёт вдоль линии, плечом к плечу, мыски
участников касаются линии (линию необходимо зафиксировать скотчем, если это веревка,
либо провести мелом). Перед линией находится «пропасть». Стоящие вдоль линии
участники – это «скала». Все по очереди, начиная с последнего участника, проходят по
«скале» (между ногами участников) так, чтобы не упасть в пропасть (не заступить за
линию). Участники, стоящие вдоль линии, поддерживают проходящего. Упавший в
пропасть (заступивший за линию), возвращается в начало скалы и проходит сначала.
Вопросы для обсуждения:
Как вы себя ощущали, когда были «частью скалы»?
А когда шли вдоль «скалы»?
Поддерживала ли вас «скала»?
Чувствовали ли вы себя в безопасности?
Как вы думаете, а могла ли эта ситуация стать причиной возникновения
конфликта?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Теоретический блок.
Продолжительность: 510 минут
Вопросы для обсуждения:
Что такое конфликт?
А чем конфликт отличается от ссоры, спора?
Конфликт – это такое явление, которое возникает в случае присутствия двух
условий:
Первое условие это противодействие между участниками конфликта.
Как вы понимаете это слово? Что такое противодействие?
Приведите примеры?
(Участникам группы демонстрируется рисуноккарточка «противодействие» (см.
Приложение 1))
Давайте приведем пример. У Коли и Вани есть одно яблоко на двоих. Но Коля
хочет целое яблоко, и Ваня хочет целое яблоко.
Как вы думаете, в чем тут заключается противодействие?
Приведите еще примеры противодействия? Второе условие – это появление негативных эмоций.
А что такое негативные эмоции? Какие из эмоций можно считать
негативными?
(Участникам группы демонстрируется рисуноккарточка «негативные эмоции» (см.
Приложение 2)).
Давайте вспомним историю про Колю и Ваню. Как вы думаете, могут ли
между ними возникнуть негативные эмоции?
Только тогда, когда между Колей и Ваней возникнут негативные эмоции
(учитывая противодействие, которое уже есть между ними), можно будет говорить
о конфликте.
То есть конфликт возникает тогда, когда одновременно между людьми
возникает и противодействие, и негативные эмоции!
(На данном этапе необходимо соединить два рисунка таким образом, чтобы
сформировалась буква «К», так чтобы участники группы наглядно это увидели (так, как
продемонстрировано в Приложении).
Возможные конфликтные ситуации и их обсуждение.
Продолжительность:10 минут
Теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций
Участникам по очереди предлагаются к обсуждению ситуации.
Катя хочет покататься на велосипеде брата. Брат не отдает ей велосипед,
так как хочет сам покататься.
Маша не очень любит свою соседку по парте, потому что та все время
списывает у нее во время контрольной работы.
Олег собирается на улицу, где его ждут друзья, а мама не разрешает ему пойти
гулять, пока он не помоет посуду.
Стас идет на занятие по музыке, где он учится играть на скрипке, а на улице его
встречают одноклассники, которые дразнят его за это.
Саша один раз опоздал на урок природоведения, после этого каждый раз при
перечислении присутствующих на уроке, учительница не называла его по имени и
фамилии, а громко произносила «Саша – опаздывающий».
(Ситуации могут изменяться в зависимости от возрастных особенностей группы
таким образом, чтобы они были актуальны для ее участников).
После каждой ситуации участникам задаются вопросы.
Как вы думаете, может ли возникнуть конфликт в предложенных
ситуациях?
А что для этого должно произойти? Как вы считаете, в какой из
ситуаций присутствует только противодействие, но нет негативных эмоций, а
в какой уже есть негативные эмоции, но еще нет противодействия?
Продолжительность:8 минут
Причины конфликта. Как вы думаете, а почему возникают конфликты? Что может стать
причиной возникновения конфликта?
Из рассмотренных ситуации, мы можем сделать вывод, что причиной
конфликта могут стать ситуации, когда:
человеку приписывают какуюто роль, которая ему не нравится или ему
неприятна (например, несправедливо обзывают).
несколько людей хотят обладать чемто, что есть в ограниченных количествах
и не хватает на всех (вспомним пример про Колю и Ваню).
человеку нужно сделать то, что ему сейчас не хочется делать.
человек защищает свои интересы, которые не нравятся другим.
А как вы думаете, всегда ли конфликт приводит к неприятным
последствиям?
А может ли он привести к положительным последствиям?(например,
Коля и Ваня пришли к выводу, что не нужно им изза таких мелочей конфликтовать
и решили лучше отдать яблоко девочке Кате).
Приведите пример положительных последствий конфликта?
А что нужно сделать, чтобы последствия стали положительными, а не
отрицательными?
Для того чтобы последствия конфликта были положительными, важно чтобы
участники конфликта совершили несколько действий:
1.
проанализировали возникшую ситуацию и поняли: что хочу я и что
хочет мой оппонент.
постарались найти совместное решение.
2.
Всегда ли получается осуществить эти два пункта? Если нет, то
почему?
А слышали ли вы о стратегиях поведения в конфликтной ситуации?
Если да, то какие стратегии поведения вы знаете?
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Продолжительность: 5 минут
Существуют несколько основных стратегий поведения.
1.
Соперничество – это, когда человек хочет достичь своих интересов, не
учитывая интересы другого человека
Приведите пример?
Если вспомнить пример Коли и Вани: Это, если бы Коля отобрал у Вани яблоко,
при этом, например, обидев его.
2.
Избегание – это, когда участник конфликта уходит из конфликтной
ситуации.
Приведите пример? Если бы Ваня отдал Коле яблоко и ничего не объяснив ушел.
3.
Уступка это когда один участник конфликта уступает другому.
Приведите пример?
Если бы Коля уступил яблоко Ване и при этом сделал это искренне, без таких
слов как «на тебе...»
4.
Компромисс
это, когда каждый участник конфликта чтото
выигрывает, но и чтото и теряет.
Приведите пример?
Если бы Коля и Ваня разделили яблоко пополам.
5.
Сотрудничество – это, когда оба участника конфликта находит общее
решение, при котором участника удовлетворены результатом, ничего при этом не
теряя.
Приведите пример?
Если бы Ваня и Коля вместе пошли и нашли еще одно яблоко, чтобы каждому
досталось по одному яблоку.
Упражнение «Мостик»
Цель: закрепить в памяти полученные знания
Продолжительность упражнения:1015 минут(с обсуждением)
Процедура проведения: Участники разделяются на две команды. Команды встают в
ряд друг напротив друга, между ними линия, проведенная на полу. Длина линии около 3
метров.
Инструкция: «Вы идете навстречу друг к другу по очень узкому мостику,
перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись.
Мостик это линия. Кто поставит ногу за ее пределами упадет вводу. Постарайтесь
разойтись на мостике так, чтобы не упасть в воду».
После того, как участники прошли по линии, они отходят в сторону и ждут, пока
остальные пройдут по линии. Если ктото не справился с задачей, необходимо дать ему
возможность пройти по линии заново.
Вопросы для обсуждения:
Получилось ли вам разойтись?
А какую стратегию выхода их конфликта вы предприняли, для того
чтобы разойтись на мостике? (необходимо опросить каждого участника)
7 минут
Продолжительность:
Теперь напоследок поговорим с вами о том, что конфликты могут стать
причиной возникновения различных неприятных ситуаций на улице или в общественных
местах и т.д. В некоторых случаях ситуации могут дойти до драки.
Как вы считаете, нужно ли вмешиваться в подобную ситуацию?
Почему нельзя этого делать? Если ситуация сильно обострилась и по отношению к комуто применяется
насилие, важно, отойдя на безопасное расстояние, позвонить в полицию и сообщить о
случившемся.
А какой телефон полиции?
Какие еще телефоны служб экстренного реагирования вы знаете?
Телефоны служб экстренного реагирования
Единая дежурнодиспетчерская служба 112.
служба спасения – 01; МТС010, Билайн, Мегафон 112
милиция – 02, МТС020, Билайн, Мегафон 112
скорая помощь – 03, МТС030, Билайн, Мегафон 112
(уточните телефоны в своем регионе, так как в Москве уже 101,102,103,104)
Что нужно говорить?
1. адрес,
2.
3.
что случилось, есть ли пострадавшие,
ФИО,
номер телефона.
4.
В какой последовательности нужно сообщать информацию оператору?
Зачастую в ситуации, когда необходимо вызвать службы экстренного
реагирования, люди теряются и не могут этого сделать. Давайте мы с вами
потренируемся звонить оператору. Каждый по кругу придумает ситуацию и адрес, где
произошло какоелибо событие. Например: «Здравствуйте! Улица Зеленая между
домом 1 и 2, произошла крупная драка, у одного человека травма руки. Меня зовут
Иванов Василий, мой телефон 4556798».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Обратная связь.
Цель: обмен впечатлениями.
Продолжительность упражнения:57 минут
Инструкция:
А теперь давайте поделимся впечатлениями. Давайте по кругу каждый ответит
на вопросы:
Понравилось ли вам занятие?
Какое у вас сейчас настроение?
Что вам больше всего запомнилось? Приложения:
Приложение 1: Рисуноккарточка «противодействие». Приложение 2: Рисуноккарточка «негативные эмоции».
Затем эти два рисунка должны сопоставиться так, чтобы получилась буква К (как
продемонстрировано ниже).
ТРЕНИНГ на тему "Конфликты" (ДЛЯ 6-10 КЛАССОВ)
ТРЕНИНГ на тему "Конфликты" (ДЛЯ 6-10 КЛАССОВ)
ТРЕНИНГ на тему "Конфликты" (ДЛЯ 6-10 КЛАССОВ)
ТРЕНИНГ на тему "Конфликты" (ДЛЯ 6-10 КЛАССОВ)
ТРЕНИНГ на тему "Конфликты" (ДЛЯ 6-10 КЛАССОВ)
ТРЕНИНГ на тему "Конфликты" (ДЛЯ 6-10 КЛАССОВ)
ТРЕНИНГ на тему "Конфликты" (ДЛЯ 6-10 КЛАССОВ)
ТРЕНИНГ на тему "Конфликты" (ДЛЯ 6-10 КЛАССОВ)
ТРЕНИНГ на тему "Конфликты" (ДЛЯ 6-10 КЛАССОВ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.