Тренинг по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
учащихся 11 класса.
Алгоритм выполнения заданий 1-12.
1 задание
Алгоритм выполнения задания:
1. Прочитайте внимательно текст.
2. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается автором.
3. Обратите особое внимание при графической проработке текста на второе и третье предложения: это, как правило, смысловой центр текста (то, ради чего он написан).
4. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
5. Перескажите, начиная с конца, содержание текста и сформулируйте главную информацию, которая содержится в нём.
6. Соотнесите свой вариант сжатия исходного текста (пересказ основного его содержания) с предложенными вариантами ответов.
7. Исключите из имеющихся вариантов ответов:
— предложение, включающее информацию, которой нет в тексте;
— предложение, дословно цитирующее какую-либо часть текста и передающее мелкие детали и несущественные для понимания главной информации подробности;
— предложение, передающее лишь часть главной информации.
8. Выберите те два варианта ответов, в которых главная информация текста максимально выражена при минимальной затрате речевых средств.
9. Помните о том, что два правильных варианта должны:
— передавать одно и то же содержание, но отличаться лишь речевым оформлением;
— объединять информацию, представленную во втором и третьем предложениях исходного текста.
2 задание
Средства связи предложений в тексте
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: обычно в задании 2 пропущено либо вводное слово (конструкция), либо союз, либо частица, либо наречие, которое связывает предложение с пропуском с предыдущим и вносит определённое значение в рассуждения автора исходного текста.
Алгоритм выполнения задания:
Чтобы правильно определить необходимое для данного контекста слово (сочетание слов):
1) Внимательно вчитайтесь в тест и уясните логику рассуждений автора.
2) Определите, каким логическим звеном в рассуждениях автора является предложение с пропуском:
— указывает на причину описываемых явлений (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО);
— является следствием рассуждений автора (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА);
— подводит итог рассуждениям автора (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО);
— повторяет ту же самую мысль, но понятнее (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ);
— стремится дополнить высказанную ранее мысль чем-то новым и важным (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить КРОМЕ ТОГО);
— поясняет то, о чём говорилось прежде (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить НАПРИМЕР, ТАК);
— вносит в авторские рассуждения значение «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста» (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ);
— уточняет сказанного ранее (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ТО ЕСТЬ);
— используется для противопоставления, подчеркивая противоречие (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ОДНАКО, ЗАТО, НО);
— вносит значение уточнения и подчёркивает важность мысли (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ИМЕННО,. ВЕДЬ);
— усиливает сказанное (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ДАЖЕ);
— имеет значение «по этой причине» (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить НЕ СЛУЧАЙНО).
3) Осуществите подстановку, а затем ещё раз перечитайте получившийся вариант и убедитесь в том, что правильно установили логическое соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует.
3 задание
Лексическое значение слова
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: определить, в каком из лексических значений употреблено в предложении многозначное слово, можно только из контекста, используя приём подстановки: поочерёдно подставить вместо многозначного слова в предложение каждое из его толкований; если предложение при этом не утратит своей смысловой цельности, значит, это показатель того, что ответ является правильным.
Алгоритм выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Найдите указанное предложение.
3. Включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа.
4. Определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе проведённого лингвистического эксперимента своей смысловой цельности:
— если предложение не потеряло своей смысловой цельности — ответ верен;
— если смысл предложения изменился — ответ неверен.
4 задание
Орфоэпические нормы русского языка
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: подвижность русского ударения создает объективные трудности при выполнении задания данного типа. Но знание некоторых правил орфоэпии, а также слов, входящих в орфоэпический минимум, поможет успешно его выполнить.
1. В глаголах прошедшего времени женского рода ударение, как правило, падает на окончание А: бралА, бралАсь, взялА, взялАсъ, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсъ, дождалАсь, ждалА, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, лгалА, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсъ, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсъ, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.
Примечание:
— исключение составляют глаголы прошедшего времени женского рода с приставкой ВЫ-, которая перетягивает ударение на себя: вЫлила, вЫзвала;
— у глаголов класть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание А, а остаётся на основе: клАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
2. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание А:занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.
В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ. при спряжении ударение падает на окончание -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ:
включить — включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт;
вручить — вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт;
дозвониться — дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся;
кровоточИть — рана кровоточИт;
исключить — исключИшь, исключИт, исключИм, исключите, исключАт;
звонить — звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;
наделить — наделИшь, наделИт, наделИм, наделИте, наделЯт;
накрениться — ветер накренИт судно;
насорить — насорИшь, насорИт, насорИм, насорИте, насорЯт;
обзвонить — обзвонИшь, обзвонИт, обзвонИм, обзвонИте, обзвонЯт;
облегчить — облегчИшь, облегчИт, облегчИм, облегчИте, облегчАт;
ободрить — ободрИшь, ободрИт, ободрИм, ободрИте, ободрЯт;
ободриться — ты ободрИшься;
одолжить — одолжИшь, одолжИт, одолжИм, одолжИте, одолжАт;
окружить — окружИшь, оккружИт, окружИм, окружИте, окружАт;
повторить — повторИшь, повторИт, повторИм, повторИте, повторЯт;
перезвонить — перезвонИшь, перезвонИт, перезвонИм, перезвонИте, перезвонЯт;
позвонить — позвонИшь, позвонИт, позвонИм, позвонИте, позвонЯт;
сверлить — сверлИшь, сверлИт, сверлИм, сверлИте, сверлЯт;
укрепить — укрепИшь, укрепИт, укрепИм, укрепИте, укрепЯт;
щемить — сердце щемИт.
Примечание:
В следующих глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение НЕ падает на окончание:опОшлить (= сделать пОшлым) — они опОшлят;
4. В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ:быстрый — убыстрИть; острый — обострить; лёгкий — облегчИть; бодрый — ободрИть; глубокий — углубИть.
Примечание:
Этой закономерности не подчиняется глагол озлОбить, образованный от имени прилагательного «злой».
5. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этим суффиксом: нажИвший, начАвший, понЯвший, прожИвший.
6. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть, ударение падает на приставку: изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.
7. Причастия прошедшего времени, образующиеся при помощи всегда ударного суффикса -ЁНН-, в краткой форме мужского рода сохраняют это ударение, а в краткой форме причастий с суффиксом -ЁНН- в женском и среднем роде ударение переходит на окончание:
включЁнный - включЁн - включенА - включенО
довезЁнный - довезЁн - довезенА - довезенО
заселЁнный - засенЁн - заселенА - заселенО
наделЁнный - наделЁн - наделенА - наделенО
низведЁнный - низведЁн - низведенА - низведенО
ободрЁнный - ободрЁн - ободренА
обострЁнный - обострЁн - обостренА - обостренО
отключЁнный - отключЁн - отключенА - отключенО
повторЁнный - повторЁн - повторенА - повторенО
поделЁнный - поделЁн - поделенА - поделенО
приручЁнный - приручЁн - прирученА - прирученО
8. На корень БАЛ- в словах со значением «плохо себя вести», «выполнять любые капризы», «быть излишне изнеженным и капризным» ударение НЕ падает: балОванный, баловАть, балУясь, избалОванный, набаловАть
9. В деепричастиях с суффиксами -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами: начАв, отдАв, поднЯв, понЯв, прибЫв, начАвшись.
Примечание:
Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: задАть - задАв, залИть - залИв, занЯть - занЯв, начАть - начАв, поднЯть - поднЯв, пожИть - пожИв, положить - положИв, понЯть - понЯв, предАть - предАв, предпринЯть - предпринЯв, прибЫть - прибЫв, принЯть - принЯв, продАть - продАв, пропИть - пропИв, создАть - создАв.
Запомните: исчЕрпать - исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв).
10. В именах существительных иноязычного происхождения (чаще всего французского) ударение падает на последний слог: дефИс, диспансЕр, еретИк, жалюзИ, каталОг, квартАл, некролОг, партЕр, экспЕрт.
11. Место постановки ударения в отглагольном существительном обычно совпадает с местом постановки ударения в исходном глаголе, от которого оно образовано:
— вероисповЕдание (в этом отглагольном имени существительном сохраняется то же ударение, что и в исходном глаголе, от которого оно образовано: (веру) исповЕдатъ);
— обеспЕчение (в этом отглагольном имени существительном сохраняется то же ударение, что и в исходном глаголе, от которого оно образовано: обеспЕчить);
— газопровод, мусоропровОд, нефтепровОд (= то, что газ, мусор, нефть провОдит).
12. В некоторых именах существительных ударение является неподвижным и падает на КОРЕНЬ во ВСЕХ ПАДЕЖАХ: аэропОрт - аэропОрты (им. п. мн.ч.) бАнт - бАнты - с бАнтами, бухгАлтер - бухгАлтеров (род. п. мн.ч.), Икс - Иксы - с Иксом, крАн - крАны, лЕктор - лЕкторы - лЕкторов, мЕстность - мЕстностей, тОрт - тОрты - с тОртом - тОртами, шАрф - шАрфы - нет шАрфа.
13. В следующих именах прилагательных ударение такое же, как и в исходном имени существительном, от которого это имя прилагательное образовано: слИва - слИвовый, кУхня - кУхонный
14. При образовании простой формы сравнительной или превосходной степени от имени прилагательного «красИвый» ударение остаётся неизменным и падает на гласную букву И основы: красИвый - красИвее - красивейший.
15. В следующих наречиях ударение падает на приставку ДО: дОверху, дОнизу, дОсуха.
Примечание:
Этому правилу не подчиняется постановка ударения в наречиях донЕльзя, добелА, докраснА.
16. В следующих наречиях ударение падает на приставку ЗА: зАгодя = заранее, зАтемно, зАсветло
Примечание:
Этому правилу не подчиняется постановка ударения в наречии завИдно (в нём сохраняется то же ударение, что и в исходном глаголе, от которого оно образовано: завИдовать).
5 задание
Паронимы и их лексическая сочетаемость
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:
Паронимы - это однокоренные слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения: адресант - адресат; невежа - невежда; одеть - надеть и т.д.
Члены паронимических пар
— имеют разные лексические значения;
— сочетаются с разными словами.
6 задание
Грамматика. Морфология (нормы построения слов)
Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Начало формы
Ознакомиться с теоретическим материалом
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: типичные ошибки, которые НЕЛЬЗЯ допускать при образовании грамматических форм разных частей речи:
ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа имён существительных;
РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа имён существительных;
СРАВНИТЕЛЬНОЙ и ПРЕВОСХОДНОЙ степени имён прилагательных;
ПАДЕЖНЫХ ФОРМ имён числительных;
СОБИРАТЕЛЬНЫХ имён числительных; числительных ОБА, ОБЕ;
ЛИЧНЫХ местоимений;
ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКОНЕНИЯ некоторых глаголов;
ЛИЧНЫХ ФОРМ глаголов;
ВОЗВРАТНЫХ ФОРМ глагола с суффиксом -СЯ;
форм ПРОШЕДЕГО ВРЕМЕНИ некоторых глаголов с суффиксом -НУ-;
ПРИЧАСТИЙ и ДЕЕПРИЧАСТИЙ.
Алгоритм выполнения задания:
1. Определите, к какой части речи относится данное слово.
2. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования
– форм именительного падежа множественного числа;
– форм родительного падежа множественного числа.
3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней сравнения:
– нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
4. Если это имя числительное, помните о том, что
– у сложных количественных имён числительных склоняются обе части:
– при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:
– числительные полтора, полторы в именительном и винительном падежах имеют форму полтора, полторы, а в остальных падежах - полутора;
– числительное полтораста в именительном и винительном падежах имеет форму полтораста, а в остальных падежах - полутораста;
– числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется с именами существительными мужского и среднего рода;
– числительное обе (обеих, обеим, обеими) употребляется с именами существительными женского рода;
– собирательные числительные двое, трое, четверо употребляются с именами существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими лиц мужского пола, названия детёнышей животных.
5. Если это местоимение, не забывайте о том, что в местоимениях он, она, оно, они после непроизводных предлогов и производных предлогов, образованных от наречий в начале слова прибавляется буква Н.
6. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования
– форм повелительного наклонения;
– форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса -НУ-;
– личных форм некоторых глаголов;
– возвратных форм глагола с суффиксом -СЯ-.
7. Если это причастие, имейте в виду, что от переходных глаголов совершенного вида действительные причастия настоящего времени с суффиксами -УЩ-. -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- никогда не образуются.
8. Если это деепричастие, вспомните о том, что
– от глаголов совершенного вида образуются деепричастия только с суффиксом -Ж
– от глаголов несовершенного вида образуются деепричастия только с суффиксами
9. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий, найдите ошибку в образовании формы слова, исправьте её и запишите слово правильно.
7 задание
Грамматика. Синтаксис (нормы построения предложений)
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм русского языка и перечисленные в содержательной части задания.
1. Ошибки в построении предложений с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
2. Ошибки в построении предложений с ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ.
3. Ошибки в построении предложений с ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ.
4. Ошибки в построении предложений с НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ.
5. Ошибки, связанные с неправильным употреблением ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ имени СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ.
6. Ошибки, связанные с нарушением связи между ПОДЛЕЖАЩИМ и СКАЗУЕМЫМ.
7. Ошибки в построении предложений с КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ.
8. Ошибки, связанные с нарушением ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ.
9. Ошибки, связанные с нарушением ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Ошибки в построении предложений с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
1.1.Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. |
Никогда не могут выступать в качестве однородных причастный оборот и придаточное предложение; союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных. |
Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем. Либо: Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. |
Запомните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных.
Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения:
Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился.
Людям, увлекающимся туризмом и которые пожелают увидеть эту удивительную землю своими глазами, автор предлагает множество интересных туристских маршрутов.
В этих предложениях союз И соединяет разные грамматические конструкции (причастный оборот и придаточное определительное), что является нарушением синтаксической нормы.
1.2. Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять дополнение, выраженное ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, и придаточное предложение.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. |
Никогда не могут выступать в качестве однородных дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение; союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два дополнения, выраженных именами существительными, либо два придаточных предложения. |
Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате. Либо: Экономисты говорят о том. что не предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. |
Запомните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И: либо два дополнения, выраженных именами существительными, либо два придаточных предложения.
Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения:
В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю.
Книга рассказывает, как правильно содержать аквариумных рыбок и об устройстве их дома.
В этих предложениях союз И соединяет разные грамматические конструкции (дополнение и придаточное предложение), что является нарушением синтаксической нормы.
1.3, Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять как однородные члены имя существительное и инфинитив.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
Я люблю музыку и кататься на коньках. |
Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И: либо два инфинитива, либо два имени существительных. |
Я люблю слушать музыку и кататься на коньках. Либо: Я люблю музыку и катание на коньках. |
Запомните: нельзя связывать союзом И в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи.
1.4. Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять два сказуемых, если идущее за ними имя существительное грамматически связано только с одним из них: нельзя, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЁМ?) о природе света. |
В предложении сказуемые имеют одно и то же зависимое слово «о природе», однако от первого сказуемого к нему задается вопрос ЧТО?, а от второго - О ЧЁМ?;однако такое построение предложения недопустимо, поскольку общее, зависимое от однородных членов слово должно отвечать на один и тот же вопрос. |
Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света. Либо: Автор в этой статье исследует (ЧТО?) природу света и рассуждает (О ЧЁМ?) о ней. |
Запомните: в предложениях, в которых сказуемые имеют при себе одно и то же зависимое слово и соединяются союзом И, от каждого из сказуемых должен задаваться ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС к общему зависимому слову.
Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения:
Слушатели передачи ожидали (ЧЕГО?) и надеялись (НА ЧТО?) на встречу с известным телеведущим.
Каждый день я поливал (ЧТО?) и любовался (ЧЕМ?) любимым цветком.
В этих предложениях союз И соединяет однородные сказуемые, выраженные глаголами с разным управлением, следовательно, сказуемые не могут иметь при себе общего зависимого слова.
Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже. Поэтому правильными вариантами построения этих предложений будут следующие:
Слушатели передачи ожидали (ЧЕГО?) встречи с известным телеведущим и надеялись (НА ЧТО?) на неё.Каждый день я поливал (ЧТО?) любимый цветок и любовался (ЧЕМ?) им.
1.5. Недопустимо, чтобы части двойных союзов не только..., но и...; как ..., так и... связывали разные понятия: части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.
Пример предложения с грамматической ошибкой, связанной с нарушением синтаксической нормы. |
Комментарий, поясняющий, чем вызвана эта грамматическая ошибка |
Правильный вариант построения предложения после устранения этой грамматической ошибки |
На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. |
Двойной союз "не только..., но и..." должен соединять однородные члены предложения: в данном случае этого не происходит: части двойного союза соединяют имя существительное "кинофильмы" и краткое страдательное причастие "поставлено"; эти слова не являются однородными членами из-за того, что принадлежат к разным частям речи и отвечают на разные вопросы. |
На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. |
Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой. |
Двойной союз «как..., так и ...» должен соединять однородные члены предложения: в данном случае этого не происходит: части двойного союза соединяют краткое имя прилагательное "интересен" и имя существительное "образ"; эти слова не являются однородными членами из-за того, что принадлежат к разным частям речи и отвечают на разные вопросы. |
Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой. |
Запомните: нельзя связывать при помощи двойных союзов не только..., но и...; как ..., так и... как однородные члены предложения слова, выраженные разными частями речи.
1.6. Части двойных союзов «не только ..., но и ...»; «как ..., так и...» являются постоянными. Недопустимо заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только ..., а также ...» (вместо «не только..., но «...»); «как ..., а также ...» (вместо «как ..., так и...»).
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику. |
В данном предложении использована неправильная пара двойного союза: союза «не только ..., а также ...» в русском языке нет; есть только двойной союз «не только ..., но и ...». |
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику. |
Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных. а также из неофициальных источников. |
В данном предложении использована неправильная пара двойного союза: союза «как..., а также ...» в русском языке нет; есть только двойной союз «как..., так и ...». |
Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных. так и из неофициальных источников. |
1.7. Недопустимо, чтобы однородные члены, следующие за обобщающим словом, стояли НЕ в том же падеже, что и обобщающее слово.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота. |
В данном предложении обобщающее слово «душевными качествами» стоит в форме Т.п., а однородные члены: «справедливость, благородство, простота» употреблены в форме Им.п., что недопустимо. |
Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой. |
Запомните: однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
1.8. Недопустимо, чтобы при перечислении однородных членов были опущены разные предлоги.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
Толпы людей были повсюду: на улицах. площадях, скверах. |
Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в», так как это слово не употребляется с предлогом «на». |
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. |
Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Кипре. |
Перед словом «Кипре» необходимо добавить предлог «на», так как это слово не употребляется с предлогом «в». |
Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и Кипре. |
Запомните: при перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги: разные предлоги опускать нельзя.
2. Ошибки в построении предложений с ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ.
2.1. Недопустимо помещать определяемое слово ВНУТРЬ причастного оборота: причастный оборот должен полностью стоять до или после определяемого слова и не должен разрываться им на части.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться. |
Определяемое слово «делегаты» разрывает причастный оборот «приехавшие на конференцию»; определяемое слово «делегаты» должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота. |
Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.Либо: Делегаты, приехавшие на съезд, должны зарегистрироваться. |
Запомните: причастный оборот не может разрываться определяемым словом: определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота.
Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения:
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
В этих предложениях определяемое слов находится внутри причастного оборота и разрывает его на две части, что недопустимо.
2.2. Недопустимо, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже:
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
Одно из чудес на Курильской гряде (КАКОЕ?), привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. |
В предложении причастный оборот относится к сочетанию слов «одно из чудес» и должен согласовываться с главным словом в этом словосочетании - словом «одно» - в роде, числе и падеже: «одно из чудес» (КАКОЕ?) |
Одно из чудес на Курильской гряде (КАКОЕ?), привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. |
Запомните: причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже, что проверяется по вопросу, который задаётся от определяемого слова к причастию.
Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения:
Школьники нашего села активно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.
В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, специально посвящённые творчеству Н.В. Гоголя.
В этих предложениях падеж причастия не повторяет падеж определяемого слова, что недопустимо.
2.3. Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот ПОСЛЕ имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев. |
В этом предложении причастный оборот идёт после имени существительного «юг», которое не является для него определяемым; причастный оборот характеризует слово «лес» и должен быть употреблён после него. |
Лес. состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг. |
Запомните: причастный оборот должен быть согласован с тем именем существительным, которое является для него определяемым словом.
3. Ошибки в построении предложений с ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ.
3.1. Грамматически неправильным является такое предложение, в котором действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, совершаются разными лицами.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь. |
Подлежащее «дождь» совершает действие, названное сказуемым «застиг», но не совершает действия, названного деепричастием «возвращаясь». |
Возвращаясь домой, Борис попал под дождь. (Подлежащее «Борис» совершает действие, названное сказуемым «попал», и действие, названное деепричастием «возвращаясь»). |
Запомните: грамматически правильным является такое предложение, в котором подлежащее выполняет основное действие, названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие. названное деепричастием.
Примечание:
Употребление деепричастного оборота возможно в БЕЗЛИЧНОМ предложении, сказуемое в котором выражено НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА.
Примеры: Вставляя пропущенные буквы, надо вспоминать соответствующие правила. Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.
Чтобы избежать грамматической ошибки, связанной с неправильно построенным предложением с деепричастным оборотом, действуйте по следующему алгоритму:
Выделите грамматическую основу каждого предлагаемого в задании продолжения предложения.
Определите, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием.
Если найденное вами подлежащее выполняет действие, названное глаголом-сказуемым и деепричастием, вы нашли правильный ответ.
4. Ошибки в построении предложений с НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
4.1. Название, заключённое в кавычки и данное вместе с родовым словом («повесть», «рассказ», «поэма», «роман», «статья», «журнал», «телепередача», «симфония», «кинотеатр», «картина», «книга», «торговый комплекс» и т.д.), является НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ и должно стоять в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение. |
Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, название, заключённое в кавычки, если перед ним стоит родовое понятие - нарицательное существительное «журнал». |
В журнале «Новый мир»напечатана рецензия на это произведение. |
В оде А.С. Пушкина «Вольности» поднимается тема свободы. |
Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, название, заключённое в кавычки, если перед ним стоит родовое понятие - нарицательное существительное «ода». |
В оде А. С. Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы. |
Запомните: название, заключённое в кавычки и данное ПОСЛЕ родового слова («роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.). должно стоять в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
Примечание:
Название, заключённое в кавычки и данное БЕЗ родового слова {«роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.), изменяется по падежам.
Примеры: В «Войне и мире» действуют свыше пятисот персонажей. Автор «Слова о полку Игореве» является подлинным знатоком русской природы.
5. Ошибки, связанные с неправильным употреблением ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ имени СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ.
5.1. После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ имена существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаний человека. Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием. Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правил, не летом, а зимой. |
После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ имена существительные должны отвечать на вопрос (ЧЕМУ?) и употребляться только в дательном падеже. В данных предложениях после предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употреблена форма родительного падежа (ЧЕГО?). |
Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоким знаниЯМ человека. Согласно сложившимся на флоте традициЯМ, переход через экватор считался знаменательным событием. Работу на проливе решено было вести, вопреки установившимся правилAM, не летом, а зимой. |
Запомните:
1) Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ употребляются с дательным падежом:
одержать победу благодаря (ЧЕМУ?) твоему совету;
действовать согласно (ЧЕМУ?) указаниям друга;
прийти вопреки (ЧЕМУ?) моему желанию;
мечтать подобно (КОМУ?) сказочному герою;
поступить наперекор (ЧЕМУ?) совету родителей;
броситься наперерез (КОМУ?) понесшемуся вскачь коню.
2) Предлог БЛАГОДАРЯ лексически связан с глаголом БЛАГОДАРИТЬ и употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: «Благодаря крушению поезда пострадали люди». В данном случае уместно использование непроизводного предлога ИЗ-ЗА.
5.2. После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме предложного падежа.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.По истечению срока действия загранпаспорта его требуется продлить.По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.По прилёту в Москву следует посетить Красную площадь. |
В этих предложениях предлог ПО имеет значение «после чего-либо», поэтому слово, стоящее после него, необходимо было употребить в форме предложного, а не дательного падежа. |
По прибытиИ в Москву он почувствовал себя плохо. По окончаниИ курсов английского языка я получил сертификат. По завершениИ строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок. По истечениИ срока действия загранпаспорта его требуется продлить. По приездЕ в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых. По прилётЕ в Москву следует посетить Красную площадь. |
Запомните: по прибытиИ, по окончаниИ, по завершениИ, по истечениИ, по приездЕ, по прилётЕ.
5.3. Довольно часто в тестах ЕГЭ в этом задании встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме имени существительного или местоимения, стоящего после глагола.
Глагол |
Вопрос, задаваемый от этого глагола к имени существительному |
Правильная падежная форма имени существительного после этого глагола |
ОПЛАТИТЬ |
что? нельзя: за что? |
оплатить телефон, оплатить проезд (нельзя сказать: оплатить за телефон, оплатить за проезд) |
УКАЗЫВАТЬ |
на что? нельзя: о чём? |
указывать на эти недостатки (нельзя сказать: указывать об этих недостатках) |
ПРИЗНАТЬСЯ |
в чём? нельзя: о чём? |
признаться во всём (нельзя сказать: обо всём признаться) |
УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ |
чему? нельзя: на что? |
уделять внимание изучению (нельзя сказать: уделять внимание на изучение) |
ОТЧИТАТЬСЯ |
в чём? нельзя: о чём? |
отчитаться в проделанной работе (нельзя сказать: отчитаться о проделанной работе) |
СКУЧАТЬ, ГРУСТИТЬ |
по ком? нельзя: по кому? |
грустить по вас, скучать по нас (нельзя сказать: грустить по вам, скучать по нам) |
ПОРАЖАТЬСЯ |
чему? нельзя: чем? |
поражаться твоему терпению (нельзя сказать: поражаться твоим терпением) |
УПРЕКАТЬ |
в чём? нельзя: чем? |
упрекать в неоправданном бессердечии (нельзя сказать: упрекать неоправданным бессердечием) |
УДИВЛЯТЬСЯ |
чему? нельзя: чем? |
удивляться рассказам (нельзя сказать: удивляться рассказами) |
УСТАНОВИТЬ |
что? нельзя: о чём? |
установить причины аварии (нельзя сказать: установить о причинах аварии) |
Следует запомнить управление при следующих именах существительных:
Заведующий (чем?) кафедрой, лабораторией
Управляющий (чем?) банком, фирмой
Отзыв (о чём?) о книге, о публикации
Рецензия (на что?) на книгу, на публикацию
6. Ошибки, связанные с нарушением связи между ПОДЛЕЖАЩИМ и СКАЗУЕМЫМ
6.1. В сложноподчинённых предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО...», «ВСЕ, КТО ...», при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в единственном числе, а при подлежащих ТЕ (ВСЕ) глаголы-сказуемые употребляются во множественном числе.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного. |
Подлежащее «те» требует глагол-сказуемое в форме множественного числа «видели». |
Те, кто бывал в Кижах, видели, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного. |
Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел. |
Подлежащее «кто» должно употребляться с глаголом-сказуемым в форме единственного числа «бывал». |
Все, кто бывал на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел. |
Запомните: подлежащее ТЕ (ВСЕ) + глагол-сказуемое во МНОЖЕСТВЕННОМ числе; подлежащее КТО + глагол-сказуемое в ЕДИНСТВЕННОМ числе.
7. Ошибки в построении предложений с КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ.
Косвенная речь - это способ передачи чужой речи в виде придаточной части сложноподчинённого предложения.
7.1. Недопустимо смешивать в одном предложении прямую и косвенную речь.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
Учитель поинтересовался, что кто отсутствует в классе. Мама спросила, что смогу ли я помочь ей вымыть окна. |
В этом предложении смешаны прямая и косвенная речь. Недопустимо в предложении с косвенной речью употреблять в придаточной части союз ЧТО при наличии союза ЛИ. |
Учитель поинтересовался, кто отсутствует в классе. Мама спросила, смогу ли я помочь ей вымыть окна. |
7.2. Недопустимо при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части употреблять личное местоимение «Я»: местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменять местоимениями и глаголами в Форме третьего лица.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «Я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». |
При переводе прямой речи в косвенную в придаточной части использовано личное местоимение Я, что недопустимо. |
В своих воспоминаниях Короленко писал, что ОН всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». |
8. Ошибки, связанные с нарушением ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ.
8.1. Необходимо соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. Видовые категории тесно переплетаются с категориями времени глагола. Категория времени - это категория, обозначающая действие к моменту речи. Настоящее время - действие в момент речи, прошедшее - действие, предшествующее моменту речи, будущее время - действие, которое совершается после момента речи. У глаголов совершенного вида две формы времени (нет форм настоящего времени), у глаголов несовершенного вида три формы времени (настоящее, прошедшее, будущее). Категория времени глагола - одна из важнейших коммуникативно-грамматических категорий в языке. Она связывает глагол и тем самым предложение, в котором он функционирует, с актом речи, в течение которого она образует временное отношение к моменту речи, поэтому следует обратить особое внимание на проблему согласования времён глаголов в предложении.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
А. С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя. |
В предложении нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: глагол «подвергает» употреблён в настоящем времени; глагол «раскрыл» употреблён в прошедшем времени. |
А.С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрывает истинную сущность своего героя. |
9. Ошибки, связанные с нарушением ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
9.1. При построении сложного предложения наиболее частотной грамматической ошибкой является неумелый выбор, неправильное или неточное использование союзов и союзных слов: неверное употребление одного союза или союзного слова вместо другого, употребление лишнего союза.
Пример |
Комментарий |
Правильный вариант |
Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько серьезно она влияет на формирование личности человека. |
В контексте данного сложноподчинённого предложения употребление союза "что" является излишним, так как придаточное изъяснительное присоединяется к главному при помощи союзного слова "насколько". |
Размышляя о значении литературы, понимаешь, насколько серьезно она влияет на формирование личности человека. |
8. Правописание корней
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: правописание корней с проверяемой безударной гласной; правописание корней с чередующейся гласной; словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить.
1. Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова
В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в однокоренных словах или формах этого слова.
2. Чередующиеся гласные в корне слова
3. Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Алгоритм выполнения задания:
1) Подберите проверочные слова к каждому слову, помня о том, что среди них могут быть словарные слова, безударная гласная в корне которых требует запоминания.
Если вы нашли слова, в которых есть проверяемая гласная в корне, или словарные слова, то можете их вычеркнуть, так как они не будут являться правильным ответом
2) Внимательно прочитайте все слова и найдите среди них слово с чередующейся гласной в корне:
ГАР - ГОР ЗАР - ЗОР КЛАН - КЛОН ТВАР - ТВОР ЛАГ-ЛОЖ БИР - БЕР ПИР - ПЕР ДИР - ДЕР ТИР - ТЕР МИР - МЕР БЛИСТ - БЛЕСТ СТИЛ - СТЕЛ ЖИГ - ЖЕГ ЧИТ - ЧЕТ КАС - КОС А (Я) - ИМ (ИН) РАСТ - РАЩ - РОС СКАК - СКОЧ МАК - МОК РАВН - РОВН ПЛАВ – ПЛОВ
9.Правописание приставок
Начало формы
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: следующие орфографические правила:
— правописание неизменяемых приставок;
— правописание изменяемых приставок РАЗ-/РАС- и РОЗ-/РОС-;
— правописание изменяемых приставок, оканчивающихся на -3 и -С;
— правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-;
— правописание И, Ы после приставок;
— правописание разделительных Ъ и Ь знаков
Примечание:
1) Когда за приставками, оканчивающимися на согласную (С-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, НАД-, РАЗ- и др.), следует два согласных звука, в конце приставке может появиться дополнительная гласная (это всегда буква О):СОБЛЮСТИ, ПОДОРВАТЬ, ОБОГНУТЬ, ОТОРВАТЬ, НАДОРВАТЬ, РАЗОГНАТЬ.
2) Приставка ПРА- пишется в тех случаях, когда вносит в слова значение «первоначальный, исконный, древний» (ПРАРОДИНА, ПРАЯЗЫК, ПРАСЛАВЯНЕ, ПРАПАМЯТЬ); «степень родства» (ПРАБАБУШКА, ПРАДЕДУШКА, ПРАПРАВНУЧКА.); «имеющий отношение к предкам» (ПРАОТЦЫ, ПРАМАТЕРЬ, ПРАРОДИТЕЛИ).
Примечание: в остальных случаях пишется приставка ПРО-: ПРООБРАЗ, ПРОРЕКТОР, ПРОВИДЕЦ и др.
2. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок ПРЕ- и ПРИ-
Следует обратить особое внимание на омофоны («фонетические близнецы») - слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному в зависимости от значения.
Приставки ПРЕ и ПРИ - «фонетические близнецы».
3. Правописание буквы Ы, И после приставок
Примеры:
Уму не под силу долго разЫгрывать роль сердца (Ларошфуко).
Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин; но только с одних взИмает кровь, с других - слёзы (Теккерей).
Даже выступая на собрании первым, он присоединялся к предЫдущему оратору (Э. Кроткий).
Сначала собака не любит кошку, а аргументы подЫскивает потом (Янина Ипохорская).
4. Разделительные Ъ и Ь знаки
Примечание:
Ъ не пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами А, О, У, Э: СЭКОНОМИТЬ, ПРЕДОЛИМПИЙСКИЕ тренировки, ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ сочинение, КОНТРАТАКА, ПРЕДУГАДАТЬ.Ъ не пишется в сложносокращённых словах: ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ГЛАВЮРИСТ, ОРГЕДИНИЦА.
10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
Начало формы
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:в каких случаях в именах прилагательных пишутся суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ-; -ИВ-, -ЕВ-; от чего зависит написание глагольных суффиксов -ИВА-, -ЕВА-; какие гласные буквы пишутся перед ударным глагольным суффиксом -ВА-; когда в суффиксах имён существительных следует писать гласные буквы Е, И.
1. Правописание суффиксов имен прилагательных
Суффикс |
Его правописание |
Примеры |
1. -ИВ-, -ЕВ- |
Под ударением пишется суффикс -ИВ-.Без ударения пишется суффикс -ЕВ-.Исключения: МИЛОСТИВЫЙ, ЮРОДИВЫЙ. (в безударном положении пишется суффикс -ИВ-) |
ЛЕНИВЫЙ (под ударением) КЛЮЧЕВОЙ (без ударения) ЛОКТЕВОЙ (без ударения) |
2. -ЛИВ-, -ЧИВ- |
Суффиксы имён прилагательных -ЛИВ-, -ЧИВ- всегда пишутся с буквой И.У имён прилагательных суффиксов -ЛЕВ-, -ЧЕВ- не бывает. |
ПРИЧУДЛИВЫЙ = ПРИЧУДА + ЛИВ(у имён прилагательных суффикса -ЛЕВ- не бывает) ОБИДЧИВЫЙ = ОБИДА + ЧИВ (у имён прилагательных суффикса -ЧЕВ- не бывает) |
2. Правописание глагольных суффиксов
Суффиксы |
Их правописание |
Примеры |
1) -ИВА-, (-ЫВА-) |
У глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ИВА-, (-ЫВА-), если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ИВАЮ, (-ЫВАЮ) |
РАССЕИВАТЬ РАССЕИВАЛ (пишется суффикс -ИВА-, так как Я (что делаю?) РАССЕИВАЮ) СГЛАЖИВАТЬ, СГЛАЖИВАЛ (пишется суффикс -ИВА-, так как Я (что делаю?) СГЛАЖИВАЮ) СКЛАДЫВАТЬ, СКЛАДЫВАЛ (пишется суффикс -ЫВА-, так как Я (что делаю?) СКЛАДЫВАЮ) |
2) -ЕВА-, (-ОВА-) |
У глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ЕВА-, (-ОВА-), если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на УЮ, (-ЮЮ) |
НОЧЕВАТЬ НОЧЕВАЛ (пишется суффикс -ЕВА-, так как Я (что делаю?) НОЧУЮ) ПОТЧЕВАТЬ ПОТЧЕВАЛ (пишется суффикс -ЕВА-, так как Я (что делаю?) ПОТЧУЮ)ПОПРОБОВАТЬ ПОПРОБОВАЛ (пишется суффикс -ОВА-, так как Я (что делаю?) ПОПРОБУЮ) |
3) Буквы И, Е перед ударным суффиксом -ВА- |
От глаголов с суффиксами -ИВА-,(-ЫВА-), -ЕВА-, (-ОВА-) следует отличать глаголы со всегда ударным суффиксом -ВА-. Чтобы узнать, какая гласная пишется перед всегда ударным суффиксом -ВА-, надо отбросить этот суффикс. Перед ударным суффиксом -ВА- пишется та же гласная буква, что и в неопределённой форме, если в ней отбросить этот суффикс -ВА-. |
ПОВЕЛЕВАТЬ(отбрасываем ударный суффикс -ВА-, получаем ПОВЕЛЕТЬ) ПРЕТЕРПЕВАТЬ (отбрасываем ударный суффикс -ВА-, получаем ПРЕТЕРПЕТЬ). Запомните слова-исключения, в которых «спряталось» женское имя «ЕВА»: ЗАСТРЕВАТЬ, ЗАТМЕВАТЬ. ПРОДЛЕВАТЬ |
Алгоритм выполнения задания:
1. Определите, к какой части речи (глагол, имя прилагательное, имя существительное) принадлежит слово с пропущенной буквой в суффиксе.
2. Помните о том, что в глаголах
— суффикс -ИВА- пишется, если глагол в форме 1 лица оканчивается на -ИВАЮ (СГЛАЖИВАТЬ - Я СГЛАЖИВАЮ):
— суффикс -ЕВА- пишется, если глагол в форме 1 лица оканчивается на -УЮ, -ЮЮ (ПОТЧЕВАТЬ - Я ПОТЧУЮ):
— перед ударным суффиксом -ВА- пишется та же гласная буква, что и в неопределённой форме, если в ней отбросить этот суффикс -ВА- (ПОВЕЛЕВАТЬ - ПОВЕЛЕТЬ);
— в словах ЗАСТРЕВАТЬ, ЗАТМЕВАТЬ, ПРОДЛЕВАТЬ пишется буква Е.
3. В именах прилагательных
— под ударением пишется суффикс -ИВ-; без ударения - суффикс -ЕВ- (ЛЕНИВЫЙ - под ударением, МАРЛЕВЫЙ - без ударения);
— МИЛОСТИВЫЙ, ЮРОДИВЫЙ пишется буква И;
— суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ- всегда пишутся с буквой И, так как у прилагательных суффиксов -ЛЕВ-, -ЧЕВ- не бывает (ЗАБОТЛИВЫЙ, УСИДЧИВЫЙ).
11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Начало формы
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:
1. Правописание личных окончаний глаголов
Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения глагола.
Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является его личное окончание.
Для этого следует поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она, оно) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится:
если отчетливо слышится гласная буква Ё, это глагол первого спряжения: плыть - плывёт;
если отчетливо слышится гласная буква И, то это глагол второго спряжения: лететь - летит;
если глагол с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву.
I спряжение |
II спряжение |
1. Все глаголы, оканчивающиеся в начальной форме не на -ИТЬ (например, на -АТЬ, -ЕТЬ, -ЯТЬ, -УТЬ и т.д.).2. Глаголы-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ3. Глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на -ЯТЬ:СЕЯТЬ, ВЕЯТЬ, ЛЕЛЕЯТЬ, ТАЯТЬ, ЛАЯТЬ, КАЯТЬСЯ, РЕЯТЬ, БЛЕЯТЬ, ЗАТЕЯТЬ, КАШЛЯТЬ, ЧУЯТЬ, НАДЕЯТЬСЯ (данные глаголы нередко ошибочно классифицируются как глаголы II спряжения, потому что при их произношении ять звучит как ить) |
Глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ - они относятся к I спряжению).Глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ |
1. Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- зависит от СПРЯЖЕНИЯ исходного глагола.
Суффиксы -УЩ-, -ЮЩ- |
Суффиксы -АЩ-, -ЯЩ- |
исходный глагол ПЕРВОГО спряжения |
исходный глагол ВТОРОГО спряжения |
шепчУЩий (от ШЕПТАТЬ, не на-ИТЬ, I спряжение). СтелЮЩий (от СТЕЛИТЬ, на-ИТЬ, исключение, I спряжение) |
дышАЩий (от ДЫШАТЬ не на-ИТЬ, исключение, II спряжение). СтроЯЩий (от СТРОИТЬ, на-ИТЬ, II спряжение) |
2. Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени -ИМ-, -ЕМ- зависит от СПРЯЖЕНИЯ исходного глагола.
Суффикс -ЕМ- |
Суффикс -ИМ- |
исходный глагол ПЕРВОГО спряжения |
исходный глагол ВТОРОГО спряжения |
читаЕМый (от ЧИТАТЬ, не на-ИТЬ, I спряжение) |
видИМый (от ВИДЕТЬ, не на-ИТЬ, исключение, II спряжение) |
3. Правописание гласной буквы перед суффиксом -ВШ- в действительных причастиях прошедшего времени подчиняется особому правилу.
Перед суффиксом -ВШ- действительных причастий прошедшего времени пишется та же гласная буква, что и перед ТЬ в начальной форме исходного глагола. УвидЕть - увидЕвший. услышАть - услышАвший.
Примечание: чтобы правильно написать гласную букву перед суффиксом -ВШ-, СПРЯЖЕНИЕ исходного глагола определять НЕ НАДО.
4. Правописание гласной буквы перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени зависит от того, на -АТЬ, -ЯТЬ или на -ИТЬ, -ЕТЬ оканчивается НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА исходного глагола.
Перед НН пишется А (АНН) |
Перед НН пишется Я (ЯНН) |
Перед НН пишется Е (ЕНН) |
исходный глагол в начальной форме оканчивается на -АТЬ |
исходный глагол в начальной форме оканчивается на -ЯТЬ |
исходный глагол в начальной форме оканчивается на -ЕТЬ или на -ИТЬ |
услышАтъ -услышАННый |
посеЯть - посеЯННый |
увидЕть - увидЕННый, построИтъ - построЕННый |
Примечание:
Правописание гласных перед одной Н в кратких страдательных причастиях подчиняется тому же правилу, что и правописание гласной перед НН в полных страдательных причастиях: УслышАтъ - услышАнный - услышАна.
Алгоритм выполнения задания
1) Выясните, в какой части слова пропущена гласная буква:
— в окончании
— в суффиксе.
12. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
Начало формы
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:правила слитного и раздельного правописания частиц НЕ и НИ с разными частями речи; случаи употребления частицы НИ.
Прежде всего хотелось бы напомнить:
— НЕ с любой частью речи пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется: невежа, невзгоды, нелепый, невзрачный, ненастный, негодовать, нездоровится, несдобровать, неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый.
— НЕ всегда пишется раздельно при словах, в составе которых есть дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.