Тренинговое занятие для педагогов"Полюби себя"
Оценка 4.7

Тренинговое занятие для педагогов"Полюби себя"

Оценка 4.7
doc
15.12.2023
Тренинговое занятие для педагогов"Полюби себя"
Тренинг личностной эффективности педагога занятие 1.doc

Тренинг личностной эффективности  «Полюби себя».

 

Данная тренинговая программа является частью комплексной работы и проекта педагога-психолога  МБДОУ ЦРР ДС №58 «Жемчужинка» Точиновой С.Г.

 по профилактике и преодолению синдрома профессионального выгорания педагогов.

 

Цель тренинга: профилактика профессионального выгорания.

Задачи: создать условия для личностного роста педагогов и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

 

1 занятие «Полюби себя».

Задачи 1 занятия:

1.  Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками, особенностями проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

2. Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов.

3. Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

 

Материалы и оборудование: проектор для показа ЦОР, музыкальное сопровождение релаксации, песочные часы, листы бумаги, простые карандаши на каждого участника тренинга.

Ход занятия: (Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги!

1.    Упражнение «Ассоциации».

Какие ассоциации у вас возникают при слове работа? (Слайд 2) (ответы)

Несомненно, что профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания.

В связи с актуальностью темы сохранения психологического здоровья педагогов ДОУ предлагаю Вам стать участниками тренинга «Полюби себя». Тренинговая программа состоит из 5 занятий, 1 раз в месяц по 1,5 часа, с октября по март.

На первом занятии мы познакомимся с понятием «выгорание», со способами эффективного управления стрессом, подойдём к осознанию своей самоценности, обретём уверенность в себе через любовь, закрепим благоприятное отношение к себе для того, чтобы предотвратить профессиональное выгорание.

Для этого нам необходимо принять правила нашей группы. Прочитайте, все согласны с ними? (Слайд 3)

n  Отключить мобильный телефон.

n  Позволить себе быть свободным!

n  Доброжелательные интонации и отношение ко всем.

n  Все внимание на говорящего.

n  Во всем ищите и находите позитив.

n  Принимать себя и других такими, какие они есть.

n  Быть искренним.

n  Избегать оценок друг друга.

n  Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.

n  Активное участие в происходящем.

n  Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

n  Конфиденциальность всего происходящего в группе.

n  Общение по принципу «здесь и сейчас».

n  Получить удовольствие!

 

Сначала немного теории. Что же такое профессиональное или эмоциональное выгорание? (Слайд 4)

Каковы его симптомы? (Ответы) Правильно. Симптомы делятся на три группы. Это изменения на физиологическом уровне, (Слайд 5),  в поведенческом плане (Слайд 6), и на психическом уровне. (Слайд 7)

Все эти симптомы не могут появиться за один день. Это длительный процесс. Человек проходит несколько фаз стресса. Сначала он испытывает нервное напряжение, потом организм начинает сопротивляться, а затем происходит эмоциональное истощение. (Слайд 8).

 А на каком этапе находитесь вы? Интересно узнать? В этом нам поможет тестирование.

 Сейчас мы проведём экспресс-диагностику «выгорания», а более подробную диагностику  я вам отдам на группы. По желанию Вы можете не показывать никому свои результаты, но кому не принципиально, потом оставите бланки мне для планирования дальнейшей работы.

Тестирование. Оценку  результатов вы можете наблюдать на экране. (Слайд 9)

 

А теперь пришло время всем познакомиться поближе и узнать друг друга и себя самого получше.

 

Упражнение 2. «Кто Я?». Цель: Знакомство, сплочение группы.

Инструкция: Возьмите бумагу и карандаш. Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и 10 раз ответьте на вопрос «Кто Я?». Используйте характеристики, черты, чувства и интересы для описания себя, начиная предложение с местоимения «Я». Например, Я- любящая мама. 

Громко прочтите ваше описание.

Какие чувства, мысли, эмоции возникли у вас при выполнении данного упражнения? (рефлексия)

Упражнение 3. «Зеркало».  Цель: Анализ собственных источников негативных переживаний. Появление самосознания.

Инструкция: Посмотрите на себя в зеркало и ответьте на вопросы:

- Нравится ли вам этот человек?

- Заслуживает ли он уважения?

- Можно ли его любить?

С какими трудностями вы столкнулись при выполнении этого упражнения? (рефлексия)

 

Упражнение 4. «Винегрет». Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Поиграем в игру «Винегрет». Представьте, что Вы овощи в винегрете. Рассчитаемся. Вы будете носить гордое имя - «свекла», вы -«огурец»,вы - «яблоко», а вы -«лук».

Далее присваивается каждому игроку своё имя.

- Кто желает быть ведущим? Выходите.(Один стул убирается)

- Когда ведущий назовёт слово «Свекла», все «свеклы» пересаживаются. А когда звучит слово «Винегрет» - пересаживаются все и ведущий тоже должен занять чьё- либо место. Кто остался – водит дальше.

Спасибо, присаживайтесь.

 

Следующее упражнение называется «За что мы любим».

Упражнение 5. «За что мы любим».  Цель: Получение обратной связи, выявление внутренних ресурсов.

Инструкция: Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся или нет. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Возьмите бумагу и карандаш, незаметно для других, выберите в группе человека, который по многим проявлениям импонирует вам. Укажите 5 качеств, которые вам нравятся в этом человеке. Итак, не указывая самого человека, прочитайте вашу характеристику, а мы попробуем определить человека, к которому она относится.

 

Следующее упражнение называется «Без маски».

Упражнение 6. «Без маски». 

Цель: Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности, формирование навыков искренних высказываний, умений выражать свои мысли, ощущения.

Ход: Каждому участнику предлагается карточка с фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен завершить фразу:

• Чего мне иногда по-настоящему хочется, так.

• Иногда люди не понимают меня, потому что я.

• Верю, что я.

• Мне бывает стыдно, когда я.

• Особенно меня раздражает, что я.

• Я та, которая всегда.

• Я уверена в себе, когда.

• Я спокойна, когда.

• Я очень огорчаюсь, когда.

• Я легко могу расплакаться, когда.

• Мне очень обидно, когда.

• Если я кого-то обижу, то.

• Я очень сочувствую тем, кто.

• Когда я была ребенком, то.

• Мое настроение очень зависит от.

• Когда со мной поступают несправедливо, я.

• Я чувствовала себя по-настоящему счастливой, когда.

• Мне очень неприятно.

• Жизнь кажется мне тяжелой, когда.

• Если ссора произошла по моей вине, я.

• Если моим родным грозит опасность, я.

• Мне очень нравится в людях.

• Я очень боюсь.

• Я никого не хочу видеть, когда.

• Мне становится легче, когда.

• Я никогда не прощу.

• Я постоянно думаю о.

• Я могу стать несдержанной, когда.

• Я считаю своим долгом.

• Я часто жалею о том, что.

Спасибо за откровенность. Одной из незаконченных фраз этого упражнения была фраза: "Я чувствовала себя по-настоящему счастливой, когда. Ощущение счастья является сильнейшим антистрессовым средством, а также уникальным стимулом для достижения психологического баланса. Поэтому я предлагаю вам сейчас на время окунуться в это прекрасное состояние.

 

Упражнение № 7. «Мышечная релаксация»

Участники располагаются удобно на стуле.

Релаксация – это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом.

Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения. Умение расслабиться помогает приостановить ненужный расход энергии, быстро нейтрализует утомление, снимает нервное напряжение, дает ощущение покоя и сосредоточенности.

Расслабились мышцы – отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие.

 

Инструкция.

Сейчас мы будем использовать для мышечной релаксации  10 групп мышц по методике Джекобсона.

Важно запомнить, что наша главная задача на глубоком, медленном вдохе напрягать определенную группу мышц, затем задержать дыхание на 5 секунд. А на медленном выдохе максимально расслабить эти мышцы. Затем восстановить дыхание и в течение 30-ти секунд сосредоточить внимание на возникающее расслабление.

В таком режиме дыхания мы сейчас будем выполнять следующие упражнения:

 

Группы мышц

Упражнения

1. Кисти рук

1. Сжать кисти рук

2. Руки (кисть, предплечье, плечо)

2. Попытаться дотянуться руками до противоположной стены, сильно растопырив пальцы

3. Шея и надплечье

3. Плечами дотянуться до мочек ушей

4. Мышцы спины

4. Свести лопатки и потянуть их немного вниз

5. Стопы

5. Попытаться дотянуться пальцами стоп до голени

6. Ноги

6. Встать на цыпочки и напрячь мышцы ног

7. Мышцы лба

7. Поднять брови высоко вверх

8. Мышцы носа, щек

8. Сморщить нос

9. Мышцы щек, шеи

9. Растянуть уголки губ («Улыбка Буратино»)

10. Мышцы губ

10.Вытянуть губы трубочкой

 

Все упражнения повторяются два раза.

Комментарии для ведущего.

Ведущий, в процессе выполнения упражнений, помогает участникам сосредоточиться на ощущении расслабления и успокоения. После выполнения упражнений можно дать участникам следующую инструкцию: «Мысленно повторите следующие фразы: «Я хочу быть спокойным…», «Я успокаиваюсь…», «Я спокоен…», «Я буду спокойным…».

 

Существует много способов снятия нервного напряжения. Один из них – находить что-нибудь позитивное даже в самых отрицательных моментах нашей жизни. А мы сейчас попробуем действовать наоборот.

Упражнение 8. «Вредные советы».

Попробуйте написать 10 «вредных советов», которым подходил бы заголовок:

- «Как превратить друзей в заклятых врагов»;

- «Как набрать лишние килограммы»;

- «Как никогда не выйти замуж»;

- «Как заставить начальника думать о себе плохо»

 

А что Вы обычно делаете для выхода из стрессовой ситуации? Поделитесь опытом.

Упражнение 9. «Что доставляет мне удовольствие». Цель:  Выявление внутренних ресурсов, расширение способов управления стрессом.

Инструкция: За 3 мин. Напишите как можно больше высказываний на вопрос «Что вам доставляет удовольствие?».

Подчеркните и подсчитайте те высказывания, которые зависят только от вас, а не от каких – либо обстоятельств. Пример: принять ванну, послушать музыку. Теперь посмотрите, сколько всего зависит от нас с вами.

 

 

 

 

 

Способы эффективного управления стрессом. (Слайд 10)

1.     В стрессовых  ситуациях эмоции выходят на первый план, а способность  рационально мыслить  уменьшается. Один из эффективных элементов управления стрессом – дать мозгу выполнить  какую–нибудь конкретную мыслительную задачу.  Например, вспомнить двадцать слов на английском языке, пять имен женщин на букву «А»,  посчитать, сколько человек в комнате одеты в брюки, сколько лампочек горит на потолке или другие подобные вещи, главное, занять мозг четко поставленной задачей, с которой можно справится, но она требует определенных  мыслительных  усилий.

2.     Старайтесь быть «позитивным»:
Дайте себе установку: «как хорошо я могу справляться», и не думайте как всё ужасно и что всё будет плохо. Хорошо работает формула «Дело сложное, но я постараюсь,  и все получится хорошо».

3.     Используйте навыки аутотренинга: можно просто посидеть в расслабленном состоянии и послушать приятную музыку. Учитесь расслабляться. В напряженных ситуациях можно просто многократно повторять формулу «Я спокоен, собран, готов к действию».

4.     Увеличите «обратную связь» с телом и пытайтесь саморегулировать стресс. Можно спросить себя «Где у меня в теле находится стресс?». Определив это место, надо расслабить это место (выполняя комплекс упражнений именно для этой части тела). Разминка поможет снять телесные зажимы.

5.     Вспомните, какие эмоции вы знаете. Умение распознавать свои истинные мысли и чувства помогает их контролировать.

6.     Учитесь ставить реальные цели.

7.     Попробуйте «использовать» стресс: если вы не можете бороться с тем, что вас беспокоит, то просто используйте стресс в творческом процессе. 

8.     Физическая нагрузка поможет вам бороться со стрессом: бег, теннис, садоводство - лучшие лекарства против стресса.

9.     Всегда хорошо высыпайтесь.
Недостаток хорошего здорового сна может привести к стрессу.

10.  Сделайте что-то для других: переведите свои мысли на проблемы других - почувствуйте себя нужным кому-то ещё.

11.  Расслабьтесь, сделайте перерыв: Переключитесь на что-нибудь другое, не вызывающее у вас стрессовой реакции.

12.  Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства – мы можем ими управлять. Кроме того, с рисунком можно работать, дорисовываю или, изменяя картинку на более позитивную.

13.  Следите за питанием: бананы, брокколи, гречка, рыба, изюм, финики – природные антидепрессанты, включайте их в рацион в напряженных ситуациях.

14.  Постарайтесь выговориться.  Лучше всего – со специалистом или одним самым близким человеком. Еще лучше действует, когда мы рассказываем о своей проблеме мягкой игрушке или пишем письмо самому себе.

15.  Примите душ или ванну.  Вода помогает снять напряжение и актуализирует состояние гармонии.

16.  Больше гуляйте на свежем воздухе, в красивой части города. Посетите музеи или выставки – восприятие прекрасного помогает восстановить хорошее настроение.

 

Упражнение 10. Аутотренинг. Декларация собственной самоценности. (Слайд 11)
Цель: обретение своей самоценности.

- Предлагаю Вам прочитать мантру вслух хором.
Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникальна во всей Вселенной.
Я единственная в своем роде и неповторимая.
Таких как я больше нет.
Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
Я – хозяйка своей жизни.
Я – свободная личность.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.

 

Повторяйте это каждое утро и будет вам счастье.

 

Упражнение 6. Обратная связь.

Цель: Осуществление обратной связи.

В заключение нашей встречи я предлагаю заполнить бланк анкеты «Обратная связь». Оцените свою степень включённости в занятие по 10 бальной шкале. Напишите наиболее значимые, интересные для вас упражнения. Поделитесь своими мыслями о себе, о группе. Выскажите свои замечания и пожелания ведущему (по форме, по содержанию занятия). Спасибо!

А сейчас ещё один из способов расслабления и восстановления своего здоровья – фиточай (чай на травках)! Приглашаю всех к столику! Угощайтесь на здоровье!

 

Рецепт от хозяйки тренинга:

Роза, Бузина, Акация, Розмарин, Ежевика, Малина, Шиповник, Мелиса, Чабрец, Шалфей, Лимонник, Смородина, Липа + немного Чёрного чая. Можно добавить желе из красной смородины.

 

 

 

 

 

 

 

 


Тренинг личностной эффективности «Полюби себя»

Тренинг личностной эффективности «Полюби себя»

Все внимание на говорящего. n

Все внимание на говорящего. n

Нравится ли вам этот человек? -

Нравится ли вам этот человек? -

Когда со мной поступают несправедливо, я

Когда со мной поступают несправедливо, я

Шея и надплечье 3. Плечами дотянуться до мочек ушей 4

Шея и надплечье 3. Плечами дотянуться до мочек ушей 4

Способы эффективного управления стрессом

Способы эффективного управления стрессом

Упражнение 10. Аутотренинг. Декларация собственной самоценности

Упражнение 10. Аутотренинг. Декларация собственной самоценности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2023