Тренинговое занятие для студентов "Жить в мире с собой и другими"
Оценка 4.6

Тренинговое занятие для студентов "Жить в мире с собой и другими"

Оценка 4.6
doc
30.01.2024
Тренинговое занятие для студентов "Жить в мире с собой и другими"
Жить в мире с собой и другими.doc

Макушка-3

 

 

 

 

 

 

 

Утверждаю:

Зам. директора по УВР

ГАПОУ «КанТЭТ»

Минобразования Чувашии

 ___________ Т.М. Данилова

 «     » ________________2017 год

 

 

 

 

 

План-конспект

тренингового занятия толерантности для студентов

«Жить в мире с собой и другими»

 

 

 

 

Разработала:

педагог – психолог

Мифтахутдинова Д.Р.

 

 

 

 

 

 

Канаш 2017 г.

План-конспект

тренингового занятия толерантности для студентов

«Жить в мире с собой и другими»

Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Дата проведения: 18 марта 2017 года

Целевая аудитория: студенты в возрасте от 16 до 18 лет. Количественный состав группы 8-12 человек.

Форма: групповая работа.

Оборудование: интерактивная доска или флипчарт; компьютер; колонки; проектор

Материалы:

Грецкие орехи (по числу участников);

2 яблока (1 разрезанное пополам)

На ватмане нарисованное дерево.

Стикеры в форме листочков.

Определения толерантности, написанные на листах бумаги формата АЗ,  лист ватмана.

 

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я бы хотела начать наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей встречи.

Фиронов Д. Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил:

- И мира тоже.

Педагог: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить (о толерантном отношении к окружающим)?

Упражнение «Орехи» (7 минут)

Цель: создать условия для обсуждения темы.

Материалы: пакет с грецкими орехами по числу участников.

Ход упражнения: Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого из них взять по ореху, а потом в течение 1-3 минут внимательно рассмотреть и запомнить свой орех. Затем орехи складываются обратно в пакет. Ведущий перемешивает их, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой. Когда это выполнено, ведущий просит рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других.

Обсуждение:
• Аналогия между орехами и людьми:
• Чтобы увидеть особенности, нужно приглядеться. На первый взгляд, все одинаковые.
• Как судят о ценности ореха?

• Зачем ореху скорлупа? (Люди выращивают скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются). Необходимо проявить терпение, внимание, заинтересованность к «иному», чтобы узнать его.

Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться не только высказывать собственное мнение, но и принимать другого. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.

Ведущий: - Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Сейчас я предлагаю провести маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам поочередно дотронуться до одного и того же предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Остальные ребята, пожалуйста, оставайтесь молчаливыми участниками данного эксперимента. Надеюсь, что по окончанию эксперимента мы вместе сможем сделать интересный вывод. Завязываются глаза детям, которые участвуют в эксперименте и ведущий дает им возможность дотронуться до одного предмета - яблока, но 1-му только до кожуры яблока одним пальцем, 2-му только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-му только до стопочки яблока одним пальцем. Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.

Ведущий: Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос – Что это?- и озвучивают его)

Психолог показывает целое яблоко и анализирует ответ ребят вместе со всеми детьми:

- Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)

- Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)

- Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.

- Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности – толерантность в общении.

- Часто ли люди бывают, терпимы друг к другу в современной жизни?

(Ответы учащихся)

Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие чувства он может вызывать у нас?

(Ответы детей, которые необходимо записать на плакате)

- раздражение,

- равнодушие,

- агрессивность,

- удивление,

- презрение,

- высокомерие.

Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.

Давайте попробуем вместе это сделать.

(На доске вместе преобразовываем)

- умение владеть собой,

- чуткость,

- доброжелательность,

- доверие,

- великодушие,

-бескорыстие

Упражнение «Паутина предрассудков» (15 минут)

Цели:

- показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков;

- дать студентам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Материалы: клубок ниток или моток веревки.

Процедура проведения. Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков в отношениях между людьми. Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным, лишенным права голоса. В отношении некоторых национальностей, этнических меньшинств ходит множество анекдотов, основанных на отрицательных стереотипах и ярлыках. Ведущий просит участников вспомнить и назвать какой-либо народ, который традиционно является объектом насмешек и анекдотов. Например, называют чукчу, «лиц кавказской национальности». Ведущий предлагает кому-то из участников сыграть роль выбранного народа. Этот участник садится в центр круга на стул, а остальные начинают рассказывать о названной национальности анекдоты, основанные на отрицательных стереотипах и предрассудках, или высказывать бытующие негативные представления. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего «народ», веревкой, как бы опутывая «паутиной предрассудков», до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться.

Ведущий спрашивает «народ» о том, что он сейчас чувствует. «Народ» рассказывает о своем состоянии и своих чувствах. Затем ведущий задает участникам вопросы: «Какие у вас возникли чувства? Вы бы хотели оказаться в роли такого "народа"?» У членов группы возникает желание распутать «народ». Для этого ведущий предлагает всем вспомнить что-то хорошее об этом «народе», посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются, а ведущий в это время постепенно распутывает «паутину». Упражнение заканчивается, когда «народ» полностью освобожден от «паутины предрассудков».

Ведущий: К какому же выводу мы можем подойти в нашей совместной работе?

Студенты: Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.

Упражнение «Дерево толерантности»

Ведущий: Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.

У вас есть стикеры – листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске ствол дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их).

Рефлексия занятия

- Что вам понравилось в занятии?

- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?

- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?

Итог занятия.

Ведущий благодарит за работу всех и подводит итог:

А закончить наше занятие мне бы хотелось словами Джорджа Бернард Шоу:

 «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди».

«Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!»

 

Литература

1.  Байбаков А. М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников. М., 2002.

2.              Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.,2000.

3.              Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг с подростками. М.,1998.

4.              Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой идругими: Тренинг толерантности для подростков. М., 2000.

5.              Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 1, М., 2000.

6.      Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. Психологическиеигры и упражнения. М., 2002.


7.             

Утверждаю: Зам. директора по

Утверждаю: Зам. директора по

План-конспект тренингового занятия толерантности для студентов «Жить в мире с собой и другими»

План-конспект тренингового занятия толерантности для студентов «Жить в мире с собой и другими»

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи

Ведущий: Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою…

Ведущий: Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою…

Материалы : клубок ниток или моток веревки

Материалы : клубок ниток или моток веревки

Что вам понравилось в занятии? -

Что вам понравилось в занятии? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2024