Мастер-класс "Яркий мир моей души"
Оценка 5

Мастер-класс "Яркий мир моей души"

Оценка 5
Мероприятия +1
doc
психологическая работа
31.01.2024
Мастер-класс "Яркий мир моей души"
Мастер класс с использованием техники рисования - Эбру
Исправлено Мастер-класс с бабочкой - копия.doc

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики «Канашский транспортно-энергетический техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий мастер-класса

 «Яркий мир моей души» 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

педагог-психолог

Мифтахутдинова Д.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Канаш 2019


Актуальность

В настоящее время психологическая служба в системе образования интенсивно развивается и становится одним из существеннейших компонентов целостной системы образования Российской Федерации.

Сегодня многие руководители образовательных учреждений, преподаватели, воспитатели, родители все больше осознают актуальность и необходимость психологической службы. В обществе формируется потребность в психологическом сопровождении личности на разных этапах ее становления.

Содержание деятельности педагога-психолога во многом зависит от типа образовательного учреждения, в котором он работает, особенно в части выбора приоритетных направлений работы специалиста.

Главная задача Канашского транспортно-энергетического техникума выпустить компетентного специалиста, который сможет реализовать себя в профессии и стать востребованным на рынке труда. Моя задача, как педагога-психолога, содействовать личностному развитию и самореализации студентов, их благополучному социальному и профессиональному становлению, а также оказывать помощь педагогам при налаживании эффективного взаимодействия со студентами через создание и сохранение психологически комфортной и безопасной образовательной среды в техникуме

Учитывая особенности контингента обучающихся, запросы педагогов и администрации в Канашском транспортно-энергетическом техникуме была разработана коррекционно-развивающая программа студии арт - терапии «Цветной мир», занятия которой ориентированы на студентов и инженерно-педагогический состав техникума. 

Занятия в студии позволяют участникам освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным, более жизнерадостным и стойким к стрессовым ситуациям. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема. Главное разрешить самому себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и мире в целом что-то ранее неизведанное и интересное.

Все арттерапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я», его душа.

Рисование на воде  в технике Эбру – очень бережный  и безопасный для самопознания метод арт-терапии. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами, внутренними порывами души. Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те области чего-то неуверенного, неясного, тревожного, которые присутствовали в человеке.

Практическая значимость.

Применение арт-терапевтических методов коррекции психоэмоционального состояния личности не имеет возрастных ограничений. Студия арт – терапии является доступной и эффективной формой групповой работы со студентами и педагогами в условиях образовательного учреждения СПО. Занятия дают участникам возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в эмоциональной и поведенческих сферах, они также помогают студентам сформировать позитивную Я-концепцию, а педагогам  снять накопившееся психоэмоциональное напряжение и приуменьшить признаки эмоционального выгорания.  Ведь включаясь в новую для себя деятельность, человек меньше контролирует свои мысли и чувства, поэтому повышается вероятность постижения им новых смыслов своего поведения или отношения к чему-либо.

Спектр показаний для арт–терапевтической работы в системе среднего профессионального образования: развитие творческих способностей и креативности, коррекция негативной «Я-концепции», снятие тревожности, страхов, агрессивности, предрасположенности к дистимному фону настроения, профилактика проблемных отношений с близкими людьми (в группе, в коллективе), конфликтов, враждебности к окружающим.  

Следовательно, целенаправленная работа педагога-психолога техникума со студентами и педагогами в этом направлении, является актуальной и необходимой, и позволяет своевременно нивелировать проявления психоэмоционального напряжения у участников занятий и предотвратить его последствия.

 

Описание демонстрационного занятия

 «Яркий мир моей души» 

 

Цель демонстрируемого занятия: создать условия для снятия эмоционального напряжения и укрепления психологического здоровья студентов или педагогов, а также для осознания собственных представлений о себе самом посредством  знакомства с нетрадиционной техникой рисования «Эбру».

Задачи демонстрируемого занятия:

- создать условия для плодотворного общения участников занятия с целью профилактики психоэмоционального напряжения (или эмоционального выгорания), для эффективного самоанализа и развития творческого потенциала.

- способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию участников занятия;

- познакомить участников занятия с  техникой рисования на воде - Эбру;

Необходимое оборудование:

·        Колонка или ПК;

·        Набор для творчества Эбру;

·        Салфетки влажные;

·        Стаканчики разовые с водой;

·        Воду с загустителем.

План проведения.

1.      Организационный момент - вступительное слово (2 мин.)

2.      Практическая часть – (10 мин.)

3.      Рефлексия занятия – (2 мин.)


1.      Организационный момент - вступительное слово (3-4 минуты)

Ведущий предлагает участникам занятия разместиться на стульях (стулья расставлены по кругу перед столами).

Знакомство: Добрый день, дорогие участники занятия! Я рада видеть вас на нашей встрече. Несмотря, что на улице довольно холодно, да и в душе у многих уже осень, предлагаю вам познакомиться друг с другом необычным способом – назвать свое имя и цветок, который вам нравиться больше всего. Опишите, пожалуйста, его. (Ответы участников).

Обсуждение: Почему вы выбрали именно этот цветок?

Обобщение ответов: Наверное, выбранный цветок, похож на вас самих в чем-то…

Основная часть: Как же много здесь чудесных имен и цветов! Как вы думаете, кто еще любит цветы? (Ответы участников).

Обобщение ответов: Да, это маленькие бабочки, они такие красивые, у каждой свой цвет и своя форма. И  каждая из них очень хороша сама по себе! Они – яркие, удивительные, воздушные! Знаете ли вы, что в древние времена с бабочками было связано множество легенд, и эти маленькие насекомые были окутаны поверьями и мифами? Много историй накоплено о бабочках.  А сегодня  нам представится возможность стать настоящими творцами и нарисовать свою бабочку как символ вашей души красками на воде. Прислушайтесь к себе, представьте ту бабочку, которую вы будете рисовать, а я напомню вам одну легенду. 

Ведущий читает легенду о Психее. Сопровождение музыка. (на легенду) ( время 3 минуты)

Легенда о Психее

Давным-давно в древней Греции, на самой высокой горе Олимпе, у самого великого и грозного бога Зевса однажды родилась маленькая дочка. У Зевса все дети были богами, и каждый из них имел свое дело, или свою сферу влияния. И вот, когда родилась очередная юная богиня, Зевс даже растерялся – чего ей делать, ведь все сферы влияния были давно поделены между другими богами. Долго раздумывал Зевс и, наконец, решил собрать большой божественный совет.

– Дети, братья и сестры мои, - обратился он к богам, - приглядитесь к этой маленькой девочке, может кто-то из вас увидит в ней искру таланта, которая потом, в будущем, поможет выбрать ей дело по душе. Боги согласились. Годы шли, юная богиня росла и расцветала, а боги внимательно за ней наблюдали. Прошло много лет (боги растут и взрослеют медленней нас, людей, ведь впереди у них вечность), Зевс вновь собрал большой божественный совет. От имени всех выступил Аполлон – бог солнца и покровитель искусства: - Отец, странная она какая-то, не такая как мы. Мы, боги, всеми силами стараемся поддерживать свой божественный авторитет среди людей, чтоб они уважали и поклонялись нам, строили храмы и создавали скульптуры в нашу честь.…А она ведет себя без должного уважения к своему божественному статусу – возится с этими людишками, наравне с ними общается, помогает им…Люди скоро совсем перестанут нас боятся и уважать! Поставь её на место, накажи её!

Задумался Зевс, а потом сказал: - Да нет, не такая уж она странная, просто она , действительно очень добрая, отзывчивая и душевная…Отныне имя ей будет Психея, то есть душевная…

Так на свет появилась богиня – покровительница человеческой души, а от её имени берут свои названия все науки связанные тонким духовным миром человека. Среди них – психология и психотерапия.

Сейчас нам представится возможность стать настоящими творцами и нарисовать свою бабочку как символ вашей души. Прислушайтесь к себе, представьте ту бабочку, которую вы будете рисовать.

Итак, начинаем рисовать…...  Время примерно 10 минут:

1.      Создание фона настроения.

Выберите фон, с которым ассоциируете свое настроение в данный момент времени. Опустите кисточку в краску этого цвета. И аккуратно разбрызгивайте кисточкой краску. Создаем фон в два – три нанесения. Цвета могут быть разные.

2.      Создаем основу нашей бабочки. Границы бабочки обозначают границы «Я» .

Выбираем любой цвет, опускаем шило в краску, после чего легким движением касаемся воды. На поверхности воды образуется круг. Круги можно сделать разных цветов. Чтобы сделать диаметр круга больше, проделайте эту «операцию» несколько раз.

3.      Меняем форму круга

Теперь с большого разноцветного круга сформируем бабочку. Для этого палочкой будем изменять форму круга. Не дотрагиваясь до контура круга сплющиваем круг с противоположных сторон.

4.      Рисуем тело бабочки

Палочкой проводим с сплющенных сторон две линии к его центру, с низу и с верху.

5.      Рисуем крылья.

Для этого с края крыльев также проводим линии. И создаем крылья своих бабочек.

6.      Наша бабочка готова. Далее вы можете украсить вокруг бабочки пространство по своему желанию. Прислушайтесь к себе.

Рефлексия:

- Что вы чувствуете, когда смотрите на бабочку как на свою  душу?

- Получился ли при помощи этой бабочки образ вашей души?

- Почему он получился или нет?

- Что бы каждый добавил или убрал из образа? Почему?

 

Заключение: Закройте глаза и протяните руку (Это диагностический момент: положение ладони символизирует доверие – если ладонь раскрыта вверх или недоверие к миру – если человек протягивает ладонь тыльной стороной кверху. Ведущий даёт в руку участникам (сувенирчики) деревянные бабочки с надписью ЖИВИ ЯРКО). Откройте пожалуйста глаза.

Мир, в котором мы живем,  не черный и не белый, он такой, каким мы его увидим. Все в ваших руках. Пусть эти бабочки будут вам напоминанием о вашей многогранной душе и нашем ярком мире.

Рефлексия всего занятия: 

- Какие чувства вы испытываете сейчас?

- Трудно ли вам было выполнять упражнение?

-Что бы вам хотелось сказать всем сейчас? Что пожелать?

 


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Актуальность В настоящее время психологическая служба в системе образования интенсивно развивается и становится одним из существеннейших компонентов целостной системы образования

Актуальность В настоящее время психологическая служба в системе образования интенсивно развивается и становится одним из существеннейших компонентов целостной системы образования

Спектр показаний для арт–терапевтической работы в системе среднего профессионального образования: развитие творческих способностей и креативности, коррекция негативной «Я-концепции», снятие тревожности, страхов, агрессивности, предрасположенности к дистимному…

Спектр показаний для арт–терапевтической работы в системе среднего профессионального образования: развитие творческих способностей и креативности, коррекция негативной «Я-концепции», снятие тревожности, страхов, агрессивности, предрасположенности к дистимному…

Организационный момент - вступительное слово (3-4 минуты)

Организационный момент - вступительное слово (3-4 минуты)

Задумался Зевс, а потом сказал: -

Задумался Зевс, а потом сказал: -

Заключение: Закройте глаза и протяните руку (Это диагностический момент: положение ладони символизирует доверие – если ладонь раскрыта вверх или недоверие к миру – если человек…

Заключение: Закройте глаза и протяните руку (Это диагностический момент: положение ладони символизирует доверие – если ладонь раскрыта вверх или недоверие к миру – если человек…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2024