Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г. Петровск-Забайкальский Забайкальский край
Обсуждено На заседании Методического совета __________/_______/ Протокол №_____ от «___»___________2024г. |
Согласовано Зам. директора по УВР _______/И.М. Филатова/
«____»__________2024г. |
Утверждаю Директор МОУ-СОШ №1 _________/Карманова Л.П. Приказ №_____ от «___»__________2024г. |
ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающих занятий
по адаптации первоклассников к школьному обучению
«Классный час с психологом»
Составитель: педагог-психолог Нагаева Наталия Владимировна
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № ___от «____»___________2024года
г. Петровск-Забайкальский
Пояснительная записка.
Актуальность.
Начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии.
Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу бегают по школьным коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязано с учителями: дразнить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно , не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.
У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других- одну четверть, у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Однако практика последних лет показывает, что дети не всегда способны принять темп школьной жизни на первом году обучения, у них недостаточно развита произвольность поведения, психомоторное развитие часто ниже возрастной нормы, что сказывается и на развитии познавательных процессов: внимание неустойчивое, процесс запоминания непродолжителен во времени, преобладающая форма мышления – наглядно – действенное, воображение – репродуктивное.
В результате у детей наблюдаются страхи, неадекватные реакции на ситуацию (агрессивное поведение, избегание контактов), а также признаки «школьного невроза», что характерно для процесса дезадаптации.
Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие коммуникативной, эмоциональной , познавательной сфер в процессе сказкотерапии и игровой деятельности.
Цель программы:
Коррекция поведения, формирование навыков конструктивного общения.
Профилактика и эффективное решение проблем, возникающих у первоклассников в период обучения, общения и психическом состоянии.
Цель программы реализуются решением следующих
задач:
· Развить коммуникативные умения и навыки, позволяющие первокласснику строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в новом коллективе;
· Формировать отношение к себе , как ученику, принятие нового возрастного статуса, формировать позитивную самооценку.
Методы и формы
Для различных ситуаций жизни коллектива школьников первого класса в программе используются классные психологические часы, основанные на содержании, придуманных авторами различных сказок. Психотерапевтический эффект оригинальных творческих разработок состоит в интерпретации сказочного сюжета применительно к конкретным случаям взаимодействия первоклассников со сверстниками и взрослыми.
Слушая, анализируя сказки, первоклассники накапливают в своём бессознательном символический «банк жизненных ситуаций», и именно это и позволяет в дальнейшей жизни найти нужное решение проблем.
Сказочный сюжет помогает переключить недовольство человека с внешних жизненных обстоятельств; которые он не принимает, и людей, с которыми не ладит, на описанные в ней проблемы, представить себя её активным участником.
На примере героев сказок, у детей происходит осмысление собственных поступков, действий. Сказки так же направлены на коррекцию поведения и обретения навыков конструктивного общения.
В используемых в программе сказках, выделяют следующие коррекционные функции: психологическую подготовку к эмоционально- напряжённым ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, принятие в символической форме своей физической активности. На занятиях сказка используется , как метафора. Тексты и образы вызывают свободные ассоциации, которые касаются повседневной жизни первоклассника, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются, после прочтения сказки. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения школьников, выявляет систему оценок в категориях «хорошо- плохо»
Анализ сказок на занятиях проводится с целью осознания, интерпретации того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев. Ребятам предлагается ответить на ряд вопросов: «О чём эта сказка? Какие чувства она вызвала? Кто из героев больше всего понравился? И Почему? Почему герой совершил те или иные поступки?, Что было бы , если бы в сказке были бы только хорошие или только плохие поступки?» Основная задача поставить вопрос так, что бы он подталкивал к размышлению, а не только являлся тестом на запоминание. Данную форму работы можно применять с 6 лет и старше. Данная форма работы успешно применяется у первоклассников с нарушением поведения, страдающих страхами, неуверенностью, а так же с эмоциональной и физической травматизацией.
В период адаптации к школе важно работать с ребёнком, как личностью в целом. Глобальная причина дезадаптации- это внутренняя дисгармония. Поэтому все занятия должны быть направлены на гармонизацию внутреннего мира личности. Гармоничный человек- созидает, а дисгармоничный- разрушает. И поэтому задача занятий- классных часов помочь созиданию- одержать внутреннюю победу над разрушением.
В программе используются сказки, мифы, легенды различных авторов.
Метафорический язык позволяет говорить с детьми о любой проблеме.
Форма работы: классный час, способствует сплочению классного коллектива; закладывает нравственные ориентиры; позволяет работать на ценностном уровне; стимулирует способность к размышлению; развивает ребёнка относительно себя самого; проводит профилактику дезадаптации; работает на перспективу, помогает снять остроту проблемы, имеет доступную форму подачи информации и в целом помогает успешной адаптации в течении первого года обучения.
Программа рассчитана на обучающихся первого класса (7-8 лет)
. Общее количество занятий – 10.
ü Время проведения одного занятия – 40 – 45 минут.
ü Группа состоит из 7-8 человек примерно одного возраста.
ü Форма проведения – для достижения обстановки психологической безопасности занятия лучше проводить в круге. Однако, если условия не позволяют, то можно заниматься и за партами, достигая атмосферы психологической безопасности.
Планируемые результаты:
Методы оценки результатов.
Для оценки результатов целесообразно применять 3 группы критериев:
1. Реальные изменения. Повышение уровня школьной мотивации, коммуникации, успеваемости ребенка, снижение уровня тревожности.
2. Субъективные изменения. Появление у ребенка желания приходить в школу, интереса к получению новых знаний, стремления общаться с одноклассниками и учителем.
3. Данные исследований. Изменение ряда психических параметров в результате повторной диагностики.
Учебно-тематический план программы
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1. |
Знакомство |
0,5 |
2. |
Диагностика |
0,5 |
3. |
Я и другие. Сказка «Ёжик» |
1 |
4. |
Коррекция страхов у обучающихся Сказка «Как лошадка Лу стала храброй» |
1 |
5. |
Коррекция поведения с неконтролируемыми агрессивными реакциями. «Сказка про обыкновенного мальчика , с которым произошла необыкновенная история» |
1 |
6. |
Развитие коммуникативных навыков в построении конструктивных взаимодействий в классе между мальчиками и девочками. Сказка «Серебрины и серебрята» |
1 |
7. |
Формирование и развитие сплочённости коллектива, расширение представлений о счастье. Сказка «Настенькино чудо» |
1 |
8. |
Развитие учебной мотивации . Сказка «Как Вася поссорился с творческим мышлением» |
1 |
9. |
Развитие учебной мотивации. Сказка «Про гусеничку Дусю» |
1 |
10. |
Диагностика. Итоговое занятие. |
1 |
Содержание программы
Занятие 1. 2. Знакомство. Диагностика
Цель занятия: создание атмосферы психологической безопасности, сплочение группы. Диагностика: выявление социально-психологического и учебного статуса младшего школьника, собственных ощущений в различных ситуациях, исследование эмоционально- личностной сферы первоклассника.
1. Знакомство. Упражнение «Неоконченное предложение»
2. Путаница.
3. Методика «Мой класс»
4. Методика «Градусник».
5. Методика «Кактус»
6. Методика «Солнце , тучка, дождик»
7. Рефлексия
Занятие 3. Я и другие. Сказка «Ёжик»
Цель занятия: сохранение психического здоровья первоклассников, через применение сказкотерапии. Профилактика агрессивного поведения.
1. Приветствие
2. Введение в тему занятия. Упражнение «Загадки»
3. Сказка. (чтение, аналаз )
4. Упражнение Письмо Ёжику
5. Упражнение «Дождик», «Соковыжималка»
6. Упражнение «Подарок ёжику»
7. Рефлексия
Занятие 4. Коррекция страхов у обучающихся Сказка «Как лошадка Лу стала храброй»
1. Приветствие
2. Упражнение: «Путешествие в сказку»
3. Сказка (чтение, анализ)
4. Упражнение «Эмоции и чувства»
5. Упражнение «Мои страхи» работа с чёрной бумагой
6. Рефлексия
Занятие 5. Коррекция поведения с неконтролируемыми агрессивными реакциями. «Сказка про обыкновенного мальчика , с которым произошла необыкновенная история»
1. Приветствие
2. Упражнение «Передай предмет»
3. Упражнение «Путешествие в сказку»
4. Сказка (чтение, анализ)
5. Упражнение «Соковыжималка»
6. Упражнение «Пары»
7. Упражнение «Порадуй соседей»
8. Рефлексия
Занятие 6. Развитие коммуникативных навыков в построении конструктивных взаимодействий в классе между мальчиками и девочками. Сказка «Серебрины и Серебрята»
1. Приветствие
2. Упражнение «Комплимент»
3. Упражнение «Путешествие в сказку»
4. Сказка (чтение, анализ)
5. Упражнение «Волшебное ожерелье»
6. Упражнение «Подарок»
7. Рефлексия
Занятие 7. Формирование и развитие сплочённости коллектива, расширение представлений о счастье. Сказка «Настенькино чудо»
1. Приветствие
2. Упражнение «Передай предмет»
3. Упражнение «Путешествие в сказку»
4. Сказка (чтение, анализ)
5. Упражнение «Письмо»
6. Упражнение «Добрые дела класса»
7. Рефлексия
Занятие 8. Развитие учебной мотивации . Сказка «Как Вася поссорился с творческим мышлением»
1. Приветствие
2. Упражнение «Счёт»
3. Упражнение «Путешествие в сказку»
4. Сказка ( чтение, анализ)
5. Упражнение «Что мне мешает учиться?»
6. Упражнение «Все как один»
7. Рефлексия
Занятие 9. Развитие учебной мотивации. Сказка «Про гусеничку Дусю»
1. Приветствие
2. Упражнение «Перекличка»
3. Упражнение «Путешествие в сказку»
4. Сказка (чтение, анализ)
5. Упражнение «памятка»
6. Рефлексия
Занятие 10. Диагностика. Итоговое занятие.
1. Приветствие
2. Упражнение «Коленвал»
3. Упражнение «Компот»
4. Диагностические задания («Кактус», «Мой класс», «Градусник», «Солнце, тучка, дождик»)
5. Упражнение «Сделай другу подарок»
6. Рефлексия
Литература
1. Артюхова И. В первом классе без проблем. - М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
3. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом : сказкотерапия для школьников. Методическое пособие.- 2-е изд.; доп. и перераб -М.:Глобус, 2007.-189с
4. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1.5.10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами/Изд.2-е-Волгоград:Учитель, 2015.-261 с.
5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с
7. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с.
8. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост.-СПб.: Речь, 2006.-144с.
9. ЧуричковА. И Снегирёв В. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге.-СПб.: Речь, 2006.-208 с.
10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практиче-ское пособие. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.
Приложение
Диагностические методики, применяемые в программе
1. Проективная методика "Кактус".
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы первоклассника.
Инструкция: ребята перед вами белый лист бумаги, все вы видели цветок такой как кактус и представляете его, я вас попрошу сейчас нарисовать кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
При проведении диагностики учащимся выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми "люшеровских" цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
пространственное положение
размер рисунка
характеристики линий
сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
характеристика "образа кактуса" ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
характеристика иголок ( размер, расположение, количество)
Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :
Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
После завершения рисунка ребенку (при
инд.диагностике) в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые
помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с
соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
2.Микропрактикум «Мой класс»
Инструкция: Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса: «Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. (Бланк прилагается) За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свою имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».
Учителю важно знать:
Анализ результатов:
1. На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.
2. Позиция «один, вдали от учителя» – эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
3. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, – доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
4. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции
3.Методика «Градусник»
Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике. Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.
Инструкция:
Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Отметьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния (в данном случае – гнев или злость).
Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям: восторженному, радостному, светлому (приятному); спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному.
Интерпретация данных:
Расположение знака до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37 градусов - средней выраженности состояния, от 37 до 38 градусов - высокой выраженности, а от 38 до 39 градусов - очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.
4. Методика "Солнце, тучка, дождик"
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
В классе мне -
С друзьями мне -
Дома мне -
Диагностическая методика "Солнце, туча, дождик" позволила определить, как себя ощущает ребенок в различных ситуациях . Настроение в школе дети обозначили солнцем, это связано с появлением новых друзей и новой социальной роли.
5.Проективная методика "Школа зверей".
Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции.
Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте – при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями. Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Оборудование. Бумага, цветные карандаши.
Предварительная подготовка
Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите "Школу зверей". Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой "Школе зверей", пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.
Инструкция
Ведущий. Вы побывали в "Школе зверей". А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте "х" или букву "я".
Интерпретация
1. Положение рисунка на листе.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.
2. Контуры фигур.
Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий – все это защита от окружающих. Агрессивная – если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой – если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, заслоны.
3. Нажим.
При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим – о проявлении тревожности, очень сильный – о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, – глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот – о легкости возникновения страхов. Зубы – признак вербальной агрессии.
5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.
6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.
Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?
7. Изображение учебной деятельности.
В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.
8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.