Тренинговое занятие на развитие воображения
Оценка 4.9

Тренинговое занятие на развитие воображения

Оценка 4.9
doc
22.05.2020
Тренинговое занятие на развитие воображения
игра на воображение.doc

 

 

 

           


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПУТЕШЕСТВИЕ В ВООБРАЗИЛИЮ

Тренинговое занятие для школьников
по развитию воображения

Занятие, описанное ниже, интересно тем, что оно актуально не только для старшеклассников, но и для учащихся помладше. Важно раскрыть перед учениками особую роль воображения в творчестве, в решении научных проблем, в искусстве и в повседневной жизни.
Очень хорошим результатом можно считать осознание школьниками того факта, что воображение, как и многие другие качества, надо развивать, тренировать, продуктивно использовать.
Каждый может заниматься этим самостоятельно или с друзьями.

 

Воображение!
Без этого качества нельзя быть
ни поэтом, ни философом,
ни умным человеком,
ни просто человеком...

Д. Дидро

Тема занятия. «Воображение».
Цель занятия. Ознакомление учащихся с теорией и методами развития воображения.

РАЗМИНКА

Игра 1. «Да»

Каждому участнику предлагается сказать «да» с той интонацией, которую укажет преподаватель. Произносят «да» все, сидящие в кругу, по очереди. Интонации: тихо, громко, кратко, растянуто, заикаясь, утвердительно, удивленно, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически, злобно, тоном ответственного работника, истерически, застенчиво, разочарованно, трогательно, как «нет».

Игра 2. «Сравни»

Каждому участнику предлагается закончить предложение:
«Зеркало в темноте сверкало, как...»
«Стул скрипнул, как...»
«Смех малыша напоминал...»

По окончании игры постарайтесь выделить наиболее оригинальные сравнения и похвалить всех участников.

Игра 3. «Слышать—видеть—чувствовать»

Ведущий говорит, например: «Слышать шорох листьев». Сидящий рядом повторяет и добавляет свою ассоциацию: «Слышать шорох листьев, все равно что видеть море». Следующий: «Видеть море все равно что чувствовать теплый ветер». Все участники по кругу продолжают предложения с теми глаголами, которые достаются им по порядку.

Ведущий. Понравилась ли вам эта игра? Легко ли придумывалось продолжение? Почему возникали паузы?
Представляли ли вы себе то, о чем говорили. Чувствовали ли свежий ветер, слышали ли шум прибоя?

Возможно, кто-то ответит, что чувствовал, кто-то, что нет.
Можно обобщить, что тому, кто чувствовал и «воображал», вероятно, сравнения давались легче, были более емкими.
После разминки, состоящей из трех вышеприведенных заданий, ведущий может дать определение воображения.
К примеру, ведущий раздает всем участникам занятия листочки и предлагает в течение 3 минут подумать и написать на них определение воображения. (Оговаривается, что написанное будет прочитано вслух.)
Затем он зачитывает эти определения или просит каждого учащегося прочесть свое определение.
Задача — обобщить полученную информацию и привести примеры научного определения воображения.
Например: «Воображение — это способность воображать, фантазировать, мысленно представлять что-либо» (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).
Или: «Воображение есть акт, предшествующий деятельности человека, создающий образ, некий идеал того, что будет воплощаться в жизнь» (Краткий психологический словарь).
Или: «Воображение (фантазия) — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте» (Интернет-справочник).
Затем можно остановиться на тезисе, что наличие воображения считается одной из отличительных черт человеческой психики по сравнению с психикой животных. Предложите ребятам обсудить, так ли это, нет ли и у животных похожих психических процессов, придумать примеры.

РАБОТА ПО ТЕМЕ

Творческое и воссоздающее воображение

Для лучшего понимания различий между творческим и воссоздающим воображением ученикам предлагаются игры на соответствующие виды воображения (4, 5 — творческое; 6, 7 — воссоздающее). Затем они могут попытаться самостоятельно сделать вывод о различиях между этими видами воображения, сравнив выполнение заданий на творческое и воссоздающее воображение.

Игра 4. «Закорючки»

Ведущий заготавливает листы с закорючками сложной формы. Раздает участникам. (Всей группе или только добровольцам, а остальные могут выступать в качестве экспертов). Предлагает дорисовать то, что напоминает эта закорючка.
Время выполнения задания — 3 минуты.
Затем предполагается провести обсуждение, сравнение и выбор наиболее оригинальных решений.

Игра 5. Модификация кругов Торренса

Ведущий раздает участникам листы бумаги формата А4, на которых расположено 20 небольших окружностей, и предлагает всем дорисовать в каждом кругу (или с включением круга в рисунок) как можно больше картинок.
Время выполнения задания — 7 минут.
Затем все участники и ведущий вместе рассматривают рисунки и отмечают самые оригинальные решения.

Игра 6. «Расскажи или нарисуй»

Прочтите ученикам отрывок из какого-либо художественного произведения, где есть герой, интересный и понятный им. Предложите каждому рассказать или нарисовать, как они представляют себе этого героя.

Игра 7. «Придумай новое»

Процесс воображения как реализация форм синтеза.
Все участники разбиваются на группы по 3–4 человека. Каждая группа вытягивает 2 карточки с названиями предметов. На основе этих предметов группа должна создать новый и определить возможности его эксплуатации.
Предметы: люстра, вешалка, пылесос, мясорубка, фонтан, миксер, ковер, магнитофон, вентилятор, качели и т.д.
Список можно изменить или дополнить.

Ведущий. Какие игры были направлены на творческое воображение, то есть на создание совершенно нового «продукта»? А в каких ваше воображение лишь помогало воспроизвести по памяти уже существующие «продукты» и их свойства?
Здесь, вполне вероятно, возникнут разночтения, но это нормальное явление. Нужно объяснить учащимся, что подобное деление достаточно условно и во многом зависит от точки зрения «эксперта».

Произвольное и непроизвольное воображение

Для лучшего понимания непроизвольного воображения предложите детям рассказать о том, как они фантазируют, мечтают, о случаях, когда это происходит как бы само собой, например во сне.
Для лучшего понимания произвольного воображения преподавателю предлагается обратиться к методу синектики.
Синектика — метод групповой дискуссии, разработанный У. Гордоном, буквально означает «соединение разнородного». Его цель — выработать на первом, «некритическом» этапе как можно больше разнородных, иногда прямо противоположных предложений, которые будут разработаны на втором этапе.
Для иллюстрации последующих упражнений можно рассказать случай о том, как одна из технических лабораторий не могла решить проблему амортизатора. В конце концов один из сотрудников встал на четвереньки, а все остальные стали его пинать, толкать, трясти, а он рассказывал о своих ощущениях и попытках избежать этих нападений. Его отчет получил техническое воплощение, и лаборатория в результате непосредственного проникновения в суть проблемы решила сложную задачу.
В синектике рассматриваются три метода работы с проблемой. Эти методы можно проработать с помощью упражнений.

Упражнение 1. Метод «Название книги»

Этот метод помогает точно сформулировать проблему. Ведущий предлагает рассмотреть какую-либо нечетко поставленную проблему. Каждый из участников должен ответить на вопрос: «Если бы вы об этом написали книгу, как бы она точно называлась?» Участники предлагают свои варианты названий, стараясь в них установить границы данной проблемы.
Обращаясь к этому методу, ведущий может столкнуться с тем, что практика называния книг в современном мире претерпела изменения. Если еще не так давно название книги непременно отражало ее суть, то сейчас обложки пестрят «рекламными» названиями и такими, чтобы «позаверченнее, поприкольнее».

Упражнение 2. Метод идентификации

Ведущий предлагает участникам представить себя проблемой. Например, пробкой для термоса, которую надо усовершенствовать для наиболее продолжительного сохранения тепла. Каждый участник должен вообразить себя данной пробкой и предположить, какие изменения с ним, как с пробкой, могут производиться, чтобы его работа стала более эффективной.
Участники делятся в кругу своими соображениями. Смысл этого упражнения состоит в том, чтобы в результате рассмотрения данной проблемы изнутри был найден остроумный и практичный выход из создавшейся ситуации.
Упражнение можно применять не только для решения производственных задач, но и для тех случаев, когда необходимо усовершенствовать какой-нибудь «психологический механизм» (например, отношения между людьми). Всегда полезно суметь поставить себя на место другого человека, взглянуть на проблему под разными углами зрения.

Упражнение 3. Метод аналогии

Этот метод рассматривает проблему с точки зрения ее решения в природе. Например, при строительстве высотных зданий архитекторы использовали способ крепления большого тяжелого колоса к тонкому стебельку пшеницы. Благодаря тому что один сегмент вставляется в другой и на месте соединений существуют плотные узлы, стебель под тяжелым колосом не переламывается.
Примеры из живой природы очень часто помогают при решении различных проблем. Учащимся можно предложить вспомнить или придумать примеры, иллюстрирующие данный метод.

На следующем этапе предполагается провести несколько игр, предложенных Е.В. Заикой в «Вопросах психологии» (статья «Игры для развития воображения», № 2, 1993). Эти игры включают в себя манипулирование с характеристиками и свойствами предметов; поиск ассоциаций и прогнозирование логического развития ситуаций; толкование значений слов; формирование причинно-следственных, эмоциональных отношений и т.д.
Один из вариантов проведения занятия: ведущий называет основные принципы работы воображения и иллюстрирует их с помощью игр.
Например, такой принцип: соединение несоединимых в действительности качеств, свойств, частей предметов.

Игра 8. «Добавь детали»

Участникам предлагается добавлять к предмету новые функциональные части. Например, если к дивану добавить педали, то можно лежа ездить, если клавиши, то можно лежа играть.

Игра 9. «Отгадай предмет»

Участникам предлагается отгадать предмет, составленный с помощью пары других предметов. Например, дерево + ливень = фонтан.
Ведущий должен предупредить, что отгаданных вариантов может быть множество. Важно, чтобы учащиеся точно улавливали признаки, составляющие основание для задуманного слова.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Все участники урока отвечают по очереди на вопрос:
Что мне показалось наиболее интересным на сегодняшнем занятии?
Приведу несколько вопросов, которые могут быть использованы для дискуссии на уроке или заданы на дом (вариант письменного ответа).
Кем вы собираетесь стать и как в вашей будущей профессии может пригодиться развитое воображение?
Какого человека принято называть «воображалой» и о каком виде воображения в этом случае идет речь?
Чем отличается воображение ребенка от воображения взрослого человека?

Ольга ШЕВНИНА

 


ИГРОТЕКА

НА УРОКЕ С ГАРРИ ПОТТЕРОМ

Cегодня Гарри Поттер — один из самых популярных персонажей детской субкультуры. Познакомившись с книгами Джоан Роулинг, мы сочли, что в них содержится богатый психологический потенциал, который можно использовать при групповой работе с детьми.
Нами были разработаны упражнения, опирающиеся на содержание книги. Эти упражнения, вызвавшие горячий отклик у учащихся (с пятого по восьмой класс) и пользующиеся огромным успехом в нашей школе, мы предлагаем вашему вниманию.

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНАЯ ШЛЯПА»

Цели. Получить обратную связь от участников группы, соотнести представления о себе с тем, каким тебя видят в группе.
Оборудование. Карточки со списком участников в количестве, на один превышающем число игроков, доска и мел.
Описание игры. Игра имеет три этапа. На первом дети распределяют всех участников игры (в том числе и себя) по факультетам школы чародейства Хогвартс. На втором каждый игрок получает информацию о том, на какой факультет его распределили другие участники игры. Большинством голосов определяется, на какой факультет попадает игрок. На третьем этапе происходит рефлексия результатов игры.

Первый этап

Учащиеся рассаживаются в произвольном порядке, можно посадить их за парты, так, чтобы было удобно писать и чтобы они могли скрыть свой листок от других участников.
Инструкция. Как известно, в школе волшебства Хогвартс было четыре факультета: Слизерин, Гриффиндор, Когтевран и Пуффендуй. Распределение по факультетам происходило в зависимости от особенностей характера учеников. В Гриффиндоре учились самые смелые, отважные, благородные, великодушные, в Слизерине — самые хитрые, умеющие любой ценой добиваться своих целей, любящие командовать, в Пуффендуе — самые трудолюбивые, усердные, старательные, прилежные, аккуратные, в Когтевране — самые умные, с хорошим чувством юмора, любящие учиться, заниматься, узнавать новое. Конечно, это не значит, что ученики из Гриффиндора не были умными, а из Когтеврана — прилежными. У каждого человека есть все эти качества. Но некоторые из качеств проявляются сильнее.
Когда будущие волшебники прибывали в Хогвартс первый раз, их распределяли по факультетам. Этой цели служила волшебная шляпа. Ее надевали на голову ученику, и шляпа громко выкрикивала название того факультета, на котором ему предстояло учиться.
А теперь представьте, что каждому участнику нашей группы сова принесла конверт, подписанный зелеными чернилами. Вы открыли его и обнаружили, что вас приглашают на учебу в Хогвартс. Естественно, каждый из нас попадет на один из факультетов.
К сожалению, у нас нет волшебной шляпы, мы не знаем, кто из нас на какой факультет попадет. Но мы можем попробовать обойтись без нее.
Возьмите список участников. А теперь представьте себя на месте волшебной шляпы: на какой факультет вы бы распределили каждого игрока? Запишите название факультета напротив имени игрока.

Каждый участник получает карточку со списком и выполняет задание.

Второй этап

Участники садятся в круг.
Инструкция. Теперь давайте узнаем, кто на какой факультет попал. Сейчас каждый по очереди скажет, на какой факультет он определил себя, а затем все остальные назовут, на какой факультет они отправили этого игрока. При этом необходимо объяснить, почему был сделан именно такой выбор, то есть на основании каких черт характера вы распределяли по факультетам себя самого и других игроков. Затем каждому игроку нужно будет подсчитать, на какой факультет его распределяли чаще всего. Это и будет тот факультет, на который вы отправитесь.
При проведении этого этапа игры используется последняя оставшаяся карточка со списком. Ведущий может сам записывать, на какие факультеты отправляют участников, и сам подсчитывать результат. Если игра проводится в нескольких мини-группах, нужно определить, как фиксировать результаты: каждый участник может записывать их самостоятельно или может быть выбран один участник, который будет фиксировать все выборы, и т.д.
В конце второго этапа игры необходимо подвести окончательный итог и определить, кто из участников на какой факультет попал.

Третий этап

Вопросы для рефлексии
Кто попал на тот же факультет, на который распределил себя сам? А кто не согласен с полученным результатом? Как вы думаете, почему так получается: человек считает, что его место в Гриффиндоре, а все остальные отправляют его в Слизерин?
Есть ли среди нас такие участники, которых все отправляли на один и тот же факультет (например, все считают, что этот человек должен учиться в Когтевране)? Как вы думаете, о чем это говорит? А есть такие, которых отправляли на разные факультеты?
Рекомендации ведущему
Если дети хорошо знакомы с содержанием книги, то объяснение правил игры лучше построить в форме диалога: дети сами назовут и школу, и факультеты и расскажут про ритуал распределения. Названия факультетов можно написать на доске и напротив каждого записать черты характера тех, кто там учится.
При проведении этого упражнения следует обратить внимание на то, чтобы ни один из названных факультетов не воспринимался детьми как «плохой», куда можно отправить тех игроков, которые вызывают антипатию. Обычно таким факультетом становится Слизерин («там учатся злые волшебники») или Пуффендуй («туда отправляют всех тупых»). Поэтому необходимо подчеркнуть важность и значимость всех качеств, акцентировать их положительную сторону.
При проведении второго этапа игры следует обратить особое внимание на мотивацию выборов: на основании чего игроки распределяют участников на тот или иной факультет? Некоторые дети, объясняя свой выбор, склонны просто дублировать инструкцию: «Я отправляю Женю в Пуффендуй, потому что она трудолюбивая». Очень важно получить от детей развернутые ответы, уточнить, как проявляются называемые ими качества: «А почему ты решил, что Женя трудолюбивая? В чем проявляется ее трудолюбие?»
Некоторые дети при распределении на факультеты ориентируются не столько на черты характера участников, сколько на дружеские связи («Петю и Сашу я отправлю на один факультет, потому что они дружат», «Я хотела отправить Аню в Гриффиндор, но она не захочет учиться вместе с Васей»). В этом случае важно подчеркнуть, что факультеты — не то же самое, что классы, все ученики учатся в одной школе и могут дружить вне зависимости от того, кто где учится.
Обычно в процессе игры обнаруживается участник, представления которого о себе в большей или меньшей степени расходятся с мнением группы. При проведении рефлексии нужно обратить внимание детей на это расхождение. Эта ситуация дает хороший материал для разговора о том, на основании чего люди выносят суждения друг о друге.
Игра рассчитана на небольшое количество участников (до 10 человек). При увеличении числа игроков она становится чрезмерно громоздкой. Если группа большая, ее можно разделить на команды и проводить игру внутри команды, а в общий круг вернуться только на этапе рефлексии.

УПРАЖНЕНИЕ «ПЯТЫЙ ФАКУЛЬТЕТ»

Цель. Обобщить и закрепить общепсихологические знания участников о чертах характера, а также развить навыки самоанализа и получить обратную связь.
Оборудование. Листы формата А4 по количеству участников, цветные карандаши или фломастеры.
Описание игры. Игра проводится в два этапа. На первом этапе участники получают инструкцию и индивидуально выполняют задание ведущего. На втором этапе участники представляют группе результаты своего труда и проводится рефлексия.
Вначале нужно рассказать о школе Хогвартс, о ее факультетах и о том, что на каждый факультет школьники попадают в зависимости от особенностей своего характера и что каждый факультет имеет свой символ и свой герб.
Инструкция. Школа Хогвартс была создана очень давно. С тех пор прошло много лет, увеличилось количество учащихся, четырех факультетов стало недостаточно, и директор школы решил создать пятый факультет.
Ваша задача — придумать, какие черты характера нужно иметь, чтобы попасть на пятый факультет, как он будет называться, и нарисовать его герб. Кроме того, подумайте, кто из нашей группы мог бы учиться на этом факультете.

Когда все участники готовы, ведущий приглашает их вернуться в круг и просит по очереди рассказать о придуманном ими факультете.
Вопросы для рефлексии
На каком факультете из тех, которые были названы, вам бы хотелось учиться? Согласны ли вы с тем, на какой факультет вас распределили?
Рекомендации ведущему
Проведение этой игры требует достаточно хорошей ориентации участников в теме «Черты характера» и владения соответствующим тезаурусом. Если учащиеся эту тему не изучали, можно предварить игру обсуждением того, какие черты характера детям известны, и составлением «Словаря характера», к которому ученики могут прибегать.
Рисунки учащихся можно использовать для оформления стенда или выставки.
И самая главная рекомендация — если вы еще не читали книг о Гарри Поттере, попробуйте вначале прочесть их сами.

 

 


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Игра 3. «Слышать—видеть—чувствовать»

Игра 3. «Слышать—видеть—чувствовать»

Время выполнения задания — 7 минут

Время выполнения задания — 7 минут

Упражнение 2. Метод идентификации

Упражнение 2. Метод идентификации

Ольга ШЕВНИНА

Ольга ШЕВНИНА

Участники садятся в круг. Инструкция

Участники садятся в круг. Инструкция

ИГРОТЕКА НА УРОКЕ С ГАРРИ

ИГРОТЕКА НА УРОКЕ С ГАРРИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2020