Тренинговое занятие с элементами диагностики "Мы выбираем профессию".
Оценка 4.6

Тренинговое занятие с элементами диагностики "Мы выбираем профессию".

Оценка 4.6
Документация +9
doc
Междисциплинарный 4
21.04.2020
Тренинговое занятие с элементами диагностики  "Мы выбираем профессию".
Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. А чтобы столько времени заниматься любимым и интересным делом, необходимо правильно выбрать профессию. Чтобы это сделать, нужно знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности. Чтобы помочь справиться с этой задачей мы проводим сегодняшнее занятие. Для достижения своих целей, необходимо изучить имеющиеся у каждого из вас ресурсы, выявить наши склонности и интересы, узнать, на что мы способны и в какой сфере можем добиться наибольших результатов и осуществить значительный карьерный рост.
Профориентация.doc

Тренинговое занятие с элементами диагностики

"Мы выбираем профессию".

 

Афоризм: «Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.» Апшерони А.

 

Цель занятия:               

ü  оказание психологической поддержки учащимся в выборе будущей профессии;

ü  открытие перед учащимися перспектив дальнейшего личностного роста;

ü  помощь учащимся в определении своих жизненных планов и выстраивание алгоритма действий;

ü  помочь в выборе профессии, соответствующей интересам и склонностям субъекта; 

         

Аудитория: 9 класс.

Продолжительность занятия: 1ч. - 1ч. 20 мин.

 

Ход занятия:   

           

1.     Вступительное слово:

             Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. А чтобы столько времени заниматься любимым и интересным делом, необходимо правильно выбрать профессию. Чтобы это сделать, нужно знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности. Чтобы помочь справиться с этой задачей мы проводим сегодняшнее занятие. Для достижения своих целей, необходимо изучить имеющиеся у каждого из вас ресурсы, выявить наши склонности и интересы, узнать, на что мы способны и в какой сфере можем добиться наибольших результатов и осуществить значительный карьерный рост.

     И сегодня, я думаю, уже все заметили, что в стенах нашего дома мы встречаем особого гостя. Человека, который, несомненно, заслуживает уважения за свой вклад в развитие подрастающего поколения! Наталья Геннадьевна Х………. - методист Кемеровского регионального института повышения квалификации профессиональных кадров! Наталья Геннадьевна - настоящий пример для нас, потому что своему делу остается верна уже не один десяток лет!

(слово Натальи Геннадьевны)

2.     Упражнение «Ресурсы».

Чтобы разобраться во всех этих вопросах, нам помогут следующие упражнения.

Из группы учащихся выбираются 4 участника. Одному из них предлагается закрытыми глазами дойти до своей цели.

Первому участнику дается инструкция: «Твоей целью ближайшего будущего является  правильный выбор профессии и ее получение. Представь, что твоя цель в данный момент находится перед тобой. Тебе остается только дойти до нее, но есть одно условие: сделать это нужно закрыв глаза и идти к своей цели не открывая их».

Задача остальных участников создать для него препятствия на пути к своей цели. Заранее им дается инструкция перегородить первому участнику дорогу и не пропускать его ничего не произнося при этом.

      Первый участник не должен этого видеть и знать. Он закрытыми глазами идет к своей цели, «натыкаясь» на препятствие. Как только он заметит это препятствие, ведущий сообщает: «Это препятствие на твоем пути достижения цели. В данном случае это могут быть экзамены. Сможешь ли ты преодолеть это препятствие?».

      Участник пытается преодолеть преграду на пути, ведущий смотрит, какими методами и способами он пользуется при этом. Необходимо учитывать качества участника и эмоции в этот момент: сомневается, напорист, отказывается или избегает преодоления преграды, использует хитрость и т.п.

     При проведении упражнения участнику можно задавать следующие вопросы:

- Как можно преодолеть это препятствие?

- Может отказаться от своей цели, тогда исчезнет препятствие? 

Обсуждение:

- Что ты почувствовал, столкнувшись с препятствием: дискомфорт, тревогу, неуверенность, растерянность.

- Откуда оно взялось?

- Что можно делать, чтобы его преодолеть?

Обращаясь к группе:

- Как бы поступил каждый из вас?

После того, как участники группы обсудят данное упражнение, следует сделать вывод: "Каждый из нас в различных ситуациях поступает так, как умеет, как его воспитали, в зависимости от своего жизненного опыта, от того, как его научили или он научился справляться с трудностями, то есть, от личных особенностей человека. Не стоит думать о том, что у меня что-либо не получится, по тем или иным причинам, нужно настраивать себя на то, что я все смогу, я научусь, у меня получится и т.п.".

 

3.     Упражнение «Цепочка».

Ведущий: "Теперь давайте узнаем, как много профессий вы знаете. Насколько вы о них осведомлены и какие из них вам интересны. Это упражнение знают многие. Оно называется «Цепочка».

Сейчас я  назову название профессии, а вам необходимо на последнюю букву профессии назвать следующую профессию. Например: педагог – геолог – географ – фельдшер – регистратор и т.д.

После данного упражнения ребята часто начинают задавать различные вопросы относительно той или иной профессии.

 

После данного упражнения можно показать Презентацию "Я и моя будущая профессия". Это поможет ребятам убедиться в правильном выборе своей будущей профессии или определиться с её выбором. Данная презентация направлена на активизацию интересов, дает возможность не определившимся подросткам невольно задуматься о том, какую из профессий выбрать.

 

Слайд 2: Какую же профессию выбрать?

Слайд 3: Стилист или визажист?

Слайд 4:


}  Стилист по одежде;

}  Стилист-парикмахер;

}  Имиджмейкер;

}  Визажист;

}  Дизайнер одежды;

}  Дизайнер обуви;

}  Модельер,модельер-закройщик;

}  Художник;

}  Писатель;

}  Журналист.


Слайд 5:Ресторатор или дизайнер?

Слайд 6:


}  Ресторатор;

}  Шеф-повар;

}  Официант;

}  Администратор;

}  Кондитер мороженного;

}  Кондитер – технолог;

}  Кулинар;

}  Дизайнер интерьера;

}  Дизайнер мебели;

}  Дизайнер дома;

}  Реставратор;

}  Скульптор;

}  Витражист;

}  Резчик по дереву.


Слайд 7: Менеджер или юрист?

Слайд8:

}  Менеджер по туризму;

}  Менеджер по продажам;

}  Менеджер по персоналу;

}  Менеджер по рекламе, маркетолог;

}  Офис менеджер; менеджер по проектам;

}  Юрист, юрисконсульт;

}  Адвокат, нотариус, правовед;

}  Страховой агент;

}  Судья, прокурор, следователь;

}  Полиция, делопроизводство, секретарь;

}  Таможенное дело, налоговое дело;

}  Военное дело;

}  Банковское дело, банкир;

}  Охранное предприятие, охрана.

Слайд 9: Строитель или архитектор?

 

Слайд 10:


}  Архитектор;

}  Строитель;

}  Прораб;

}  Бригадир;

}  Кровельщик;

}  Каменщик;

}  Плотник;

}  Монтажник;

}  Сантехник;

}  Сварщик;

}  Грузчик;

}  Маляр-  штукатур;

}  Электрик;

}  Дизайнер ландшафта;

}  Геодезист;

}  Связист;

}  Телефонист;

}  Кочегар;

}  Пожарный.


Слайд 11: Педагог или воспитатель?

Слайд 12:

}  Воспитатель в детском саду;

}  Учитель начального обучения;

}  Учитель-предметник;

}  Социальный педагог;

}  Педагог-психолог;

}  Преподаватель в ВУЗе;

}  Профессор.

Слайд 13: Артист, музыкант...

Слайд 14:

}  Артист шоу-бизнеса;

}  Музыкант, танцор;

}  Хореограф;

}  Артист балета;

}  Артист театра;

}  Ведущий развлекательных вечеров, передач, шоумен;

}  Пиар-менеджер, сценарист;

}  Ведущий на телеканале и радио;

}  Ди-джей в клубе.

Слайд 15: ...или спортсмен?

Слайд 16:

}  Футбол, баскетбол, волейбол;

}  Гимнастика, бег, прыжки;

}  Тяжелая атлетика;

}  Сноуборд, лыжи;

}  Хоккей, теннис, плавание;

}  Бокс, борьба, каратэ;

}  Велогонки, автогонки;

}  Фигурное катание;

}  Шахматы, стрельба, стрельба из лука;

}  Тренер, фитнес-тренер;

}  Чемпионат мира по спорту.

Слайд 17: Фотограф или видеорежиссер?

Слайд 18:

}  Фотограф;

}  Фотомодель;

}  Редактор журнала;

}  Актер кино;

}  Костюмер;

}  Режиссер;

}  Продюсер;

}  Каскадер;

}  Мультипликатор.

Слайд 19: Психиатрия или медицина?

Слайд 20:

}  Психолог-консультант;

}  Психотерапевт, нарколог;

}  Педиатр;

}  Терапевт, физиотерапевт;

}  Хирург, пластический хирург;

}  Медсестра, медбрат;

}  Окулист, лор, ортопед;

}  Стоматолог, протезист, нефролог;

}  Гастроэнтеролог, рентгенолог;

}  Акушер, эндокринолог;

}  Диетолог, косметолог, массажист;

}  Фармацевт;

}  Патологоанатом.

Слайд 21: Железная дорога или авиация?

Слайд 22:

}  Пилот;

}  Стюардесса;

}  Авиамеханик;

}  Авиадиспетчер;

}  Машинист; проводник;

}  Дежурный по станции;

}  Путевое хозяйство;

}  Оператор дефектоскопн. тележек;

}  Автомеханик;

}  Шофер;

}  Таксист, диспетчер;

}  Дорожный рабочий.

Слайд 23: Зоопарк или цирк?

Слайд 24:

}  Сотрудник зоопарка;

}  Организатор;

}  Клоун;

}  Фокусник;

}  Жонглер;

}  Иллюзионист;

}  Акробат;

}  Гимнаст;

}  Трюкач;

}  Дрессировщик.

Слайд 25:…есть ещё такие профессии, как:


}  Астроном;

}  Археолог;

}  Метеоролог;

}  Переводчик;

}  Редактор;

}  Web-дизайнер;

}  Web-мастер;

}  Нефтяник;

}  Кинолог, жокей;

}  Экспедитор;

}  Упаковщик;

}  Аналитик, эксперт;

}  Ревизор;

}  Спасатель;

}  Аппаратчик;

}  Станочник;

}  Генный инженер;

}  Пчеловод;

}  Сельское хозяйство;


Слайд 26: ... есть ещё такие профессии, как:


}  Агроном;

}  Садовод;

}  Цветовод, флорист;

}  Парфюмер;

}  Эколог;

}  Стеклодув;

}  Программист;

}  Бухгалтер;

}  Экономист;

}  Кассир;

}  Ювелир;

}  Продавец-консультант;

}  Шахтер;

}  Ветеринар;

}  Охотник, лесник;

}  Рыболов;

}  Почтовое дело;

}  Библиотекарь;

}  Работник музея;

}  Экскурсовод.

 


Слайд 27: ... есть ещё такие профессии, как:

}  Инженер-конструктор;

}  Винодел, сомелье;

}  Банщик;

}  Зоолог;

}  Изотерик, экстрасенс;

}  Капитан корабля;

}  Священник.

 

Это не весь список, существующих профессий в мире.

Есть ещё профессии, одну из которых выберешь ты!!!

 

4.     Методика "Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) Е.А. Климова.

Диагностическая цель: определение типа профессии при профориентации.

Процедура тестирования: из пары описаний нужно выбрать тот тип занятия, которым предпочтительней заняться.

Ведущий: "Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов и склонностей, предлагаю оценить 20 пар описаний различных видов занятий. Необходимо внимательно прочитать пару описаний и выбрать для себя тот вид занятия, которым Вы предпочли бы заняться.

 

5.     Упражнение "Качества личности".

       Учащимся раздается 2 чистых листа бумаги и дается инструкция на каждом листе написать только одно качество (список качеств на доске), которое он ценит в людях. Листы скатываются «трубочкой» и складываются в корзинку. Затем ребята подходят по одному к корзинке и, выбрав одну «трубочку», прочитав, что в ней написано, «дарит» это качество тому, в ком по его мнению оно есть. Нужно проследить за тем, чтобы каждый из детей получил хоть одно качество. Можно запланировать 2 круга и создать правило: в 1 круге дарят тем, кому посчитают нужным, во 2 круге не дарить тем, кто уже получил качество.

Этот подарок подчеркивает, что другие замечают данное качество в этом человеке.  (Н. Самоучкина).

 

6.     Рефлексия впечатлений.

 

На занятии я сегодня узнал……

 

8. Ритуал прощания

 

Я желаю тебе…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест на профориентацию

по методике академика Е.А. Климова.

Предлагаем вам 20 пар утверждений. Внимательно прочитав оба утверждения, выберите то, которое больше соответствует вашему желанию. Выбор нужно сделать в каждой паре утверждений.

Ответьте на вопрос: «Мне нравится…»

1а. Ухаживать за животными.   

 

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным людям, лечить их.

 

2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

 

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу и т.д.).

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

5б. Обсуждать художественные книги.

6а. Выращивать молодняк животных какой-либо породы.

6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты.

7б. Управлять каким-либо грузовым, подъёмным, транс​ портным средством (подъёмным краном, машиной и т.п.).

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время экскурсии и т.д.

8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и т.п.

9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище.

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

10б. Выполнять расчёты, вычисления.

11а. Выводить новые сорта растений.

11б. Конструировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.д.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать.

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты.

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или представляемые.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культ​ походы людей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

20б. Работать на машинах (пишущая машина, компьютер, телетайп, телефакс).

 

 

 

Запишите свои ответы в таблицу

Группы профессий

Человек — природа

Человек — техника

Человек — человек

Человек — знаковая система

Человек — художественный образ

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

 

 

 

 

 

Результаты тестирования

Теперь подсчитайте, сколько вариантов вы отметили в каждом столбике. Там, где оказалось наибольшее количество ответов — ваша профессиональная сфера.

Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек  имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика и т.п.

Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, например политика, религия, педагогика, психология, медицина, торговля, право.

Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использованияразличных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.

Человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.

 

 

Профориентационная игра-шутка

"Бизнес-риск-мен"

В шутливой, ироничной форме игра позволяет смоделировать некоторые особенности деятельности современных российских предпринимателей, связанные с риском, неизбежными нарушениями закона, возможностью оказаться за решеткой, а также с так называемой “благотворительностью” как ее понимают большинство бизнесменов... Все это важно для разговора с подростками о профессиональном и личностном самоопределении, ведь не секрет, что сейчас многие просто мечтают о том, чтобы стать бизнесменом и поскорее начать разъезжать в “мерседесе”, забывая, что за все приходится расплачиваться...

    Игра проводится сразу со всем классом (группой) и с каждым человеком в отдельности. Ведущий-психолог активно использует доску, а остальные участники играют с ведущим на своих бланках. Вся игра занимает около 20-30 минут. Процедура предполагает следующие этапы:

1. Ведущий рисует на доске бланк (см. Таблицу 1) и одновременно очень кратко объясняет смысл игры, о чем он еще неоднократно будет напоминать игрокам в ходе самой процедуры, а участники рисуют такой же бланк на своих листочках в клеточку.

2. Смысл и основные правила игры.

- За 15 игровых ходов необходимо заработать как можно больше “миллионов”, как можно меньше побывать в тюрьме, да еще умудриться сделать побольше благотворительных взносов сиротам и нуждающимся...

- Коммерческие сделки можно заключать только на суммы в 100, 300 и 500 тысяч (каких-то или таких-то... денег) см. вторую колонку в бланке (Таблица 1). Например, игрок хочет в 1-й свой ход заключить сделку на 300 тыс. и тогда он должен во второй колонке, напротив 1-го хода проставить цифру 300.

- Поскольку в современной России сложно обойтись в бизнесе без нарушения законов, то у каждого игрока будет возможность для подстраховки не более 5-ти раз обратиться за помощью к юристу. Но за каждое такое обращение придется отдать юристу 50% от всей суммы сделки за данный ход. Например, если за 1-й ход игрок заключил сделку на 300 тыс., то обратившись к юристу, он должен отдать ему 150 тыс., а оставшиеся 150 тыс. сразу записать в графу “Ю”, напротив 1-го хода. Если игрок к юристу не обращается, то соответственно записывается прочерк (“-").

- Ровно 5 раз в игре ведущий скажет “ревизия!”. Если игрок обратился за данный ход к юристу, то ему нечего бояться и он продолжает игру в обычном порядке. Но если он решил на юристе сэкономить, то наверняка у него имеются серьезные проблемы с законом (ох уж этот “дикий рынок” в России!) и тогда ему придется отправиться в “тюрьму”. Во-первых, у него конфискуется вся сумма за данный ход (игрок сам ее просто зачеркивает в своем бланке). Во-вторых, срок пребывания в тюрьме определяется суммой сделки: за 100 тыс. беззакония - 1 год (пропускается 1 - данный - игровой ход), за 300 тыс. - 3 года (пропускается 3 хода), за 500 тыс. - 5 лет (пропускается 5 лет). В колонке “тюрьма”, напротив номеров соответствующих ходов проставляются буквы “Т”, означающие, что игрок в данных ходах не участвует. В-третьих, за данные ходы игрок не может делать больше ничего, кроме как ждать окончания срока [1] . Каждый раз ведущий должен записывать на доске, в колонке «ревизия» букву «Р» (всего за игру – ровно 5 букв «Р»).

    Для тех, кто не сидит в “тюрьме” есть возможность не более пяти раз за всю игру сделать благородное дело для больных, сирот и всех нуждающихся. Если игрок делает благотворительный взнос, то в графе “благотворительность”, напротив соответствующего хода проставляется вся оставшаяся за данный ход сумма (в тыс.). Например, если после обращения к юристу у игрока осталось 150 тыс., то он обязан отдать сиротам их все [2] . Если он к юристу за данный ход не обращался, то он мог бы отдать все 300 тыс. (например).

   Ведущий за всю игру должен ровно 5 раз произнести слова “Спасибо за милость Вашу!” и, соответственно, выписывать на доске букву «С» (за игру – ровно 5 букв «С»). Если кто-то за данный ход (когда ведущий это произнес) сделал свой благотворительный взнос, то тогда считается, что он все точно рассчитал (“не ошибся”) и тогда сумма этого взноса, выписанная ранее в колонку “благотворительность” утраивается и в колонке “Итоги” игрок ее сразу же выписывает. Например, если взнос составил 150 тыс., то в итоге пишется уже 450 тыс.! Но если игрок за данный ход никаких взносов не делал, то в колонке “Итоги” он пишет просто оставшуюся у себя сумму (не утроенную!).

   Конечно, произнося слова “Ревизия” и “Спасибо за милость Вашу!”, ведущий должен ориентироваться на настроение аудитории и все-таки не просто “говорить” эти слова, а именно играть с классом, иногда даже интригуя и как-то комментируя свои высказывания. Важно не ошибиться и назвать “Ревизия” и “Спасибо...” ровно по пять раз. Для более интересного обсуждения результатов мы рекомендуем так рассчитать свои высказывания, чтобы последняя “Ревизия” произошла на предпоследнем (14-ом) ходу, а последнее “Спасибо...” было сказано на 9-10 ходу (тогда многие школьники, поняв, что благотворительностью заниматься уже невыгодно, окажутся перед внутренней проблемой, что важнее, “прибыль” или “помощь ближнему”, о которой так любят поговорить по телевизору коммерсанты...).

  Таблица 1.

  Пример бланка для игры-шутки “Бизнес-риск-мен”.

 

 

 

№ ходов

Сумма сделок:

100 тыс.

300 тыс.

500 тыс.

Ю - 5

Юрист -50%

Р = 5

Ревизия

Т - за:

100 - 1

300 - 3

500 - 5

(лет срока)

Б - 5

Благотв.

-100%

за данный

ход

С = 5

Спасибо -

сумма

взноса

* 3

ИТОГ:

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

Итог

всей игры:

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Подведение итогов игры начинается с того, что каждый подсчитывает, сколько он всего заработал “ тысяч”. Можно поинтересоваться у участников, кто больше всех провел времени в “тюрьме”, а кто там почти не был и как это соотносится с заработанными миллиардами... Наконец, если Вы все же произнесли последнее “Спасибо за милость Вашу!” на 9-10 ходу, можно спросить, кто из игроков делал благотворительные взносы после 10-го хода, когда ведущий уже исчерпал свой запас слов “Спасибо...” и когда благотворительные взносы уже не утраивались... Если такие игроки все-таки найдутся, не следует сразу хвалить их за то, какие они “добрые”. Поинтересуйтесь, почему они делали эти взносы - быть может, некоторые просто не успели сообразить, что выгоды больше нет...

  Опыт проведения данной игры свидетельствует о том, что дети прекрасно все понимают (в том числе, и весь цинизм современного российского бизнеса), поэтому при подведении итогов ведущий должен поменьше морализировать и просто вовремя остановиться .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профориентационная игра "Угадай   профессию"

Цель данного упражнения — познакомить участников со схемой анализа профессий (В качестве основы для предлагаемого варианта схемы анализа профессии использована расширенная и модифицированная “формула профессий”, разработанная Е.А. Климовым — см. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М Просвещение, 1990.— 159 c .).

Упражнение проводится с классом или группой, а может быть использовано и в индивидуальной работе. По времени оно занимает около часа. При этом на подготовку к игре уходит около 30—40 минут, а на саму игру — 10—15 минут.

Процедура включает следующие основные этапы:

1. Ведущий просит назвать учащихся в классе (группе) профессию, которую все хорошо знают. К примеру, профес­сия — таксист.

2. Далее ведущий обращается к классу со следующим заданием: “Представьте, что я "свалился с луны" и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все пони­маю.., попробуйте объяснить мне, что это за профессия такая (например, — таксист, т.е. то, что ранее назвали уча­щиеся)”. Обычно участники игры называют 8—12 характеристик профессии, которые являются далеко не исчерпывающими и сами признаются, что вроде бы и знают, о чем рассказывать, но забыли. Иногда учащиеся просят, чтобы им задавали наводящие вопросы. Смысл данного эта­па — сформировать желание у учащихся познакомиться со схемой, которая позволила бы им, не путаясь, рассказать о любой профессии.

3. Ведущий предлагает учащимся записать в свои тетра­ди схему анализа профессии (см. Таблицу 1). Сразу же, по ходу записи таблицы ведущий показывает, как можно было бы анализировать только что обсуждавшийся профессию (например, таксист), которая вызвала определенные за­труднения у участников игры. Задача данного этапа — не столько проанализировать профессию (таксист, напри­мер), сколько показать учащимся; что схема на самом деле несложная и с ее помощью достаточно можно анализировать различные виды трудовой деятельности. Поэтому не следу­ет на данном этапе немало спорить и лучше закончить его как можно побыстрее, чтобы у участников было ощущение легкости использования данной схемы.

4. После первого знакомства со схемой анализа профес­сий все участники разбиваются на пары (в обычном классе многие и так уже сидят парами) и игрокам предлагается следующее: 1 — сначала каждый загадывает конкретную профессию и так, чтобы не видел напарник, выписывает се где-нибудь; 2 — каждый игрок “кодирует” загаданную профессию с помощью характеристик схемы анализа профес­сии в свободной колонке на своей таблице; 3 — игроки обмениваются тетрадями с за кодированным и профессиями;

4 — каждый игрок по тетради своего напарника пытается отгадать загаданную (закодированную) профессию при­мерно в течение 5—10 минут и предлагает 3 варианта от­гадки (если хотя бы один вариант будет правильным или близким к правильному ответу, то считается, что профессия отгадана).

Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в парс выяснят, что значительная часть характеристик про­фессии названа (закодирована) была неверно, то винова­тым оказывается тот, кто не смог правильно закодировать профессию.

Данное упражнение можно использовать в работе с микро группой (3—5 человек), когда каждый загадывает свою профессию, после чего по очереди эти профессии отгадыва­ются всеми участниками. К примеру, игрок, загадавший профессию сам зачитывает ее характеристики, а каждый из остальных участников называет по очереди свои варианты отгадки. Работа с микрогруппой позволяет более предметно и спокойно организовывать обсуждение загаданных про­фессий.

Упражнение можно использовать и в индивидуальной работе как элемент профконсультации. Если школьник об­ратился к психологу с просьбой уточнить ил и проверить уже сделанный выбор, то можно предложить ему загадать (за­кодировать) по схеме уже выбранную профессию, предва­рительно познакомив учащегося с самой схемой анализа профессий. И тогда профконсультант выступит в роли от­гадывающего. Важным в такой работе может оказаться об­суждение профессий, соответствующим характеристикам, которые выписал сам подросток и которые, скорее всего и привлекают его больше всего в будущей работе. Такое об­суждение можно использовать для коррекции представле­ний учащегося о наиболее привлекательной для него профессии.

Если школьник вообще не знает, чего хочет, то профконсультант сначала опять же знакомит его со схемой анализа профессий, затем—предлагает ему выписать наиболее привлекательные для себя характеристики профессии и уже после этого и профконсультант, и подросток на отдель­ных листочках пытаются написать по 3—5 профессий, со­ответствующих этим привлекательным тельным характеристикам. т.е. как бы пытаются отгадать закодированную профессию.

Таблица 1.

 

Схема анализа профессий (перечень основных характеристик профессий)

Характеристика профессий

Место для первого примера профессии “таксист”

Место для кодирования загаданной профессии

Предмет труда:

1 – животные, растения (природа)

2 – материалы

3 – люди (дети, взрослые)

4 – техника, транспорт

5 – знаковые системы (тексты, информация в компьютерах…)

6 – художественный образ

люди

техника, транспорт

 

Цели труда:

1 – контроль, оценка, диагноз

2 - преобразовательная

3 – изобретательная

4 – транспортирование

5 – обслуживание

6 – собственное развитие

транспортирование

обслуживание

 

Средства труда:

1 – ручные и простые приспособления

2 – механические

3 – автоматические

4 – функциональные (речь, мимика, зрение, слух…)

5 – теоретические (знания, способы мышления)

6 – переносные или стационарные средства

механические

функциональные

 

Условия труда:

1 – бытовой микроклимат

2 – большие помещения с людьми

3 – обычный производственный цех

4 – необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)

5 – экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

6 – работа на открытом воздухе

7 – работа сидя, стоя, в движении

8 – домашний кабинет

экстремальные

сидя

 

Характер общения в труде:

1 – минимальное общение (индивидуальный труд)

2 – клиенты, посетители

3 – обычный коллектив (одни и те же лица…)

4 – работа с аудиториями

5 – выраженная дисциплина, субординация в труде

клиенты

 

Ответственность в труде:

1 – материальная

2 – моральная

3 – за жизнь здоровье людей

4 – невыраженная ответственность

жизнь и здоровье

 

Особенности труда:

1 – большая зарплата

2 – льготы

3 – “соблазны” (возможность брать взятки, воровать…)

4 - изысканные отношения, встречи со знаменитостями

5 – частые командировки

6 – законченный результат труда (можно полюбоваться)

соблазны

встречи со знаменит.

 

Типичные трудности:

1 – нервное напряжение

2 – профзаболевания

3 – распространены мат и сквернословие

4 – возможность оказаться за решеткой (в тюрьме)

5 – невысокой престиж работы

нервн. напряжение

профзаболевания

мат и сквернословие

 

Минимальные уровень образования для работы:

1 – без специального образования (после школы)

2 – начальное профессиональное образование (СПТУ)

3 – среднее профессиональное образование (техникум)

4 – высшее профессиональное образование (вуз)

5 – учена степень (аспирантура, академия…)

начальное профессиональное

 

 


Тренинговое занятие с элементами диагностики "Мы выбираем профессию"

Тренинговое занятие с элементами диагностики "Мы выбираем профессию"

Первый участник не должен этого видеть и знать

Первый участник не должен этого видеть и знать

Писатель; } Журналист.

Писатель; } Журналист.

Слайд 15: ...или спортсмен?

Слайд 15: ...или спортсмен?

Жонглер; } Иллюзионист; }

Жонглер; } Иллюзионист; }

Нужно проследить за тем, чтобы каждый из детей получил хоть одно качество

Нужно проследить за тем, чтобы каждый из детей получил хоть одно качество

Тест на профориентацию по методике академика

Тест на профориентацию по методике академика

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

Человек — знаковая система . В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использованияразличных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления…

Человек — знаковая система . В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использованияразличных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления…

Итоги” игрок ее сразу же выписывает

Итоги” игрок ее сразу же выписывает

Опыт проведения данной игры свидетельствует о том, что дети прекрасно все понимают (в том числе, и весь цинизм современного российского бизнеса), поэтому при подведении итогов…

Опыт проведения данной игры свидетельствует о том, что дети прекрасно все понимают (в том числе, и весь цинизм современного российского бизнеса), поэтому при подведении итогов…

Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в парс выяснят, что значительная часть характеристик про­фессии названа (закодирована) была неверно, то винова­тым оказывается тот,…

Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в парс выяснят, что значительная часть характеристик про­фессии названа (закодирована) была неверно, то винова­тым оказывается тот,…

Средства труда: 1 – ручные и простые приспособления 2 – механические 3 – автоматические 4 – функциональные (речь, мимика, зрение, слух…) 5 – теоретические (знания,…

Средства труда: 1 – ручные и простые приспособления 2 – механические 3 – автоматические 4 – функциональные (речь, мимика, зрение, слух…) 5 – теоретические (знания,…

Типичные трудности: 1 – нервное напряжение 2 – профзаболевания 3 – распространены мат и сквернословие 4 – возможность оказаться за решеткой (в тюрьме) 5 –…

Типичные трудности: 1 – нервное напряжение 2 – профзаболевания 3 – распространены мат и сквернословие 4 – возможность оказаться за решеткой (в тюрьме) 5 –…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020