Тренировочные упражнения на формирование дикции и артикуляции
Оценка 4.7

Тренировочные упражнения на формирование дикции и артикуляции

Оценка 4.7
docx
31.05.2020
Тренировочные упражнения на формирование дикции и артикуляции
Методические материалы по технике речи можно использовать на уроках риторики
Упражнение на дикцию и артикуляцию.docx

Упражнение на формирование дикции и артикуляции

 

Упражнение 1. Еле слышным голосом выдыхайте следующие гласные [А – О – У – Э – Ы – И]. Выдыхайте плавно, легко, «тепло». Связки не должны быть напряжены. Можно разнообразить способы выполнения этого упражнения: 1) произнести один звук на целом выдохе; 2) произнести на одном выдохе первые три звука, добрать воздух (через нос) и на втором выдохе протянуть остальные три звука; 3) все шесть звуков произнести на одном долгом выдохе.

 

 Упражнение 2.  Четко, медленно произносите следующие слоги:

ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЭ – ПТЫ – ПТИ

ХТА – ХТО – ХТУ – ХТЭ – ХТЫ – ХТИ

КТА – КТО – КТУ – КТЭ – КТЫ – КТИ

ТТА – ТТО – ТТУ – ТТЭ – ТТЫ – ТТИ (два звука Т должны звучать четко, раздельно)

НТА – НТО – НТУ – НТЭ – НТЫ – НТИ

МТА – МТО – МТУ – МТЭ – МТЫ – МТИ

РТА – РТО – РТУ – РТЭ – РТЫ – РТИ

ФТА – ФТО – ФТУ – ФТЭ – ФТЫ – ФТИ

Достигнув четкого произношения, пробуйте ускорять темп.

 

Упражнение 3.  Четко, медленно произносите следующие сочетания звуков (каждый звук должен звучать полно, точно, отчетливо):

ПТКА – ПТКО – ПТКУ – ПТКЭ – ПТКЫ – ПТКИ

ПКТА – ПКТО – ПКТУ – ПКТЭ – ПКТЫ – ПКТИ

КПТА – КПТО – КПТУ – КПТЭ – КПТЫ – КПТИ

ТКПА – ТКПО – ТКПУ – ТКПЭ – ТКПЫ – ТКПИ

ТПКА – ТПКО – ТПКУ – ТПКЭ – ТПКЫ – ТПКИ

ГБДА – ГБДО – ГБДУ – ГБДЭ – ГБДЫ – ГБДИ

БГДА – БГДО – БГДУ – БГДЭ – БГДЫ – БГДИ

ДГБА – ДГБО – ДГБУ – ДГБЭ – ДГБЫ – ДГБИ

Достигнув четкого произношения, пробуйте ускорять темп.

 

Упражнение 4.  Четко, медленно произносите следующие сочетания звуков (каждый звук должен звучать полно, точно, отчетливо; обратите внимание на двойные согласные, не сливайте их в один звук):

ПАББА – ПОББО – ПУББУ – ПЭББЭ – ПЫББЫ – ПИББИ

БАППА – БОППО – БУППУ – БЭППЭ – БЫППЫ – БИППИ

КАГГА – КОГГО – КУГГУ – КЭГГЭ – КЫГГЫ – КИГГИ

ГАККА – ГОККО – ГУККУ – ГЭККЭ – ГЫККЫ – ГИККИ

ТАДДА – ТОДДО – ТУДДУ –ТЭДДЭ – ТЫДДЫ – ТИДДИ

ДАТТА – ДОТТО – ДУТТУ – ДЭТТЭ – ДЫТТЫ – ДИТТИ

ФАВВА – ФОВВО – ФУВВУ – ФЭВВЭ – ФЫВВЫ – ФИВВИ

ВАФФА – ВОФФО – ВУФФУ – ВЭФФЭ – ВЫФФЫ – ВИФФИ

ЛАЛЛА – ЛОЛЛО – ЛУЛЛУ –ЛЭЛЛЭ – ЛЫЛЛЫ – ЛИЛЛИ

РАРРА – РОРРО – РУРРУ – РЭРРЭ – РЫРРЫ – РИРРИ

ЛАРРА – ЛОРРО – ЛУРРУ – ЛЭРРЭ – ЛЫРРЫ – ЛИРРИ

РАЛЛА – РОЛЛО – РУЛЛУ – РЭЛЛЭ – РЫЛЛЫ – РИЛЛИ

МАММА – МОММО – МУММУ – МЭММЭ – МЫММЫ – МИММИ

НАННА – НОННО – НУННУ – НЭННЭ – НЫННЫ – НИННИ

МАННА – МОННО – МУННУ – МЭННЭ – МЫННЫ – МИННИ

НАММА – НОММО – НУММУ – НЭММЭ – НЫММЫ – НИММИ

СТАЗДА – СТОЗДО – СТУЗДУ – СТЭЗДЭ – СТЫЗДЫ – СТИЗДИ

ЗДАСТА – ЗДОСТО – ЗДУСТУ – ЗДЭСТЭ – ЗДЫСТЫ – ЗДИСТИ

ШАЖЖА – ШОЖЖО – ШУЖЖУ – ШЭЖЖЭ –  ШИЖЖИ

ЖАШША – ЖОШШО –ЖУШШУ – ЖЭШШЭ – ЖИШШИ

ЧАЩЩА – ЧОЩЩО – ЧУЩЩУ – ЧЭЩЩЭ – ЧИЩЩИ

ЩАЧЧА – ЩОЧЧО – ЩУЧЧУ –ЩЭЧЧЭ – ЩИЧЧИ

ХАХХА – ХОХХО – ХУХХУ – ХЭХХЭ – ХЫХХЫ – ХИХХИ

Достигнув четкого произношения, пробуйте ускорять темп.

 

Упражнение 5. Четко, медленно произносите следующие сочетания звуков (каждый звук должен звучать полно, точно, отчетливо):

ПТКА – ПТКО – ПТКУ

БДГА – БДГО – БДГУ

ПТКА-БДГА, ПТКО-БДГО, ПТКУ-БДГУ.                                          

ЛРА – РЛА – ЛРА – РЛА

ЛРЯ – РЛЯ – ЛРЯ – РЛЯ

 

Упражнение 6. Прочитайте стихотворение В. Брюсова «Буря с берега», добиваясь ясного и выразительного звучания, обратите внимание на дикцию, дыхание, интонацию:

 

БУРЯ С БЕРЕГА

 

         Перекидываемые, опрокидываемые,

Разозлились, разбесились белоусые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,

Расплетались и сплетались от зари и до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудерживаемостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете вы не медлительностями ли

Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

 

Упражнение 7.  Прочитайте стихотворения К. Бальмонта, добиваясь ясного и выразительного звучания, обратите внимание на дикцию, дыхание, интонацию:

1. На мели мы лениво налима ловили,

На мели мы ловили линя.

О любви не меня ли вы мило молили

И в туманы лимана манили меня.

 

2. Вечер. Взморье. Вздохи ветра,

Величавый возглас волн.

Близко буря, в берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог

Видит берег, бьется с бурей,

Ищет чистых чар чертог.


 

Упражнение на формирование дикции и артикуляции

Упражнение на формирование дикции и артикуляции

ПАББА – ПОББО – ПУББУ – ПЭББЭ –

ПАББА – ПОББО – ПУББУ – ПЭББЭ –

Упражнение 6. Прочитайте стихотворение

Упражнение 6. Прочитайте стихотворение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2020