Тренировочные задания № 1 ЕГЭ по русскому языку "Определение главной мысли текста" (11 класс)
Оценка 4.9

Тренировочные задания № 1 ЕГЭ по русскому языку "Определение главной мысли текста" (11 класс)

Оценка 4.9
Подготовка к тестированию
doc
математика +1
11 кл
16.02.2017
Тренировочные задания № 1 ЕГЭ по русскому языку "Определение главной мысли текста" (11 класс)
Тренировочные задания по русскому языку составлены по материалам открытого банка заданий ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" и образовательного портала для подготовки к экзаменам "Решу ЕГЭ" и предназначены для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) - отработки задания № 1 "Определение главной информации текста".Тренировочные задания № 1 ЕГЭ по русскому языку "Определение главной мысли текста" (11 класс)
Задание № 1. Определение главной информациии текста..doc
Задание № 1 ЕГЭ. Определение главной информации текста. 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тек­ сте. Запишите номера этих предложений. 1) По наблюдениям исследователей, у человека, получающего основную информацию в Сети, сознание привыкает работать с большими текстами. 2) Согласно наблюдениям исследователей, получая информацию в Сети, современный человек теряет способ­ ность концентрироваться и запоминать композицию образов и идей, системно мыслить, видеть в хаосе случайных элементов структуру и закономерность. 3) У современного человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения: сознание привыкает работать с большими текстами, поэтому развивается навык внимательного чтения, а навык сканирую­ щего чтения, напротив, деградирует. 4) Учёные установили, что у человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения: навык поверхностного, сканирующего чтения развивается, а навык внимательного чтения длинного текста исче­ зает, так как сознание отвыкает работать с большими текстами. 5) Сознание человека, который получает основную информацию в Сети, меняется: оно отвыкает работать с боль­ шими текстами, соответственно, меняется и «природа» чтения: навык поверхностного, сканирующего чтения раз­ вивается, а навык внимательного чтения длинного текста исчезает. (1)Согласно наблюдениям современных исследователей у человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения. (2)Развиваются навыки поверхностного, сканирующего чтения, а остав­ шийся без употребления навык внимательного чтения длинного текста исчезает, как любая способность, которую не тренируют. (3)<...> сознание, привыкшее работать с мелкими кусочками и отдельными фраг­ ментами, не связанными между собой, плохо справляется с большими текстами, требующими времени и внимания. Ответ:__________________________________.   2. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тек­ сте. Запишите номера этих предложений. 1) Сходные условия существования и направление действия естественного отбора определяют сходство формы тела китообразных млекопитающих и рыб. 2) Сходство передних роющих конечностей крота и медведки, относящихся к разным типам, объясняется сход­ ными условиями существования. 3) Конвергенция – это процесс схождения признаков близкородственных групп животных, объясняющийся сход­ ными условиями существования. 4) Конвергенция – схождение признаков у животных различных групп – объясняется воздействием на этих жи­ вотных схожих условий существования и общим направлением естественного отбора. 5) Схождение признаков у животных различных групп (конвергенция) обусловлено сходными условиями суще­ ствования и направлением естественного отбора. (1)Если условия существования и направление действия естественного отбора сходны у животных различ­ ных групп, то в процессе эволюции они иногда приобретают сходные приспособления к среде обитания. (2)Этот процесс получил название схождения признаков (конвергенции). (3)<…> передние роющие конечно­ сти крота и медведки очень сходны, хотя эти животные относятся к разным типам, сильно напоминают друг друга по форме тела китообразные и рыбы, сходны конечности у плавающих животных, относящихся к разным классам. Ответ:__________________________________. 3. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тек­ сте. Запишите номера этих предложений. 1) Антифриз — это содержащая сахар жидкость, не позволяющая воде превратиться в лёд. 2) Радиатор автомобиля — это замкнутая система, требующая использования воды, которая препятствует пере­ греву мотора и помогает сохранить целостность патрубков радиатора. 3)При минусовой температуре воду в радиаторе автомобиля смешивают с антифризом, жидкостью, содержащей сахар, что позволяет предотвратить замерзание воды, приводящее к перегреву мотора и разрыву патрубков. 4) При температуре ниже нуля обычная вода замерзает и перекрывает патрубки радиатора, что может привести к неисправностям, поэтому зимой в радиаторе автомобиля вместо воды необходимо использовать антифриз. 5) Чтобы предотвратить приводящее к перегреву мотора и разрыву патрубков замерзание воды в радиаторе авто­ мобиля, при минусовой температуре её смешивают с антифризом — содержащей сахар жидкостью. (1)Радиатор автомобиля представляет собой замкнутую систему, в связи с чем зимой возникают трудно­ сти. (2)При температуре ниже нуля обычная вода замерзает и перекрывает патрубки радиатора, из­за чего мотор перегревается, и, что ещё хуже, замёрзшая вода расширяется и может взорвать патрубки. (3)<...> воду для радиатора смешивают с антифризом — содержащей сахар жидкостью, не позволяющей воде превратиться в лёд даже при минусовой температуре. Ответ:__________________________________. 4. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тек­ сте. Запишите номера этих предложений. 1) Человек забывает, что вступление в права наследования предполагает не только обладание каким­либо досто­ янием. 2) В наши дни о ненарушенных ландшафтах заговорили как о наследстве, передающемся из поколения в поколе­ ние. 3) Сохранение ландшафтов — природного наследия человечества — одна из самых главных задач современного общества. 4) Вступление в права наследования предполагает не только обладание определённым достоянием: полученное наследство необходимо сохранять и приумножать. 5) Одной из самых главных задач современного общества является сохранение ландшафтов — природного насле­ дия человечества. (1)В наши дни сохранение природного окружения стало одной из самых главных задач общества. (2)Ненару­ шенные ландшафты становятся огромной ценностью, и о них заговорили как о величайшем достоянии, как о природном наследии человечества. (3)<...> крайне важно помнить, что вступление в права наследования предполагает не только обладание этим достоянием, но и заботу о его сохранении. Ответ:__________________________________. 5. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тек­ сте. Запишите номера этих предложений. 1) Важность решения проблемы защиты компьютерных данных признана всеми специалистами в области компью­ терной обработки данных. 2) Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, поразили директоров компаний и заставили их действовать. 3) Директора компаний поняли, что каждая новая компьютерная система, связанная с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба. 4) По признанию специалистов в области компьютерной обработки данных, злоумышленники наносят существен­ ный материальный ущерб различным компаниям, имеющим выход в глобальную компьютерную сеть Интернет. 5) Осознание того, что во избежание информационного и материального ущерба каждая новая компьютерная си­ стема, связанная с всемирной сетью, должна быть защищена от проникновения злоумышленников, пришло и к ди­ ректорам компаний. (1)В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты компьютерных дан­ ных. (2)Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний. (3)Руководители компаний <...> поняли, что с пуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те могут беспрепятственно проникать в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб. Ответ:__________________________________. 6. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тек­ сте. Запишите номера этих предложений. 1) Поскольку растительный планктон — основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организ­ мов — существует в верхнем слое воды, то достаточно загрязнить лишь часть верхнего слоя, чтобы вся жизнь в океане погибла. 2) Жизнь морских животных и глубоководных организмов в океане во многом зависит от растительного планкто­ на, который находится в верхнем слое воды. 3) Загрязнение только части глубинного слоя океана не может привести к гибели всей жизни в океане. 4) Поскольку глубоководные организмы зависят от животных, живущих на поверхности океана, жизнь сосредото­ чена только в верхних его слоях. 5) Основой пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов является растительный планктон, рас­ полагающийся только в верхнем слое воды, поэтому если загрязнить хотя бы часть верхнего слоя, то вся жизнь в океане погибнет. (1)Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного планктона, лежащего в основе пи­ щевой цепи, а растительный планктон может существовать лишь там, где в толщу воды проникает доста­ точное для фотосинтеза количество солнечного света. (2)Ниже этого слоя жизнь быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от поступающих сверху останков растений и животных. (3)<...> достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла вся жизнь в океане. Ответ:__________________________________. 7. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тек­ сте. Запишите номера этих предложений. 1) Подвод воды на поля, называемый орошением (или ирригацией), является одним из древнейших способов уве­ личения плодородия почвы, активно применяемых в сельском хозяйстве по сей день. 2) Орошение, или ирригация, – это подвод воды на поля и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы. 3) Каждый огородник хорошо знаком с процессом орошения: регулярные поливания грядок из лейки в летний сезон есть не что иное, как ирригация. 4) В сельском хозяйстве и в наше время активно применяют один из древнейших способов увеличения плодоро­ дия почвы— подвод воды на поля, или орошение (ирригация). 5) Орошение улучшает снабжение корней растений влагой и питательными веществами, снижает температуру приземного слоя воздуха и увеличивает его влажность. (1)Орошение, или ирригация, — это подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы. (2)Основная цель орошения состоит в увеличении плодородия почвы: ирригация улучшает снабжение корней растений влагой и питательными веществами, снижает темпера­ туру приземного слоя воздуха и увеличивает его влажность. (3)<....> важнейший способ мелиорации заро­ дился ещё в древности и продолжает активно применяться в сельском хозяйстве по сей день. Ответ:__________________________________. 8. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тек­ сте. Запишите номера этих предложений. 1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук. 2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка. 3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утончённым стилистическим приёмом и использовалась при опи­ сании «высоких образов» и чувств. 4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии. 5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, в том числе за счёт расширения диапазона звуко­ писи. (1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утончённым стилистическим приёмом и ис­ пользовалась только при описании высоких образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин рас­ ширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него всё лексическое богатство языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чи­ новничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3)( ... ) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание. Ответ:__________________________________. 9. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тек­ сте. Запишите номера этих предложений. 1) Британские астрономы предложили в 1884 году провести в месте расположения Гринвичской обсерватории воображаемый нулевой меридиан, делящий земной шар на Западное и Восточное полушария. 2) Для географических измерений, которые проводятся на основе понятий широты — удалённости от экватора и долготы — удалённости от нулевого меридиана, с 1884 года базисом является воображаемый нулевой меридиан. 3) Широта показывает удалённость от экватора, долгота показывает удалённость от нулевого меридиана, где на­ ходится Гринвичская обсерватория. 4) Воображаемый нулевой меридиан, по степени удалённости от которого определяется широта, делит земной шар на Западное и Восточное полушария. 5) Воображаемый нулевой меридиан с 1884 года является базисом для географических измерений на основе по­ нятий широты — удалённости от экватора и долготы — удалённости от нулевого меридиана. (1)С точки зрения географии у любого места на земном шаре есть свой собственный адрес, обозначаемый широтой и долготой. (2)Первая показывает в угловых величинах удаление от экватора, вторая — удаление от нулевого меридиана, на котором находится Гринвичская обсерватория в пригороде Лондона. (3)Прове­ сти в этом месте воображаемый нулевой меридиан, делящий земной шар на Западное и Восточное полуша­ рия, предложили в 1884 году британские астрономы, <...> с тех пор его используют в качестве базиса для географических измерений во всех странах мира. Ответ:__________________________________. 10. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) От работы нефте­ и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей России и всех россиян. 2) Поступления в бюджет от экспорта углеводородов позволяют повышать пенсии и зарплату работникам бюд­ жетной сферы. 3) Состояние экономики России зависит от экспорта углеводородов, что несёт в себе постоянную угрозу нового экономического спада. 4) Состояние экономики России зависит от экспорта углеводородов, а высокие цены на нефть и газ способствуют быстрому экономическому росту. 5) Постоянная угроза нового экономического спада возникает из­за того, что состояние экономики России зави­ сит от экспорта углеводородов. (1)От работы нефте­ и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и б льшую часть до хо­ дов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000­е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии. (3)<...> такая зависимость России от экспорта нефти и газа несёт в себе постоянную угро­ зу нового спада экономики из­за падения мировых цен на энергоносители, которое предсказать невозможно. Ответ:__________________________________. ό 11. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Для современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим. 2) Чтобы не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, наносящее вред зрению, в совре­ менных осветительных приборах используется система электронного контроля. 3)   Мерцающий   свет   травмирует   органы   зрения,   поэтому   сегодня   используются   современные   осветительные устройства. 4) Система электронного контроля осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения. 5) Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения. (1)В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного кон­ троля, она позволяет сберегать до 30% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. (2)<...> осо­ бенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. (3)Недавние исследования показали, что мерцаю­ щий свет травмирует органы зрения. Ответ:__________________________________. 12. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Неохраняемое стадо копытных животных во много раз здоровее охраняемого, так как волки нападают только на молодых, больных и слабых животных. 2) Нападая на стада северных оленей или овцебыков, волчья стая пытается создать в нём панику, чтобы отогнать в сторону свою жертву — слабое или больное животное. 3) Так как волки нападают только на молодых, больных и слабых животных, оставляя сильных и выносливых, стадо копытных животных, которое не охраняется, во много раз здоровее охраняемого. 4) В стаде, охраняемом от нападения волков, остаются только сильные и здоровые особи. 5) Когда волчья стая нападает на стадо северных оленей или овцебыков, волки бросаются на больных или ослаб­ ленных животных. (1)Здоровым и сильным копытным животным волки в подавляющем большинстве случаев не страшны, так как  волчья   стая   всегда   высматривает   молодняк,   старых   или   больных   зверей,   которых   легче   поймать. (2)Это хорошо видно, когда волчья стая нападает на стадо северных оленей или овцебыков: волки бросают­ ся на больных или ослабленных животных, и самые слабые из них становятся лёгкой добычей. (3)<...>, стадо, на которое постоянно нападают волки, будет во много раз здоровее того, которое хорошо охраняет­ ся от нападений. Ответ:__________________________________. Ответы № задания 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 45 45 35 35 35 15 14 15 25 35 24 13 Использованные источники: 1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система Дмитрия Гущина http://rus.reshuoge.ru/ 2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»  http://www.fipi.ru/

Тренировочные задания № 1 ЕГЭ по русскому языку "Определение главной мысли текста" (11 класс)

Тренировочные задания № 1 ЕГЭ по русскому языку "Определение главной мысли текста" (11 класс)

Тренировочные задания № 1 ЕГЭ по русскому языку "Определение главной мысли текста" (11 класс)

Тренировочные задания № 1 ЕГЭ по русскому языку "Определение главной мысли текста" (11 класс)

Тренировочные задания № 1 ЕГЭ по русскому языку "Определение главной мысли текста" (11 класс)

Тренировочные задания № 1 ЕГЭ по русскому языку "Определение главной мысли текста" (11 класс)

Тренировочные задания № 1 ЕГЭ по русскому языку "Определение главной мысли текста" (11 класс)

Тренировочные задания № 1 ЕГЭ по русскому языку "Определение главной мысли текста" (11 класс)

Тренировочные задания № 1 ЕГЭ по русскому языку "Определение главной мысли текста" (11 класс)

Тренировочные задания № 1 ЕГЭ по русскому языку "Определение главной мысли текста" (11 класс)
Скачать файл