Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)
Оценка 4.7

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Оценка 4.7
Подготовка к тестированию
doc
математика +1
11 кл
22.02.2017
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)
Тренировочные задания по русскому языку составлены по материалам открытого банка заданий ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" и образовательного портала для подготовки к экзаменам "Решу ЕГЭ" и предназначены для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) - отработки задания № 3 "Определение лексического значения слова"Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)
ЕГЭ-2017. Задание № 3.doc
чи   те фраг  мент сло    тай    Про   то   ром это слово упо  треб      че   ния слов. Опре  от   вет   ству    де   ли   те зна    ю   щую этому зна    че   ние, в ко  ­  че   нию   1вариант Задание 3 ЕГЭ. Определение лексического значения слова.  во   дят   ся зна      то   рой при  тьи, в ко  ной ста  вар       те цифру, со  ста. Вы  пи   ло   ле   но в пред  ши     же   нии тек        вар   ной ста   в при  те сло    ведённом фраг    мен       тьи 1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответ­ ствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)В конце ХVIII века в философии и искусстве возникло направление, известное под названием «роман­ тизм». (2)Вместо культа здравого смысла, разума романтизм стал утверждать культ человеческих чувств. (3)<…> в области искусства романтизм выдвинул на первый план жанр пейзажной живописи: картины природы вызывают в душе человека преимущественно внерациональный, эмоциональный отклик. ОБЛАСТЬ, ­и, мн. род. ­ей; ж. 1) Часть какой­л. территории (страны, государства, материка и т. п.). Северные о. Европы. 2) В России: крупная административно­территориальная единица. Московская о. 3) Район, пространство, в котором распространено какое­л. явление, которое характеризуется определёнными чертами, особенностями; зона, пояс. О. вечной мерзлоты. 4) Место расположения какого­л. внутреннего органа человека или животного; участок тела человека или живот­ ного. Грудная о. 5) Отдельная отрасль знаний, деятельности и т. п.; сфера, круг каких­л. представлений, занятий и т. п. Новая о. знаний. Ответ: _____________________________________________________ , ­а, мн. слова, слов, словам, ср. 2.  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛОВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответ­ ствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуа­ ции, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным. (2)<...> в медицине и в биологии принято употреблять выражения: орган обоняния (нос), верхние конечности(руки) и т.п. (3)Но если кто­нибудь вместо известного выражения: «Не суйте нос в чужие дела» скажет «Не суйте орган обоняния в чужие дела», вы примете этого человека за шутника или иностранца, плохо знающего русский язык. СЛ ВООО 1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Знаменательные и служебные слова. Происхождение слов. С. в с. (о переводе, пересказе: буквально). Не нахожу слов или не хватает (нет) слов для чего­н. (не в состоянии выразить что­н. от волнения, возмущения). С. за с. (о постепенном развитии разговора, спора; разг.). В одно с. (употр. в случаях, когда двое или многие сказали одновременно одно и то же; разг.). Слова не добиться от кого­н. (трудно вызвать на разго­ вор). Словом не обмолвился кто­н. (не произнёс ни слова, промолчал; разг.). Двух слов связать не может кто­н. (перен.: о том, кто не умеет понятно изложить свою мысль; разг. неод.). 2. ед. Речь, способность говорить. Дар слова. 3. обычно мн. Разговор, беседа, что­н. сказанное. Понять друг друга без слов. Рассказать в немногих словах. Спасибо на добром слове (за хорошие, добрые слова). Перейти от слов к делу. Передать что­н.  на сло­ вах (устно). Взять свои слова обратно (отказаться от сказанного). Добр только на словах (на самом деле не добр). Со слов кого­н. (как сказал кто­н.). На слове и на слове ловить кого­н. (требовать исполнения обещанно­ го, а также подмечать ошибку, несообразность в том, что сказано). Рассказать своими словами (не буквально, передавая   только   содержание). По   словам   кого­н. (как   говорит   или   как   выражается   кто­н.). С.   ранит,   с. лечит (посл.). 4. ед. Публичное выступление, речь. Вступительное с. Заключительное с. докладчика. Последнее с. подсуди­ мого. 5. Речь на какую­н. тему, повествование, рассказ (устар. и высок.). «С. о пользе стекла» Ломоносова. «С. о полку Игореве». 6. ед. Право, позволение говорить публично. Свобода слова. Взять с. (выступить перед собравшимися). Дать с. кому­н. Лишить кого­н. слова. Прошу слова (заявление о желании высказаться). 7. ед., с определением. Мнение, вывод (часто о достижениях в какой­н. области). Сказать своё веское с. С. за вами (вы должны высказать своё мнение, решить). Новое с. в технике. По последнему слову науки. 8. ед. То же, что обещание. Дать с. сделать что­н. Верить на с. Не сдержать слова. Взял с него с. молчать. Не давши слова крепись, а давши держись (посл.). 9. мн. Текст к музыкальному произведению. Романс на слова Пушкина. Ответ: _____________________________________________________ 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫСОТА. Определите  значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответ­ ствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)Непал — самая высокогорная страна в мире: именно здесь находится высочайшая гора Эверест и ещё семь из четырнадцати пиков планеты, чей «рост» достигает 8000 м. (2)Свыше 40% территории Непала расположено на высоте более 3000 м над уровнем моря, в то же время самая низкая точка находится на высоте всего 60 м. (3)<...> этого перепада высот климат Непала отличается удивительным разнообрази­ ем: белоснежный покров гималайских вершин сменяется альпийскими лугами, а в пограничной с Индией зоне растут тропические леса. ВЫСОТАО , ­ы, мн. ­оты, ­от, ­отам, жен. 1. Величина, протяжённость чего­н. от нижней точки до верхней. В. кирпичной кладки. В. прибоя. В. циклона. 2. Пространство, расстояние от земли вверх. Смотреть в высоту. Самолёт набирает высоту. Лететь на боль­ шой высоте. 3. Возвышенное место, возвышенность. Занять высоту. 4. Высокий уровень развития чего­н. Достигнуть новых высот. Овладеть высотами мастерства. 5. В математике: отрезок перпендикуляра, опущенного из вершины геометрической фигуры на её основание. В. треугольника. 6. Одно из основных свойств звука результат колебаний звучащего тела (спец.). Абсолютная, относительная в. Ответ: _____________________________________________________ 4. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИЙТИ. Определите  значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответ­ ствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)В 1904 году, в самом начале русско­японской войны, крейсер «Варяг» попытался пробиться мимо япон­ ской эскадры в Порт­Артур, однако в ходе сражения с японцами получил 5 подводных пробоин и был за­ топлен. (2)Спроектированный Чарльзом Крампом по заказу Российской империи и спущенный на воду в 1899 в Америке, крейсер этот, казалось бы, имел все шансы прорваться к Порт­Артуру: «Варяг» показал на испытаниях рекордную для своего времени скорость — 23,5 узла. (3)<...> из­за крупных конструкторских недочётов инженера Крампа паровые котлы корабля вскоре после ввода крейсера в эксплуатацию пришли в негодность и максимальная скорость «Варяга» к моменту сражения сократилась до 14 узлов, чего было явно недостаточно для прорыва. ПРИЙТИО , приду, придёшь; пришёл, ­шла; пришедший; придя; совер. 1. Идя, достигнуть чего­н., явиться куда­н. П. домой. П. в гости. 2. (1­ое лицо и 2­е лицо не употр.). Наступить, настать, возникнуть. Пришла пора учиться. Пришло время обе­ дать. Пришла счастливая мысль. 3. во что. Оказаться в каком­н. состоянии (названном следующим далее существительным). П. в ярость. П. в вос­ хищение. П. в ветхость. П. в движение. 4. к чему. Достигнуть чего­н. после каких­н. действий, решений. П. к соглашению. П. к выводу. Ответ: _____________________________________________________ 5. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСТРОИТЬ. Определи­ те значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соот­ ветствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)Впервые марафонская дистанция была пройдена спортсменами в 1896 году, когда организаторы Олим­ пийских игр решили устроить забег на 35 км от города Марафона до Афин по описанному Лукианом марш­ руту легендарного скорохода Фидиппида, который первым принёс в Афины весть о победе над персами при Марафоне (490 г. до н. э.). (2)<...>, по свидетельству жившего за 5 веков до Лукиана Геродота, Фидиппид на самом деле бежал не из Марафона в Афины (35 км), а из Афин в Спарту (около 250 км), причём не с ве­ стью о победе после битвы, а с просьбой от стратегов греческой армии о помощи накануне сражения. (3)Таким образом, дистанция в 35 км и название забега — марафон — были определены организаторами в память о подвиге, которого Фидиппид, вероятно, никогда не совершал. УСТР ИТЬОО 1. что. Сделать, создать, организовать. У. запруду. У. концерт. 2. что. Учинить, вызвать своими действиями. У. переполох. У. кому­н. неприятность. 3. что. Наладить, придав нужный вид, установить порядок. У. свои дела. У. жизнь по­новому. 4. что кому. Получить, достать, осуществить что­н. нужное для кого­н. (разг.). У. билеты на премьеру. , ­ою, ­оишь; ­оенный; совер. 5. кого (что). Поместить, определить куда­н. У. на работу. У. в интернат. 6. кого (что). Оказаться удобным, подходящим для кого­н. Такое решение меня не устроит. Ответ: _____________________________________________________ 6. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗЬ. Определите зна­ чение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответству­ ющую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)На определённом этапе развития цивилизации на Земле обмен информацией между людьми стал глав­ ным двигателем прогресса. (2)Со временем пришло понимание того, что важно не только чтобы послание дошло до адресата, но и чтобы это произошло возможно быстрее, и благодаря гению инженеров в распо­ ряжение человечества поступают телеграф, телефон и радио. (3)<...> современное поколение стало сви­ детелем такого средства связи, как электронная почта, с помощью которой можно послать сообщение в любую точку земного шара, чтобы через считаные секунды адресат его получил. СВЯЗЬ, ­и, о связи, в связи и в связи, жен. 1. (в связи). Отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем­н. С. теории и практики. Причинная с. 2. (в связи). Тесное общение между кем­чем­н. Дружеская с. Укреплять международные связи. 3. (в связи и в связи). Любовные отношения, сожительство. Любовная с. Быть в связи с кем­н. 4. мн. Близкое знакомство с кем­н., обеспечивающее поддержку, покровительство, выгоду. Иметь связи во вли­ ятельных кругах. Большие связи. 5. (в связи). Сообщение с кем­чем­н., а также средства, к­рые дают возможность сноситься, сообщаться. Косми­ ческая с. Живая с. (через связных). Воздушная с. Междугородная телефонная с. 6. (в связи). Отрасль народного хозяйства, относящаяся к средствам такого сообщения (почта, телеграф, теле­ фон, радио), а также совокупности таких средств, сосредоточенные в соответствующих учреждениях. Служба связи. Работники связи. 7. (в связи), обычно мн. Часть строительной конструкции, соединяющая её основные элементы (спец.). Ответ: _____________________________________________________ 7. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите зна­ чение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответству­ ющую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает нанесение тонких плёнок в вакууме. (2)Варьируя толщину и количество слоев в таких плёнках, можно независимо от химического состава получать диэлектрические или полупроводниковые свойства у металлов и достигать более высокой прочности и твёрдости. (3)<...>, используя многокомпонентные и многослойные плёнки можно формировать нанокомпозитные материалы с очень широким диапазоном на­ значений. ПЫТОО 1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о. 2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской рабо­ ты. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем­н. 3. Воспроизведение какого­н. явления экспериментальным путём, создание чего­н. нового в определённых усло­ виях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров. 4. Попытка осуществить что­н., пробное осуществление чего­н. Первый о. молодого писателя. Ответ: _____________________________________________________ , ­а, муж. 8. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДВИЖЕНИЕ. Опреде­ лите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соот­ ветствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)Если Вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, Вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвиж­ ны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. (2)Причина кажущейся неподвижности заключает­ ся в ничтожной продолжительности молнии — тысячные доли секунды. (3)Неудивительно <...>, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды. ДВИЖ НИЕ 1. см. двигаться. , ­я, ср. ЕО 2. Форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира. Нет материи без дви­ жения и движения без материи. 3. Перемещение кого­чего­н. в определённом направлении. Вращательное д. Привести в д. что­н. Д. планет. Д. войск. 4. Изменение положения тела или его частей. Д. руки. Неловкое д. Лежать без движения. 5. перен. Внутреннее побуждение, вызванное каким­н. чувством, переживанием. Д. сердца. Душевное д. 6. Езда, ходьба в разных направлениях. Оживлённое д. транспорта. Правила дорожного движения. Служба движения (отдел управления на транспорте). 7. перен. Оживлённость, напряжённость действия. В пьесе мало движения. 8. Активная деятельность многих людей, направленная на достижение общей социальной цели. Демократиче­ ское д. Д. сторонников мира. 9. Переход из одного состояния, из одной стадии развития в другое состояние, другую стадию. Д. событий. Ответ: _____________________________________________________ 9. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЙСТВИЕ. Определи­ те значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соот­ ветствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)Создание хорошо защищенной компьютерной системы невозможно без тщательного анализа потенци­ альных угроз для её безопасности. (2)Специалисты составили перечень действий, которые необходимо про­ вести в каждом конкретном случае, чтобы представлять сценарии возможных нападений на компьютер­ ную систему. (3)<...>, что при проведении анализа потенциальных угроз безопасности компьютерной систе­ мы эксперт ставил себя на место злоумышленника, пытающегося проникнуть в эту систему, то есть спе­ циалисту необходимо было понять, что представляет собой злоумышленник, от которого нужно защи­ щаться. ЕО Д ЙСТВИЕ 1. Проявление какой­н. энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего­н. Ма­ шина в действии. Продлить д. договора. Закон обратного действия не имеет. Привести в д. 2. Результат проявления деятельности чего­н., влияние, воздействие. Предупреждение не возымело действия. Лекарство оказало своё д. 3. обычно мн. Поступки, поведение. Самовольные действия. Противозаконные действия. 4. События, о к­рых идёт речь. Д. происходит в 15 столетии. 5. Часть драматического произведения. Комедия в трёх действиях. 6. Основной вид математического вычисления. Четыре действия арифметики. Ответ: _____________________________________________________ , ­я, ср. 10. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответ­ ствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)Желание человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нём как идея существует очень давно. (2)Основную роль в возникновении подобного желания и в первых попытках его осуществления сыграло существование на земле птиц и летающих насекомых. (3)<...>возможность подняться в воздух, возможность двигаться в воздушном океане без точки опоры на земле, естественно, казалась человеку осу­ ществимой лишь при условии, что он овладеет теми же приспособлениями для полёта, которыми распо­ лагает птица. ЗЕМЛЯО , ­и, вин. землю, мн. земли, земель, землям, жен. 1. (в терминологическом значении З прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся во­ круг Солнца и вокруг своей оси. З. планета людей. 2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова). 3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из­под земли до­ быть (достать) что­н. (также перен.: с большим трудом). Как сквозь землю провалиться (исчезнуть неизвестно куда; разг.). 4. Рыхлое тёмно­бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. З. с песком и глиной. 5.  Страна,  государство,  а  также  вообще какая­н. большая  территория Земли (высок.). Родная  з.  Русская  з. Чужие земли. 6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём­н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли. 7. В Австрии и Германии: административно­территориальная (федеративная) единица. Ответ: _____________________________________________________ чи   те фраг  мент сло    тай    Про   то   ром это слово упо  треб      че   ния слов. Опре  от   вет   ству    де   ли   те зна    ю   щую этому зна    че   ние, в ко  ­  че   нию   2 вариант Задание 3 ЕГЭ. Определение лексического значения слова.  во   дят   ся зна      то   рой при  тьи, в ко  ной ста  вар       пи   ши     те цифру, со  же   нии тек  ста. Вы        ле   но в пред  ло   вар   ной ста    мен   те сло в при  ведённом фраг          тьи 1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДУША. Определите зна­ чение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответству­ ющую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)Недостаточно, чтобы художник­пейзажист верно изобразил на холсте деревья, берег реки, леса, поля, гористую даль, морской простор: важно, чтобы он сумел раскрыть в картине своё отношение к изоб­ ражённой природе, показал, какое впечатление она производит на человека. (2)Мы говорим: «весёлый дож­ дик», «унылое небо», «пробудившийся от зимнего сна лес», «грозно нахмурившееся море». (3)<...> пейза­ жист пишет дождик весёлым, небо унылым, лес проснувшимся, а море хмурым, он передаёт зрителю на­ строение, которое вызвала в его душе та или иная картина природы, и это является признаком мастер­ ства художника. ДУШАО , ­и, вин. душу, мн. души, душ, душам, жен. 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому­н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём д. дер­ жится (о хилом, больном человеке; разг.). Д. не лежит к кому­чему­н. (нет расположения, интереса к кому­ чему­н.). Д. не принимает чего­н. (не хочется; разг.). Д. меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.). Д. радуется (очень радостно, приятно; разг.). Д. в пятки ушла (испугался; разг.). 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая д. Низкая д. 3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продол­ жающее жить после его смерти. Бессмертная д. Думать о спасении души. Души умерших. 4. перен., чего. Вдохновитель чего­н., главное лицо. Д. всего дела. Д. общества. 5. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях). В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На душу приходится, досталось (на одного человека). 6. В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. Ре­ визская д. Мёртвые души (умершие крепостные, также перен.: о людях, фиктивно числящихся где­н.). Ответ: _____________________________________________________ 2. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите зна­ чение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответству­ ющую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание. ПЛАН, ­а, муж. 1) Чертёж, изображающий на плоскости какую­н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе). 2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выпол­ нения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п. 3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого­н. изложения. П. доклада. 4) Место, расположение какого­н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что­н. на первый п. (также перен.: придать чему­н. важное, существенное значение). 5) Масштаб изображения кого­чего­н. Дать лица крупным планом (в кадре кино­или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю). 6) Область проявления чего­н. или способ рассмотрения чего­н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане. Ответ: _____________________________________________________ 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧАСТНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответ­ ствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный памятник, ко­ торый символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте характера, недостой­ ной короля. (2)В 1661 году министр финансов Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением Людо­ вика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём собственном замке Во­ле­Виконт, лучшем на тот момент частном дворце Франции, который был построен по проекту известных мастеров своего времени. (3)Томимый завистью, Людовик уехал с праздника, не сказав ни слова благодарности, и <...> Фуке был арестован и заключён под стражу, поместье конфисковано, а архитекторы Во­ле­Виконт были направлены на строительство нового королевского дворца в Версале, чьё великолепие должно было за­ тмить красоту замка опального министра финансов. АО Ч СТНЫЙ 1. см. часть. 2. Являющийся отдельной частью чего­н., не общий, не типичный. Ч. вывод. Ч. случай. Заключение (вывод) от общего к частному (сущ.). 3. Личный, не общественный, не государственный. Частная переписка. По частному делу. 4. Принадлежащий отдельному лицу, не обществу, не государству. Частная собственность. Частное владение. 5. Относящийся к личному, индивидуальному владению, деятельности, хозяйству и вытекающим отсюда отноше­ ниям. Ч.   собственник.  Частная  торговля.   Частное  лицо.  Частная   практика.  Давать   частные  уроки (на дому, за плату). Ответ: _____________________________________________________ , ­ая, ­ое. 4. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответ­ ствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)Вся жизнь человечества постепенно отражалась в книге. (2)Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась; в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие серд­ ца. (3)<...> в ней отразилась та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиогра­ фия, которая называется всемирной историей. ИСТОРИЯ, ­и, ж. 1) Действительность в её развитии, движении. Законы истории. 2) чего или какая. Наука о развитии какой­н. области природы, знания. Естественная и. (устар.). И. театра. 3) чего. Ход развития, движения чего­н. И. нашей дружбы. И. болезни (карта, в которой регистрируются изме­ нения в состоянии больного). 4) Процесс развития человеческого общества в целом, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Собы­ тия, вошедшие в историю. И. мира. 5) Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории. 6) Происшествие, событие, преимущ. неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая и. произошла с кем­н. Ответ: _____________________________________________________ 5. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТА. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответству­ ющую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)Расположенный в северо­восточном углу Африки Египет ­ родина древнейшей цивилизации. (2)Известно, что за три, четыре и даже пять тысячелетий до нашего времени, когда обитавшие в Средней Европе вар­ варские племена ещё носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет уже был страной с высокоразви­ тым  общественным  устройством,   где   процветали  сельское   хозяйство,   ремёсла  и  литература.   (3)<...> больше всего египетская цивилизация прославилась грандиозными инженерными работами по созданию сети водоотводных каналов и колоссальными архитектурными сооружениями, развалины которых вызы­ вают удивление даже у современных техников. РАБОТА, ­ы, ж. 1) только ед. Преодоление сопротивления движущимся телом (физ.). Единица работы. 2) только ед. Качество или способ исполнения. Вещь тонкой работы. Мебель заграничной работы. Аккуратная р. 3) Служба, занятие в каком­н. предприятии, учреждении как источник заработка. Выйти на работу. 4) Производственная деятельность по созданию, обработке чего­н. Оросительные работы. 5) Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Ответ: _____________________________________________________ , ­а, мн. места, мест, местам, ср. 6. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕСТО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответ­ ствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребле­ ния в речи. (2)Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально­дело­ вом стиле примерно 6% глаголов, в научном — около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно опи­ сать действие. (3)<...>, повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций. М СТОЕО 1. Пространство, к­рое занято кем­чем­н., на к­ром что­н. происходит, находится или где можно расположить­ ся. Двигать с места на м. М. в вагоне. Положить на м. (туда, куда следует). На месте кто­что­н. (там, где надо). Проводить до места (до нужного пункта). На месте убить (наповал). Ни с места! (не двигайся!). Рабо­ чее   м. (место,   где   производится   работа). На   месте   решить (никуда   не   обращаясь). Места   себе   не   нахо­ дить (перен.: быть в волнении). Сердце или душа не на месте у кого­н. (перен.: чувствует себя неспокойно, тре­ вожится). 2. Участок на земной поверхности, местность (в 1 знач.). Живописные места. 3. Помещение, пространство, предназначенное для временного пребывания кого­н. одного. М. в вагоне, каюте. Плацкартное м. Больничная палата на четыре места. Номер люкс на одно м. (одноместный). Свободных мест нет (объявление в ресторане, гостинице). 4. Роль, отведённая кому­чему­н. в какой­н. деятельности, а также положение, занимаемое кем­н. среди кого­ н. М. отца в семье. М. искусства в жизни человека. Занять первое м. в соревновании. 5. Должность, служба. Вакантное м. Искать м. Остаться без места. 6. Какая­н. определённая часть, отдельный момент из книги, повествования, текста. Самое интересное м. в пьесе. Существенные места в статье. На самом интересном месте (также перен.: в самый интересный мо­ мент; разг.). 7. мн. Периферийные организации или учреждения, в противоп. центральным, центру. Сообщить на места. Де­ легаты с мест. 8. Отдельная вещь багажа, груза. Сдать в багаж пять мест. 9. нескл., чаще с отриц., кому (чему) и с неопред. Подобает, уместно (быть, находиться где­н., делать что­н. где­ н.). Здесь не м. разговорам. Здесь не м. говорить о пустяках. Бездельникам здесь не м. Специалисту м. на за­ воде. Ответ: _____________________________________________________ 7. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите зна­ чение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответству­ ющую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)Одни киноведы­специалисты считают, что у немого кино есть свои законы, своя эстетика, а отсут­ ствие слова признают достоинством, отличительным признаком этого искусства. (2)Особая стилистика  немого кино достигалась с помощью искусного монтажа снятых на плёнку эпизодов, крупного плана, света, композиции кадра и других компонентов. (3)<...> полагают, что с самого своего рождения немое кино  стремилось к цвету, стереоскопии, а главное — к звуку, и ссылаются на то, что ещё в ранние годы снима­ лись фильмы, рассчитанные на демонстрацию в сопровождении чтецов, находящихся за экраном, или на  звуковое сопровождение с использованием музыки. ПЛАН, ­а, муж. 1. Чертёж, изображающий на плоскости какую­н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе). 2. Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выпол­ нения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п. 3. Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего­н. П. поездки. П. действий. 4. Взаимное расположение частей, краткая программа какого­н. изложения. П. доклада. 5. Место, расположение какого­н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что­н. на первый п. (также перен.: придать чему­н. важное, существенное значение). 6. Масштаб изображения кого­чего­н. Дать лица крупным планом (в кадре кино­ или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю). 7. Область проявления чего­н. или способ рассмотрения чего­н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане. Ответ: _____________________________________________________ 8. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите зна­ чение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответству­ ющую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)Процесс селекции значительно ускорился с появлением в начале XIX века первых селекционных станций и племенных хозяйств, где велась планомерная работа по улучшению уже существующих сортов растений и пород животных и выведению новых. (2)<...> селекция постепенно превратилась в отрасль производства. (3)К началу XX века, когда накопленный в течение веков практический опыт позволил человеку достичь зна­ чительных успехов в селекционной работе, селекция сформировалась как наука. ПЫТОО 1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о. 2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской рабо­ ты. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем­н. 3. Воспроизведение какого­н. явления экспериментальным путём, создание чего­н. нового в определённых усло­ виях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров. 4. Попытка осуществить что­н., пробное осуществление чего­н. Первый о. молодого писателя Ответ: _____________________________________________________ , ­а, муж. 9. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КАРТИНА. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответ­ ствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)В 1986 году группой японских аквалангистов, проводивших исследования у острова Йонагуни, были заме­ чены под водой загадочные массивные объекты: несколько пирамид, десятки террас и ровных, гладких платформ разной величины. (2)Известный сейсмолог и геолог профессор Масааки Кимура посвятил изуче­ нию объектов Йонагуни больше десяти лет и в результате пришёл к выводу, что комплекс Йонагуни пред­ ставляет собой рукотворный мегалит – древнее культовое сооружение ранее неизвестной цивилизации, ушедшее   под   воду   в   результате   природного   катаклизма,   вероятнее   всего   мощнейшего   землетрясения. (3)<…> если выводы Кимура верны, то учёным придётся пересмотреть сложившуюся на сегодняшний день картину развития человечества. КАРТИНА, ­ы, ж. 1) Произведение живописи. Картины русских художников. 2) Изображение чего­н. в художественном произведении. К. крестьянского быта. 3) Вид, состояние, положение чего­н., представление о чём­либо (книжн.) К. запустения. К. ясная, нужно дей­ ствовать. 4) Подразделения акта в драме. Пьеса в трёх действиях, семи картинах. Ответ: _____________________________________________________ 10. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОДЕРЖАНИЕ. Опре­ делите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (1)Геологические процессы, формирующие облик и внутреннюю структуру нашей планеты, протекают чрез­ вычайно медленно и не поддаются непосредственному наблюдению. (2)Единственным исключением слу­ жит вулканическая деятельность — явление грандиозное и впечатляющее: при извержении вулканов облик отдельных участков Земли может измениться до неузнаваемости за считаные дни (а порой часы и даже , ­я, ср. минуты). (3)<...>, что уже одно это и возможность непосредственного контакта с "внутренним содер­ жанием" планеты заставляют учёных с особым интересом относиться к процессу вулканизма. СОДЕРЖ НИЕАО 1. То, что вмещается, заключается в чём­нибудь. С. папки. 2. Единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме (в 1 знач.) и неотделимое от неё. Единство формы и содержания. 3. Основная суть изложения; фабула. Пересказать с. доклада. Книга с интересным содержанием. 4. Перечень разделов в начале или в конце книги, оглавление. С. в конце книги. 5. Количество чего­н., находящегося в чём­н. другом. С. витаминов в чёрной смородине. 6. Заработная плата, жалованье (офиц.). Отпуск с сохранением содержания. 7. Средства, к­рые даются кому­н. для обеспечения существования, иждивение (устар.). Назначить с. кому­н. Жить у кого­н. на содержании. Ответ: _____________________________________________________ 1 вариант Ответы к заданию № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5 1 1 3 1 5 2 6 3 1 2 вариант 1 2 4 4 4 4 6 2 3 1 Использованные источники: 1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система Дмитрия Гущина.  http://rus.reshuoge.ru/   2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определение лексического значения слова" (Задание № 3)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017