ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ИСТОРИЯ РОССИИ. 9 КЛАСС.
Оценка 4.8
Раздаточные материалы
docx
история
9 кл
30.07.2017
Предлагаемый материал представляет собор подборку наиболее типичных тренировочных заданий для подготовки к участию в предметной олимпиаде. Задания могут быть также использованы и на урока по предмету для закрепления знаний по соответствующей теме. Для всех заданий даны подробные решения. Также указана система оценки выполненной работы.
история России -9.docx
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА
ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ.
ИСТОРИЯ РОССИИ. 9 КЛАСС.
Время выполнения работы – 4 часа.
I. 1. Расположите в хронологической последовательности:
а) Брусиловский прорыв;
б) вооруженное восстание в Москве;
в) Цусимское сражение;
г) убийство П. А. Столыпина;
д) созыв I Государственной думы.
2. Выделите «лишнюю дату» и аргументируйте свой ответ:
а) 15.11.1912–1917 гг.;
б) 09.01.1905–03.06.1907 гг.;
в) 20.02.–02.06.1907 г.;
г) 27.04.–08.07.1906 г.;
д) 01.11.1907–09.06.1912 гг.
3. По какому принципу образован этот ряд:
1874–1875 гг.; 1879 г.; 1883 г.?
II. 1. Расшифруйте аббревиатуры:
РСДРП (б), ПНС.
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
2. Установите соответствие:
а) концентрация производства и капитала;
б) образование финансового капитала, финансовой олигархии;
в) ввоз и вывоз капитала;
г) образование международных монополистических союзов капиталистов,
делящих мир экономически;
д) борьба за территориальный передел мира.
1) «Большая пятерка» российских банков контролирует до 50 % капитала
страны;
2) в 1902–1904 гг. созданы синдикаты «Продамета», «Продвагон»,
«Гвоздь»;
3) А. И. Путилов – председатель правления РусскоАзиатского банка и
член правления 38 компаний;
4) образование Антанты в 1907 г.;
5) в промышленность России вложено 2,5 млрд р. иностранных капиталов; 6) «Продамета» сосредоточил 60 % сбыта продукции в 1904 г., 95 % – в
1912 г.;
7) русскотурецкое соглашение о праве России на строительство железных
дорог на южном черноморском берегу.
III. Работа с исторической картой.
1. Напишите название данной карты и условные обозначения к ней.
2 балла
2 балла
2. Укажите хронологические рамки данного события.
1 балл
3. Назовите союзников России и ее противников и как менялось их
соотношение в ходе данного события (см. карту).
2 балла
IV. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
После роспуска I Государственной думы, показавшейся царю слишком
радикальной, князь Евгений Трубецкой, называвший себя «землевладельцем и
монархистом», писал Николаю II: «Государь, стремление крестьян к земле
имеет неудержимую силу… Всякий, кто будет против принудительного
отчуждения, будет сметен с лица земли. Надвигающаяся революция угрожает нам конфискацией, подвергает опасности саму нашу жизнь. Гражданская
война не более как вопрос времени. Быть может, правительству удастся
репрессивными мерами подавить революционное движение. Тем ужаснее
будет тот последний взрыв, который ниспровергнет существующий строй и
сровняет с землей русскую культуру. И вы сами будете погребены под
развалинами».
(Р. Медведев. Русская революция 1917 года: победа и
поражение большевиков. – М., 1997. – С. 10.)
– Выделите главную мысль автора письма.
– О чем предупреждал царя князьмонархист, в чем видел главную
опасность, что вызывало у него обеспокоенность?
– Какие предостережения автора оказались пророческими?
6 баллов
V. Соотнесите изображение исторической личности с высказываниями о
таковом.
– О ком идет речь?
1. Потомственный военный. Окончил академию Генерального штаба.
Участвовал в Хивинском походе 1873 г., был военным губернатором
Ферганской области. Герой русскотурецкой войны 1877–1878 гг. «Белый
генерал», как его называли в войсках за появление в бою на белом коне и в
белом мундире, был самой яркой и популярной личностью среди русских
солдат и полководцев.
I
II
III
2. Отец служил при дворе Александра II. Дальним родственником являлся
М. Ю. Лермонтов. Был самым молодым губернатором в России. Министр
внутренних дел, председатель Совета министров. Реформатор. Пережил
несколько покушений. Убит эсером Д. Богровым.
3. Лидер большевиков. Вождь Октябрьской революции. Был уверен:
будущее у России и всего человечества принадлежит рабочему классу. Только
пролетариат сможет проложить дорогу в социалистическое
(коммунистическое) будущее через революцию, установив диктатуру
пролетариата. а) Из истории ВКП(б): «…покрыл виселицами страну. Было казнено
несколько тысяч революционеров. Виселицу в то время называли «…
галстуком».
б) Память Ловчи и Шейнова: «Имя Ваше не нуждается в новых победах.
Слава Вами приобретена навсегда. Живите, …, величие и счастье славянского
мира этого требуют».
в) Павел Аксельрод: «Я тогда почувствовал, что имею дело с человеком,
который будет вождем русской революции. Он не только был образованным
марксистом – таких было очень много, но он знал, что он хочет сделать и как
надо сделать. От него пахло русской землей».
г) Из личных высказываний: «Дайте нам организацию революционеров, и
мы перевернем Россию»; «Нельзя ждать! Можно потерять все! Промедление в
выступлении смерти подобно».
д) Из личных высказываний: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего
и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».
е) Из личных высказываний: «Борьба между славянами и немцами
неизбежна. Она будет продолжительна и ужасна, но славяне победят».
6 баллов
VI. О каких картинах идет речь?
1. а) Стасов: «Никогда еще горькая судьба вьючного скота не представала
перед зрителем на холсте в такой страшной массе».
б) Один из царских министров, считая себя оскорбленным видом «этих
горилл, наших лапотников», настаивал на обязательности руководства
Академии внушить своим подопечным, чтобы «они были патриотичнее и не
выставляли бы отрепанные онучи на показ Европы на всемирных выставках».
Репин – «__________».
2. Суриков вспоминал: «И вот однажды иду я по Красной площади, кругом
ни души. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания
Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена (страшного
события), да так ясно, что сердце забилось. Почувствовал, что если напишу
то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина».
Известно также, что действие происходило в подмосковном селе
Преображенском в правление Петра I, но для придания событию большей
значимости художник перенес его на Красную площадь.
Суриков – «__________».
3. Шишкин написал на подготовительном рисунке к картине: «Раздолье,
простор, угодье, рожь, божья благодать, русское богатство». Именно эти
слова как нельзя лучше характеризуют законченное полотно.
Шишкин – «__________».
4. Свою картину «Апофеоз войны» художник Верещагин поместил в раму с
надписью: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим,
настоящим, будущим». – Что было изображено на картине? Изобразите.
5 баллов
VII. Представьте вероятные пути развития России на основе идей В. К.
Плеве, С. Ю. Витте, П. Д. СвятополкМирского. Попытайтесь оценить их.
10 баллов
Ответы и указания
I. 1 – в, б, д, г, а.
2 – б. Первая русская революция, остальные даты связаны с работой
Государственной думы.
3. Общественное движение второй половины XIX века («Хождение в
народ», начало деятельности «Народной воли», создание группы
«Освобождение труда».
II. 1. Российская социалдемократическая партия большевиков, Партия
народной свободы.
2. а1), 2), 6). б3). в5). г7). д4).
III. 1. Первая мировая война.
Действия германских войск.
Действия войск России.
_______________
_______________ – линия фронта
Революционные выступления
в армии и на флоте в 1917 г.
Февральская революция в России
Линия фронта в 1916 г.
2. 1914–1918 гг.
3. на 1914 г. – по Антанте – Франция, Англия.
Противники – Германия, АвстроВенгрия, Италия (Тройственный союз), к
1915 г. – Германия, АвстроВенгрия, Турция, Болгария (Четверной союз).
IV. Жизненно важная необходимость решения аграрного вопроса не
репрессивным, а реформационным путем.
Несвоевременное разрешение противоречий, вызванных модернизаций
общества и состоянием России на этот период времени, приведет к
разрушительной революции, гражданской войне.
Предсказал революцию,
последующие за периодом репрессий
третьеиюньской монархии, гражданскую войну, уничтожение монархии,
гибель царя.
V. еII
дI
гIII
1б;
2а;
3в;
VI.
1. «Бурлаки на Волге».
2. «Утро стрелецкой казни».
3. «Рожь».
4. Гора человеческих черепов (схематично треугольник в центре картины).
VII. Витте – конституционная монархия.
Плеве – сохранение самодержавия.
СвятополкМирский – курс на сотрудничество власти с земствами с целью
укрепления социальнополитической опоры власти.
Учитывать рассуждения учащихся, логичность и аргументированность ответа.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ИСТОРИЯ РОССИИ. 9 КЛАСС.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ИСТОРИЯ РОССИИ. 9 КЛАСС.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ИСТОРИЯ РОССИИ. 9 КЛАСС.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ИСТОРИЯ РОССИИ. 9 КЛАСС.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ИСТОРИЯ РОССИИ. 9 КЛАСС.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ИСТОРИЯ РОССИИ. 9 КЛАСС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.