ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС.
Оценка 4.7
Раздаточные материалы
docx
русский язык
10 кл
30.07.2017
Предлагаемый материал представляет собор подборку наиболее типичных тренировочных заданий для подготовки к участию в предметной олимпиаде. Задания могут быть также использованы и на урока по предмету для закрепления знаний по соответствующей теме. Для всех заданий даны подробные решения. Также указана система оценки выполненной работы.
русский язык 10.docx
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА
ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС.
Время выполнения работы – 3 часа
1.
Перечислите восточнославянские языки.
Раскройте понятие
древнерусский язык.
1 балл
2. Найдите слова с устаревшей семантикой и установите то значение,
которое они имеют в пушкинском контексте.
а) Он дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
б) Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
в) Что знала, то забыла: Да,
Пришла худая череда.
1,5 балла
3. В «Толковом словаре» В. И. Даля словарная статья «Душа» содержит
среди прочих слова душесловие, душеслов, которые автор предлагает
использовать в качестве русских синонимов к иноязычным по происхождению
словам. Каким?
1 балл
4. Опираясь на данные ниже примеры, раскройте суть термина синонимия
и укажите, какие языковые единицы могут вступать в синонимические
отношения. Ответ дополните собственными примерами.
1) Красный – алый – багряный – рубиновый.
2) Пуститься наутек – дать деру.
3) Проза Лермонтова – лермонтовская проза.
4) Отругать – выругать; корчевание – корчевка.
5) Кусок сыра – кусок сыру; камни – каменья.
2,5 балла
5. Назовите начальную форму выделенных в тексте слов, укажите их
лексическое значение. Какие слова современного русского языка являются
исторически производными от данных архаизмов?
Не внемлют! Видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Г. Р. Державин. Властителям и судиям 6. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и
какую синтаксическую функцию они выполняют?
1) Онегин, я тогда моложе, я лучше, и кажется, была. (А. С. Пушкин)
2) И чем ярче становились воспоминания, тем горче и тоскливее скулила
Каштанка. (А. П. Чехов)
3) Мы выбираем место поровнее. (А. И. Куприн)
4) О, память, сердца» Ты сильней рассудка памяти печальной. (К. Н.
Батюшков)
5) Казалось, стучат двое: один – погромче, другой – потише.
(В. А. Каверин)
6) Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей. (В. П.
Астафьев)
3,5 балла
7. Выпишите фразеологизмы книжного характера и укажите их
лексическое значение. назовите источник этих фразеологизмов.
Во время оно, притча во языцех, тянуть канитель, играть с огнем,
ничтоже сумняшеся, со всех ног, почить в бозе, от зари до зари, задеть за
живое, строить дом на песке, (возвращаться) на круги своя, остаться с
носом, сирота казанская, на козе не подъедешь.
3,5 балла
8. В каждом из данных предложений определите тип обстоятельства,
выраженного грамматической формой творительного падежа имени
существительного или местоимения. Отметьте устаревшие случаи выражения
обстоятельственных значений формой творительного падежа. Какие еще
синтаксические функции свойственны этой грамматической форме?
1) Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой спускалась к берегу.
(М. Ю. Лермонтов)
2) Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше семисот пронесся. (А. С. Грибоедов)
3) Ах, теперь грозой ночною милый по морю плывет.
(И. И. Козлов)
4) Кто б ни был погибший, но бурей погиб он.
(В. А. Жуковский)
5) Туда зарею поспешаю
С смиренным посохом в руках. (А. С. Пушкин)
6) Убийством тупятся мечи. (А. С. Пушкин)
7) Чичиков… тут же изъявил готовность платить подати за всех крестьян,
умерших такими несчастными случаями. (Н. В. Гоголь)
8) Случалось ли, чтоб вы, смеясь или в печали, ошибкою добро о ком
нибудь сказали? (А. М. Грибоедов) 9) Толпой угрюмою и скоро позабытой над миром мы пройдем без шума и
следа. (М. Ю. Лермонтов)
10) Соловьем залетным юность пролетела. (А. В. Кольцов)
5 баллов
9. Определите, каким способом выражено сравнение в данных отрывках
художественных произведений:
1) Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял.
(М. Ю. Лермонтов)
2) Морозной пылью серебрится его бобровый воротник. (А. С. Пушкин)
3) Не дарите, мне буде, словно сдачу, словно сдачу, словно гривенник
стертый. (А. Галич)
4) Ее глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач, ее глаза – как два
обмана, покрытых мглою неудач. (Н. Заболоцкий)
2 балла
Дайте семантическую и грамматическую характеристику
10.
сложноподчиненного предложения с придаточным уступительным:
1) Что выражает придаточная часть?
2) Какие средства связи (союзы и союзные слова) связывают ее с главной
частью?
3) Какое место по отношению к главной части занимает придаточная
часть?
1,5 балла
11. Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в
данных отрывках:
1) Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин)
2) Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь.
(С. Есенин)
3) Путь шел по целине, люди падали с обрыва. (И. Эренбург)
4) Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж с плеча! (А. Толстой)
5) Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. (А. Пушкин)
6) Они сошлись, Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)
7) А волны моря с печальным ревом о камень бились. (В. Маяковский) 8) В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)
4 балла
12. Проведите лингвистический анализ лирического произведения.
Живите не в пространстве, а во времени,
Минутные деревья вам доверены,
Владейте не лесами, а часами,
Живите под минутными домами.
И плечи вместо соболей комуто
Закутайте в бессонную минуту…
Умирают – в пространстве.
Живут – во времени.
А. Вознесенский
Ответы на задания и вопросы
10 баллов
1. Русский, украинский, белорусский. Древнерусский язык – язык
древнерусской народности (эпохи Киевской Руси), общий предок
современных восточнославянских языков до распада восточнославянского
единства.
2. а) Анекдот – короткий рассказ о замечательном или забавном
историческом случае;
б) Записная кокетка – настоящая, истинная, опытная;
в) Череда – пора, время.
3. Психология, психолог.
4. Синонимия – языковое явление, при котором языковые единицы,
обладающие значением (морфем, слова, словосочетания, предложения),
имеют близкое или тождественное значение и отличаются оттенками значения
или стилистической окраской. Синонимия может быть:
а) лексической (красный – алый – багряный, рубиновый) и
фразеологической (пуститься наутек – дать деру);
б) словообразовательной (отругать – выругать, корчевание – корчевка);
в) морфологической (сыра – сыру, камни – каменья);
г) синтаксической (проза Лермонтова – лермонтовская проза).
5.
Внемлют – форма настоящего времени от глагола внимать;
лексическое значение глагола внимать – «слушать, воспринимать», от него
исторически образованы внимание, внимательный.
Мздою – существительное, начальная форма мзда – «оплата,
вознаграждение, взятка»; исторически производные: возмездие – «расплата»,
мздоимец – «тот, кто берет взятки».
Очеса – форма множественного числа от око – «глаза». Производны от
слова око с исторической точки зрения очный, заочный, очки, воочию. Зыблет – форма глагола забыть в значении «колебать, качать»;
исторически производные от забыть слова зыбкий, зыбь, зыбка (детская
колыбель).
6. Выделенные в предложениях формы сравнительной степени имеют
следующую грамматическую характеристику:
1) Моложе, лучше – имена прилагательные в функции именной части
составного именного сказуемого;
2) Ярче – имя прилагательное, часть составного именного сказуемого;
громче, тоскливее – наречия в роли обстоятельства;
3) Поровнее – имя прилагательное в роли несогласованного определения;
4) Сильней – имя прилагательное, синтаксическая роль – сказуемое.
5) Погромче, потише – наречия в функции обстоятельства;
6) Дружнее, тише, дремучей – слова категории состояния в роли
главного члена односоставного (безличного) предложения.
7. Во время оно – очень давно; притча во языцах – предмет всеобщих
разговоров, насмешек, пересудов; чтолибо очень надоевшее; ничтоже
сумнящеся – нисколько не сомневаясь; почить в бозе – умереть; строить
дом на песке – делать чтолибо на ненадежном основании; на круги своя – к
исходному положению, состоянию.
Это фразеологизмы библейского происхождения.
8. 1) Обстоятельство места.
2) Обстоятельство меры (миг – ни на миг).
3) Обстоятельство времени.
4) Обстоятельство причины (бурей – от бури, изза бури).
5) Обстоятельство времени.
6) Обстоятельство причины.
7) Обстоятельство причины.
8) Обстоятельство причины.
9) Обстоятельство образа действия.
10) Обстоятельство сравнения.
Устаревшим является выражение творительным падежом обстоятельства
причины (ср. предложения 4, 6, 7, 8), которое в современном языке
выражается преимущественно предложно – падежными формами.
Кроме функции обстоятельств, грамматическая форма творительного
падежа имени существительного или местоимения может выполнять
следующие синтаксические функции:
1) именная часть составного именного сказуемого (Он был
студентом);
2) несогласованного определения (У нее губки бантиком);
3) косвенного дополнения (Мы любовались ночным морем).
9. 1) Сравнительный оборот с союзом как; 2) существительным в творительном падеже;
3) сравнительный оборот с союзом словно;
4) существительным в именительном падеже в роли сказуемого.
10. 1) Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным
обладает сложной семантикой: придаточная часть называет обстоятельства,
вопреки которому осуществляется событие, названное в главной части.
Уступительные отношения в сложноподчиненном предложении, таким
образом,
ситуациями,
обозначенными в главной и придаточной частях.
выражают противоречие между событиями,
2) Придаточное уступительное присоединяется ко всей главной части при
помощи союзов хотя, хотя… но, несмотря на то что, даром что, а также
союзных слов – местоимений и наречий с частицей ни: сколько ни, где ни, что
ни, кто ни, какой ни и т. п.
3) Придаточная часть с уступительным значением в составе
сложноподчиненного предложения может занимать любое место по
отношению к главной части: предшествовать ей, следовать за ней или,
разрывая ее, находиться внутри.
11. 1) Перифраза;
2) олицетворение;
3) параллелизм;
4) параллелизм и анафора;
5) сравнение;
6) антитеза;
7) эпитет;
8) гипербола.
12. За лингвистический анализ лирического произведения 10 баллов.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.