Технологическая карта урока
Учебный предмет: Музыка
Класс: 5
Тема урока: «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок-представление
Цель урока: Cформировать представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства.
Задачи:
образовательные:
1. Углубить знания учащихся о различных музыкальных жанрах;
2. Познакомиться с жанром музыкального театра – мюзиклом «Кошки» Эндрю Ллойд Уэббера.
развивающие:
формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
воспитательные:
воспитывать музыкальный вкус
Музыкальный материал: фрагмент из мюзикла «Кошки» «Песня Джелликл кошек»; фрагмент из мюзикла «Кошки» Макавити, фрагмент из мюзикла «Кошки» (ария Гризабеллы).
Оборудование: мультимедиа презентация на компьютере.
Этапы |
Содержание деятельности учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
Активизация внимания |
Ребята, сегодня мы совершим с вами третье путешествие в музыкальный театр. Но для начала давайте вспомним, с какими жанрами музыкального театра мы знакомились в предыдущих путешествиях? (опера, балет)
|
Фронтальная работа. Отвечают, высказывают свое мнение, обсуждают. |
Регулятивные: -осуществлять самоконтроль.
|
Постановка проблемы. Актуализация знаний |
Сегодня Вас ждет увлекательное путешествие, в котором мы с вами познакомимся с очень интересным жанром музыкального театра - мюзиклом.
|
Отвечают, высказывают свое мнение. |
Регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать.
|
Введение в тему урока |
Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл). - Совершенно верно. - Какую цель мы поставим перед собой? Что попытаемся узнать? На какие вопросы нам необходимо ответить?
|
Учащиеся обсуждают проблемные вопросы и определяют тему и цель урока
|
Регулятивные : -принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать свою работу.
|
Совместное открытие новых знаний |
Итак, все готово и мы начинаем наше путешествие. Я приглашаю вас на прогулку по Бродвею. Бродвей – это не просто одна из улиц Нью-Йорка, а целый мир, яркий и удивительный. Сложно поверить, что когда-то эта улица была простой тропой, извивающейся среди скал и болот. Теперь ее окружают театры. 39 театров расположены вдоль Бродвея, и весь квартал благодаря этому назван "театральным". А еще эта улица подарила миру мюзиклы – именно музыкальные постановки на Бродвее сделали этот жанр популярным по всему миру. Раз уж мы очутились с вами на Бродвее, давайте окунемся в прекрасный мир мюзикла. - Какова же история возникновения этого жанра?
Мюзикл – слово английского происхождения, в переводе означает музыкальная комедия. Мюзиклы возникли в США в начале XX века, а к нам в Россию они пришли в 60-е годы и быстро полюбились зрителям разных возрастов и различных пристрастий. Отдельные мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго. Мюзикл основан на связи музыки и литературы, но отличается от оперы и балета.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с одним из увлекательных и самым популярным во всем мире английских мюзиклов -«Кошки» и постараемся понять особенности этого прекрасного жанра. - Как на английском языке звучит слово кошки?
Дети: CATS. Учитель: Правильно. Почти 70 лет назад английский писатель Томас Элиот сочинил забавные стихотворения о кошках для своих племянников, таких же детей, как и вы. Эта книга и стала литературной основой мюзикла «Кошки». Как обычно называют литературную основу оперы?
Учитель: Верно. Вот и у мюзикла литературная основа называется либретто. - Литературное произведение есть, либретто написано, что же дальше?
- Совершенно верно и мне хочется представить вашему вниманию Эндрю Ллойда Уэббера. (На слайде портрет композитора) Английский композитор, лорд, бизнесмен, мультимиллиардер. Родился он в Англии, в 1948 г. в музыкальной семье. Отец – музыкант и композитор, мать – учительница музыки, и поэтому с детства он начал увлекаться и заниматься музыкой. Обучался игре на фортепиано, скрипке и валторне. Эндрю Ллойд Уэббер – автор практически самых популярных мюзиклов. Его биографы неоднократно называли композитора «кошачьим человеком». И неудивительно – кошки нравились Эндрю всегда. В квартире его семьи в Южном Кенсингтоне коты жили постоянно. Двух из них звали Дмитрий и Сергей – в честь Шостаковича и Прокофьева – любимых композиторов Уэбберов. Эндрю любит говорить о том, что в университет Оксфорд он попал частично благодаря своей любви к кошкам – во время собеседования, которое проводил преподаватель по имени Макфарлейн, юноша «подружился» с его сиамским котом, и это растрогало экзаменатора. Остроумные стихи Томаса Элиота пришлись по вкусу Эндрю Уэбберу, который, как вы уже знаете, тоже обожал кошек. И сегодня мы узнаем, что же получилось от содружества этих авторов. Бал — мероприятие торжественное, а значит хлопотное, требующее особых приготовлений. Это праздник для избранных — джелли! Кошки любого происхождения, породистые и беспородные, домашние и беспризорные, кошки всех возрастов, со всех уголков земли собираются вместе, на грандиозный ежегодный бал, с которым не сравнится ни один другой!
Итак, полночь. На улице ни звука, и в свете проезжающих фар высвечиваются силуэты собирающихся со всех сторон кошек. В мюзикле действие происходит на свалке, куда ежегодно, на бал, собирается особое кошачье племя «джелли». Кошки любого происхождения, породистые и беспородные, домашние и беспризорные, кошки всех возрастов, со всех уголков земли собираются вместе! Сегодня для них особенная ночь: кошки собираются все вместе, чтобы повеселиться от души, продемонстрировать друг другу свои уникальные способности и характерные черты в танце, в стихах и в песнях. А затем выбрать самую достойную для путешествия в кошачий рай. Именно поэтому каждый член племени старается проявить себя и рассказать свою историю.
Кошки собрались и исполняют первую песню о своём племени «джелли». Каков характер этих кошек? Что вам подскажет музыка?
Видеофрагмент «Песня Джелли кошек».
Каков же характер этих кошек?
Учитель: Напомню, что основа мюзикла – это выразительные танцевальные движения. А вот и первый герой – кот Макавити. Попробуйте определить по характеру музыки и по звуковым эффектам, кем может быть этот кот? (он может быть бандитом, разбойником…)
Видеофрагмент кот Макавити
-- По каким эффектам вы определили это?
Учитель: Вы правы, ребята, Макавити действительно – король преступного мира. Вывод: Звуковые эффекты играют в мюзикле большую роль.
И вот перед нами появляется главная героиня – это кошка Гризабелла. Ее имя произошло от двух французских слов – «гриз» - серый и «белла» - красавица. Значит, как зовут нашу кошку? Правильно – Серая красавица. Когда-то Гризабелла была самой красивой и очаровательной кошкой племени Джеликл. Но она предала свое племя и отправилась путешествовать по свету. И вот она, больная, старая, возвращается и попадает на бал. Несколько раз Гризабелла пытается уговорить кошек принять её, и всё напрасно. Отчаявшись, Гризабелла исполняет свою главную арию «Память» ("Memory"), в которой призывает всех помнить о прошлом.
Какую музыку вы сочинили бы, если б были композитором? А теперь давайте послушаем, как звучит ария в мюзикле.
Видеофрагмент Ария Гризабеллы «Память».
|
Ответы обучающихся.
Ученики записывают в тетради новые понятия.
Ответы обучающихся.
Ответы обучающихся. Либретто
Ответы обучающихся: - Дальше идет работа композитора.
Работа в тетрадях Просмотр Видеофрагмента «Песня Джелли кошек».
Делают слушают, смотрят, обсуждают. Ответы обучающихся: Эти кошки весёлые, дружные, музыка ритмичная, танцевальная.
Работа в тетрадях Просмотр Видеофрагмент кот Макавити
Делают слушают, смотрят, обсуждают.
Ответы обучающихся: (взрыв, вой полицейской сирен).
Ответы обучающихся.
Ответы обучающихся. (спокойную, тихую, лирическую).
Работа в тетрадях Просмотр Видеофрагмент Ария Гризабеллы «Память».
|
Познавательные: · учатся размышлять над содержанием музыкального произведения; · определять средства музыкальной выразительности; · высказывать суждения о музыке.
Регулятивные: · развитие умения осмыслить полученную информацию.
Коммуникативные: · формирование умения грамотно строить речевые высказывани
Познавательные: · учатся соотносить настроение и характеры произведений искусства; Коммуникативные: учатся выражать эмоциональное отношение к образам произведений искусства.
|
Подведение итогов |
Мы сказали, что это ария… Эта музыка напоминает оперную арию? Чем? А чем отличается от нее?
При этом артисты хора еще и танцуют. А оркестр аккомпанирует этому действию, используя ритмы и тембры джаза и рок- музыки.) На этот раз кошки начинают понимать, как одинока и несчастна Гризабелла и принимают ее обратно в племя. Кошки понимают, что главное - уметь прощать, сострадать. Именно Гризабеллу кошки выбирают для путешествия на небо в кошачий рай, после которого её ожидает воскрешение. Мюзикл заканчивается общей радостью и восторгом по поводу происходящего.
|
Варианты ответов учеников; Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это скорее напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, вскрики, пение-шепот.
Ответы обучающихся.
Ответы обучающихся.
|
Регулятивные: · развивают умение осмыслять полученную информацию; · формируют умение анализировать.
|
Рефлексия |
Давайте попробуем сформулировать, что такое мюзикл? "Мюзикл - музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств.
Ребята, я сегодня очень довольна нашей совместной работой.
Учитель оценивает работу учеников Класса. |
Ответы обучающихся.
|
Регулятивные: · открыто осмысляют свои действия и оценивают их. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.