Протокол № 1
Семинара для классных руководителей
« Школа и семья как партнёры в воспитании детей».
28.01.2021г.
Присутствуют:
заместитель директора по ВР Литвиненко Г.И. ,
классные руководители 1 – 11 классов
Проводят:
1. Заместитель директора по ВР МБУ «Школа №47»
Литвиненко Г.И.
2. Социальный педагог Регионального социопсихологического центра
Бурдина М.С.
Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.
Задачи: выявить наиболее эффективные формы взаимодействия школы и семьи.
ХОД СЕМИНАРА
1. Вступительное слово заместителя директора школы по воспитательной работе. Обоснование актуальности выбора темы.
Как вы знаете, Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом и государством. Теперь родители обучающихся – субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в ходе его проектирования и реализации. Поэтому сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, которая основана на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. И наш сегодняшний семинар мы посвящаем теме взаимодействия семьи и школы.
2. Теоретические выступления по теме семинара «Взаимодействие семьи и школы» приводит социальный педагог Бурдина Марина Сергеевна.
СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?
Для размышления:
Семья - общечеловеческая ценность.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений.
Семья - малая социальная группа,
естественная среда жизни и развития
ребенка, закладывающая основы личности.
Главное назначение семьи - воспитание детей.
Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется
имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
КАКОВЫ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ?
Главными функциями семьи являются:
Главные задачи семейного воспитания это:
Главными компонентами семейного воспитания остаются:
климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
режим семейной жизни;
содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен
- на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс,
-во внеурочную досуговую деятельность,
-сотрудничество с детьми и педагогам
ОСОБЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ и РОДИТЕЛЕЙ.
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
Задачи взаимодействия:
Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
ЧТО ДАЕТ ПЕДАГОГУ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ?
Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Педагогу важно соблюдать следующие правила:
Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения
Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
При изучении семьи школьника педагога прежде всего интересуют следующие данные:
1. Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы.
2. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности.
3. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).
КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ?
Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
В связи с этим семьи делятся на 5 типов:
1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.
3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей..
КАКОВЫ СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ?
Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой. Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности.
Повышение психолого- педагогических знаний
В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.
Комплекс методов и форм совместной роботы с родителями, наиболее часто используемых в опыте школ.
Методы изучения семьи:
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Это обуславливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Университет - это форма психолого-педагогического просвещения педагогических родителей. Она помогает вооружить их знаний необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи и школы, взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа «университета» составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции - научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т.п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда заполняется краткая анкета.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.
Практикум. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться в семье во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
На практикуме можно предложить родителям следующий тест:
«КТО ВЫ СВОЕМУ РЕБЕНКУ: РОДИТЕЛЬ ИЛИ ПРИЯТЕЛЬ?» '
1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что вы делаете?
а) выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней?
б) отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?
в) обещаете купить для нее портативный телевизор?
г) записываете фильм на видео, а дочери позволяете смотреть рок-шоу?
2. Вы видите в своих детях:
а) людей, равных себе?
б) тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость?
в) маленьких взрослых?
г) тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?
3. Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую прическу вы носите?
а) которая больше всего вам подходит?
б) которая отвечает последней моде?
в) которая копирует прическу любимой звезды?
г) которая копирует стиль сына (дочери)?
4. Поговорим о вашем возрасте:
а) знают ли дети, сколько вам лет?
б) вы предпочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми?
в) скрываете ли вы свой возраст от детей?
г) настаиваете ли вы на том, что знаете больше, потому что старше?
5. Как вы одеваетесь?
а) подражаете стилю рок-звезды, любимой сыном (дочерью)?
б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это поможет установить более тесную связь между вами?
в) выбираете ту одежду, которая лучше всего вам подходит?
г) следуете молодежной моде, потому что так вы чувствуете себя моложе?
6.Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу.
а) посчитаете, что это его личное дело?
б) станете подшучивать над его женственностью?
в) скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодными?
г) купите такую же серьгу и нацепите ее, чтобы составить сыну компанию?
7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:
а) затыкаете уши ватой и делаете свои дела?
б) уменьшаете громкость?
в) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?
г) говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка буквально бьет вас по голове?
8. При споре с детьми вы:
а) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать вас вовсе?
б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?
в) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь ведь так коротка?
г) признаете, что они правы, если они действительно правы? р. Дети пригласили в гости сверстников, а вы:
а) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?
б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных?
в) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же веселыми, как вы?
г) ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что вы всегда рядом на случай, если что-то произойдет?
10. Дети собираются на дискотеку, но вас не берут, а вы:
а) не удивляетесь, потому что они знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы?
б) печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?
в) обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое веселье?
г) расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощеголять в облегающих джинсах и металлических побрякушках?
11. Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему вы так делаете?
а) чтобы быть с детьми в хороших отношениях?
б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте?
в) потому что это может дольше удержать семью вместе?
г) потому что это для вас естественно?
12. В отношениях со своими детьми вы:
а) обращаетесь с ними как со взрослыми?
б) обращаетесь с ними как с маленькими?
в) стремитесь быть их приятелем?
г) ведете себя так, как должно родителям?
36—25 очков: вы, наверное, думаете, что весело проводите время с детьми, стараясь быть с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы слишком переигрываете, взяв на себя роль приятеля собственных детей, ставя их на одну доску с вами. Ведь большинство детей прекрасно это понимают, а в результате, как считают эксперты, подспудно возрастает их нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя; и важно осознать, что именно вы призваны обеспечить своим детям чувство перспективы и преемственности, знание общественных корней и выбор места в жизни.
24-14 очков: ваши дети, похоже, так и не знают в точности, как же им с вами правильно держаться. Вы явно стараетесь им потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своем в чем-то важном, и это вызовет в детях гнев, растерянность и неповиновение. Но вы зашли еще не так далеко и можете перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения. И пусть вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить вас, если вы станете утверждать себя в родительской роли.
13-0 очков: так держать, мистер (или миссис) средний родитель! Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся настроения и нужды своих детей, иногда поддаетесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а не на их условиях. Ссоры неизбежны, однако дети вас любят, уважают и - главное - видят в вас любящего и надежного родителя. При удаче вас ожидает такое семейное счастье, какое позволяет нам выдержать современную жизнь с ее стрессами и разочарованиями.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Однако необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
В школе родители частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья», и «огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 Марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Педагогическая дискуссия - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность (диспут) диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой.
Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».
ВОПРОСЫ К ДИСПУТУ «МЫ И РОДИТЕЛИ»
1. Взрослые мы или дети? С какого возраста человек становится самостоятельным?
2. Кто отвечает за нас: мы сами, школа, родители?
3. Имеем ли право поступать самостоятельно, не считаясь с мнением родителей?
4. Что значит любить отца и мать? Должны ли мы помогать родителям, если они нашей помощи не требуют?
5. Есть ли у нас долг перед родителями? В чем он заключается?
6. Должны ли мы быть откровенными с родителями? Во всем ли ?
7. Как быть, если родители возражают против избранного мной жизненного пути?
8. Как быть, если родители запрещают дружбу с девушкой (юношей)?
9. Следует ли прощать родителям обиду? Как избежать отчуждения, конфликта, возникающего в подобном случае?
10. Можно ли стыдиться своих родителей?
11. Правильно ли ты поступишь, если попросить родителей уйти из дома, если к тебе пришла компания друзей?
Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности их педагогических умений. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной ситуации педагог может получить помощь непосредственно от консультации родителей учеников и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах
их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.Переписка с - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения. Родительское - форма анализа, осмысления на основе данных собрание педагогической науки опыта воспитания.
Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы. Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме. Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.
При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важных положений:
1. Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка.
2. Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.
3. Профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношениях в детском коллективе).
4. Добрые, доверительные отношения (доброжелательность сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь).
5. Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
Решение:
1. Классным руководителям обратить внимание на необходимость использования новых технологий и форм проведения родительских собраний, чаще использовать нетрадиционные формы (круглые столы, игры, практикумы )
2. Активизировать деятельность по привлечению родителей к совместной работе по различным направлениям (совместные праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет и т.д.).
Заместитель директора по ВР___________________Литвиненко Г.И.
Протокол № 2
Семинара для классных руководителей
« Трудный ребенок – кто он?».
от 21.09.2018 г.
Присутствуют:
заместитель директора по ВР Литвиненко Г.И. ,
классные руководители 1 – 11 классов
Проводят:
1. Заместитель директора по ВР МБУ «Школа №47»
Литвиненко Г.И.
2. Социальный педагог Регионального социопсихологического центра
Бурдина М.С.
Цель: способствовать формированию у педагогов установки на применение технологий педагогики в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
· Повышение психологической компетенции педагогов;
· Предложить рекомендации педагогам при работе с разными категориями трудных детей;
· Отработка педагогических приёмов, направленных на оптимизацию работы с «трудными» учениками.
ХОД СЕМИНАРА
1. Вступительное слово заместителя директора школы по воспитательной работе. Обоснование актуальности выбора темы.
По отношению к подростку термин «трудновоспитуемость» означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала «трудные» дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
В чем же причины такого отставания?
Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой.
Во-вторых, «трудный» подросток и «трудные» семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих «трудных» подростков, можно выделить следующие:
· отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
· незнание их интересов и потребностей;
· политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
· неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
· отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
· чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
· сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
· "эпидемия" разводов; потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей, это позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать «изъяны» семейного воспитания.
2. Теоретические выступления по теме семинара приводит социальный педагог Бурдина Марина Сергеевна.
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей |
Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых «трудные» родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
|
Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться; Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней; Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее; Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем |
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми |
Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут; Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать; Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни; Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль |
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями; Пробудить интерес к самообразованию; Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
|
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
Изменить жизненную ориентацию родителей; Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира; При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
|
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы; Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение; Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании |
Кроме описанных типов семей выделяют также:
дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя); семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).
Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.
По типу запущенности:
педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
– 46 % – с пассивной жизненной позицией («Я – безволие, равнодушие, недоверие»);
– 31 % – с неадекватной реакцией («Я – эго» – эгоисты, упрямцы);
– 23 % – с антиобщественным поведением («Я – агрессия» – жестокие, антагонистические, аморальные);
социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные); правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство); отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).
По области психических нарушений:
с нарушениями в сфере общения; с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией; с односторонним умственным развитием; с неправильным развитием волевой сферы.
По позиции:
неудовлетворенные своим положением в детском коллективе; неудовлетворенные своим положением в семье; с преобладанием связей с дезорганизаторами; с надломленной психикой; с избыточной энергией, не нашедшей применения.
Заместитель директора по ВР Литвиненко Галина Ивановна представила модель воспитательной работа с учащимися на разных ступенях обучения
Начальная ступень |
Средняя ступень |
Старшая ступень |
1. Работа с коллективом учащихся 2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д. 3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими |
1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе 2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей 3. Определение форм индивидуальной помощи 4. Организация медицинской помощи, включение в работу секций и кружков 5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью и правоохранительными органами |
1. Работа с коллективом учащихся 2. Деятельность детей, включение их в общественно полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности 3. Индивидуальная работа |
Организация помощи педагогически запущенным детям
|
Сроки исполнения |
Ответственный |
1. Организация педагогической помощи |
||
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся |
В течение года |
Классный руководитель |
1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся |
Постоянно |
Администрация, учителя-предметники |
1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие «синдрома неудачника» |
По расписанию |
Учителя-предметники |
1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений. |
В течение года |
Классный руководитель, зам. директора по ВР |
1.5. Формирование положительной «Я - концепции» |
В течение года |
Классный руководитель, психолог |
1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей |
В течение года |
Классный руководитель, психолог, администрация |
2. Организация медицинской помощи |
||
2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера |
Систематически |
Фельдшер, родители |
2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам: анкетирование учащихся 1–11-го классов, родителей; заседание круглого стола «Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь»; заседания семейных клубов «Курение – цена модной привычки», «Наркомания среди подростков»; лекции для родителей: «Психология ранней наркомании» для родителей учащихся 6–7-х кл.; «Проба наркотика – шаг в пропасть» для родителей учащихся 9-х кл.; «Сигарет, не приносящих вреда, – нет» для родителей учащихся 5-х кл.; «Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма» |
В течение года по планам классных руководителей |
Классные руководители, фельдшер, психолог |
2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации |
В начале года |
Классный руководитель, врач |
3. Организация психологической помощи |
||
3.1. Изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, беседы) |
В течение года |
Психолог |
3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы) |
В течение года |
Психолог |
3.3. Психологическое консультирование с целью оказания помощи ребенку в решении собственных проблемах, в нахождении выхода из создавшейся трудной жизненной ситуации |
Систематически |
Психолог, классный руководитель, администрация |
3.4. Индивидуальные беседы с учащимися, направленными на осознание собственных поступков |
Систематически |
Психолог, классный руководитель, администрация |
3.5. Организация работы психологического тренинга «Толерантность» для детей из неблагополучных семей |
1 раз в четверть |
Психолог, классный руководитель, администрация |
4. Организация свободного времени |
||
4.1. Изучение интересов и способностей учащихся |
В течение года |
Классный руководитель |
4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации |
Сентябрь – октябрь |
Классные руководители |
4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития личности ребенка книг |
Сентябрь |
Библиотекарь |
4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства |
В течение года |
Классные руководители |
4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах |
В течение года |
Классный руководитель |
4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и групп продленного дня |
Сентябрь, ноябрь, январь, март, июнь |
Классный руководитель, администрация |
Бурдина Марина Сергеевна социальный педагог представила
план мероприятий по работе
с педагогически - запущенными детьми и неблагополучными семьями
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей |
В течение года |
Администрация, классные руководители, социальный педагог, психолог, школьный инспектор |
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка |
По мере выявления |
Администрация, классные руководители, социальный педагог, психолог, школьный инспектор |
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей |
В течение года |
Администрация, классные руководители, социальный педагог, психолог, школьный инспектор |
4. Собеседование с классными руководителями 1–11-го классов по профилактике правонарушений |
1 раз в полгода |
Администрация |
5. Заседания Совета по профилактике правонарушений |
1 раз в месяц |
Администрация, классные руководители, социальный педагог, психолог, школьный инспектор |
6. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей |
По мере необходимости |
Администрация, классные руководители |
7. Психологический тренинг «Толерантность» |
1 раз в четверть |
Психолог |
8. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей |
По мере необходимости |
Классные руководители, школьный инспектор |
9. Определение социального статуса подростка в коллективе |
По мере необходимости |
Классные руководители, психолог, социальный педагог |
10. Организация консультаций для детей и родителей |
Систематически |
Администрация, врач, социальный педагог, психолог, школьный инспектор |
11. Беседы с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений |
1 раз в месяц |
Администрация, классные руководители, социальный педагог, психолог, школьный инспектор |
12. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей |
Систематически |
Администрация, классные руководители, социальный педагог, психолог, школьный инспектор |
13. День отказа от курения |
Ноябрь |
Администрация, классные руководители, социальный педагог, психолог, школьный инспектор |
15. День профилактики правонарушений |
Декабрь |
Администрация, классные руководители, социальный педагог, психолог, школьный инспектор |
16. День борьбы с наркотиками «За здоровый быт и трезвые традиции» |
Март |
Администрация, классные руководители, социальный педагог, психолог, школьный инспектор |
17. Всемирный день здоровья |
Апрель |
Администрация, классные руководители, социальный педагог, психолог, школьный инспектор |
Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания.
Заместитель директора по ВР представила план подготовки
методического обеспечения для работы с педагогически запущенными детьми
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1. Работа МО классных руководителей |
В течение года |
Зам. директора по ВР, руководители МО классных руководителей |
2. Заседания творческой группы по работе с семьей «Взаимодействие семьи и школы» |
1 раз в четверть |
Руководитель творческой группы |
3. Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями |
Апрель |
Зам. директора по ВР, руководители МО классных руководителей, школьный инспектор |
4. Работа с правоохранительными органами |
В течение года |
Администрация |
5. Организация выставок книг по вопросу трудновоспитуемости |
1 раз в четверть |
Библиотекарь |
6. Составление плана работы школы по профилактике курения и наркомании |
Сентябрь |
Заместители директора по ВР и УВР |
8. Создание «Штаба по профилактике беспризорности и безнадзорности» |
Сентябрь |
Администрация |
Решение:
1. Вести систематическую работу по изучению психологического климата в классных коллективах с целью выявления трудных учащихся.
2. Провести заседание школьного МО классных руководителей в январе 2019 года по теме: «Педагогическая поддержка в практике воспитательной деятельности».
3. Совершенствовать проведение индивидуальной работы с трудными учащимися.
4. Взаимодействовать с социальными партнерами города по работе с трудными подростками с целью снижения количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на различных видах учета.
Заместитель директора по ВР___________________Литвиненко Г.И.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.