ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ:
«Проблема суицида в юношеском возрасте»
(информация для педагогов и родителей)
_______________________________________________________________________________
Цель: Повышение правовой культуры педагогов по вопросам формирования установок на ЗОЖ.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нормативно-правовыми документами.
2. Содействовать формированию установок на ЗОЖ.
Дата: 19.11.2020
Ведущий: Бурдина М.С. - социальный педагог Регионального социопсихологического центра.
Категория участников: классные руководители 1-11 классов
Количество человек: 34
Самоубийство (суицид) – каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах.
Необходимость борьбы суицидальными происшествиями вытекает, прежде всего, из абсолютной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности гибели людей. В возрастной динамике резкий рост суицидов наблюдается после 13 лет. У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера»- самоубийство под влиянием чьего- либо примера. В большинстве стран, где ведется статистика, за последние 30 лет количество юношеских самоубийств заметно возросло. Влечение к смерти, фрейдовский «Танатос» - не что иное как попытка разрешить жизненные трудности, путем ухода из самой жизни, особенно характерно для юношеского возраста.
Серьезность проблемы и длительное ее замалчивание породили различные предубеждения, мифы относительно причин самоубийств, которые представлены в таблице.
№ |
Мифы и предубеждения |
Реальность |
1. |
Самоубийство совершается в основном психически ненормальными людьми. |
Исследования показывают, что80- 85% людей из числа лишивших себя жизни были практически здоровыми лицами. |
2. |
Самоубийство невозможно предотвратить. |
Кризисный период имеет определенную продолжительность, и «потребность в самоубийстве» у подавляющего числа людей является временной. В этот период человек нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке. |
3. |
Существует тип людей, склонных к самоубийству |
Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Все зависит от силы психотравмирующей ситуации, и ее личностной оценки как непереносимой. |
4. |
Не существует никаких признаков, которые бы указывали на то, что человек решился на самоубийство. |
Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведение. Об этом свидетельствуют определенные «знаки беды». |
5. |
Человек, который говорит о самоубийстве, никогда его не совершает. |
Большинство людей, совершивших самоубийство, накануне сообщало о своих намерениях, но их либо не понимали, либо не придавали значения соответствующим высказываниям. |
6. |
Решение о самоубийстве приходит внезапно. |
Анализ суицидальных действий показал, что они являются результатом длительной психотравматизации. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев. |
7. |
Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда больше этого не повторит. |
Риск повторной попытки велик. Особенно в первые 1-2 месяца. |
8. |
Влечение к самоубийству наследственно предрасположено. |
Фатальной зависимости нет, но вероятность возрастает. Утверждение о наследственной предрасположенности никем не доказано. |
9. |
Снижению уровня самоубийств способствует активная просветительская деятельность, пропаганда в СМИ, рассказы о том, почему и как люди совершают самоубийства. |
Исследования показывают, что существует непосредственная зависимость между сообщениями о самоубийствах и возрастанием суицидальной активности. Необходимо обсуждать не сам факт суицида, а какими способами можно разрешать сложные жизненные проблемы и конфликты. |
10. |
Прием алкоголя помогает снять суицидальные переживания. |
Прием алкоголя нередко вызывает противоположный эффект - обостряет тревогу, повышает значимость переживаемого конфликта. |
Характерные личностные особенности человека, склонного к суициду:
У подростков количество суицидальных попыток превышающих количество осуществленных самоубийств, соотносится предположительно как 50 : 1 или 100 : 1. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; Хотя девушки предпринимают такие попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративный характер. Неудачные попытки большей частью не повторяются; хотя 10% мальчиков и 3% девочек от 10 до 20 лет, совершивших неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой.
Структура суицидальных переживаний основывается на отношении к собственной жизни и смерти.
Отношение к жизни выражается:
Отношение к смерти выступает в формах:
Для диагностики суицидального переживания как такового психологу необходимо установить одновременно наличие любой пары элементов из двух перечисленных рядов.
К числу факторов, определяющих повышенную вероятность возникновения суицидального поведения относятся:
На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте – трудности, связанные со школой, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Отношения детей с родителями – к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время.
Многие попытки суицида у молодых рассматриваются как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколением.
Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы обычно не являются непосредственно причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения не значимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.
Проблемы взаимоотношений с друзьями. Из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контактов с ними, в качестве компенсации плохих отношений в семье возникает зависимость от сверстников, особенно противоположного пола. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
Признаки суицидального риска
Для определения степени суицидального риска необходимо выявить и антисуицидальные предпосылки:
Формами выражения антисуицидальных личностных факторов могут быть:
Чем больше отмечено антисуицидальных факторов, тем менее вероятны суицидальные действия.
Свои особенности имеет и профилактическая беседа с подростком, находящимся в критической ситуации. Проводя беседу, необходимо стремиться установить тесный эмоциональный контакт, проявить истинную заинтересованность, терпеливо, без сомнения и критики выслушать человека. После восстановления последовательности событий, приведших к кризису, надо показать (не умаляя значимости происходящего для человека), что подобные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям («снятие безысходности», «преодоление исключительности ситуации»). Затем главное внимание требуется сосредоточить на совместном планировании способа преодоления создавшейся ситуации. При этом важно побудить человека к словесному оформлению планов предстоящих действий («планирование»). В заключение беседы высказывается активная поддержка, чтобы придать уверенности человеку в своих силах и возможностях.
Заместитель директора по ВР _________________Литвиненко Г.И.
МБУ «Школа №47»
Социальный педагог
Регионального социопсихологического центра _________________Бурдина М.С.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.