Состояния психофизиологического дискомфорта, по разным причинам возникающие у школьников на уроках и обуславливающие их сниженную адаптацию к учебному процессу, обозначим как дискомфортные состояния учащихся. Не обращать внимания на эти состояния означает нарушение требований индивидуального подхода к учащимся. Поэтому своевременная диагностика и умелая работа с такими состояниями составляет одну из компетенций педагогического профессионализма учителя. Первый шаг к тому, чтобы учитель мог вместе с учащимися грамотно предупреждать и преодолевать эти состояния, - научиться их правильно распознавать.
Тревожно.doc
Тревожнодискомфортные состояния учащихся
Обусловлены в первую очередь стрессирующими факторами учебного
процесса, точнее его артефактами. В их числе: авторитарная тактика учителя,
экзаменов без учета
проведение опросов,
психологических особенностей школьников (что вызывает состояния
контрольных работ,
психоэмоционального напряжения, тревоги, особенно у сензитивных,
эмоционально лабильных учащихся), предвзятое, тенденциозное отношение
учителя («любимчики» и «нелюбимчики») и т.д. – то, что называется
школьными стрессами. Психотравмирующее воздействие этих состояний на
учащихся позволяет отнести их к дидактогениям.
Под
школьными
стрессами
понимаются
состояния
психоэмоционального напряжения различной продолжительности – от
кратковременных, острых до хронических, продолжающихся недели и
месяцы. Они сопровождаются ощущением дискомфорта и характерны не
только для учащихся, но и для педагогов. По сути, большая часть
дезадаптивных состояний относятся к этой группе.
Важная черта эмоционального стресса – повышенная тревожность.
Организм старается учесть все изменения, происходящие вокруг, он
напряжен, насторожен, готов к быстрым реакциям по малейшему поводу. При
этом резко обостряется отношение к успеху – неуспеху, оценке и результату.
Дети вообще чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности,
болезненно боятся и стараются избежать неуспеха. Оценок своей
деятельности они ждут от взрослого, в школе – от учителя. Многие поступки
определяются стремлением делать так, как говорит учитель, ради его
похвалы. Число оценок, с которыми ежедневно сталкивается ребенок,
возрастает лавинообразно. У неумелого учителя дети буквально с первых
дней пребывания в школе попадают в ситуацию отрицательного оценивания, хронического неуспеха. Это повышает психотравмирующее воздействие
неудач, несправедливой оценки и делает школьника чрезвычайно зависимым
от учителя. Неумение ребенка справиться с этой ситуацией служит основой
для возникновения у него хронического дистресса. Именно учитель, как
наиболее значимая для ребенка фигура, часто становится источником его
психотравматизма.
Тревожно-дискомфортные состояния учащихся
Тревожно-дискомфортные состояния учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.