Тревожно-дискомфортные состояния учащихся

  • Лекции
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Семинары
  • doc
  • 26.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Состояния психофизиологического дискомфорта, по разным причинам возникающие у школьников на уроках и обуславливающие их сниженную адаптацию к учебному процессу, обозначим как дискомфортные состояния учащихся. Не обращать внимания на эти состояния означает нарушение требований индивидуального подхода к учащимся. Поэтому своевременная диагностика и умелая работа с такими состояниями составляет одну из компетенций педагогического профессионализма учителя. Первый шаг к тому, чтобы учитель мог вместе с учащимися грамотно предупреждать и преодолевать эти состояния, - научиться их правильно распознавать.
Иконка файла материала Тревожно.doc
Тревожно­дискомфортные состояния учащихся Обусловлены в первую очередь стрессирующими факторами учебного процесса, точнее его артефактами. В их числе: авторитарная тактика учителя,   экзаменов   без   учета проведение   опросов, психологических   особенностей   школьников   (что   вызывает   состояния   контрольных   работ, психоэмоционального   напряжения,   тревоги,   особенно   у   сензитивных, эмоционально   лабильных   учащихся),   предвзятое,   тенденциозное   отношение учителя   («любимчики»   и   «нелюбимчики»)   и   т.д.   –   то,   что   называется школьными стрессами. Психотравмирующее воздействие этих состояний на учащихся позволяет отнести их к дидактогениям. Под   школьными   стрессами   понимаются   состояния психоэмоционального   напряжения   различной   продолжительности   –   от кратковременных,   острых   до   хронических,   продолжающихся   недели   и месяцы.   Они   сопровождаются   ощущением   дискомфорта   и   характерны   не только   для   учащихся,   но   и   для   педагогов.   По   сути,   большая   часть дезадаптивных состояний относятся к этой группе. Важная   черта   эмоционального   стресса   –   повышенная   тревожность. Организм   старается   учесть   все   изменения,   происходящие   вокруг,   он напряжен, насторожен, готов к быстрым реакциям по малейшему поводу. При этом резко обостряется отношение к успеху – неуспеху, оценке и результату. Дети вообще чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности, болезненно   боятся   и   стараются   избежать   неуспеха.   Оценок   своей деятельности они ждут от взрослого, в школе – от учителя. Многие поступки определяются   стремлением   делать   так,   как   говорит   учитель,   ради   его похвалы.   Число   оценок,   с   которыми   ежедневно   сталкивается   ребенок, возрастает   лавинообразно.   У   неумелого   учителя   дети   буквально   с   первых дней пребывания в школе попадают в ситуацию отрицательного оценивания,хронического   неуспеха.   Это   повышает   психотравмирующее   воздействие неудач, несправедливой оценки и делает школьника чрезвычайно зависимым от учителя. Неумение ребенка справиться с этой ситуацией служит основой для   возникновения   у   него   хронического   дистресса.   Именно   учитель,   как наиболее   значимая   для   ребенка   фигура,   часто   становится   источником   его психотравматизма.