Тревожность детей младшего школьного возраста.
Оценка 4.7

Тревожность детей младшего школьного возраста.

Оценка 4.7
Иллюстрации
docx
психологическая работа +2
Взрослым
01.04.2019
Тревожность детей младшего школьного возраста.
Повышенный уровень тревожности у детей может являться признаком их недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Педагог - психолог проводит работу с тревожными детьми, над снятием зажимов, комплексов. Помогает им пройти как можно безболезненно адаптацию в учебных организациях.
Тревожность детей младшего школьного возраста.docx
Тревожность детей младшего школьного возраста. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение   и   закрепление   тревожности   связано   с   неудовлетворением возрастных   потребностей   ребенка.   Закрепление   и   усиление   тревожности происходит  по  механизму «замкнутого  психологического   круга»,  ведущего  к накоплению   и   углублению   отрицательного   эмоционального   опыта,   который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и, определяя во многом   модальность   актуальных   переживаний,   способствует   увеличению   и сохранению тревожности. Тревожность   рассматривается   как   переживание   эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога)   и   как   устойчивую   черту,   индивидуальную   психологическую   особен­ ность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Обычно фиксируется в терминах «тревога» и «тревожность, кроме того, состояние   тревоги   изучается   как   процесс,   т.   е.   анализируются   этапы   его возникновения,   возбуждения   соответствующих   проявлений   вегетативной нервной системы, развития, закономерной смены состояний по мере нарастания тревоги и ее разрядки.  На   психологическом   уровне  тревожность   ощущается   как   напряжение, озабоченность,   беспокойство,   нервозность   и   переживается   в   виде   чувств неопределенности,   беспомощности,   бессилия,   незащищенности,   одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На   физиологическом   уровне  реакции   тревожности   проявляются   в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема цир­ куляции   крови,   повышении   артериального   давления,   возрастании   общей возбудимости, снижении порогов чувствительности. Если рассматривать разновидности тревожности, то следует отметить, что выделяются такие ее разновидности, как: устойчивая тревожность  в какой­либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др.) – ее принято обозначать как специфическую, частную; общая,   генерализованная   тревожность,  свободно   меняющая   объекты   в зависимости от изменения их значимости для человека.  Большое внимание в литературе уделяется также конкретным, частным видам тревожности у детей: - школьной тревожности; - тревожности ожиданий в социальном общении . Среди негативных факторов, стимулирующих рост тревожности ребенка   исследователи отмечают: 1) завышенные требования, не адекватные возможностям ребенка  (непомерно сложная программа обучения, постановка сверхсложных задач,  отсутствие ориентации на уровень способностей конкретного ученика и учета  его индивидуально­личностных особенностей. Важно и внимание к жизненной  ситуации ребенка: наличие проблем в семье, соматических заболеваний и т.д. Не случайно К. Роджерс писал о том, что «подлинное учение всегда очень  индивидуально»; 2) стиль педагогической деятельности: авторитарный (превалирование  угроз, наказаний, вербальной агрессии, унижения достоинства ученика,  жесткость и догматизм. Типичное для авторитарной педагогики отношение к  ученику как излишняя доминантность и требование беспрекословного  подчинения), в меньшей степени «рассуждающе­методический» (педагог  демонстрирует пренебрежение к индивидуально­личностным особенностям  ученика, превыше всего ставит дисциплину, отрицает все, выходящее за рамки  установленных правил, схем, стандартов. Отличаясь высокой методической  грамотностью, он игнорирует эмоциональный контакт с учеником, не стремится  к яркости и доступности изложения материала); 3) противоречивые требования (педагог сегодня запрещает то, что  разрешалось вчера, неуравновешен и несдержан. К противоречивости  требований можно отнести и рассогласование между ожиданиями семьи и  школы: родители не поддерживают учителя и, в случае, если учитель является  для ребенка значимым лицом, конфронтация семьи и школы провоцирует повышение внутренней амбивалентности ребенка. Что приводит, в свою очередь, к усилению тревожности); 4) сам педагог демонстрирует высокий уровень тревожности (как правило, это негативнее всего сказывается на учащихся в ситуациях оценивания или  публичного выступления: они не получают от педагога (лидера в данной  ситуации) ­ должной поддержки, ощущают незащищенность, эмоционально  заражаются страхом преподавателя. Выше говорилось о том, что для детей  чрезвычайную важность имеет тревожность «значимого другого», поскольку они весьма подвержены эмоциональным воздействиям. Ученики тревожны, когда  ощущают слабость лидера, его страх, его равнодушие к ним. Повышенный уровень тревожности у детей может являться признаком их  недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным  ситуациям. Это вызывает установку на неуверенность в себе. Так же, тревожное  состояние оказывает большое влияние и на самооценку детей. У тревожных  детей появляются трудности в общении, которые проявляются в повышенной  вербальной и невербальной агрессивности, за частую­ в виде слез и депрессий. Все то, что необходимо делать для профилактики тревожности. Нужно  уметь распознавать проявления тревожного ребенка, чтобы не ругать за то, за  что нужно пожалеть, не требовать того, чего ребенок не в состоянии выполнить.  Особое внимание нужно уделять ситуациям тревожного ребенка, которые  «запускают» его переживания. Эти ситуации индивидуальны, но в какой­то мере  и типичны.  Слабым местом тревожных детей часто являются повышенная  утомляемость и затрудненная включаемость. Зная это, грамотному учителю  необходимо спросить такого ученика не в начале и не в конце урока, а в  середине, лишний раз отпустить в конце дня домой, не торопить на контрольной  работе, постараться сделать так, чтобы во время экзамена такой школьник  отвечал только знакомому и любимому преподавателю.  А родители под любым предлогом должны помешать своему тревожному  ребенку по 10 раз переписывать домашнее задание. Для снижения уровня  тревожности надо повышать самооценку ребенка. Надо помогать ему находить  ситуации, в которых он один из лучших, хвалить как можно чаще, не скупиться  на проявления любви и нежности. При этом важно помнить: тревожного ребенка очень непросто убедить в том, что он действительно хороший.  Необходимо набраться терпения, изобретательности, такта. Тревожного  ребенка не страшно перехвалить ­ он все равно относится к похвалам с некоторым недоверием. Необходимо учитывать, что тревожный ребенок уже сам нашел какой­то способ борьбы с тревогой. При всей неадекватности, а порой  нелепости подобных способов их нужно уважать, не высмеивать, а использовать  для того, чтобы помочь ребенку «отреагировать» свои проблемы. Нельзя  разрушать «островок безопасности», ничего не давая взамен.  Особенно хорошим подспорьем являются фантазии. Нередко сюжеты  фантазий, перекликаясь между собой, составляют целый мир жизни ребенка.  Если он допустит взрослого в этот мир, не надо переубеждать его в чем­то,  необходимо понять ребенка и попытаться как можно лучше ему подыграть, с  тем, чтобы из дня в день, от случая к случаю приближать мечту­ребенка к  осуществимой форме.  Странные действия­ ритуалы, привычки как­то облегчают ребенку жизнь.  Поэтому не надо бороться с этими привычками, это только повысит  тревожность ребенка, научит его «выкручиваться». На проявление тревожности  ­ агрессивность, нельзя отвечать тем же. Можно выражать недовольство, обиду,  удивление, но максимум усилий надо приложить к тому, чтобы повысить  самооценку тревожно­агрессивного ребенка. При апатии и безразличии следует  предоставлять ребенку полную свободу проявления любой инициативы,  поощрять любую его активность. Ни в коем случае нельзя пытаться расшевелить ребенка насмешками или укорами. ЛИТЕРАТУРА 1. Айзенк Х. Психологические теории тревожности //Тревога и тревожность: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. 2. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. – М.: Просвещение, 1999. 3. Овчарова   Р.В.     Практическая   психология   в   начальной   школе.   –   М.: Просвещение, 1997. Материалы сайтов: 4. Тревожные   дети   //   http://www.pedlib.ru/Books/3/0002/3_0002­ 28.shtml#book_page_top 5. Тревожность   и   ее   особенности   у   детей   младшего   школьного   возраста   // http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/psikhologiya/trevozhnost­i­ee­osobennosti­u­ detei­mladshego­shkolnogo­vozrasta

Тревожность детей младшего школьного возраста.

Тревожность детей младшего школьного возраста.

Тревожность детей младшего школьного возраста.

Тревожность детей младшего школьного возраста.

Тревожность детей младшего школьного возраста.

Тревожность детей младшего школьного возраста.

Тревожность детей младшего школьного возраста.

Тревожность детей младшего школьного возраста.

Тревожность детей младшего школьного возраста.

Тревожность детей младшего школьного возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2019