Потрудитесь
хорошенько в первые три дня («оргпериод»), и тогда вся смена пройдет волшебно!
Если
в первые три дня вы не сформируете и не сплотите отряд, то потом это будет
сделать практически невозможно.
Уделите
особое внимание играм на знакомство и сплочение, организационным моментам.
Эта
игра, которую можно обыграть, как целую сказку или включить в традиционную
«Тропу доверия». Она поможет узнать, как же вам сделать отдых детей
незабываемым.
Проводить
лучше вечером или на свечке знакомства, где дети пишут записки о том, чего они
ожидают от смены. Все записки собираются в красивую бутылку или коробку (можно
сделать ее коллективно или заранее приготовить) и действительно закапать эту
коробку в каком-нибудь месте в лагере. И в дальнейшем пусть это место будет
каким-то особенным для вашего отряда (например круг-счастья или место
«мозгового штурма). После сбора пожеланий обязательно проанализируйте все
написанное детьми (так, чтобы дети не видели, что вы выкопали «лампу»). Все!
Исполняйте мечты!
В
конце смены интересно выкопать вместе с детьми и проанализировать что
исполнилось, а что нет.
Чтобы сплотить отряд и дать детям
почувствовать себя частью огромной команды, можно придумать вместе с ними свою
отрядную фишку или особый ритуал. Очень сближает отрядная фишка — то, что будет
вас отличать от других, что будет только ваше.
Тут нет предела
фантазии. Можно придумать свою кричалку, и кричать еѐ по пути в столовую,
свой элемент одежды и т.д. Например, можно создать и носить эмблему отряда,
появляться на линейке с какими-то словами, что-то вроде: «Бум-бум-бум!!! 5
отряд в здании!». В столовой можно кричать: «Мммм гречка», «Ооооо супец!»,
«Какие вкусные печеньки!», «Спасибо поварам» или банальное «Всем-всем приятного
аппетита».
Или можно использовать
особый ритуал пожелания доброго утра или доброй ночи, особый жест при победе в
играх и т.д.
Если
идѐте с отрядом от одного пункта до другого, включите фантазию, не просто
пройдитесь строем или гурьбой, а сделайте это интересной игрой для детей:
взявшись за руки и выстроившись в длинную цепочку; взявшись за руки, цепочкой,
но двигаясь задом наперед; взявшись за руки и образовав замкнутый круг, внутри
которого
идут
вожатые; держась руками за длинную веревку;
построившись
в шеренги по три и маршируя, как бравые солдаты; в шеренгах, но ковыляя, как
солдаты, раненные в правую ногу; построившись в колонну и положив руки на плечи
впереди
стоящему;
в колонне, но при этом у всех, кроме первого, закрыты глаза; подняв вверх руки;
хлопая руками над головой или за спиной; держась руками за уши;
руки расправив, как крылья, и гудя «по-самолетному»: «У-У-У!»; как ходят котята — бесшумно, на цыпочках; как ходят утята — вприсядку; как ходят пингвины, медведи, обезьяны и т.д.
Утром
заведите традицию поздороваться как можно с большим количеством людей, чтобы
уравновесить свою энергию, которая ночью наполнила нас из космоса и т.д.
Сделать
это можно и просто словами, но гораздо интереснее поздороваться рукопожатиями,
касанием носиков, плечами, локтями и т.д.
Вечером выберите менее активные
способы, например объятиями.
ПОТЕХЕ ЧАС, А ТО И ДВА!
Подготовь игры
для детей заранее! Вы можете сделать маленькую книжечку с играми на знакомство,
командообразование или веселыми пятиминутками.
Займите детей этими играми в
свободное время, ведь чем меньше у них времени на свободное «шатание», тем меньше
глупостей они натворят.
И еще, выходя
играть, всегда имейте больший запас игр, чем нужно.
Одно просто движение, которое
регулярно будет поднимать и вам, и детям настроение.
Просто говорить «привет»/»доброе
утро» и т.д. - не всегда похоже на настоящее взаимодействие, потому что
физический контакт всегда эффективнее и располагает людей друг к другу. Но
обнимать каждый день детей - это немного странно и не везде законно. А вот
«пятюни» помогают взаимодействовать физически со всеми детьми, и сделать всех
капельку энергичнее.
Например, закончился утренний сбор
отряда, и ты желаешь всем детям классного дня. Пока они выползают из отрядной –
стоишь, улыбаешься, раздаѐшь «пятюни» и говоришь разные позитивные штуки.
Когда тебе дадут 20 «пятюнь» - ты зарядишься как «энерджайзер», и каждый даже
самый тухлый ребѐнок улыбнѐтся хотя бы на секунду.
Любое поручение или обязанность
нужно превращать в игру. Вот несколько примеров.
Нужно прибраться в комнатах и
отрядной? «К нам идет программа «Ревизорро»!
Нужно быстро успокоить их в тихий
час? «Мы попали в страну, где все разговаривают носами и ушами, давайте
учиться!»
Не хотят на зарядку? «Ребята,
сегодня днем все летим в космос, надо пройти предполетную подготовку!»
Таких игр может быть очень много,
как и разнообразных версий.
Никто не сомневается в твоих
талантах, но сейчас нужно предоставить возможность развиваться детям.
Если
ребѐнок что-то придумал/сделал, он чувствует свою значимость и более
заинтересован в том, чтобы участвовать и помогать тебе дальше. Если ты делаешь
все сам, детям это неинтересно, не улавливается вкус победы.
Даже
если идея твоя, пусть реализуют ее дети. Не делай всѐ за детей – делай
вместе с ними!
У каждого
ребѐнка в отряде обязательно должно быть дело, за которое он будет
отвечать.
Например,
человек, который будет следить за тем, чтобы все были в головных уборах;
человек, который будет отвечать за время и за то, чтобы отряд не опоздал на
мероприятие.
Это упростит
вам работу, и ребѐнок будет понимать, что он действительно нужен в
отряде, и тем самым вы в тоже время будете воспитывать в нем ответственность.
Если ребенок в чем-то провинился,
то поговорите с ним один на один, не нужно отчитывать и воспитывать при всем
отряде. Он скорее сосредоточится на чувствах, которые испытывает в данный
момент по отношению к сверстникам, нежели на том, что вы пытаетесь до него
донести.
А вот если ребенок в чем-то
преуспел, то хвалите при всех!
Скучный, ворчливый, с постоянными
нравоучениями вожатый = унылые и недовольные дети!
Вожатый должен быть на позитиве и
излучать энергию, да, даже если совсем не хочется.
Знайте: скучная жизнь детей бывает
только со скучным взрослым.
Заведите себе правило: проводить
анализ дня не жуя второй ужин, да и еще когда дети по очереди бегут в душ, а
выделите для этого 5-7 минут полноценного отрядного времени.
Встаньте в круг вместе со своим
отрядом, возьмитесь за руки или даже обнимитесь за плечи, пусть ребята скажут
самое важное о прожитом дне, пожелают друг другу доброй ночи, пожелайте себе
успехов в следующем дне.
Этот принцип означает делать все
вместе, всем отрядом, никому не оставаться в стороне.
Если готовите большое мероприятие,
распределите обязанности между детьми, найдите дело по душе для каждого.
Да и сами не отставайте – «Часть
команды – часть корабля!».
Детям заранее объясняем правила:
«Всѐ, что лежит не на своѐм месте или просто валяется, мгновенно
отправляется в открытый космос!» - в шкаф к вам в вожатскую, но дети не должны
видеть, где лежат эти вещи, и что они в вожатской.
В конце недели устраивается
аукцион. За каждый лот, который ребѐнок хочет получить назад нужно чтото
сделать: спеть песню, станцевать, развеселить соседа и т.д.
Можно устраивать аукцион и каждый
день, если потеряны вещи первой необходимости. Игра учит детей аккуратности и бережливости.
А вам в конце смены не надо будет бегать по лагерю в поисках мяча или
полотенца.
Вожатый говорит, например: «Это
яблоко получит тот, кто последним назовет то, что есть в этой комнате на букву
«С»».
В ход идет все: и стекло, и слезы,
и страхи, и сонливость с селезенкой), достаточно шумно и
"разогревает" на дальнейшие действия.
Азарта больше, если разыгрывается
памятная вещь вожатого.
Вернее, ритуальное принятие в
партию. Детей строим и объявляем, что отряд будет разбит на две партии –
какие-нибудь «веселые сникерсы» и еще одна (назване-антогонизм в общем, к
примеру «не бодрые коровы»).
Поставили стол, скатерть, графин с
водой, в общем, в лучших партийных традициях, за столом вожатые, дети
вызываются по-одному, чтобы не подглядывали, и предлагается вступить в одну из
партий.
Все естественно хотят быть бодрыми
сникерсами, НО!!! тут выясняется, что все не так просто - для подтверждения
статуса истинного сникерса нужно чтонибудь сделать, варианты различные, по
усмотрению ведущих, количеству времени, и т.п.
Вернее, ритуальное принятие в
партию. Детей строим и объявляем, что отряд будет разбит на две партии –
какие-нибудь «веселые сникерсы» и еще одна (назване-антогонизм в общем, к
примеру «не бодрые коровы»).
Поставили стол, скатерть, графин с
водой, в общем, в лучших партийных традициях, за столом вожатые, дети
вызываются по-одному, чтобы не подглядывали, и предлагается вступить в одну из
партий.
Все естественно хотят быть бодрыми
сникерсами, НО!!! тут выясняется, что все не так просто - для подтверждения
статуса истинного сникерса нужно чтонибудь сделать, варианты различные, по
усмотрению ведущих, количеству времени, и т.п.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.