Орфографические правила унифицируют написание слов, объединенных прежде всего на основе грамматической общности. Это облегчает письменное общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил.
Работа над орфографическим правилом — довольно сложный процесс, основными компонентами которого являются: раскрытие сущности правила, овладение учащимися формулировкой правила, применение правила в практике письма.
ТРИЗ работа над орфографическим режимом
Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на
усвоении грамматической теории и орфографических правил.
Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой
группы слов, объединенных чемто общим. Тем самым они избавляют
пишущих от необходимости запоминать образ каждого слова и создают
возможность, руководствуясь правилом, писать целую группу слов в
соответствии с установленными языковыми нормами.
Орфографические правила унифицируют написание слов, объединенных
прежде всего на основе грамматической общности. Это облегчает письменное
общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил.
Работа над орфографическим правилом — довольно сложный процесс,
основными компонентами которого являются: раскрытие сущности правила,
овладение учащимися формулировкой правила, применение правила в
практике письма.
Усвоение нового материала предполагает включение его в систему
имеющихся знаний. Это положение относится и к орфографическому
правилу. Однако к изучению каждого правила нужно подходить
дифференцированно, учитывать его особенности. Осознание правила, как
показывают наблюдения методистов и учителей, зависит от наличия у
учащихся конкретных представлений. Поэтому, если учащиеся забыли
правило, то не нужно требовать механического заучивания, а вновь на
конкретном словесном материале выделить те особенности в написании слов,
которые в обобщенном виде составляют содержание правила.Виды орфограмм, изучаемых в начальной школе
Гласная в слабой позиции в корне
Безударная проверяемая гласная в корне.
Безударная непроверяемая гласная в корне.
Сочетания жи/ши ; ча/ща; чу/щу.
1
2
3
Гласная в слабой позиции в приставке / суффиксе/окончании
4
Безударная гласная в приставке/суффиксе.
5
Безударные окончания имен прилагательных.
6 Падежные окончания имен существительных.
7
Безударные окончания глагола (I и II спряжение)
Согласная в слабой позиции в корне
8 Непроизносимая согласная в корне.
9 Парная согласная в корне
1
0
Парная согласная в приставке.
Сочетания чк/чн/нщ
Наличие Ь и Ъ
Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
Разделительные Ь/Ъ знаки
Ь после шипящих на конце существительных женского рода 3 скл.
Ь после шипящих в глагольных окончаниях.
Раздельное написание предлогов со словами.
Синтаксис
Раздельное написание НЕ с глаголами
Перенос слов
Начало/ конец предложения.
Заглавная буква в именах собственных.
Согласование разных частей речи в предложении.
Пропуск букв
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2Алгоритм:
Шаг1 – Шаг 2 Шаг 3 – Шаг 4 …….
Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Шаг 4
Пример
Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Шаг 4
Шаг 5
Шаг 6
Шаг 7
Пример
Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Что выбираю?
Строчную или прописную букву
Начало предложения
Имя собственное
Имя нарицательное
Прописная/заглавная
Пела Лена в театре.
Строчная
На столе яблоко.
Что выбираю?
Наличие Ь
Для смягчения…
Сочетание чк, чн, нщ, щн, рщ ,
рч,нч,нн
Между мягк.согл в конце
слова, кроме –ль
Ласточка,
Для обозначения грамматической
основы
После шипящей согласной
Часть речи
Существительное
1,2 скл. – не пишу Ь
3 скл – пишу Ь
Глагол
2 лицо
Пишу Ь
Мышь
Течь, съешь
Что выбираю?
Разделительный Ъ или Ь
После приставки на
согласную перед е,ю,ё,я
После
В корне перед е ё ю
Шаг 4
Пример
Пишу Ъ
Подъезд
?
иноязычн.приставок
аб,ад,диз,ин,кон,
суб,об
я
Пишу Ь
Вьюга
Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Шаг 4
Шаг 5
Шаг 6
В приставках
на –з, с
После
гл.согл.
После
зв.согл.
Парная
согл.
Что выбираю?
Согласную
В корне
Непроизн. согл: –
нтс стн стбвст
лнц
В корне
с
з
Поставить в сильн. позицию Словарное
Удвоенная
На стыке корня и
приставке/суффикс
а
Определить состав
После согл гласная,
слово
морфем
Пример
рассказ
разговор
Дуб
дубы
сонорная
Лестница залесть
Ванна
Рассказ/ осеннийШаг 3
Шаг 4
Шаг 5
В корне
проверяемая
непроверяемая
Существительное
Ставлю в сильную позицию
Волна – волны
Полногл. сочетания: ра,ла –оро, оло
Ворона
Словарное слово
Облако
1 скл Р.п; 3 скл Р,Д,П; На –ий,ие,ия; На мя
1 скл Д.П. 2 скл П.
Прилагательное
См на оконч. в вопросе: м.р.ед.ч. –ыйийой
В окончании
Глагол
Между частями слов
(соединительная)
После мягк. согл; после ж,ш,ц
После числит.
После тверд. Согл,кроме ж,ш,ц
1 спр
2 спр
е
и
о
Прилагательные
чивлив; еньконьк; оватеват; овит чат, ист и др.
е утют Искл: брить,
-и- ат,ят
Искл.: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать,
ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
В суффиксе
Существительного
иы после приставки в
начале корня
После приставки (русские
слова) кроме меж, сверх
После заимствованных слов
екик
ециц
На мя
от изн ев ость очк ,оньк и др.
Ы
И
в Р.п. выпадает
В Р.п не выпадает
м.р
ж.р.
В косв. пад.ен
ек
ик
ец
иц
Пре—при
Приближение, присоединение, близость
Неполное действие.
В приставке
Разроз
Расрос
За во об От о – обо
Под Над
После шипящих и ц
ИЫ после Ц
Жи, ши ча, ща, чу, щу, же,
ше , кроме заимств.
=очень =пере
Под ударение
Без ударения
Суфф., оконч
Искл: Цыган цыплёнок цыпочки цыц цыкнул
Корень, на ция
При
ПЕРЕ
Рос Роз
Раз Рас
ы
и