Орфографические правила унифицируют написание слов, объединенных прежде всего на основе грамматической общности. Это облегчает письменное общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил.
Работа над орфографическим правилом — довольно сложный процесс, основными компонентами которого являются: раскрытие сущности правила, овладение учащимися формулировкой правила, применение правила в практике письма.
ТРИЗ работа над орфографическим режимом ДЛЯ ПЕЧАТИ.doc
ТРИЗ работа над орфографическим режимом
Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на
усвоении грамматической теории и орфографических правил.
Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой
группы слов, объединенных чемто общим. Тем самым они избавляют
пишущих от необходимости запоминать образ каждого слова и создают
возможность, руководствуясь правилом, писать целую группу слов в
соответствии с установленными языковыми нормами.
Орфографические правила унифицируют написание слов, объединенных
прежде всего на основе грамматической общности. Это облегчает письменное
общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил.
Работа над орфографическим правилом — довольно сложный процесс,
основными компонентами которого являются: раскрытие сущности правила,
овладение учащимися формулировкой правила, применение правила в
практике письма.
Усвоение нового материала предполагает включение его в систему
имеющихся знаний. Это положение относится и к орфографическому
правилу. Однако к изучению каждого правила нужно подходить
дифференцированно, учитывать его особенности. Осознание правила, как
показывают наблюдения методистов и учителей, зависит от наличия у
учащихся конкретных представлений. Поэтому, если учащиеся забыли
правило, то не нужно требовать механического заучивания, а вновь на
конкретном словесном материале выделить те особенности в написании слов,
которые в обобщенном виде составляют содержание правила. Виды орфограмм, изучаемых в начальной школе
Гласная в слабой позиции в корне
Безударная проверяемая гласная в корне.
Безударная непроверяемая гласная в корне.
Сочетания жи/ши ; ча/ща; чу/щу.
1
2
3
Гласная в слабой позиции в приставке / суффиксе/окончании
4
Безударная гласная в приставке/суффиксе.
5
Безударные окончания имен прилагательных.
6 Падежные окончания имен существительных.
7
Безударные окончания глагола (I и II спряжение)
Согласная в слабой позиции в корне
8 Непроизносимая согласная в корне.
9 Парная согласная в корне
1
0
Парная согласная в приставке.
Сочетания чк/чн/нщ
Наличие Ь и Ъ
Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
Разделительные Ь/Ъ знаки
Ь после шипящих на конце существительных женского рода 3 скл.
Ь после шипящих в глагольных окончаниях.
Раздельное написание предлогов со словами.
Синтаксис
Раздельное написание НЕ с глаголами
Перенос слов
Начало/ конец предложения.
Заглавная буква в именах собственных.
Согласование разных частей речи в предложении.
Пропуск букв
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2 Алгоритм:
Шаг1 – Шаг 2 Шаг 3 – Шаг 4 …….
Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Шаг 4
Пример
Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Шаг 4
Шаг 5
Шаг 6
Шаг 7
Пример
Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Что выбираю?
Строчную или прописную букву
Начало предложения
Имя собственное
Имя нарицательное
Прописная/заглавная
Пела Лена в театре.
Строчная
На столе яблоко.
Что выбираю?
Наличие Ь
Для смягчения…
Сочетание чк, чн, нщ, щн, рщ ,
рч,нч,нн
Между мягк.согл в конце
слова, кроме –ль
Ласточка,
Для обозначения грамматической
основы
После шипящей согласной
Часть речи
Существительное
1,2 скл. – не пишу Ь
3 скл – пишу Ь
Глагол
2 лицо
Пишу Ь
Мышь
Течь, съешь
Что выбираю?
Разделительный Ъ или Ь
После приставки на
согласную перед е,ю,ё,я
После
В корне перед е ё ю
Шаг 4
Пример
Пишу Ъ
Подъезд
?
иноязычн.приставок
аб,ад,диз,ин,кон,
суб,об
я
Пишу Ь
Вьюга
Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Шаг 4
Шаг 5
Шаг 6
В приставках
на –з, с
После
гл.согл.
После
зв.согл.
Парная
согл.
Что выбираю?
Согласную
В корне
Непроизн. согл: –
нтс стн стбвст
лнц
В корне
с
з
Поставить в сильн. позицию Словарное
Удвоенная
На стыке корня и
приставке/суффикс
а
Определить состав
После согл гласная,
слово
морфем
Пример
рассказ
разговор
Дуб
дубы
сонорная
Лестница залесть
Ванна
Рассказ/ осенний Шаг 3
Шаг 4
Шаг 5
В корне
проверяемая
непроверяемая
Существительное
Ставлю в сильную позицию
Волна – волны
Полногл. сочетания: ра,ла –оро, оло
Ворона
Словарное слово
Облако
1 скл Р.п; 3 скл Р,Д,П; На –ий,ие,ия; На мя
1 скл Д.П. 2 скл П.
Прилагательное
См на оконч. в вопросе: м.р.ед.ч. –ыйийой
В окончании
Глагол
Между частями слов
(соединительная)
После мягк. согл; после ж,ш,ц
После числит.
После тверд. Согл,кроме ж,ш,ц
1 спр
2 спр
е
и
о
Прилагательные
чивлив; еньконьк; оватеват; овит чат, ист и др.
е утют Искл: брить,
-и- ат,ят
Искл.: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать,
ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
В суффиксе
Существительного
иы после приставки в
начале корня
После приставки (русские
слова) кроме меж, сверх
После заимствованных слов
екик
ециц
На мя
от изн ев ость очк ,оньк и др.
Ы
И
в Р.п. выпадает
В Р.п не выпадает
м.р
ж.р.
В косв. пад.ен
ек
ик
ец
иц
Пре—при
Приближение, присоединение, близость
Неполное действие.
В приставке
Разроз
Расрос
За во об От о – обо
Под Над
После шипящих и ц
ИЫ после Ц
Жи, ши ча, ща, чу, щу, же,
ше , кроме заимств.
=очень =пере
Под ударение
Без ударения
Суфф., оконч
Искл: Цыган цыплёнок цыпочки цыц цыкнул
Корень, на ция
При
ПЕРЕ
Рос Роз
Раз Рас
ы
и
ТРИЗ работа над орфографическим режимом
ТРИЗ работа над орфографическим режимом
ТРИЗ работа над орфографическим режимом
ТРИЗ работа над орфографическим режимом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.