ТРИЗ работа над орфографическим режимом

  • Памятки
  • Работа в классе
  • Рабочие листы
  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 30.09.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Орфографические правила унифицируют написание слов, объединенных прежде всего на основе грамматической общности. Это облегчает письменное общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил. Работа над орфографическим правилом — довольно сложный процесс, основными компонентами которого являются: раскрытие сущности правила, овладение учащимися формулировкой правила, применение правила в практике письма.
Иконка файла материала ТРИЗ работа над орфографическим режимом ДЛЯ ПЕЧАТИ.doc
ТРИЗ работа  над орфографическим режимом Формирование   навыка   грамотного   письма   у   школьников   базируется   на усвоении   грамматической   теории   и   орфографических   правил. Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы   слов,   объединенных   чем­то   общим.   Тем   самым   они   избавляют пишущих   от   необходимости   запоминать   образ   каждого   слова   и   создают возможность,   руководствуясь   правилом,   писать   целую   группу   слов   в соответствии   с   установленными   языковыми   нормами.     Орфографические   правила   унифицируют   написание   слов,   объединенных прежде всего на основе грамматической общности. Это облегчает письменное общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил. Работа   над   орфографическим   правилом   —   довольно   сложный   процесс, основными компонентами которого являются: раскрытие сущности правила, овладение   учащимися   формулировкой   правила,   применение   правила   в практике письма.   Усвоение   нового   материала   предполагает   включение   его   в   систему имеющихся   знаний.   Это   положение   относится   и   к   орфографическому правилу.   Однако   к   изучению   каждого   правила   нужно   подходить дифференцированно,   учитывать   его   особенности.   Осознание   правила,   как показывают   наблюдения   методистов   и   учителей,   зависит   от   наличия   у учащихся   конкретных   представлений.   Поэтому,   если   учащиеся   забыли правило,   то   не   нужно   требовать   механического   заучивания,   а   вновь   на конкретном словесном материале выделить те особенности в написании слов, которые в обобщенном виде составляют содержание правила.Виды орфограмм, изучаемых в начальной школе Гласная в слабой позиции в корне  Безударная проверяемая гласная в корне. Безударная непроверяемая гласная в корне. Сочетания жи/ши ; ча/ща; чу/щу. 1 2 3 Гласная в слабой позиции в приставке / суффиксе/окончании 4 Безударная гласная в приставке/суффиксе. 5 Безударные окончания имен прилагательных. 6 Падежные окончания имен существительных. 7 Безударные окончания глагола (I и II спряжение) Согласная в слабой позиции в корне 8 Непроизносимая согласная в корне. 9 Парная согласная в корне 1 0 Парная согласная в приставке. Сочетания чк/чн/нщ Наличие Ь и Ъ Ь указывает на мягкость предшествующего согласного. Разделительные Ь/Ъ знаки Ь  после шипящих на конце существительных женского рода 3 скл. Ь после шипящих  в глагольных окончаниях. Раздельное написание предлогов со словами. Синтаксис Раздельное написание НЕ с глаголами Перенос слов Начало/ конец  предложения. Заглавная буква в именах собственных. Согласование разных частей речи  в предложении. Пропуск букв 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2Алгоритм: Шаг1 – Шаг 2­ Шаг 3 – Шаг 4 ­ ……. Шаг 1 Шаг 2  Шаг 3 Шаг 4  Пример  Шаг 1 Шаг 2  Шаг 3 Шаг 4  Шаг 5 Шаг 6 Шаг 7 Пример  Шаг 1 Шаг 2  Шаг 3 Что выбираю?   Строчную или прописную букву Начало предложения Имя собственное Имя нарицательное Прописная/заглавная Пела Лена в театре. Строчная На столе яблоко. Что выбираю?   Наличие Ь Для смягчения… Сочетание чк, чн, нщ, щн, рщ ,  рч,нч,нн Между мягк.согл в конце  слова, кроме –ль­ Ласточка,  Для обозначения грамматической основы После   шипящей согласной  Часть речи  Существительное  1,2 скл. – не пишу Ь  3 скл – пишу Ь Глагол  2 лицо  Пишу Ь Мышь  Течь, съешь Что выбираю?   Разделительный  Ъ или Ь После приставки на согласную перед е,ю,ё,я После В корне перед е ё ю Шаг 4  Пример  Пишу Ъ Подъезд  ? иноязычн.приставок  аб­,ад­,диз­,ин­,кон­, суб­,об­ я Пишу Ь Вьюга  Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4 Шаг 5 Шаг 6 В приставках  на –з, ­с После  гл.согл. После  зв.согл. Парная согл. Что выбираю?   Согласную  В корне  Непроизн. согл: – нтс­ стн­ ­стб­вст­ лнц­ В корне ­с­ ­з­ Поставить в сильн. позицию Словарное Удвоенная  На стыке корня и  приставке/суффикс а Определить состав После согл гласная, слово морфем Пример  рассказ разговор Дуб ­ дубы сонорная Лестница ­ залесть Ванна Рассказ/ осеннийШаг 3 Шаг 4 Шаг 5 В корне проверяемая непроверяемая Существительное Ставлю в сильную позицию Волна – волны Полногл. сочетания: ра,ла –оро, оло  Ворона Словарное слово  Облако 1 скл Р.п;  3 скл Р,Д,П;  На –ий,ие,ия; На ­мя 1 скл Д.П. 2 скл П. Прилагательное См на оконч. в вопросе: м.р.ед.ч. –ый­ий­ой В окончании Глагол Между частями слов (соединительная) После мягк. согл; после ж,ш,ц После числит. После тверд. Согл,кроме ж,ш,ц 1 спр 2 спр ­е­ ­и­ ­о­ Прилагательные ­чив­лив; ­еньк­оньк; ­оват­еват­; ­овит­ чат, ­ист и др. ­е­  ­ут­ют   Искл: брить, -и- ­ат­,ят Искл.: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. В суффиксе Существительного и­ы после приставки в начале корня После приставки (русские слова) кроме меж­, сверх­ После заимствованных слов  ­ек­ик­ ­ец­иц­ На ­мя ­от­  ­изн­ ев­ ость ­ очк­ ,оньк и др. Ы И в Р.п. выпадает В Р.п не выпадает м.р ж.р. В косв. пад.­ен­ ­ек­ ­ик­ ец иц Пре—при­ Приближение, присоединение, близость Неполное действие. В приставке Раз­роз­  Рас­рос­ За­ во­ об   От­  о – обо­ Под­   Над­ После шипящих и ц И­Ы после Ц Жи, ши  ча, ща, чу, щу, же,  ше , кроме заимств. =очень   =пере Под ударение Без ударения Суфф., оконч Искл: Цыган цыплёнок цыпочки цыц цыкнул Корень, на ­ция При­ ПЕРЕ ­  Рос­  Роз­  Раз­ Рас  ­ы­ ­и­