КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».
Рассмотрено на методическом совете КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Протокол №___от ______2016 г. Председатель_______________ Н.А. Захарченко |
«Согласовано» Заместитель директора по УР КГОБУ ««Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» __________Танина Г.А. «____»________2016 г. |
«Утверждаю» Директор КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ___________Логачева О.Д. «____»________2016 г. |
Рабочая программа
«Тропинка к своему Я»
Составитель:
Педагог-психолог:
Коломиец В.В.
г. Петропавловск – Камчатский
Пояснительная записка.
В начальной школе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, быть хорошим, у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Сейчас ребенок может думать, что он плохой, потому что он плохо пишет, и эта тенденция может закрепиться , если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое значение имеет помощь ребенку в исследовании себя и своего окружения.
Также постепенно внимание детей начинает смещаться с учебной деятельности на отношения с педагогами, сверстниками, родителями. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им.
Цель программы: развитие умения понимать самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителями.
Задачи:
- формирование представлений о себе
- развитие творческих способностей
- развитие стремления фантазировать
- развитие волевых навыков
- развитие умения учитывать желания других людей
- развитие умения договариваться, уступать друг другу
- формирование взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им.
- сформировать навыки выполнения упражнений на снятие мышечного напряжения;
- научить ощущать свои телесные проявления;
- научить выражать возникающие чувства и ощущения в процессе выполнения заданий.
Организация работы: занятия проходят в кабинете психолога 1 раз в неделю продолжительностью 20 мин.
Организационная структура занятий
1. Ритуал приветствия и разминка
Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.
2. Основная часть
В основной части предлагаются приемы и упражнения, направленные на решение задач данного занятия.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, работа в парах, психологическая игра, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
3. Заключительная часть
Подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.
При необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Адресат.
Данная программа предназначена для групповых занятий с учащимися 3 «а» + 4 «а» в течении одного года обучения.
Структура программы.
Программа состоит из четырех разделов, каждый из которых имеет свои отдельные цели и задачи.
Первый раздел «Наши чувства» направлен на актуализацию у детей знаний об эмоциональные сферы человека.
Задачи:
- напомнить детям о существующих эмоциях людей;
- развитие понимания существующих качеств людей;
- умение понимать эмоциональное состояние окружающих.
- развитие понимания что каждый человек уникален;
- помочь ребенку лучше понять себя;
- развитие умения договариваться.
В данном разделе дети работают в основном на специально подготовленных распечатанных листах с заданиями, соответствующими теме занятия, учатся слушать окружающих, учатся соблюдать порядок, уважать мнение сверстников.
Второй раздел «Я и мои друзья» направлен на помощь детям в осознавании качеств настоящего друга.
Задачи:
- помочь детям осознать качества настоящего друга;
- подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить;
- развитие умения работать вместе со сверстниками;
Дети играют в коллективные игры, целью которых является развитие коммуникации, разыгрывают сценки, коллективно рисуют на одну поставленную тему, создают коллажи. В данном разделе используются следующие игры и упражнения: «Кто сказал спасибо?», «Качества настоящего друга», «Одинаковые скульптуры», Спасибо тебе за…», «Передай чувства», «Найди себе пару» и др.
Третий раздел «Я отдыхаю» направлен на снижение эмоционально-психического напряжения, тревожности, на осознание своих телесных ощущений и переживаемых чувств, и конечно же на снятие мышечного напряжения.
Задачи:
- научить ребенка расслабляться под музыку;
- сформировать навыки выполнения упражнений на снятие мышечного напряжения;
- научить ощущать свои телесные проявления;
- научить выражать возникающие чувства и ощущения в процессе выполнения заданий.
Данный раздел в основном осуществляется в темной сенсорной комнате. Большинство занятий проходят под спокойную и мелодичную музыку. Для реализации данного раздела используется интегративный подход, включающий в себя методы поведенческой и игровой терапии, музыкотерапии, психокоррекционные игры и психорегулирующую тренировку, дыхательные упражнения, упражнения на мышечное расслабление и упражнения для снятия эмоционального напряжения, психогимнастику («Поссорились два петушка», «Дракон кусает свой хвост», «Драка», «Пузырь», «Море», «Буратино», «Апельсин», «Черепашка» и др.).
Четвертый раздел «Мои способности и возможности» направлен на помощь ребенку в осознании своих качеств и умений.
Задачи:
- привлечь внимание к процессу взросления;
- помочь детям усвоить понятия «способности», исследовать свои способности возможности;
- ввести понятие «внутренний мир человека», акцентировать его ценность и уникальность;
- помочь понять свое место среди одноклассников;
В данном разделе используются такие игры и упражнения как: «Интервью», «Роли», «Работа со сказкой», «Сумка», «Мои способности», «Отгадай кто я?», «Маленькая страна», «Иголки» и др.
Критерии освоения программы.
1. отсутствие конфликтов во время игр и упражнений;
2. умение соблюдать правила коллективной игры;
3. умение находить компромисс в решении конкретных задач;
4. умение уступать в различных ситуациях во время занятий;
5. умение договариваться для решения поставленных задач;
6. умение расслабляться под музыку (отдыхать некоторое время 10-15 мин);
7. умение выполнять упражнения на снятие мышечного напряжения;
8. умение выполнять дыхательные упражнения;
9. понимание и знание основных чувств человека;
10. умение находить положительные качества в себе и других;
11. знание своих способностей, умений
12. знание понятия «внутренний мир человека».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата |
Тема занятия |
Кол-во занятий |
Упражнения |
2- 23сентября |
Диагностика |
4 |
Психологическая диагностика (Семаго) |
30 сентября |
«Знакомство» |
1 |
«Наши имена», «Клубочек» |
7 октября |
«Мои чувства и эмоции» |
1 |
«Чувства», «Напиши рассказ», «Догадайся» |
14 октября |
«Понимаем чувства другого» |
1 |
«Догадайся и напиши», «Что чувствует, когда..», «Нарисуй чувство» |
21 октября |
«Мы испытываем разные чувства» |
1 |
«Ситуации и чувства», «Чем отличаются», «Соедини», «Школьные ситуации» |
28 октября |
«Настоящий друг» |
1 |
«Кто сказал спасибо», «Незаконченные предложения», «Качества настоящего друга» |
18 ноября |
«Умею ли я дружить» |
1 |
«Чувства и ассоциации», «Кто сказал прости», «Одинаковые скульптуры». |
25 ноября |
|
|
|
2 декабря |
|
|
|
9 декабря |
«Какой я?» |
1 |
«Допиши предложения», «Сундучок», «Правильный-неправильный», «Качества великих людей». |
16 декабря |
«Какой ты?» |
1 |
«Допиши предложения», «Качества друзей», «Ожерелье» |
23 декабря |
«Учимся договариваться» |
1 |
«Закончи предложения», «Что значит договориться?», «Вычеркни лишнее», «Праздник» |
13 января |
«Я отдыхаю» |
1 |
Оборудование темной сенсорной комнаты, техники релаксации. |
20 января- 3 февраля |
«Дышим правильно» |
3 |
«Кулачки», «Шарик», «Ветер», «Свечка» |
10 февраля |
«Наше тело» |
1 |
«Струночка», «Кобра», «Лучики» |
17-24 февраля |
«Мои ощущения» |
2 |
«Волшебные точки», «Мытье головы», «Ушки», «Сова», «Теплые ручки», ходьба по коврику |
3-10 марта |
«Фантазия» |
2 |
«Буратино», «Опушка леса», «Звуки природы» |
17 марта |
Увлекательный песок» |
1 |
Игры с кинестетическим песком, «Сказка из песка». |
21 апреля |
«Расту=взрослею» |
1 |
«Взрослое имя», «Сумка», «Детские качества», «Отвечаем на вопросы» |
28 апреля |
«Мои способности» |
1 |
«Что такое способности?», «Какие бывают способности», «Я хорошо делаю….», «Примеры», «Составь предложение» |
5 мая |
«Мои интересы» |
1 |
«Что такое интерес», «Интересы одноклассников», «Домашнее задание» |
12 мая |
«Мой внутренний мир» |
1 |
«Отвечаем на вопросы», «Машина чувств», «Мое мнение», «Планета» |
19 мая |
«Уникальность внутреннего мира» |
1 |
«Отвечаем на вопросы», «Придумай рассказ» |
26 мая |
«Мои друзья- мальчики и девочки» |
1 |
«Отвечаем на вопросы», «Солнечная система», «Мнения людей», «Сказочные герои» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.