Труд крестьян

  • docx
  • 11.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала труд крестьян.docx

Министерство науки и образования Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

 

 

 

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

 

 

 

Технологическая карта пробного урока окружающего мира

МБОУ «СОШ 8» г. Астрахани

Класс: 3Б, Тема: «Что создавалось трудом крестьянина?»

 

 

 

 

___________Студент: Третьякова Д.Ю.

___________Учитель: Сычева Е.В.

___________Методист: Ванюшина Е.Е.

Оценка за урок:___________

 

 

Астрахань, 2025

Тема

Что создавалось трудом крестьянина?

Цель

 Сформировать представления об основных занятиях крестьян на Руси

Задачи

1. Образовательная: раскрыть особенности мужского и женского труда в деревенских семьях, выяснить, какими орудиями труда пользовались при сельхозработах; рассказать, как деревенские дети помогали взрослым.

2. Развивающая: способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, речи; развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, обогащать словарный запас обучающихся.

3. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, гордость за свой народ, уважение к традициям, расширять кругозор и любознательность детей, поддерживать интерес к предмету.

Планируемые образовательные результаты учащихся

Предметные:

- объяснять, кто такой "крестьянин", что такое "орудие труда" 

- знать мужской труд крестьянина 

- знать женский труд крестьянки 

- знать детский труд ребенка крестьянина 

- знать особенности положения крепостных крестьян

Личностные:

- умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;

- нравственно оценивают усвоенное содержание занятия.

Метапредметные:

Регулятивные - выполнять учебное задание в соответствии с целью; ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания; выполнять корректировку учебного задания; осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь различать  предметы, созданные человеком.

Познавательные - планировать свою работу по изучению нового материала; развитие умения выделять главное и анализировать, самостоятельно предполагать, проводить аналогии между изучаемой темой и собственным опытом (под руководством учителя); раскрывать понятие «деньги» и использовать его в активном словаре.

Тип урока

Открытие новых знаний

Форма проведения

Объяснительно-наглядная, фронтальная, групповая

Учебное оборудование, материалы для учащихся

Учебник, раздаточный материал, рабочая тетрадь

Учебное оборудование и материалы для учителя

Конспект, презентация

Используемая учителем литература

Учебник «Окружающий мир» 3 класс, интернет-ресурсы

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, экран.

Дата проведения

10.04.2025

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

 

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Юрьевна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

Прозвенел звонок весёлый,

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

-Садитесь

-Проверьте свою готовность к уроку, у вас должен быть учебник, тетрадь, пенал и карточки, которые я раздала вам.

-Давайте приступим к уроку

Здороваются с учителем

 

 

 

Слушают

 

 

 

Проверяют готовность к уроку

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)

2. Актуализация знаний

-Над какой темой вы работали на прошлом уроке?

-В каком году крестили Русь?

-Кто решил крестить русский народ?

 

-Как происходил обряд крещения?

 

-Что изменилось после крещения?

-Вспомните и назовите храмы Астраханской области

-Как называют людей, верующих в Христа?

-Какие праздники празднуют христиане?

 

 

 

-Расскажите о любом христианском празднике, который вы запомнили

-Принятие христианства на Руси

-988

-Владимир Красное Солнышко

-Люди входили в р. Днепр, где их поочередно крестили

-Стали строить новые школы, храмы, повысилась грамотность

-Христиане

-Пасха, Рождество, Крещение, Благовещение (ветками вербы украшают дома)

Ответы детей

Коммуникативные: участвовать в диалоге. Высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

3. Самоопределение к деятельности

-Давайте вспомним, кто такие крестьяне.

-Кого на Руси называли крестьянином?

 

-Чем они занимались?

-Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Давайте соберем пословицы.

Поле пахать –

не вынешь и рыбки из пруда.

Делу время –

а лень портит.

Без труда –

не руками махать.

Землю солнце красит,

потехе час.

Труд кормит,

а человека труд.

-А теперь давайте посмотрим на доску и проверим, правильно ли мы собрали пословицы.

-Чему посвящены пословицы?

-Правильно. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

-О труде кого?

-Сформулируйте тему урока

 

-Тема урока: «Что создавалось трудом крестьянина?»

-Какую цель поставим перед собой?

 

-Тех, кто жил в сельской местности, работал на земле

-Сельским хозяйством

 

 

-Поле пахать – не руками махать

Делу время – потехе час

Без труда – не вынешь и рыбки из пруда

Землю солнце красит, а человека труд

Труд кормит, а лень портит

 

 

 

 

 

 

 

-Труду

-О труде

 

-Труде крестьянина

-Что создавалось трудом крестьянина

 

 

-Узнать, чем занимались крестьяне на Руси

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли)

Регулятивные УУД

(умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков)

Познавательные УУД (ориентироваться в системе знаний)

4. Изучение нового материала

 

-Какими качествами обладал крестьянин-труженик?

-Как вы думаете, у крестьян одинаковый был труд?
-Ребята, можно ли труд славян разделить на мужской, женский и детский?
-Предположите, чем могли бы они заниматься.

-Для этого попробуем отгадать загадки, которые нам помогут назвать занятия крестьян

Белая хожу по лугу,

Дам парное всем на ужин.

Хозяин с ведёрком ждёт меня с утра,

Чтоб дать молока всему двору сполна!

-Что это за труд?
-В лесу стою, молчу,
А приду домой, всех согрею.
Крестьянин сильный меня берёт,
И в печь жарко бросает.

-Что это за труд?
-Чёрная, глубокая,
Семена принимаю я

Идёт крестьянин с плугом за мной,
Чтоб урожай щедрый пришёл зимой.

-Что это за труд?
-Из ниток тонких чудо рождаю,
Холст цветной я создаю, играя.
Крестьянка ловко челнок ведёт,
И ткань нарядную народ ждёт.
-Что это за труд?
-Доски, брёвна – всё в дело идёт,
Крыша над головой скоро встаёт.
С топором, пилой крестьянин умелый,
Строит дом – надёжный и целый.

-Что это за труд?
-Из коры берёзы их плетём,
Ноги в них защитим от земли.
Крестьянин ловко кору снимает,
И лапти прочные всем сплетает.

-Что это за труд?
-Игла в руках, нитки цветные,
Узоры на ткани, словно живые.
Крестьянка умело иглой владеет,
И полотенца красотой согреет.

-Что это за труд?
-Кузнец горн раздувает, металл раскаляет,
Мечи и копья он искусно куёт.
Защита и сила в них заключена,
Чтоб землю родную уберечь от врага.

-Что это за труд?

-Можете в учебнике на странице 100-101 посмотреть на то, чем занимались крестьяне

-Сейчас вы посмотрите видеоролик о труде крестьян, их занятиях

Просмотр видеоролика

-Самым главным делом славян постепенно становится земледелие. Труд был очень тяжёлым. Если новый участок земли был в лесу, то сначала зимой вырубали участок леса

-Какое орудие труда использовали для этого?

-Весной его выжигали, зола служила удобрением. После этого поле рыхлили при помощи сохи

Изображение сохи

-Соха - сельскохозяйственное орудие для вспашки земли

-После того, как сохой проходили по полю, наступала очередь бороны

Изображение бороны

-Борона использовалась для того, чтобы рыхлить землю, разбивать комья земли

-Когда наступала пора уборки урожая, крестьяне брали в руки серп

Изображение серпа

-Серп — закругленное ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур, жатвы хлебов и резки трав.

-Затем, когда зерно было собрано, и оставалась только трава, в дело вступала коса

Изображение косы

-Коса. Ручная коса представляет собой длинное металлическое лезвие, загнутое чуть внутрь. Используется для заготовки сена, когда косят травы.

-Осенью, после уборки урожая, крестьяне вновь брались за плуг, но уже для глубокой обработки почвы

Изображение плуга

-Плуг — орудие для вспашки плотной почвы.

Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли.

-Ну а для работы в огороде и во дворе у крестьянина всегда были под рукой грабли и вилы

-Знаете ли вы, для чего нужны грабли?

 

-А для чего нужны вилы?

 

-У кого есть такие орудия труда дома для огорода, сада?

-Давайте вспомним, чем занимались женщины?
-Как вы думаете, какие орудия труда они использовали для этого?
-Прежде чем шить, нужно было получить нитки и ткань. И для этого нужны были прялка и ткацкий станок. Кто-нибудь знает, что это такое и для чего они нужны?
-Прялка – это инструмент, с помощью которого крестьянка из волокна (шерсти, льна, конопли) скручивала нить. А что потом делали с этой нитью?
-Верно, дальше они ткали при помощи ткацкого станка. Знаете ли вы, что это?
-Ткацкий станок – это более сложное устройство, которое позволяло из ниток создавать полотно ткани

-Что могла сделать с помощи этих орудий труда крестьянка?

-Теперь выполним небольшое задание: я вам буду давать картинки, а вы должны будете повесить ее в левую колонку, если этим занимались мужчины, в правую – если женщины

-Как вы думаете, что выращивали крестьяне?

-Крестьяне выращивали пшеницу, рожь, ячмень, гречиху, лен, мак. В июне начинался сенокос - крестьяне косили траву, чтобы заготовить сено для животных на зиму. А в июле и августе все силы бросали на уборку хлебов – собирали пшеницу, рожь и ячмень. После того, как зерно убирали, приходило время собирать овощи, которые росли в огородах.

-Какие овощи ели крестьяне, кто помнит?

-Крестьянам следовало быть не только трудолюбивыми, но и внимательными. Они должны были наблюдать за погодой и определять, при какой погоде лучше проводить пахоту и сев, когда убирать урожай и многое другое. Так складывались народные приметы. Например, есть такая поговорка: «На всякое семя – свое время». Как вы ее понимаете?

-Трудолюбие, честность

 

-Нет, занятия мужчин и женщин отличались

-Да

 

-Мужчины пахали землю, женщины готовили еду

 

 

 

 

 

 

 

-Доить корову

 

 

 

 

-Рубить дрова

 

 

 

 

-Пахать землю

 

 

 

 

-Ткать

 

 

 

 

-Строить

 

 

 

 

-Плести лапти

 

 

 

 

-Вышивать

 

 

 

 

-Делать оружие

Смотрят изображения

 

 

 

Смотрят видеоролик

Слушают

 

 

 

 

 

-Топор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Для выравнивания поверхности почвы

-Для перекапывания гряд в огороде

Ответы детей

 

-Ткали, вышивали, готовили

 

-Прялка

 

Ответы детей

 

 

 

-Ткали

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

-Полотенце, одежду, платки

 

Выполняют задание вместе с учителем

 

 

 

-Рожь, пшеницу

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

-Морковь, свекла, репа

Слушают

 

 

 

 

 

-Все в жизни имеет свое место и время, не надо торопиться сделать что-то

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

Регулятивные: сознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

Коммуникативные: контролировать действия партнера; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

5. Физкультминутка

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Подтянулись мы, присели.

Ах, какая благодать,

Но и меру надо знать

Повторяют движения за учителем

Коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других)

6. Продолжение работы по теме

-В каждой семье были дети, у которых свои обязанности. Ребята, а у вас есть обязанности в семье? Какие?

-Помогаете ли вы своим родителям в домашнем хозяйстве?

-Знаете, даже если вы выполняете свои обязанности дома и помогаете родителям, то все равно сравнивать свою домашнюю работу с трудом крестьянских детей не стоит. А вот почему, вы должны будете сейчас прочитать.

-Будем выполнять задание в группах. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа. 1 группа прочитает о труде крестьянских детей на странице 102 первые 2 абзаца. 2 группа читает тот же текст на странице 102, но 3 и 4 абзацы. 3 группа читает текст на странице 106 о труде крепостных крестьян. После прочтения вы будете отвечать на вопросы

-1 группа:

-Когда начинали трудиться дети?

-Что должен уметь делать мальчик в 6-7 лет?

 

 

-А в 9 лет что должен уметь делать мальчик?

 

 

-Как вы понимаете слово «силки»?

Изображение силка

-Силок - приспособление для ловли птиц и мелких животных. Обычно представляет собой конструкцию из подручных материалов: верёвочную петлю, привязанную или прикреплённую к дереву

-В 14 лет что должен уметь мальчик?

 

2 группа:

-Что дарили девочке при рождении?

-Что должна уметь девочка в 6 лет?

-Какую работу должна выполнять девочка в 13-14 лет?

-Чем она занимается летом?

 

-Что должны были делать и мальчики, и девочки?

Вопросы для всех:

-Согласны ли вы с тем, что ваши обязанности нельзя сравнивать с их трудом? Почему?

-Посмотрите на картины, изображенные на слайде. Они также есть у вас в учебнике на странице 103

-Прочитайте название 1 картины и ее автора

 

-Кто изображен на картине?

-Как они одеты?

 

 

 

 

-Как вы думаете, сколько им лет?

-Что они делают?

-Прочитайте название 2 картины и ее автора

 

 

-Кто такие жницы?

-Жница – женщина, которая срезает серпом или косой колосья в поле

-Кто изображен на картине?

-Как вы думаете, сколько им лет?

-Что у них в руках?

 

 

 

-Что они делают?

 

 

 

-Посмотрите на слайде на картины В.Е. Маковского «Девочка с гусями в поле», И.С. Куликова «Пряхи». Вот так выглядели девочки, которые помогали по хозяйству, пряли, следили за домашними животными

-Как бы бедно ни жили крестьяне, как бы ни были загружены работой, они находили время на шутки. Как вы думаете, как могли крестьяне во время работы смеяться, веселиться?
-Каждое лето на крестьянском огороде появлялось пугало. Главная задача пугала oтпугивать птиц, но его делали так, чтобы и народ позабавить. Чтобы сделать смешного, страшного «сторожа», нужно было немного: старая одежда, разбитый горшок, ведро, веник да несколько палок. В работе принимали участие все члены семьи, и каждый предлагал свой «проект»: волосы из соломы, нос из картофелины, поясок из верёвки.
-А что же делали с пугалом, когда урожай был собран?

 

 

-А кто-то из вас видел пугало на даче или в огороде?
-Опишите, как выглядело бы ваше пугало, если бы вы жили в крестьянской семье.

3 группа:

-Основное богатство у народа на Руси была земля. Вспомните, кто владел землей на Руси?
-Теперь давайте посмотрим, как же жили помещики и крепостные крестьяне. Кто такие крепостные крестьяне?
-Верно, крепостные крестьяне - люди, которые были прикреплены к земле крупных землевладельцев-помещиков
-Что обязаны были делать крепостные крестьяне?
-Так что же такое крепостное право?

 

 

 

-Что мог делать помещик над своими крепостными?

 

-Почему крепостные крестьяне неохотно выполняли работу?


-Какие были результаты крепостного права в России?

 

-Выполним небольшое задание: на слайде представлены словосочетания. Вы должны распределить их: в левый столбик слова, соответствующие помещику, в правый – крестьянину

 – жили очень бедно;

 – бесправные;

 – наказывали крестьян;

 – заставляли работать;

 – продавали крестьян;

 – угнетатели;

 – выполняли любую трудную работу

-Посмотрите на картину на странице 107. Как она называется?

 

-Как вы думаете, почему она имеет такое название?

 

-Кого же продают?

 

-Как к этому относятся окружающие?

 

 

 

-Как вы думаете, нравилась такая тяжелая жизнь крестьянам?

-Поэтому очень часто крестьяне убегали от помещиков. А помещики боялись, что все крестьяне разбегутся, и некому будет работать на них.

-Почему многие люди боролись за отмену крепостного права?

 

-Есть ли сейчас крепостное право?

Портрет Александра 2

-19 февраля 1861 года царь Александр 2 подписал Манифест об освобождении крестьян. Крепостное право было отменено

-Кто же отменил крепостное право?

-В каком году?

-Сейчас проверим, как вы усвоили тему урока. Посмотрите на листочки, которые я вам раздала. Будете работать в паре. Попробуйте расшифровать текст и вставить пропущенные слова, а мы потом проверим

-Да, мыть посуду, убираться

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-С ранних лет

-Ездить верхом, учиться управлять лошадью, отводить ее на водопой

-Работать в поле, ходить на охоту, ставить силки, стрелять из лука

-Не знаем

 

 

 

 

 

 

-Он уже может заменить отца

 

-Игрушечную прялку

-Уметь прясть

-Стирать, готовить, доить, ткать, шить, вязать

-Работает в огороде, собирает грибы и ягоды

-Следить за младшими братьями и сестрами

 

-Да, у них были труднее занятия, чем у нас

 

Смотрят на картины

 

 

-А.И.Корзухин «Птичьи враги»

-Мальчики

-Подростки одеты очень просто: просторные рубахи, мешковатые штаны, на головах — картузы. Все трое босы

-8-10 лет

-Отправляются ловить птиц

-А.Д.Кившенко «Дети, несущие в поле обед жницам»

-Не знаем

 

 

-Дети

-Лет 10

-В руках у них корзинки с кушаньем, узелки и кувшины с питьём

-Несут еду работающим женщинам (своим родителям, кот трудятся в поле)

Смотрят картину

 

 

 

 

-Шутили, пели песни, играли

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-С наступлением осени пугало бережно складывали и убирали в сарай до следующего года.

Ответы детей

 

Ответы детей

 

 

-Помещики

 

 

-Люди, которые были прикреплены к земле крупных помещиков

 

 

 

-Жить на земле помещиков и работать на них

-Когда крепостные работают на 1 помещика и живут на его земле

-Продать, обменять его, отправить на военную службу

-Потому что все результаты работы доставались помещику

-Уменьшились урожаи, денег не хватало, царила бедность

-Слева: наказывали крестьян, заставляли работать, продавали крестьян, угнетатели

Справа: жили очень бедно, бесправные, выполняли любую трудную работу

 

 

 

 

 

-Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого

-Название связано с тем, что на картине изображена сцена купли-продажи

-Молодую крестьянскую девушку

-Окружающие относятся к этому спокойно, для помещиков это привычное дело

-Нет, им хотелось свободы

 

 

 

 

 

-Не было свободы у крепостных, были ужасные условия для них

-Нет, его отменили

Смотрят

 

 

 

-Александр 2

-19 февраля 1861 году

-Страна отставала в экономике

 

 

 

-Рано утром будил крестьянскую семью петух. Его в народе называли горланом и будильником. Вся семья усаживалась за стол и завтракала. Они ели кашу и хлеб.

Вместе с солнышком начинался трудовой день крестьян. Дружно все взрослые и подростки отправлялись в поле на работу. Они брали с собой серп, косу, грабли и вилы. Этими орудиями труда крестьяне жали, косили, гребли и убирали урожай.

Дружно поработав, около полудня крестьяне обедали. Затем для всей семьи наступал час отдыха.

Ближе к вечеру каждый находил себе работу по дому: подметали, ухаживали за скотом, пилили дрова, ткали, пряли, готовили ужин.

На закате солнца, собравшись всей семьей, крестьяне играли на гуслях и дудочке, рассказывали сказки, учили мудрости детей, пели народные песни.

Познавательные: умение извлекать нужную информацию.

Коммуникативные: умение говорить, переработка информации на основе анализа.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

7. Итоги урока

-Наш урок подходит к концу. Над какой темой мы работали сегодня?

-Какую цель ставили перед собой?

 

-Какие основные орудия труда были у крестьян?

-Какую работу выполняли мужчины в хозяйстве?

-Какую работу выполняли женщины?

-С какого возраста начинали трудиться дети?

-Расскажите, какую работу выполняли мальчики?

-Что делали девочки?

 

 

-Кто такие крепостные крестьяне? В чем особенность их положения?

 

-Домашнее задание: Уч., стр. 98-108 читать, пересказывать, отвечать на вопросы. Нарисуйте орудия крестьянского труда

-Что создавалось трудом крестьянина?

-Узнать, чем занимались крестьяне

-Борона, серп, грабли, вилы, коса, соха, плуг

-Строили, пахали землю, делали оружие

-Доили, убирались, ткали

-С 6 лет

 

-Стреляли их лука, ходили и помогали в поле

-Ткали, собирали ягоды, помогали старшим

-У них не было свободы, они делали все, что скажет помещик, их хозяин

Коммуникативные: формирование умения учебного сотрудничества с учителем; формирование умения объяснять свой выбор.

 

8. Рефлексия

-Оцените свою деятельность на уроке:

-Урок окончен, до свидания

Оценивают деятельность на уроке

Регулятивные: умение оценивать свою деятельность

 

 


 

Посмотрите также