Министерство науки и образования Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Технологическая карта пробного урока окружающего мира
МБОУ «СОШ 8» г. Астрахани
Класс: 3Б, Тема: «Что создавалось трудом крестьянина?»
___________Студент: Третьякова Д.Ю.
___________Учитель: Сычева Е.В.
___________Методист: Ванюшина Е.Е.
Оценка за урок:___________
Астрахань, 2025
|
Тема |
Что создавалось трудом крестьянина? |
|
Цель |
Сформировать представления об основных занятиях крестьян на Руси |
|
Задачи |
1. Образовательная: раскрыть особенности мужского и женского труда в деревенских семьях, выяснить, какими орудиями труда пользовались при сельхозработах; рассказать, как деревенские дети помогали взрослым. 2. Развивающая: способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, речи; развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, обогащать словарный запас обучающихся. 3. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, гордость за свой народ, уважение к традициям, расширять кругозор и любознательность детей, поддерживать интерес к предмету. |
|
Планируемые образовательные результаты учащихся |
Предметные: - объяснять, кто такой "крестьянин", что такое "орудие труда" - знать мужской труд крестьянина - знать женский труд крестьянки - знать детский труд ребенка крестьянина - знать особенности положения крепостных крестьян Личностные: - умеют сотрудничать с учителем и сверстниками; - нравственно оценивают усвоенное содержание занятия. Метапредметные: Регулятивные - выполнять учебное задание в соответствии с целью; ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания; выполнять корректировку учебного задания; осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь различать предметы, созданные человеком. Познавательные - планировать свою работу по изучению нового материала; развитие умения выделять главное и анализировать, самостоятельно предполагать, проводить аналогии между изучаемой темой и собственным опытом (под руководством учителя); раскрывать понятие «деньги» и использовать его в активном словаре. |
|
Тип урока |
Открытие новых знаний |
|
Форма проведения |
Объяснительно-наглядная, фронтальная, групповая |
|
Учебное оборудование, материалы для учащихся |
Учебник, раздаточный материал, рабочая тетрадь |
|
Учебное оборудование и материалы для учителя |
Конспект, презентация |
|
Используемая учителем литература |
Учебник «Окружающий мир» 3 класс, интернет-ресурсы |
|
Средства ИКТ |
Компьютер, проектор, экран. |
|
Дата проведения |
10.04.2025 |
Технологическая карта
|
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||
|
1. Организационный момент |
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Юрьевна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Прозвенел звонок весёлый, Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. -Садитесь -Проверьте свою готовность к уроку, у вас должен быть учебник, тетрадь, пенал и карточки, которые я раздала вам. -Давайте приступим к уроку |
Здороваются с учителем
Слушают
Проверяют готовность к уроку |
Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя) |
||||||||||
|
2. Актуализация знаний |
-Над какой темой вы работали на прошлом уроке? -В каком году крестили Русь? -Кто решил крестить русский народ?
-Как происходил обряд крещения?
-Что изменилось после крещения? -Вспомните и назовите храмы Астраханской области -Как называют людей, верующих в Христа? -Какие праздники празднуют христиане?
-Расскажите о любом христианском празднике, который вы запомнили |
-Принятие христианства на Руси -988 -Владимир Красное Солнышко -Люди входили в р. Днепр, где их поочередно крестили -Стали строить новые школы, храмы, повысилась грамотность -Христиане -Пасха, Рождество, Крещение, Благовещение (ветками вербы украшают дома) Ответы детей |
Коммуникативные: участвовать в диалоге. Высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. |
||||||||||
|
3. Самоопределение к деятельности |
-Давайте вспомним, кто такие крестьяне. -Кого на Руси называли крестьянином?
-Чем они занимались? -Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Давайте соберем пословицы.
-А теперь давайте посмотрим на доску и проверим, правильно ли мы собрали пословицы. -Чему посвящены пословицы? -Правильно. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? -О труде кого? -Сформулируйте тему урока
-Тема урока: «Что создавалось трудом крестьянина?» -Какую цель поставим перед собой? |
-Тех, кто жил в сельской местности, работал на земле -Сельским хозяйством
-Поле пахать – не руками махать Делу время – потехе час Без труда – не вынешь и рыбки из пруда Землю солнце красит, а человека труд Труд кормит, а лень портит
-Труду -О труде
-Труде крестьянина -Что создавалось трудом крестьянина
-Узнать, чем занимались крестьяне на Руси |
Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Регулятивные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) Познавательные УУД (ориентироваться в системе знаний) |
||||||||||
|
4. Изучение нового материала
|
-Какими качествами обладал крестьянин-труженик? -Как вы думаете, у крестьян одинаковый был труд? -Для этого попробуем отгадать загадки, которые нам помогут назвать занятия крестьян Белая хожу по лугу, Дам парное всем на ужин. Хозяин с ведёрком ждёт меня с утра, Чтоб дать молока всему двору сполна! -Что это за труд? Идёт крестьянин с плугом за мной, -Можете в учебнике на странице 100-101 посмотреть на то, чем занимались крестьяне -Сейчас вы посмотрите видеоролик о труде крестьян, их занятиях Просмотр видеоролика -Самым главным делом славян постепенно становится земледелие. Труд был очень тяжёлым. Если новый участок земли был в лесу, то сначала зимой вырубали участок леса -Какое орудие труда использовали для этого? -Весной его выжигали, зола служила удобрением. После этого поле рыхлили при помощи сохи Изображение сохи -Соха - сельскохозяйственное орудие для вспашки земли -После того, как сохой проходили по полю, наступала очередь бороны Изображение бороны -Борона использовалась для того, чтобы рыхлить землю, разбивать комья земли -Когда наступала пора уборки урожая, крестьяне брали в руки серп Изображение серпа -Серп — закругленное ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур, жатвы хлебов и резки трав. -Затем, когда зерно было собрано, и оставалась только трава, в дело вступала коса Изображение косы -Коса. Ручная коса представляет собой длинное металлическое лезвие, загнутое чуть внутрь. Используется для заготовки сена, когда косят травы. -Осенью, после уборки урожая, крестьяне вновь брались за плуг, но уже для глубокой обработки почвы Изображение плуга -Плуг — орудие для вспашки плотной почвы. Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли. -Ну а для работы в огороде и во дворе у крестьянина всегда были под рукой грабли и вилы -Знаете ли вы, для чего нужны грабли?
-А для чего нужны вилы?
-У кого есть такие орудия труда дома для огорода, сада? -Давайте вспомним, чем
занимались женщины? -Теперь выполним небольшое задание: я вам буду давать картинки, а вы должны будете повесить ее в левую колонку, если этим занимались мужчины, в правую – если женщины -Как вы думаете, что выращивали крестьяне? -Крестьяне выращивали пшеницу, рожь, ячмень, гречиху, лен, мак. В июне начинался сенокос - крестьяне косили траву, чтобы заготовить сено для животных на зиму. А в июле и августе все силы бросали на уборку хлебов – собирали пшеницу, рожь и ячмень. После того, как зерно убирали, приходило время собирать овощи, которые росли в огородах. -Какие овощи ели крестьяне, кто помнит? -Крестьянам следовало быть не только трудолюбивыми, но и внимательными. Они должны были наблюдать за погодой и определять, при какой погоде лучше проводить пахоту и сев, когда убирать урожай и многое другое. Так складывались народные приметы. Например, есть такая поговорка: «На всякое семя – свое время». Как вы ее понимаете? |
-Трудолюбие, честность
-Нет, занятия мужчин и женщин отличались -Да
-Мужчины пахали землю, женщины готовили еду
-Доить корову
-Рубить дрова
-Пахать землю
-Ткать
-Строить
-Плести лапти
-Вышивать
-Делать оружие Смотрят изображения
Смотрят видеоролик Слушают
-Топор
-Для выравнивания поверхности почвы -Для перекапывания гряд в огороде Ответы детей
-Ткали, вышивали, готовили
-Прялка
Ответы детей
-Ткали
Ответы детей
-Полотенце, одежду, платки
Выполняют задание вместе с учителем
-Рожь, пшеницу
Слушают
-Морковь, свекла, репа Слушают
-Все в жизни имеет свое место и время, не надо торопиться сделать что-то |
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные: сознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления Коммуникативные: контролировать действия партнера; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
||||||||||
|
5. Физкультминутка |
Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед, Подтянулись мы, присели. Ах, какая благодать, Но и меру надо знать |
Повторяют движения за учителем |
Коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других) |
||||||||||
|
6. Продолжение работы по теме |
-В каждой семье были дети, у которых свои обязанности. Ребята, а у вас есть обязанности в семье? Какие? -Помогаете ли вы своим родителям в домашнем хозяйстве? -Знаете, даже если вы выполняете свои обязанности дома и помогаете родителям, то все равно сравнивать свою домашнюю работу с трудом крестьянских детей не стоит. А вот почему, вы должны будете сейчас прочитать. -Будем выполнять задание в группах. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа. 1 группа прочитает о труде крестьянских детей на странице 102 первые 2 абзаца. 2 группа читает тот же текст на странице 102, но 3 и 4 абзацы. 3 группа читает текст на странице 106 о труде крепостных крестьян. После прочтения вы будете отвечать на вопросы -1 группа: -Когда начинали трудиться дети? -Что должен уметь делать мальчик в 6-7 лет?
-А в 9 лет что должен уметь делать мальчик?
-Как вы понимаете слово «силки»? Изображение силка -Силок - приспособление для ловли птиц и мелких животных. Обычно представляет собой конструкцию из подручных материалов: верёвочную петлю, привязанную или прикреплённую к дереву -В 14 лет что должен уметь мальчик?
2 группа: -Что дарили девочке при рождении? -Что должна уметь девочка в 6 лет? -Какую работу должна выполнять девочка в 13-14 лет? -Чем она занимается летом?
-Что должны были делать и мальчики, и девочки? Вопросы для всех: -Согласны ли вы с тем, что ваши обязанности нельзя сравнивать с их трудом? Почему? -Посмотрите на картины, изображенные на слайде. Они также есть у вас в учебнике на странице 103 -Прочитайте название 1 картины и ее автора
-Кто изображен на картине? -Как они одеты?
-Как вы думаете, сколько им лет? -Что они делают? -Прочитайте название 2 картины и ее автора
-Кто такие жницы? -Жница – женщина, которая срезает серпом или косой колосья в поле -Кто изображен на картине? -Как вы думаете, сколько им лет? -Что у них в руках?
-Что они делают?
-Посмотрите на слайде на картины В.Е. Маковского «Девочка с гусями в поле», И.С. Куликова «Пряхи». Вот так выглядели девочки, которые помогали по хозяйству, пряли, следили за домашними животными -Как бы бедно ни жили крестьяне, как бы ни были загружены
работой, они находили время на шутки. Как вы думаете, как могли крестьяне во
время работы смеяться, веселиться?
-А кто-то из вас видел пугало на даче или в огороде? 3 группа: -Основное богатство у народа на Руси была земля. Вспомните, кто
владел землей на Руси?
-Что мог делать помещик над своими крепостными?
-Почему крепостные крестьяне неохотно выполняли работу?
-Выполним небольшое задание: на слайде представлены словосочетания. Вы должны распределить их: в левый столбик слова, соответствующие помещику, в правый – крестьянину – жили очень бедно; – бесправные; – наказывали крестьян; – заставляли работать; – продавали крестьян; – угнетатели; – выполняли любую трудную работу -Посмотрите на картину на странице 107. Как она называется?
-Как вы думаете, почему она имеет такое название?
-Кого же продают?
-Как к этому относятся окружающие?
-Как вы думаете, нравилась такая тяжелая жизнь крестьянам? -Поэтому очень часто крестьяне убегали от помещиков. А помещики боялись, что все крестьяне разбегутся, и некому будет работать на них. -Почему многие люди боролись за отмену крепостного права?
-Есть ли сейчас крепостное право? Портрет Александра 2 -19 февраля 1861 года царь Александр 2 подписал Манифест об освобождении крестьян. Крепостное право было отменено -Кто же отменил крепостное право? -В каком году? -Сейчас проверим, как вы
усвоили тему урока. Посмотрите на листочки, которые я вам раздала. Будете
работать в паре. Попробуйте расшифровать текст и вставить пропущенные слова,
а мы потом проверим |
-Да, мыть посуду, убираться
Ответы детей
-С ранних лет -Ездить верхом, учиться управлять лошадью, отводить ее на водопой -Работать в поле, ходить на охоту, ставить силки, стрелять из лука -Не знаем
-Он уже может заменить отца
-Игрушечную прялку -Уметь прясть -Стирать, готовить, доить, ткать, шить, вязать -Работает в огороде, собирает грибы и ягоды -Следить за младшими братьями и сестрами
-Да, у них были труднее занятия, чем у нас
Смотрят на картины
-А.И.Корзухин «Птичьи враги» -Мальчики -Подростки одеты очень просто: просторные рубахи, мешковатые штаны, на головах — картузы. Все трое босы -8-10 лет -Отправляются ловить птиц -А.Д.Кившенко «Дети, несущие в поле обед жницам» -Не знаем
-Дети -Лет 10 -В руках у них корзинки с кушаньем, узелки и кувшины с питьём -Несут еду работающим женщинам (своим родителям, кот трудятся в поле) Смотрят картину
-Шутили, пели песни, играли
Слушают
-С наступлением осени пугало бережно складывали и убирали в сарай до следующего года. Ответы детей
Ответы детей
-Помещики
-Люди, которые были прикреплены к земле крупных помещиков
-Жить на земле помещиков и работать на них -Когда крепостные работают на 1 помещика и живут на его земле -Продать, обменять его, отправить на военную службу -Потому что все результаты работы доставались помещику -Уменьшились урожаи, денег не хватало, царила бедность -Слева: наказывали крестьян, заставляли работать, продавали крестьян, угнетатели Справа: жили очень бедно, бесправные, выполняли любую трудную работу
-Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого -Название связано с тем, что на картине изображена сцена купли-продажи -Молодую крестьянскую девушку -Окружающие относятся к этому спокойно, для помещиков это привычное дело -Нет, им хотелось свободы
-Не было свободы у крепостных, были ужасные условия для них -Нет, его отменили Смотрят
-Александр 2 -19 февраля 1861 году -Страна отставала в экономике
-Рано утром будил крестьянскую семью петух. Его в народе называли горланом и будильником. Вся семья усаживалась за стол и завтракала. Они ели кашу и хлеб. Вместе с солнышком начинался трудовой день крестьян. Дружно все взрослые и подростки отправлялись в поле на работу. Они брали с собой серп, косу, грабли и вилы. Этими орудиями труда крестьяне жали, косили, гребли и убирали урожай. Дружно поработав, около полудня крестьяне обедали. Затем для всей семьи наступал час отдыха. Ближе к вечеру каждый находил себе работу по дому: подметали, ухаживали за скотом, пилили дрова, ткали, пряли, готовили ужин. На закате солнца, собравшись всей семьей, крестьяне играли на гуслях и дудочке, рассказывали сказки, учили мудрости детей, пели народные песни. |
Познавательные: умение извлекать нужную информацию. Коммуникативные: умение говорить, переработка информации на основе анализа. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) |
||||||||||
|
7. Итоги урока |
-Наш урок подходит к концу. Над какой темой мы работали сегодня? -Какую цель ставили перед собой?
-Какие основные орудия труда были у крестьян? -Какую работу выполняли мужчины в хозяйстве? -Какую работу выполняли женщины? -С какого возраста начинали трудиться дети? -Расскажите, какую работу выполняли мальчики? -Что делали девочки?
-Кто такие крепостные крестьяне? В чем особенность их положения?
-Домашнее задание: Уч., стр. 98-108 читать, пересказывать, отвечать на вопросы. Нарисуйте орудия крестьянского труда |
-Что создавалось трудом крестьянина? -Узнать, чем занимались крестьяне -Борона, серп, грабли, вилы, коса, соха, плуг -Строили, пахали землю, делали оружие -Доили, убирались, ткали -С 6 лет
-Стреляли их лука, ходили и помогали в поле -Ткали, собирали ягоды, помогали старшим -У них не было свободы, они делали все, что скажет помещик, их хозяин |
Коммуникативные: формирование умения учебного сотрудничества с учителем; формирование умения объяснять свой выбор.
|
||||||||||
|
8. Рефлексия |
-Оцените свою деятельность на уроке:
-Урок окончен, до свидания |
Оценивают деятельность на уроке |
Регулятивные: умение оценивать свою деятельность
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.